урок по истории "Христианская церковь в 11-13 веках. Крестовые походы"
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
Обобщить и систематизировать знания учащихся о христианской церкви в 11-13 вв, во время крестовых походов.
Способствовать формированию нравственных чувств, познавательного интереса к истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_v_6_klasse.docx | 16.3 КБ |
Предварительный просмотр:
6 класс
Тема. Христианская церковь в 11-13 веках. Крестовые походы
(обобщающее повторение)
Цели:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о христианской церкви в 11-13 вв, во время крестовых походов.
- Способствовать формированию нравственных чувств, познавательного интереса к истории.
- Развивать умение говорить, слушать, точно отвечать на поставленный вопрос.
- Воспитывать любовь и интерес к предмету.
Оборудование: карта, атласы, карточки.
Ход урока.
I Организация класса.
II Сообщение целей урока.
III Работа над темой урока.
(работа по карточкам)
Вопросы:
- Почему произошло разделение христианской церкви на католическую и православную? (в Западной Европе – римский папа; в Византии – патриарх, подчинявший себе Византийскую церковь, патриарх был простив.)
- В каком году прошло разделение между христианской церкви на западную и восточную? (1054г.)
- Как называлась западная церковь? (католическая -> всемирная).
- Как называется восточная церковь? (православная -> «правильной веры»).
- Кто был во главе западной церкви, кто во главе восточной? (зап. – папа; вос. – патриарх).
- Кто такой Иннокентий III ? Расскажите коротко о нем. (Вассалами папы признали себя короли Англии, Польши, Швеции, Дании).
- Назовите источники богатств католической церкви и римского папы. Разъясните эти понятия. (1. Продажа индульгенций. 2. Плата за прикосновение к «святым мощам» . 3. Продажа ц. должностей. 4. Плата за обряды. 5. Церковная десятина.)
- Почему церкви удавалось обманывать людей? (католическая церковь обогащалась, пользуясь темнотой и невежеством народа).
- Что внушало духовенство верующим? (любить своих врагов, выполнять приказы властей, нести повинности и платить налоги. Ц. воспитывала покорность и терпение к феодальным порядкам).
- Все ли верующие поддавались внушению духовенства? (нет). Как их называли? (еретик – отступник).
- Как церковь боролась с еретиками? (рассказ).
Вывод: сделайте вывод о католической церкви в ср. века для феодального строя, какой она была? (в средние века церковь была опорой феодального строя, какой она была, она боролась с его врагами не только убеждением, но и насилием.)
Крестовые походы.
- Кто был организатором походов на Восток? (церковь).
- Как удалось римскому папе уговорить население пойти в крестовый поход? (всем участникам прощение грехов)
- Почему походы назывались крестовыми?
- Назовите причины крестовых походов? (1. Крестьяне голодали. 2. Жажда наживы у феодалов. 3. Феодалы хотели увеличить свои доходы за счет новых земель с зависимыми крестьянами. 4. Междоусобные войны между младшими сыновьями феодалов. 5. Римский папа хотел ещё больше увеличить доходы, подчинив себе восточные страны).
- Почему поход бедноты был неудачным?
- В каком году начался I крестовый поход? (1096г.)
Работа с картой: 1) показать страны, с которых двинулись на восток отряды рыцарей под руководством крупных феодалов. (Франция, Германия, Италия).
- В каком году начался IV крестовый поход? (в конце 12 века).
Работа с картой. Покажите по карте, какие страны приняли участие в IV крестовом походе? (Англия, Франция, Германия).
- Кто помогал западным феодалам при IV крестовом походе и чем? (Венеция – корабли).
- Какой город подвергся варварскому разрушению? (Константинополь) Показать по карте.
- В каком году мусульмане вытеснили западных феодалов из Константинополя? (1261г.)
- Сколько всего было крестовых походов? (8), какие из них были удачные? (1,4).
Работа в тетрадях.
- Перечислите последствия крестовых походов и запишите в тетрадь.
1) Оживилась торговля на Средиземном море.
2) Завезли новые земледельческие культуры: рис, гречиха, лимон и др.
3) Использование ветряных мельниц.
4) Произошли изменения в быту.)
IV Итог урока.
- Выставление оценок.
- Д/з письменно ответить на вопрос.
- Почему крестоносцев называли варварами? (3-4 предложения).