Открытый урок по истории Отечества
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Фролочкина Раиса Леонидовна

Класс: 8 класс

Тема: " Внутренняяя политика Александра I . Восстание декабристов

Тип урока: урок обЪяснения нового материала

Продолжительность занятия: 1 урок( 45 минут)

Цели:

обучающая- занкомство с творчеством и деятельностью декабристов;

развивающая-развитие навыков самостоятельной работы с историческими источниками и умение давать характеристику личности,повторение и систематизация знаний по теме" Общественное движение"определение непрерывности исторического процесса;

воспитательная-формирование развитой  социально -активной личности,приобщившейся к общечеловеческим ценностям ; воспитание на примере гражданской позиции  декабристов любви к Отечеству и понимание того, что все зависит от активности и нравственной позиции каждого из граждан нашей страны; воспитать культуру , уважение к собеседнику, умение вести диалог;

Средства обучения:

мультимедиа презентация, включающая в себя слайды с иллюстрациями ( портреты декабристов, фотографии событий; раздаточный материал к уроку

 

Задачи:

общеобразовательные-повышение интереса к предмету, развитие интереса к активной творческой деятельности,формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками,знакомство с современными компьютерными технологиями,составление презентаций; научить аргументированно доказывать свою точку зрения,добиваться более глубокого и прочного освоения изучаемой темы;

развивающие-развитие логического мышления, памяти, внимательности, умения работать  с дополнительной литературой,правильно выбирать источники дополнительной информации;

воспитательные-развитие познавательного интереса,логического мышления, усиление познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе

Приобретаемые навыки детей:

активизация самостоятельной и познавательной деятельности обучающихся, обобщение знаний о внутренней политике Александра I.

 

Формы организационной работы детей:

сообщения,работа с документами,самостоятельная лабораторная работа.

 

Формы организации работы учителя:

лекция учителя,беседа с классом,мультимедийная презентация.

 

Используемое оборудование:

компьютер,проектор,экран.Слайды на программе Power Point:фрагменты каре,портреты руководителей восстания,осужденных на казнь П.Пестеля,К.Рылеева,М.Бестужева-Рюмина,П.Каховского,С.Муравьева-Апостола.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr.urok_.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Внутренняя политика Александра I. Восстание декабристов"

Фролочкина Раиса Леонидовна, учитель истории и обществознания

Задачи урока:

дать краткую характеристику внутренней политики Александра I и выяснить причины, которые привели к восстанию декабристов;

уяснить, почему именно с декабристов ведет свою историю русское революционное движение;

показать героический подвиг декабристов, впервые в истории сознательно, с оружием в уроках поднявшихся против самодержавия;

воспитывать чувства уважения к неординарным личностям государства Российского;

развивать навыки публичного выступления.

Эпиграф урока:

Пленительные образы! Едва ли

В истории какой-нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали

Их имена забыться не должны…

                                                                                                                           ( Н. А. Некрасов)

Оборудование: компьютер, проектор, экран. Слайды по программе Power Point: фрагменты каре, портретов руководителей восстания, осужденных на казнь П.Пестеля, К.Рылеева, М.Бестужева-Рюмина, П. Каховского, С. Муравьева-Апостола.

.

ХОД УРОКА

Основные понятия: каре

Написанные на доске цитаты 

…Мой друг, отчизне посвятим

 Души прекрасные порывы!

                                                А.С. Пушкин.

“Пушки на Исаакиевской площади разбудили целое поколение”.

                                                   А.И. Герцен.

I. Вступительная лекция учителя: 

После окончания войны 1812–1813 гг. многие надеялись на изменение внутреннего положения в России. Александр I понимал необходимость перемен.

1. Аракчеев – проект освобождения крестьян:

покупка имений в казну;

2 десятины земли крестьянам;

5 млрд. руб. ежегодно на 200 лет.

Царь ознакомился с проектом, и … на этом все закончилось.

2. 1818 г. – намерение дать России конституционное правление.

