Новые формы краеведческой деятельности или создание сайта юных исследователей истории
методическая разработка по истории на тему

"Новые формы краеведческой деятельности или создание сайта юных исследователей истории" методический материал по истории и краеведческой деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тихонова Туяра Дмитриевна,

Учитель истории и обществознания с.Крестях Сунтарского улуса РС(Я).

Новые формы краеведческой деятельности или создание

сайта молодых исследователей истории.

Начало формы

Краеведение является важным средством реализации принципа культурного, исторического и природного наследия и имеет большое значение в формировании мировоззрения и социализации  дошкольников, учащихся и выпускников школ.

На сегодняшний день еще слабо использованы резервы социализации учеников с помощью школьного краеведения в классно-урочной системе, во внеклассной и внешкольной работе. Массовое вовлечение учащихся в краеведческую деятельность, в свободное от уроков время, позволяет в определенной степени избежать опасностей деформации личности школьника, о которой пишут современные социологи, педагоги и психологи.

Современное краеведение носит локальный характер и чаще всего зависит от личности учителя или энтузиазма, можно сказать одного преподавателя. В то же время, используемые в школьном образовании материалы о селе, о городе, где они выросли, влияют на познавательную активность, интеллектуальное развитие и выбор профессии выпускниками школ.

Сегодня необходимо вызвать у учащихся интерес к изучению истории и культуры своего родного края, своей "Малой родины", развивать познавательный интерес к сегодняшнему дню региона, показать им значимость школьного краеведения для определения дальнейших жизненных планов.

Школьная краеведческая деятельность имеет широкий круг научной литературы, но к сожалению, пути реализации социально-педагогических функций в школьном краеведении не нашли достаточного отражения.

Поэтому, актуальность исследования определяется особой важностью на современном этапе реализации в школьном образовании социализации учащихся, широкими возможностями для осуществления этой функции и поиском новых форм и методов школьного краеведения.

Цель исследования: определение педагогических условий, способствующих социализации учащихся и поиск новых форм школьного краеведения.

Объект исследования: содержание, формы и методы школьного краеведения.

Предмет исследования: реализация в школьном краеведении социализирующей функции образования.

В процессе исследования решались следующие задачи.

1. Изучить опыт социализации учащихся средствами школьного  краеведения.

2. Создать новую концептуальную модель школьного краеведения, ориентированного на эффективную реализацию социализирующей функции образования.

3. На основе созданной концептуальной модели школьного краеведения произвести отбор его содержания, форм и методов организации краеведческой деятельности.

Я в своей не многолетней практике работаю над поиском новых форм в преподавании предметов истории и обществознания. Одним из таких результатов моей деятельности стало решение создать сайт или хотя бы интернет сообщество юных исследователей истории. Я работаю в сельской школе, где мало возможности общения между учениками другого села, поэтому создание такого сайта или интернет сообщества помогло бы более мобильному развитии исследований юных историков.

Создание сайта или сообщества идет на 3 этапа, это:

- 1 этап. Создается сайт или сообщество в различных социальных сетях, наиболее доступным ученикам вашей школы. На этом сайте зарегистрированные ученики – юные исследователи могут публиковать различные материалы из истории своего села, города. Это может быть и текстовые материалы, но и может быть фото и видео материалы. Во – первых, этот материал будет уже первой публикацией ученика, которое в дальнейшем может быть очень нужным для поступления в различные учебные заведения или в дальнейшей работе. Во – вторых, ученики, таким образом, могут увидеть исследования и возможности, успехи других учеников, и это может стать стимулом к их новым исследованиям. В – третьих, у учеников может появится идея своего нового исследования.

 - На 2 этапе этот сайт может стать своего рода интерактивной научно – практической конференцией, и на сайте можно провести НПК на различные темы, используя скайп – технологии или видео – конференс связи. Можно организовать форум проблемного вопроса, над которым ты работаешь уже долгое время. Таким образом, ученики, не уезжая из своего села или города, или даже не выходя из дома, могут стать участниками различных конференций, что ценно в наше рыночное время.

- На 3 этапе ученики уже могут обмениваться информацией через сайт или сообщество, и тем самым помогать друг другу. Так, если ученик выбрал тему «Лекарственные растения Сунтарского улуса», то он может выставить на сайт свою тему, на которую ученики из другого села могут ему выслать имеющиеся им информации, фото. После чего ученик прочитав материал, проанализировав может посетить нужные ему села. Все это  необходимо для экономии времени и хорошо в материальном плане.  

Таким образом, создание интернет сообщества или сайта для юных исследователей истории может стать одним из наиболее эффективных средств для социализации личности школьника. Например:

- ученик в первую очередь знакомится с новыми возможностями ИКТ, или же совершенствует свои знания, что немало важно в наше время,

 - через сообщество или сайт ученики знакомятся с другими своими сверстниками,

- у учащихся публикации на интернете может помочь в дальнейшей их жизнедеятельности,

- став членом сообщества ученик может более быстро организовать свое время, и сделать свое исследование более мобильным,

- ученик может участвовать в различных интерактивных конференциях или викторинах.

- используя возможности сайта или сообщества может сэкономить материально.

 На основе исследованного можно определить следующие методы и приемы для  организации школьного краеведения:

- создание интернет сообщества или сайта молодых исследователей истории

- использование скайп – технологий или видео – конференс связи для организации интерактивных НПК

- обмен информацией через сайт или сообщество юных исследователей, для более мобильного и в материальном плане более экономичного для юных исследователей

В итоге, можно сказать, что такой сайт или сообщество можно создать и в любом другом профиле.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание сайта как одна из форм проектной деятельности

Создание сайта на уроке иностранного  языка  является необычной формой проектной деятельности.   Это-  бинарный урок английского языка и инофрматики, целью которого является  ...

Программа деятельности летнего профильного отряда «Юный исследователь»

В современных условиях актуальной является проблема обеспечения  личностной, социальной самореализации школьников.Ценность системы летнего отдыха заключается в том, что она создаёт условия для со...

В поисках новых форм организации деятельности ребенка в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта. Квест-игра.

В бесконечном потоке новых идей, задаешься вопросом-как ввести новые формы работы, адаптировав их к дошкольному воспитанию детей, как современными играми организовать деятельность ребенка, развивая ег...

Методическая разработка мастер-класса «Организация издательской деятельности в школе как новая форма проектной деятельности на основе ИКТ»

Мастер-класс «Организация издательской деятельности в школе как новая форма проектной дея­тельности на основе ИКТ» – второй мастер-класс в цикле мастер-классов «Проектная д...

Методическая разработка мастер-класса «Создание видеорепортажей как новая форма проектной деятельности»

Мастер-класс «Создание видеорепор­тажей как новая форма проектной дея­тельности» – третий мастер-класс в цикле мастер-классов «Проектная деятельность с использованием И...

Методическая статья по теме «Образовательное событие, как новая форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов»

Образовательное событие - это то, что привлекло внимание, произвело впечатление, взволновало и даже потрясло....

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства обучения на уроках истории.

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства обучения на уроках истории....