Главные вкладки

    Общество Древнего Египта.
    план-конспект урока истории (5 класс) по теме

    шевцова светлана алексеевна

    Конспект урока по истории Древнего мира для 5 класса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx94.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Общество древнего Египта.

    Конспект урока для 5 класса.

    Подготовила

    Учитель истории

     ГОУ СОШ №262

    Шевцова С.А.

    Санкт –Петербург  2011

    Тема: «Общество древнего Египта».  (2 часа).

    Урок 1.

    Цель: познакомить учащихся со структурой египетского общества; рассмотреть права и обязанности каждой категории; сформировать представление о труде; подвести учащихся к пониманию того, что египетское государство действовало прежде всего в интересах государственных служащих; развивать умения работы с текстом, умения анализа и систематизации материала, умения работать с документами.

    Основные понятия: фараон, вельможа, крестьяне, ремесленники, иерархия.

    Тип урока:  комбинированный.

    Оборудование урока: учебно-методический комплекс  Е.В.Саплиной, А.И. Саплина; карта «Древний Египет»; иллюстративный материал;  документ «Слава писцу».

    План:

    1. Структура египетского общества.
    2. Фараон, чиновники.
    3. Писцы.
    4. Воины.
    5. Жрецы.
    6. Земледельцы и ремесленники.

    Ход урока:

    Опрос домашнего задания – задания № 1 – работа с картой:

    1.Рассказать о географическом положении и климатических условиях Древнего Египта?

    2.Какую роль в жизни египтян играл Нил?

    Задание №2 – заполните таблицу ( 1 человек на доске).

    Природные условия Древнего Египта

    Благоприятные

    Не благоприятные

    Как египтяне преодолевали и использовали неблагоприятные условия

    Задание №3 – работа со схемой – объединение страны под властью одного государства.

    40 государств – северный и южный Египет – белая корона и красная – 3000 г. до н.э.  – фараон – Мемфис.

    Учитель отмечает, что слова « страна» и «государство», следует различать.

    «Страна Египет» - это долина и дельта Нила, сама река, горы.

    «Государство Египет» - это власть, располагающая войсками, стражниками, чиновниками и др.

    Изучение нового материала.

    1.Структура египетского общества.

    Особенность – строгая иерархичность.

    Иерархия – последовательное расположение общественных слоев или служебных званий от высших к низшим, в порядке их подчинения.

    (работа в тетрадях и на доске)

    Фараон ( правитель, обладающий верховной военной ,

    судебной и жреческой властью).

    Высший слой знати (жрецы, родовая и военная аристократия).

    Аппарат чиновников ( охватывал всю страну).

    Особые категории населения

    (купцы, воины, земледельцы, ремесленники).

    В данную структуру общества не включены рабы. Они находились на самой низшей ступеньке общества и не имели никаких прав.

    2. Фараон, чиновники.

    Рассказ учителя.

    Жизнь фараона была строго регламентирована. Утром он читал донесения и отчеты. После умывания облачался в царское одеяние, приносил жертвы, слушал молитвы, наставления великого жреца, назидательные истории. Дальнейшее его время распределялось между приемами, судебными заседаниями, прогулками и развлечениями.

    Многие фараоны наверняка относились к своим обязанностям очень серьезно. Они ежедневно получали срочные донесения и были в курсе всех событий. Фараоны диктовали ответы, а при надобности созывали своих советников. ( Мотье П.- Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов.)

    Раздел « чиновники» изучается учащимися самостоятельно.

    Вопрос  для обсуждения:

    Какие обязанности выполняли чиновники в древнем Египте?

    Рассмотрение иллюстраций учебника.

    Закрепление:

    1. Какова особенность египетского общества?
    2. Назовите основные слои египетского общества?
    3. Какие права были у фараона?
    4. Какие права и обязанности были у чиновников?

    Домашнее задание: опережающее чтение параграфа .

    Урок 2.

    На этом уроке будет продолжено знакомство с египетским обществом. Оно поможет нам ответить на вопрос: какую роль в египетском обществе играли писцы, воины, жрецы, земледельцы и ремесленники.

    Краткий рассказ учителя.

    Фараон был всесильным владыкой. Ему подчинялись вельможи – знатные люди, царские советники и военноначальники. На службе у фараона и вельмож состояли многочисленные писцы. Они записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы. Большое хорошо обученное войско обеспечивало могущество фараона. Но большинство египетского народа составляли земледельцы  и ремесленники.

    Запись в тетрадь:

    Земледельцы – люди, занимавшиеся возделыванием земли.

    Ремесленники – люди, владевшие ремеслом.

    Поскольку материал параграфа был заранее прочитан  дома, организуется викторина «На службе у фараона».

    Вопросы викторины:

    1. Какая профессия считалась наиболее почетной и выгодной в Древнем Египте и почему?
    2. Какой материал использовали для письма?
    3. Что такое регулярные войска?
    4. Расскажите, какое оружие было у египетских воинов?
    5. Как вы думаете, почему судьба простого воина была очень тяжелой?
    6. К каким результатам приводили постоянные войны Египта?
    7. Какую роль в Египте играли жрецы?
    8. Какие обязанности были у жрецов?
    9. Какими знаниями надо было обладать жрецу?

    Подведение итогов.

    Учащимся предлагается заполнить таблицу.

    (работа в тетради)

    Труд

    Земледельцев

    Труд

    ремесленников

    Строили каналы и дамбы

    Ювелиры

    Рыхли землю мотыгами и плугом

    Горшечники

    Сеяли ячмень и пшеницу

    Кожевенники

    Вязали снопы

    Строители

    Обмолачивали зерно

    ткачи

    Столяры

    Плотники

    Особенность земледельческого хозяйства – ирригация – система орошения полей с помощью искусственных каналов ,дамб, водохранилищ, и др.

    В качестве закрепления и домашнего задания используется таблица.

    Категории

    населения

    Права

    Обязанности

    Как выглядели

    Литература:

    1. Андриевская Т.В. – Древний Восток. М.,1998
    2. Мотье П. – Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. М.,2000
    3. Саплина Е.В., А.И. Саплин-История древнего мира. М.,2002


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Общество Древнего Египта.

    Конспект урока по истории Древнего мира для 5 класса....

    « Украшения в жизни древних обществ, роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

    Данный материал будет предложен  вниманию учащимся 5 классов в 3 четверти, тема которой посвящена изучению роли декоративного искусства в жизни общества и каждого человека....

    Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта

    Цели: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в эпоху Древнего Египта;            сформировать представление о символике украш...

    План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

    Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

    Конспект урока по теме: "Украшения в жизни древних обществ.Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта".

    Конспект урока по теме: "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта" содержит подробную разработку урока. Учащиеся знакомятся с костюмом древних египтян (ф...

    презентация по теме: "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта"

    Тема расчитана на 2 часа. раскрывается на материале декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. На уроках учащиеся знакомятся с костюмом древних египтян (фараона, знатных людей, жреца, чиновник...

    Сценарий урока "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта"

    Сценарий урока "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта"...