Новосильцев должен был разработать проект конституции (Вяземский, Сперанский, польская конституция).

К 1821 г. “Государственная уставная грамота Российской империи”.

законосовещательный орган, состоящий из двух палат: верхняя – Сенат, нижняя – Нижняя палата;

федеративное устройство (12 наместничеств);

неприкосновенность личности;

свобода печати.

Проект отложен.

3. Армия.

Военные поселения Аракчеева (Новгородская область). Служили мужчины в возрасте от 18 до 45 лет, военная форма, строился один дом на 4 семьи, которые должны были вести общее хозяйство.

Просуществовали до 1857 г.

В ответ на непоследовательную политику Александра I стали возникать тайные антиправительственные организации.

1816 г. – “Союз спасения” (30 человек).

1818 г. – “Союз благоденствия”.

1821 г. – организация распущена и образованы “Северное общество” и “Южное общество”.

Любопытно, что члены тайных организаций пытались воздействовать на общественное мнение легальными средствами, в том числе личным примером (освобождали своих крестьян, вели просветительскую работу).

Александр I, безусловно, знал о возникших тайных обществах. Даже чиновникам правительство не запрещало состоять в них. Александр I не считал себя вправе судить и наказывать участников этих обществ, так как сам в первые годы правления увлекался либеральными идеями. Лишь незадолго до смерти император отдал приказ об аресте ряда участников “Южного общества”.

19 ноября 1825 г. умер Александр I. Участники тайных обществ решили воспользоваться этим обстоятельством.

II.Беседа с классом:

Почему 1825?

Что такое междуцарствие?

III. Изложение новой темы.  

Рассказ учителя:

- Руководители Северного общества воспользовались междуцарствием. Их план предусматривал:

Захват Зимнего дворца и Петропавловской крепости.

Окружение Сената и принуждение его силой к опубликованию «Манифеста к русскому народу».

Об уничтожении самодержавия и отмене крепостного права.

- Решили не допускать присяги новому царю. Обычное время для такого рода государственных актов 10-12 часов.

- В 8 часу утра восставшие узнали, что сенаторы присягнули Николаю I. Часть полков была приведена к присяге императору Николаю I еще до рассвета. Солдат запирали в казармах, силком приводили к знамени для присяги.

- Было около 11 часов утра. На площади Александр и Михаил Бестужевы уже построили Московский полк в каре.

Каре (карей) - боевой порядок, представляющий собой сомкнутый порядок в виде четырех угольника. Применялся для отражения атак с четырех сторон, т.е. для обороны.

Пестель переводил слово «каре» придуманным им самим словом «всебронь». Александр Бестужев, сбросив шинель, остался в мундире, белых панталонах, гусарских сапогах и шарфе. На фоне серого дня выглядело это очень эффективно. Будто шутя, он точил свою саблю о памятник Петра I. Московцы ждали подкрепления диктатора. Бестужев привел почти в полном составе

11 часов утра

- 800 солдат Московского полка находились на площади .

В первые часы, восстанием руководил князь Оболенский. Он стремился только продержаться до прихода остальных войск и Трубецкого. Восставшие до последней минуты верили, что Трубецкой ведет переговоры в Сенате или находится в Генеральном штабе.

Так думали и ожидали, что было на руку Николаю I. Он постепенно приходил в себя.

12 час 30 мин – 13 часов

Несколько раз Николай, не имея твердой уверенности в превосходстве сил, пытался уговорить восставших сложить оружие. Он посылал к ним «для увещевания» генералов митрополита, своего брата Михаила. Но эти попытки кончились неудачей. На площади появляется генерал-губернатор Петербурга граф Милорадович полный намерения один «кончить это дело». Участник войны 1812 г. пользовался популярностью среди солдат.

Декабрист П.Г. Каховский смертельно ранил его. Сильно похолодало. Ветер с Невы усилился судя по воспоминаниям в тот день было 8-10 градусов мороза. Солдаты стояли в одних мундирах.

На площадь подошло пополнение.

