урок в 6 классе "Средневековая деревня и её обитатели" (История Средних веков)
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Разработка урока по истории Средних веков  по теме "Средневековая деревня и её обитатели" На уроке используется презентация.с заданиями по предыдущей теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУОО «Кипринская средняя общеобразовательня школа»

Шелаболихинский район Алтайского края

Конкурс – фестиваль «Информационно-коммуникационные технологии в образовании – 2009»

Номинация «Активный пользователь ИКТ» - учитель (гуманитарий)

Предмет: История Средних веков

Тема: «Средневековая деревня и её обитатели»

6 класс

Автор разработки: Суконник Наталья Петровна, учитель

Киприно – 2009

Пояснительная записка

  Урок «Средневековая деревня и её обитатели» продолжает цикл занятий по Истории Средних веков, авторы программы Е.В.Агибалова и Г.М.Донской. Данный урок запланирован  в первой четверти. Во время урока учащиеся закрепляют знания, полученные на предыдущем уроке, и знакомятся с новым материалом. На уроке используются такие методы и приёмы: интерактивный опрос домашнего задания, тестирование, самооценка, беседа, показ иллюстраций, работа с документом, слайдами, ведение записей в тетради, работа с интерактивной доской. Цель урока – заинтересовать учащихся изучением темы, используя возможности интерактивной доски, закрепить умения учеников работать с доской и компьютером.

  В начале урока учитель проводит опрос домашнего задания, используя функции интерактивной доски и компьютера, тем самым активизируя учебную деятельность учащихся. Опрос домашнего задания проводится в нескольких формах: тестирование, работа со слайдами, вопросы, карточка самооценки «Как я ответил?» помогает учащимся самим оценивать свою работу на уроке. После опроса учащиеся сами выставляют друг другу оценки.

   Во время изучения нового материала ученики слушают учителя, отвечают на вопросы, работают с документом, с тетрадью, делают записи, работают с иллюстрациями на слайдах. Учитель проводит закрепление нового материала, используя работу с утверждениями на интерактивной доске и последующую рефлексию.

   Прогнозируемые результаты обучения.

   Учащиеся должны знать:

   - историю феодальных отношений в средневековой Европе,

   - знать значение слов повинности, барщина, оброк, феодальная вотчина,

   Учащиеся должны уметь:

   - оперировать определениями и понятиями по изученному материалу,

   - работать с интерактивной доской.

Тема урока: Средневековая деревня и её обитатели.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель урока: Создать условия для изучения нового материала и закрепления пройденного с использованием возможностей интерактивного комплекса.

Задачи урока: Создать условия для познавательного интереса учащихся  к истории формирования феодальных отношений, дать представление о особенностях жизни в средневековой деревне, закрепить знания о жизни рыцарей, способствовать формированию оперативно-контрольных умений, умений пользоваться интерактивной доской через работу со слайдами, воспитывать интерес к истории.

Материально-техническая база и  оснащение: Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, учебник «История Средних веков», 6 класс, авторы Е.В.Агибалова, Г.М.Донской.

Дидактическое обеспечение: слайд-презентация «Средневековая деревня и её обитатели», карточки с текстом.

Форма проведения урока: урок с ИКТ

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку

Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.

Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

II. Сообщение темы урока.

Учитель выводит на экран интерактивной доски слайд с названием темы урока (слайд № 1):

 - Тема сегодняшнего урока «Средневековая деревня и её обитатели».

Слайд № 2 «План урока».

- На уроке мы повторим изученное  и узнаем, как жили крестьяне в средневековой деревне.

Ученики слушают учителя, читают тему урока на слайде.

III. Проверка домашнего задания.

Учитель проводит опрос домашнего задания  с помощью слайдов.

- Вспомним тему прошлого урока.

- Проверим ваши знания о жизни рыцарей. У вас на партах есть карточки для самооценки «Как я ответил?» (Показывает карточку самооценки «Как я ответил?» (Приложение №1))  В ней вы будете отмечать ваши правильные и неправильные ответы. Если вы правильно ответили на вопрос, то ставите знак < + >, если ошиблись – знак < - >.

