Главные вкладки

    урок в 6 классе "Средневековая деревня и её обитатели" (История Средних веков)
    методическая разработка по истории (6 класс) по теме

    Разработка урока по истории Средних веков  по теме "Средневековая деревня и её обитатели" На уроке используется презентация.с заданиями по предыдущей теме.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МОУОО «Кипринская средняя общеобразовательня школа»

    Шелаболихинский район Алтайского края

    Конкурс – фестиваль «Информационно-коммуникационные технологии в образовании – 2009»

    Номинация «Активный пользователь ИКТ» - учитель (гуманитарий)

    Предмет: История Средних веков

    Тема: «Средневековая деревня и её обитатели»

    6 класс

    Автор разработки: Суконник Наталья Петровна, учитель

    Киприно – 2009

    Пояснительная записка

      Урок «Средневековая деревня и её обитатели» продолжает цикл занятий по Истории Средних веков, авторы программы Е.В.Агибалова и Г.М.Донской. Данный урок запланирован  в первой четверти. Во время урока учащиеся закрепляют знания, полученные на предыдущем уроке, и знакомятся с новым материалом. На уроке используются такие методы и приёмы: интерактивный опрос домашнего задания, тестирование, самооценка, беседа, показ иллюстраций, работа с документом, слайдами, ведение записей в тетради, работа с интерактивной доской. Цель урока – заинтересовать учащихся изучением темы, используя возможности интерактивной доски, закрепить умения учеников работать с доской и компьютером.

      В начале урока учитель проводит опрос домашнего задания, используя функции интерактивной доски и компьютера, тем самым активизируя учебную деятельность учащихся. Опрос домашнего задания проводится в нескольких формах: тестирование, работа со слайдами, вопросы, карточка самооценки «Как я ответил?» помогает учащимся самим оценивать свою работу на уроке. После опроса учащиеся сами выставляют друг другу оценки.

       Во время изучения нового материала ученики слушают учителя, отвечают на вопросы, работают с документом, с тетрадью, делают записи, работают с иллюстрациями на слайдах. Учитель проводит закрепление нового материала, используя работу с утверждениями на интерактивной доске и последующую рефлексию.

       Прогнозируемые результаты обучения.

       Учащиеся должны знать:

       - историю феодальных отношений в средневековой Европе,

       - знать значение слов повинности, барщина, оброк, феодальная вотчина,

       Учащиеся должны уметь:

       - оперировать определениями и понятиями по изученному материалу,

       - работать с интерактивной доской.

    Тема урока: Средневековая деревня и её обитатели.

    Тип урока: Урок изучения нового материала.

    Цель урока: Создать условия для изучения нового материала и закрепления пройденного с использованием возможностей интерактивного комплекса.

    Задачи урока: Создать условия для познавательного интереса учащихся  к истории формирования феодальных отношений, дать представление о особенностях жизни в средневековой деревне, закрепить знания о жизни рыцарей, способствовать формированию оперативно-контрольных умений, умений пользоваться интерактивной доской через работу со слайдами, воспитывать интерес к истории.

    Материально-техническая база и  оснащение: Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, учебник «История Средних веков», 6 класс, авторы Е.В.Агибалова, Г.М.Донской.

    Дидактическое обеспечение: слайд-презентация «Средневековая деревня и её обитатели», карточки с текстом.

    Форма проведения урока: урок с ИКТ

    Ход урока:

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    I. Организационный момент.

    Приветствие учащихся.

    Проверка готовности к уроку

    Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.

    Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

    II. Сообщение темы урока.

    Учитель выводит на экран интерактивной доски слайд с названием темы урока (слайд № 1):

     - Тема сегодняшнего урока «Средневековая деревня и её обитатели».

    Слайд № 2 «План урока».

    - На уроке мы повторим изученное  и узнаем, как жили крестьяне в средневековой деревне.

    Ученики слушают учителя, читают тему урока на слайде.

    III. Проверка домашнего задания.

    Учитель проводит опрос домашнего задания  с помощью слайдов.

    - Вспомним тему прошлого урока.