Николай Бестужев привел почти в полном составе Гвардейский экипаж, а поручик Сутгоф - роту лейб-гренадер.

Между двумя и тремя часами

С остальными гренадерами прибыл поручик Панов. У восставших было 3 тыс. солдат и пехоты и 30 офицеров, не было артиллерии, а у правительства - около 12 тыс. человек, конница и 36 орудий.

Смеркалось.

Где Трубецкой? Пора переходить в наступление. Солдаты закоченели от холода. Опомнившись от страха, Николай I стянул верные ему войска, которые окружали Сенатскую площадь.

Но где, же Трубецкой?

«Пропал или спрятался!» Это сказал Пущин. Да, мнительный диктатор спрятался в квартире австрийского посла. И все же, почему он не пришел?

Трубецкой, бывший всегда сторонником «законности» выступления, увидев, что войска вышли на площадь после присяги Сенат, а не до нее, посчитал восстание «незаконным». В третьем часу дня начались атаки конной артиллерии на каре. В подобной обстановке восставшим надо было переходить к наступательным действиям.

Начало четвертого часа.

Члены Северного общества единогласно избирают нового диктатора - Евгения Оболенского. Но время было уже упущено. До разгрома восстания оставалось час с небольшим. Знали ли об этом декабристы? Безусловно. Опытные офицеры не могли не видеть, что дело идет к картечи, что площадь уже плотно окружена войсками Николая I.

Пятый час по полудню.

Попытка Николая I заставить мятежников сдаться не принесла положительных результатов. И он отдает команду начать расправу. Сенатская площадь, набережная Невы была усеяна трупами. Ночью в Неве были сделаны проруби и в них спустили не только убитых, но и раненых. Руководители восстания были арестованы.

Расправа

Суд над декабристами происходил при закрытых дверях. К следствию было привлечено 579 человек.

Пятеро наиболее виновных заговорщиков: К.Ф. Рылеев, П.. Пестель, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и П.Г.Каховский были приговорены к четвертованию. Николай I решил блеснуть «великодушием» и заменил эту дикую средневековую казнь повешением. Они были казнены в Петропавловской крепости 13 июня 1826 г.

 21 декабриста сослали на каторгу или на поселение в Сибирь, заключили в крепость или послали на Кавказ, где шла война с горцами, рядовыми солдатами.

В чем же причины неудачи декабристов?

Срыв первоначального плана восстания.

Оторванность от народа.

Поведение Трубецкого.

Численное превосходство и лучшее вооружение царских войск.

Чисто заговорщические методы, тактика военного переворота.

Выжидательная политика, нерешительность восставших.

IV. Самостоятельная  лабораторная  работа.

Класс делится на несколько групп (учебных пар).

Всего должно быть 10 групп, но может быть и меньше.

К-1.

Вопросы:

1. Какие общественные силы препятствовали освобождению крестьян?

 2. Какую позицию в этом вопросе занимал Александр I?

 3. Как вы думаете, мог ли Александр I стать союзником декабристов?

 4. Какие исторические условия возникновения революционного движения в начале XIX века? Чем оно отличается от стихийных крестьянских восстаний?

К-2.

Вопросы:

1. Какие источники “революционных мнений” в России С.И. Муравьев-Апостол считает наиболее важным?

 2. Как повлияли на взгляды С.И. Муравьева-Апостола и его товарищей Отечественная война 1812 г. и заграничный поход?

К-3.

Формирование революционных взглядов декабристов.

Вопросы:

1. Какие изменения произошли в жизни страны и армии после возвращения Александра I из Европы в 1815 г.?

 2. Кто входил в первое тайное общество? Какую цель оно ставило?

 3. Как И.Д.Якушкин относился к крепостному праву? Почему его родственник, узнавший о плане освобождения крестьян, решил, что Якушкин “сошел с ума”?

К-4.

Вопросы:

1. Какую тактику предусматривал первый устав тайного общества? Какую ситуацию надеялись использовать члены тайного общества для ограничения самодержавия?