Учитель выводит слайд № 3 «Проверим наши знания»:

-  Итак, проверим наши знания. Первый вопрос: Как назывался общественный строй, существовавший в Средневековой Европе?

Учитель во время урока напоминает ученикам, что они должны отмечать в карточке: + или  - .

Слайд № 4 «Замок феодала»

- Что такое замок?

- Перед вами изображение замка. Подпишите основные части рыцарского замка.

Учитель поощряет за правильный ответ, помогает исправить ошибки, говорит, что нужно ставить в карточке самооценки.

Слайд № 5 « Военное облачение рыцаря»

- Так одевались рыцари в Средние века. Подпишите, из чего состояло облачение рыцаря?

Слайд № 6 «Занятия рыцарей»

- Назовите основные занятия и развлечения феодалов

Слайд № 7 «Тест» (Приложение № 2)

- Сейчас проверим, как вы запомнили значения новых слов. Покажите стрелочками, какому слову подходит данное  определение?

Учитель проверяет и напоминает об отметках в карточке «Как я ответил?».

Ученики отвечают на вопросы :

- «В рыцарском замке».

Ученики знакомятся с тем, как работать с карточкой самооценки «Как я ответил?»

- Феодальный строй.

Ученик, ответивший на вопрос ставит в карточке < + >.

- Замок – это жилище феодала и его крепость.

Один из учеников называет и  подписывает на слайде основные части замка, остальные ученики проверяют правильность ответа и по необходимости исправляют. ( Нужно подписать: дом феодала, донжон, крепостные стены, башни, подъёмный мост, ров, хозпостройки)

Ученик подписывает  части военного облачения рыцаря: шлем, забрало, кольчуга, меч, щит, копье, латы.

- Война, турниры, охота и пиры.

Ученики по очереди подходят к доске и стрелками соединяют слова в левом столбике с определениями в правом. Отмечают в карточке самооценки  свои ответы.

IV. Оценка домашнего задания.

Первоначальное оценивание работы учеников:

- Подведем итоги. Передайте соседу по парте вашу карточку.

Если  в карточке два и больше плюсов, нет минусов – ставите оценку «5». Если есть плюсы  и один или два минуса – оценка «4». Если минусов больше, чем плюсов – оценка «3». Если только минусы – «2».

Теперь посмотрите свои оценки.

У кого стоит оценка «5»?  Кто получил оценку «4»? «3»?

Учитель отмечает у себя результаты опроса, хвалит отличившихся учеников, просит не расстраиваться  остальных.

Учащиеся обмениваются карточками и дают оценку работы соседа.

Ученики получают свои карточки и знакомятся с результатами оценивания. По просьбе учителя поднимают руку, сообщая о своей отметке.

V. Изучение нового материала.

Сообщение плана изучения нового материала.

Беседа с просмотром демонстрационного материала.

Работа с документом.

Учитель выводит на экран доски тему урока «Средневековая деревня и её обитатели.» (Слайд № 8)

- Вернёмся к теме сегодняшнего урока. Сегодня мы поговорим о том, как жили крестьяне в те далёкие времена, какие работы им приходилось выполнять в хозяйстве феодала, и что из себя представляла крестьянская община. Откроем тетради и запишем тему урока.

  Беседа по теме урока.

- «Нет земли без сеньора» -такое правило существовало в Средние века. Вся земля к IX-X векам была захвачена феодалами. Поля, леса, луга, даже реки и озёра стали их собственностью. Возникла феодальная вотчина, или поместье.

На экране слайд № 9 «Феодальная вотчина»

Учитель рассказывает и показывает на доске.

- Феодальная вотчина, или поместье, - хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.  Перед вами феодальное поместье.  Господский двор, а позднее – замок, был обнесен оградой, впоследствии стеной. Здесь был дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник, псарня.

Пахотная и прочая земля в вотчине делилась на две части: на господскую и крестьянские наделы. Урожай с господских полей поступал в амбары помещика. Работая в своем хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью. На своих волах собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел. Леса, луга и воды были захвачены  феодалами, но ими пользовались и крестьяне.