    - Проверим ваши знания о жизни рыцарей. У вас на партах есть карточки для самооценки «Как я ответил?» (Показывает карточку самооценки «Как я ответил?» (Приложение №1))  В ней вы будете отмечать ваши правильные и неправильные ответы. Если вы правильно ответили на вопрос, то ставите знак < + >, если ошиблись – знак < - >.

    Учитель выводит слайд № 3 «Проверим наши знания»:

    -  Итак, проверим наши знания. Первый вопрос: Как назывался общественный строй, существовавший в Средневековой Европе?

    Учитель во время урока напоминает ученикам, что они должны отмечать в карточке: + или  - .

    Слайд № 4 «Замок феодала»

    - Что такое замок?

    - Перед вами изображение замка. Подпишите основные части рыцарского замка.

    Учитель поощряет за правильный ответ, помогает исправить ошибки, говорит, что нужно ставить в карточке самооценки.

    Слайд № 5 « Военное облачение рыцаря»

    - Так одевались рыцари в Средние века. Подпишите, из чего состояло облачение рыцаря?

    Слайд № 6 «Занятия рыцарей»

    - Назовите основные занятия и развлечения феодалов

    Слайд № 7 «Тест» (Приложение № 2)

    - Сейчас проверим, как вы запомнили значения новых слов. Покажите стрелочками, какому слову подходит данное  определение?

    Учитель проверяет и напоминает об отметках в карточке «Как я ответил?».

    Ученики отвечают на вопросы :

    - «В рыцарском замке».

    Ученики знакомятся с тем, как работать с карточкой самооценки «Как я ответил?»

    - Феодальный строй.

    Ученик, ответивший на вопрос ставит в карточке < + >.

    - Замок – это жилище феодала и его крепость.

    Один из учеников называет и  подписывает на слайде основные части замка, остальные ученики проверяют правильность ответа и по необходимости исправляют. ( Нужно подписать: дом феодала, донжон, крепостные стены, башни, подъёмный мост, ров, хозпостройки)

    Ученик подписывает  части военного облачения рыцаря: шлем, забрало, кольчуга, меч, щит, копье, латы.

    - Война, турниры, охота и пиры.

    Ученики по очереди подходят к доске и стрелками соединяют слова в левом столбике с определениями в правом. Отмечают в карточке самооценки  свои ответы.

    IV. Оценка домашнего задания.

    Первоначальное оценивание работы учеников:

    - Подведем итоги. Передайте соседу по парте вашу карточку.

    Если  в карточке два и больше плюсов, нет минусов – ставите оценку «5». Если есть плюсы  и один или два минуса – оценка «4». Если минусов больше, чем плюсов – оценка «3». Если только минусы – «2».

    Теперь посмотрите свои оценки.

    У кого стоит оценка «5»?  Кто получил оценку «4»? «3»?

    Учитель отмечает у себя результаты опроса, хвалит отличившихся учеников, просит не расстраиваться  остальных.

    Учащиеся обмениваются карточками и дают оценку работы соседа.

    Ученики получают свои карточки и знакомятся с результатами оценивания. По просьбе учителя поднимают руку, сообщая о своей отметке.

    V. Изучение нового материала.

    Сообщение плана изучения нового материала.

    Беседа с просмотром демонстрационного материала.

    Работа с документом.

    Учитель выводит на экран доски тему урока «Средневековая деревня и её обитатели.» (Слайд № 8)

    - Вернёмся к теме сегодняшнего урока. Сегодня мы поговорим о том, как жили крестьяне в те далёкие времена, какие работы им приходилось выполнять в хозяйстве феодала, и что из себя представляла крестьянская община. Откроем тетради и запишем тему урока.

      Беседа по теме урока.

    - «Нет земли без сеньора» -такое правило существовало в Средние века. Вся земля к IX-X векам была захвачена феодалами. Поля, леса, луга, даже реки и озёра стали их собственностью. Возникла феодальная вотчина, или поместье.

    На экране слайд № 9 «Феодальная вотчина»

    Учитель рассказывает и показывает на доске.

    - Феодальная вотчина, или поместье, - хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.  Перед вами феодальное поместье.  Господский двор, а позднее – замок, был обнесен оградой, впоследствии стеной. Здесь был дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник, псарня.