 2. Чей опыт использовали создатели тайных обществ? В чем состояла цель Военного общества? Почему тайные общества были так привлекательны для тогдашней молодежи?

К-5.

Вопросы:

1. Как представлял себе П.И. Пестель будущее устройство Русского государства?

 2. Как “Русская правда” рассматривает проблему ликвидации крепостного права?

 3. Как, по-вашему, относился Пестель к дворянству? Докажите вашу точку зрения.

К-6.

Вопросы:

1. Какой государственный строй предполагался в России согласно “Конституции” Никиты Муравьева?

 2. Как решает “Конституция” крестьянский вопрос?

 3. Какие права и привилегии сохраняет император? Каким образом ограничена его власть?

К-7.

Вопрос:

1. Почему политическая ситуация в стране и столице казалась членам тайного общества благоприятной для выступления?

К-8.

Вопросы:

1. Декабрист М.Бестужев рассказывает в своих воспоминаниях о начале восстания в лейб-гвардии Московском полку. Каким образом Бестужевым и их единомышленникам удалось поднять солдат на восстание? Как вели себя офицеры полка? Как вы оцениваете такую тактику декабристов? Чем она объяснялась?

 2. Из документов видно, что декабристы не посвящали солдат в свои истинные цели. Как вы думаете, случайно это или закономерно? Какую роль отводили заговорщики рядовым солдатам и народным массам в своей революции?

К-9.

Задание:

Расскажите о восстании Черниговского полка. Почему это восстание можно назвать ошибкой?

К-10.

Вопросы:

1. Какое обвинение судьи декабристов считали основными?

 2. Отразились ли в приговорах истинные цели тайных обществ?

От каждой группы выступают по одному человеку. В результате выступлений от каждой группы воссоздается картина движения декабристов.

Учитель по ходу выступлений дополняет и уточняет ответы обучающихся.

V. Подведение  итогов , характеристика  внутренней политики  после смерти Александра I и поражения восстания декабристов.

1826 г. – утверждено Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Главная задача – политический сыск.

Принят новый устав о цензуре – “чугунный”.

Уваров – “теория официальной народности” (самодержавие, православие, народность).

Разрастание бюрократического аппарата.

“Россией правят столоначальники”

VI. Закрепление.

Ученики отвечают на вопросы учителя:

1. “Властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой” (А.С. Пушкин);

“Сфинкс, неразгаданный до гроба…” (П.А. Вяземский) – так отзывались о нем современники. Кого они имели в виду? (Александра I).

2. О каком событии известный дипломат, выдающийся поэт Ф.И. Тютчев писал:

Вас развратило Самовластье,

 И меч его вас поразил…

 О жертвы мысли безрассудной,

 Вы уповали, может быть,

 Что станет вашей крови скудной,

 Чтоб вечный пламень растопить!

 Едва, дымясь, она сверкнула

 На вековой громаде льдов,

 Зима железная дохнула –

 И не оставила следов.

– Какие еще поэтические отклики на это событие вы знаете? (Восстание декабристов, 1825 г.; А.С. Пушкин “Послание в Сибирь”, А.И. Одоевский “Ответ А.С. Пушкину”).

VII. Задание на дом  :

К 1826 г. декабристов начали небольшими группами отправлять из крепостей навстречу каторжной судьбе.

- Там за горами и реками, лягут они в сырую землю, там за дымкой отдаленных расстояний и времен, растают их лица, развеется память о них - таков был умысел царя…

Подготовить сообщения  на тему « Дальнейшая судьба декабристов»

Литература:

1. Думин С., Сорокин В. Восстание декабристов. Пакет – комплект документов. – М., 1993.

2. Кириллов В.В., Чернова М.Н. Поурочные методические разработки и сценарии уроков к курсу истории России XIX–XX веков (10–11 классы): Пособие для учителей. – М.: ЦГО, 2000.

3. 1000 вопросов и ответов по истории. – М, 1998.