 Слайд № 10 «Феодал и зависимые крестьяне» с таблицей

- За пользование землёй зависимые крестьяне должны были нести повинности, то есть выполнять принудительные обязанности.

Главными повинностями были барщина и оброк.

Барщина – это все работы крестьян в хозяйстве феодала.

Оброк – платежи крестьян феодалу продуктами и изделиями своего хозяйства.

На столе перед вами лежит карточка «Средневековый документ»( Приложение № 3). В нем записаны повинности крестьян в феодальном владении. Прочитаем его и выполним задания.

Дает время на выполнение задания. Если ученик затрудняется, учитель обращает внимание на экран доски.

Проверка выполнения задания.

-Вы поработали с документом, теперь проверим, как вы выполнили задание. Какие обязанности можно назвать оброком? Какие обязанности являлись барщиной?

Первичный контроль- закрепление изученного

Слайд № 11 «Барщина и оброк»

Перед вами  две иллюстрации. Какая из этих иллюстраций изображает барщину? Почему вы так решили? На какой из них люди выполняют повинность в виде оброка? Докажите.

 

Слайд № 12 «Крестьянская община».

Рассказ учителя с использованием иллюстрации на слайде.

- Крестьяне были объединены в общины, которые ведали прежде всего хозяйственными делами. Собираясь на сельский сход , крестьяне решали важные вопросы, которые касались всех членов общины: когда, что и где сеять, когда убирать. Поровну распределяла участки земли, создавая равные условия для ведения хозяйства; поддерживала мир и порядок на своей территории;  разыскивала преступников; помогала беднякам выплачивать налоги; опекала крестьянских вдов и  сирот; следила за соблюдением традиций и обычаев; проводила празднества и игры; а также добивалась ограничения феодальных повинностей и произвола господ.

Слайд № 13 «Натуральное хозяйство»

 В те времена крестьяне обеспечивали продуктами сельского хозяйства  и изделиями ремесла не только себя, но и своего господина и его семью, слуг и гостей. В вотчинах феодалы устраивали целые мастерские. Таким образом , все необходимое для жизни людей производилось в самой вотчине,  покупать приходилось только привозные соль и железо. Такое хозяйство называлось натуральным. Запишите в тетради определение.

Натуральное хозяйство – это хозяйство, в котором вещи и продукты изготовлялись не для продажи, а для собственного потребления.

Учащиеся слушают учителя.

Открывают тетради и записывают дату , тему урока «Средневековая деревня и её обитатели»

Ученики записывают в тетради понятие «феодальная вотчина»

Слушают учителя

Записывают в тетради :

- Повинности – принудительные обязанности крестьян за пользование землёй.

Ученики  читают и выполняют задание: одной чертой подчеркивают обязанности, которые можно назвать оброком, двумя чертами – барщиной.

Учащиеся отвечают. За правильный ответ ставят в карточке самооценки <+>, если были неточности, ставят <+> и <->.

- Картина справа, потому что здесь крестьяне выполняют различные работы. Неподалёку виден дом феодала.

- На иллюстрации  слева крестьяне пришли  к феодалу со своими продуктами и изделиями, которые они должны отдать.

Ученики слушают учителя. читают текст на слайде.

Ученики делают запись в тетради.

VI. Закрепление изученного материала. Первичный контроль Рефлексия.

Слайд № 14. «Найдите правильные утверждения» (Приложение № 4).Учитель объясняет, как выполнять это задание, читает утверждения и предлагает зачеркнуть неправильные, при этом ученик должен сказать, каким должно быть утверждение.

После выполнения задания рефлексия:

-  Поднимите руку те, кто запомнил все, и правильно ответил на все вопросы. Поднимите руку те, кто имел затруднения при работе с тестом и ошибся.

Поднимите руку те, кто ничего не понял и неправильно ответил на все вопросы.

Ученики читают и находят неверные утверждения, зачеркивают их на интерактивной доске, говорят правильные ответы.

