Урок "Имя Античности" 10 кл.
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

урок - семинар, с использованием игровой, групповой, диалоговой технологий,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_antichnosti.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя. ( мотивация )

«Нам известны имена исторических деятелей «делавшие», по выражению В.О.Ключевского исторически известное жизненное дело… имена, которые уже утратили хронологическое значение, выступили из границ времени, когда жили их носители».

Значение деятельности таких людей выходило далеко за пределы своей эпохи. Их мысли и дела благотворно влияли на жизнь многих поколений. Такие люди стали для грядущих поколений жизненными путеводителями, нравственными двигателями.

Имена таких людей всегда интересовали и продолжают интересовать человечество. Подтверждение тому - наше время. (обратить внимание учащихся на выставку СМИ). В средствах печати с 2007 г. выходит один раз в неделю журнал «100 человек, которые изменили ход истории». А с апреля 2008 г. стартовал национальный проект «Имя России», свидетелями и даже участниками которого мы являемся.( на экране выведена таблица и график голосования по 12 кандидатам конкурса, данные взяты из Интернета накануне урока).

  1. Основная часть

(постановка целей и задач).

Роль личности в истории интересовала и будет интересовать людей. Эта тема актуальна. И сегодня наш семинар мы посвятили этой проблеме. Тема нашего урока «Имя Античности».

-Почему именно эту эпоху мы выбрали?

(-Античная эпоха или, как её часто называют, греко-римская - это часть всеобщей  истории, этим определяется её значимость, греко-римская  цивилизация самая  древняя  в  Европе, это  история  средиземноморского  мира, т.е. более широкое  понятие,  чем  история  собственно  Греции  и  Рима .

- Ф.Энгельс писал «… Без рабства не было бы греческого государства и римской  империи. А  без  того  фундамента,  который  был  заложен  Грецией  и Римом,  не  было  бы  и  современной Европы».)

Изучив материал по разделу «Античность» вы голосовали за кандидатов на звание «Имя Античности», из всех предложенных мы выбрали 12 наиболее известных вам: Аристотель, Гомер, Пифагор, Салон, Платон, Македонский, Спартак, Клеопатра, бр.Гракхи, Цезарь, Цицерон, Август.(учащиеся кратко представляют каждую личность; на экране представлена таблица и график предыдущего голосования учащихся).

Наше сегодняшнее обсуждение мы посвящаем личности первого римского императора Октавиана Августа.

Перед вами стоит задача – проанализировать условия, в которых проходило формирование личности; обсудить и дать объективную оценку делам и поступкам Октавиана. И закончив обсуждение, мы проведём очередное голосование по нашему проекту «Имя Античности».

(план работы)

Наше заседание будет проходить по следующему плану:

Сначала выступят «защитники», которые будут убеждать нас в достойности

данной личности носить «Имя Античности»; затем слово предоставим  оппонен- там, которые выскажут свои доводы . Руководит заседанием старшина –Вячеслав Головин (ученик, избранный учащимися).

(деятельностный этап)

Старшина:

- И так, перед нами личность Октавиана Августа.(на экране портрет Октавиана)

- Обсуждение проводится по плану ( на экране):

1.Условия формирования личности.

2. Дела и поступки.

3. Оценка деятельности современниками, историками и потомками.

- Заседание объявляю открытым. Слово «защитникам».

( учащиеся, используя собственные заготовки, раздаточный материал, статьи из хрестоматии, высказывают  свои аргументы  и  делают  выводы.

По первому пункту плана  даётся  характеристика эпохи, положение в стране, бытовые условия жизни личности, сословное происхождение, сведения о семье, близких и друзьях, физические и психологические качества личности Октавиана Августа.( «защитники» подчеркивают положительные моменты, оппоненты дополняют и опровергают сказанное, используя фактический материал.

По второму пункту – обсуждается  борьба за власть, внутренняя и внешняя политика.

По третьему, используются цитаты современников и историков, учащиеся дают свою собственную оценку (с комментарием).

Учитель заготавливает противоположные оценки личности (на случай, если учащиеся выберут при подготовке схожие оценки).

Старшина:

- Мы высказали различные мнения по кандидатуре. Октавиан Август - …

(обобщает сказанное или можно предложить составить словесный  портрет Октавиана Августа).

- Голосуем.(учащимся заранее розданы конверты с билютенями для голосования)

3.Заключительная часть. (рефлексия)

После голосования   предлагает учащимся поделиться мнением о проведённом заседании (обращается к тем, кто не проявил особой активности).Интересуется изменилось ли мнение учащихся об Октавиане Августе после данного разговора, достоин ли «Имени Античности». Благодарит всех участников за активную работу.

Тема «Имя Античности»

Тип урока  Семинар

Цель: рассмотреть «великие имена» всеобщей истории, отметить их заслуги,                    подробно изучить личность первого римского императора Октавиана Августа, обсудить и дать оценку его деятельности.

Задачи: рассмотреть различные формы и методы правления в Древнем Риме;

              развивать навыки работы с историческими источниками и    коммуникативные навыки;

              показать учащимся, что историю творят не только народные массы, но и отдельные личности.

Оборудование: раздаточный материал - отрывки из текстов Плутарха,  Светония, Кассия, Октавиана и др.

                           м\м презентация – портреты видных деятелей античной эпохи, таблицы и графики голосования по проекту «Имя Античности»; цитаты;

                          выставка средств печати по теме «Личность в истории»;

                          материалы для голосования.