    Пахотная и прочая земля в вотчине делилась на две части: на господскую и крестьянские наделы. Урожай с господских полей поступал в амбары помещика. Работая в своем хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью. На своих волах собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел. Леса, луга и воды были захвачены  феодалами, но ими пользовались и крестьяне.

     Слайд № 10 «Феодал и зависимые крестьяне» с таблицей

    - За пользование землёй зависимые крестьяне должны были нести повинности, то есть выполнять принудительные обязанности.

    Главными повинностями были барщина и оброк.

    Барщина – это все работы крестьян в хозяйстве феодала.

    Оброк – платежи крестьян феодалу продуктами и изделиями своего хозяйства.

    На столе перед вами лежит карточка «Средневековый документ»( Приложение № 3). В нем записаны повинности крестьян в феодальном владении. Прочитаем его и выполним задания.

    Дает время на выполнение задания. Если ученик затрудняется, учитель обращает внимание на экран доски.

    Проверка выполнения задания.

    -Вы поработали с документом, теперь проверим, как вы выполнили задание. Какие обязанности можно назвать оброком? Какие обязанности являлись барщиной?

    Первичный контроль- закрепление изученного

    Слайд № 11 «Барщина и оброк»

    Перед вами  две иллюстрации. Какая из этих иллюстраций изображает барщину? Почему вы так решили? На какой из них люди выполняют повинность в виде оброка? Докажите.

     

    Слайд № 12 «Крестьянская община».

    Рассказ учителя с использованием иллюстрации на слайде.

    - Крестьяне были объединены в общины, которые ведали прежде всего хозяйственными делами. Собираясь на сельский сход , крестьяне решали важные вопросы, которые касались всех членов общины: когда, что и где сеять, когда убирать. Поровну распределяла участки земли, создавая равные условия для ведения хозяйства; поддерживала мир и порядок на своей территории;  разыскивала преступников; помогала беднякам выплачивать налоги; опекала крестьянских вдов и  сирот; следила за соблюдением традиций и обычаев; проводила празднества и игры; а также добивалась ограничения феодальных повинностей и произвола господ.

    Слайд № 13 «Натуральное хозяйство»

     В те времена крестьяне обеспечивали продуктами сельского хозяйства  и изделиями ремесла не только себя, но и своего господина и его семью, слуг и гостей. В вотчинах феодалы устраивали целые мастерские. Таким образом , все необходимое для жизни людей производилось в самой вотчине,  покупать приходилось только привозные соль и железо. Такое хозяйство называлось натуральным. Запишите в тетради определение.

    Натуральное хозяйство – это хозяйство, в котором вещи и продукты изготовлялись не для продажи, а для собственного потребления.

    Учащиеся слушают учителя.

    Открывают тетради и записывают дату , тему урока «Средневековая деревня и её обитатели»

    Ученики записывают в тетради понятие «феодальная вотчина»

    Слушают учителя

    Записывают в тетради :

    - Повинности – принудительные обязанности крестьян за пользование землёй.

    Ученики  читают и выполняют задание: одной чертой подчеркивают обязанности, которые можно назвать оброком, двумя чертами – барщиной.

    Учащиеся отвечают. За правильный ответ ставят в карточке самооценки <+>, если были неточности, ставят <+> и <->.

    - Картина справа, потому что здесь крестьяне выполняют различные работы. Неподалёку виден дом феодала.

    - На иллюстрации  слева крестьяне пришли  к феодалу со своими продуктами и изделиями, которые они должны отдать.

    Ученики слушают учителя. читают текст на слайде.

    Ученики делают запись в тетради.

    VI. Закрепление изученного материала. Первичный контроль Рефлексия.

    Слайд № 14. «Найдите правильные утверждения» (Приложение № 4).Учитель объясняет, как выполнять это задание, читает утверждения и предлагает зачеркнуть неправильные, при этом ученик должен сказать, каким должно быть утверждение.

    После выполнения задания рефлексия:

    -  Поднимите руку те, кто запомнил все, и правильно ответил на все вопросы. Поднимите руку те, кто имел затруднения при работе с тестом и ошибся.

    Поднимите руку те, кто ничего не понял и неправильно ответил на все вопросы.