VII. Постановка домашнего задания.

Слайд № 15 «Домашнее задание». Прочитать параграф 12. Индивидуальное задание: приготовить слайд-презентацию по п.4-5, с.100-102.

По желанию проиллюстрировать любой вопрос параграфа 12.

Записывают в дневники домашнее задание.

VIII. Подведение итогов.  Выставление оценок.

Учитель подводит итоги работы учащихся, выставляет оценки с учетом результатов карточек самооценки.

Выставляют оценки в дневник.

Литература и пособия:

1.  История Средних веков. Учебник для 6 класса. Авторы Е.В.Агибалова, Г.М. Донской. М.: Просвещение, 2007.

2. .  История Средних веков. Учебник для 7  класса. Авторы Е.В.Агибалова, Г.М. Донской. М.: Просвещение, 1989.

3. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В.Агибаловой и Г.М.Донского «История средних веков». 6 класс. Автор Е.А.Крючкова.  М.: Просвещение, 2006.

Приложения

к уроку по теме «Средневековая деревня и её обитатели»

Приложение  №1

Карточка самооценки

«Как я ответил?»

Приложение № 2

Тест

Соедините слова в левом столбике с определениями в правом столбике.

 

А) Турнир                                   1. Отличительный знак рода.

Б) Герольд                                  2. Самая высокая башня замка

В) Девиз                                      3. Законы и правила поведения рыцарей

Г) Герб                                        4. Военные состязания рыцарей в силе и ловкости

Д) Донжон                                   5. Специальный глашатай на турнире

Е) Кодекс рыцарской чести       6. Краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба

Приложение № 3

В одном из средневековых документов записаны повинности крестьян в феодальном владении

Прежде всего они  (крестьяне )  должны давать ко дню осеннего равноденствия  6 мер пива, 3 меры пшеницы для  белого хлеба и вспахивать  3 акра … и засевать их, и давать  3 меры ячменя в качестве подати, и сложить их штабелями, и соорудить 16 ярдов ограды  в качестве подати, и  на Пасху давать  2 овец с 2 ягнятами…

Какие обязанности можно назвать оброком (подчеркните одной чертой), а какие – барщиной ( подчеркните двумя чертами)?

Приложение № 4

Вычеркните неверные утверждения.

1. Феодальная вотчина – это хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

2. Главными повинностями крестьян были барщина и оброк.

3. Крестьяне должны были отдавать феодалу часть продуктов и изделий со своего хозяйства – барщину.

4. Оброк – это все работы крестьян в поместье феодала

5. Привычной для крестьян была жизнь в общине, которая занималась самыми различными делами.

6. В вотчине феодала всё, что нужно для жизни, производилось на месте, то есть было натуральное хозяйство.

Скажите правильные ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план конспект урока "Католическая церковь в ХI-XII веках", история средних веков, 6 класс

план конспект урока по истории средних веков, 6 класс, с применением элементов технологии проблемного обучения...

Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»

Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....

Урок в 6 классе по теме "География в Средние века (Европа)".

Урок составлен на основе учебника "География. Начальный курс: 6 класс", автор А.А. Летягин, издательство "Вентана-Граф". Учащиеся узнают о морских походах викингов, занятиях викингов, об открытии ими ...

Проверочная работа по истории средних веков 6 класс "Культура Западной Европы в средние века"

Данная проверочная работа позволяет педагогу проверить знания учащихся по главе IX учебника "История средних веков" - "Культура Западной Европы в Средние века"...

• Рабочая программа курса «Всеобщая история. История Средних веков» для 6 класса • авторской программы М.А. Бойцова, Н.Г. Петровой «История Средних веков»,

Рабочая программа по Всеобщей истории. История Средних веков" на 2018 - 2019 гг для 6 класса по программе М. А Бойцова, Н. Г. Петровой. ФГОС...

План урока по истории Среднних веков по ФГОС "Средневековая деревня и ее обитатели"

Технологическая карта урока по Истории средних веков ,6 класс...