урок по истории "Христианская церковь в 11-13 веках. Крестовые походы"
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Сомова Елена Викторовна

Обобщить и систематизировать знания учащихся о христианской церкви в 11-13 вв, во время  крестовых походов.

Способствовать формированию нравственных чувств, познавательного интереса к истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_v_6_klasse.docx16.3 КБ

Предварительный просмотр:

6 класс

Тема. Христианская церковь в 11-13 веках. Крестовые походы

                                    (обобщающее повторение)

Цели:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о христианской церкви в 11-13 вв, во время  крестовых походов.
  2. Способствовать формированию нравственных чувств, познавательного интереса к истории.
  3. Развивать умение говорить, слушать, точно отвечать на поставленный вопрос.
  4. Воспитывать любовь и интерес к предмету.

Оборудование: карта, атласы, карточки.

Ход урока.

I Организация класса.

II Сообщение целей урока.

III Работа над темой урока.

(работа по  карточкам)

Вопросы:

  1. Почему произошло разделение христианской церкви на католическую и православную? (в Западной Европе – римский папа; в Византии – патриарх, подчинявший себе Византийскую церковь, патриарх был простив.)
  2. В каком году прошло разделение между христианской церкви на западную и восточную? (1054г.)
  3. Как называлась западная церковь? (католическая -> всемирная).
  4. Как называется восточная церковь? (православная -> «правильной веры»).
  5. Кто был во главе западной церкви, кто во главе восточной? (зап. – папа; вос. – патриарх).
  6. Кто такой Иннокентий III ? Расскажите коротко о нем. (Вассалами папы признали себя короли Англии, Польши, Швеции, Дании).
  7. Назовите источники богатств католической церкви и римского папы. Разъясните эти понятия. (1. Продажа индульгенций. 2. Плата за прикосновение к «святым мощам» . 3. Продажа ц. должностей. 4. Плата за обряды. 5. Церковная десятина.)
  8. Почему церкви удавалось  обманывать людей? (католическая церковь обогащалась, пользуясь темнотой и невежеством народа).
  9. Что внушало духовенство верующим? (любить своих врагов, выполнять приказы властей, нести повинности и платить налоги. Ц. воспитывала покорность и терпение к феодальным порядкам).
  10. Все ли верующие поддавались внушению духовенства? (нет). Как их называли? (еретик – отступник).
  11. Как церковь боролась с еретиками? (рассказ).

Вывод: сделайте вывод о католической церкви в ср. века для феодального строя, какой она была? (в средние века церковь была опорой феодального строя, какой она была, она боролась с его врагами не только убеждением, но и насилием.)

Крестовые походы.

  1. Кто был организатором походов на Восток? (церковь).
  2. Как удалось римскому папе уговорить население пойти в крестовый поход? (всем участникам прощение грехов)
  3. Почему походы назывались крестовыми?
  4. Назовите причины крестовых походов? (1. Крестьяне голодали. 2. Жажда наживы у феодалов. 3. Феодалы хотели увеличить свои доходы за счет новых земель с зависимыми крестьянами. 4. Междоусобные войны между младшими сыновьями феодалов. 5. Римский папа хотел ещё больше увеличить  доходы, подчинив себе восточные страны).
  5. Почему поход бедноты был неудачным?
  6. В каком году начался I крестовый поход? (1096г.)

Работа с картой: 1) показать страны, с которых двинулись на восток отряды рыцарей под руководством крупных феодалов. (Франция, Германия, Италия).

  1. В каком году начался IV крестовый поход? (в конце 12 века).

Работа с картой. Покажите по карте, какие страны приняли участие в IV крестовом походе? (Англия, Франция, Германия).

  1. Кто помогал западным феодалам при IV крестовом походе и чем? (Венеция – корабли).

- Какой город подвергся варварскому разрушению? (Константинополь) Показать по карте.

- В каком году мусульмане вытеснили западных феодалов из Константинополя? (1261г.)

- Сколько всего было крестовых походов? (8), какие из них были удачные? (1,4).

 Работа в тетрадях.

- Перечислите последствия крестовых походов и запишите в тетрадь.

1) Оживилась торговля на Средиземном море.

2) Завезли новые земледельческие культуры: рис, гречиха, лимон и др.

3) Использование ветряных мельниц.

4) Произошли  изменения в быту.)

IV Итог урока.

  1. Выставление оценок.
  2. Д/з письменно ответить на вопрос.

- Почему крестоносцев называли варварами? (3-4 предложения).