    Ученики читают и находят неверные утверждения, зачеркивают их на интерактивной доске, говорят правильные ответы.

    VII. Постановка домашнего задания.

    Слайд № 15 «Домашнее задание». Прочитать параграф 12. Индивидуальное задание: приготовить слайд-презентацию по п.4-5, с.100-102.

    По желанию проиллюстрировать любой вопрос параграфа 12.

    Записывают в дневники домашнее задание.

    VIII. Подведение итогов.  Выставление оценок.

    Учитель подводит итоги работы учащихся, выставляет оценки с учетом результатов карточек самооценки.

    Выставляют оценки в дневник.

    Литература и пособия:

    1.  История Средних веков. Учебник для 6 класса. Авторы Е.В.Агибалова, Г.М. Донской. М.: Просвещение, 2007.

    2. .  История Средних веков. Учебник для 7  класса. Авторы Е.В.Агибалова, Г.М. Донской. М.: Просвещение, 1989.

    3. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В.Агибаловой и Г.М.Донского «История средних веков». 6 класс. Автор Е.А.Крючкова.  М.: Просвещение, 2006.

    Приложения

    к уроку по теме «Средневековая деревня и её обитатели»

    Приложение  №1

    Карточка самооценки

    «Как я ответил?»

    Приложение № 2

    Тест

    Соедините слова в левом столбике с определениями в правом столбике.

     

    А) Турнир                                   1. Отличительный знак рода.

    Б) Герольд                                  2. Самая высокая башня замка

    В) Девиз                                      3. Законы и правила поведения рыцарей

    Г) Герб                                        4. Военные состязания рыцарей в силе и ловкости

    Д) Донжон                                   5. Специальный глашатай на турнире

    Е) Кодекс рыцарской чести       6. Краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба

    Приложение № 3

    В одном из средневековых документов записаны повинности крестьян в феодальном владении

    Прежде всего они  (крестьяне )  должны давать ко дню осеннего равноденствия  6 мер пива, 3 меры пшеницы для  белого хлеба и вспахивать  3 акра … и засевать их, и давать  3 меры ячменя в качестве подати, и сложить их штабелями, и соорудить 16 ярдов ограды  в качестве подати, и  на Пасху давать  2 овец с 2 ягнятами…

    Какие обязанности можно назвать оброком (подчеркните одной чертой), а какие – барщиной ( подчеркните двумя чертами)?

    Приложение № 4

    Вычеркните неверные утверждения.

    1. Феодальная вотчина – это хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

    2. Главными повинностями крестьян были барщина и оброк.

    3. Крестьяне должны были отдавать феодалу часть продуктов и изделий со своего хозяйства – барщину.

    4. Оброк – это все работы крестьян в поместье феодала

    5. Привычной для крестьян была жизнь в общине, которая занималась самыми различными делами.

    6. В вотчине феодала всё, что нужно для жизни, производилось на месте, то есть было натуральное хозяйство.

    Скажите правильные ответы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    план конспект урока "Католическая церковь в ХI-XII веках", история средних веков, 6 класс

    план конспект урока по истории средних веков, 6 класс, с применением элементов технологии проблемного обучения...

    Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»

    Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....

    Урок в 6 классе по теме "География в Средние века (Европа)".

    Урок составлен на основе учебника "География. Начальный курс: 6 класс", автор А.А. Летягин, издательство "Вентана-Граф". Учащиеся узнают о морских походах викингов, занятиях викингов, об открытии ими ...

    Проверочная работа по истории средних веков 6 класс "Культура Западной Европы в средние века"

    Данная проверочная работа позволяет педагогу проверить знания учащихся по главе IX учебника "История средних веков" - "Культура Западной Европы в Средние века"...

    • Рабочая программа курса «Всеобщая история. История Средних веков» для 6 класса • авторской программы М.А. Бойцова, Н.Г. Петровой «История Средних веков»,

    Рабочая программа по Всеобщей истории. История Средних веков" на 2018 - 2019 гг для 6 класса по программе М. А Бойцова, Н. Г. Петровой. ФГОС...

    План урока по истории Среднних веков по ФГОС "Средневековая деревня и ее обитатели"

    Технологическая карта урока по Истории средних веков ,6 класс...