Политика развития российских городов. Методическое пособие
план-конспект урока истории (10 класс) по теме

Методическое пособие предназначено для проведения дополнительных занятий по теме "Историческое прошлое и будущее малых городов России" и содержит разработки трех уроков  "Политика развития российских городов", "Иннвационные города XIX века -  военные поселения", "Мэры российских городов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrab.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Политика развития Российских городов

Методическое пособие, для проведения дополнительных занятий по истории по теме «Историческое прошлое и будущее малых городов России»

Ромодина Т.В.
учитель истории
гимназия №441

Занятие №1

Политика развития российских городов

Проблема

-        85 % российских городов являются малыми городами с населением менее 100.000 жителей

-        половина из них -моногорода, т.е экономика направлена на один сегмент

-        население этих городов неготово к переезду (отсутствует мобильность рабочей силы), отсутствуют импульсы к экономическому развитию

-        численность населения моногородов снижается, социальные институты в минимальном количестве и в дегрессивном состоянии

=> малые российские города могут стать источником „социальной катастрофы“                          

Министерство экономического развития

-        количество малых и средних городов в России в ближайшие 20 лет сократится.

 -        миграция населения в большие города неизбежна  (15-20 миллионов человек в последующие 20 лет переедут в большие города)

-        в малых городах России проживают сегодня 2/3 населения страны. Большинство этих городов бесперспективно и их поддержка обходится России  2-3% горового экономического развития. Эта поддержка неэффективна и бессмыслена.

-        намного эффективнее направлять эти финансовые средства на развитие городов с миллионным населением => модернизация городской инфраструктуры в 12 городах-миллиониках, которые в будущем примут переселенцев из малых городов.

-        создание 20 агломераций.

-        моногорода с одним градообразующим предприятием в будущем не будут получать федеральной и региональной финансовой помощи.

- эксперты считают, правительство хочет отказаться от ответственности за поддержание  стандартов качества жизни в алых городах на соответствующем уровне.

Эльвира Набиуллина

(Министерство экономического развития

Евгений Марков

(Союз малых городов России)

Нам не удастся поддержать все малые и средние города

Необходимо разработать эффективные механизмы поддержки малых городов: органы самоуправления должны участвовать в процессах экономического развития, у них должна быть заинтересованность в этом участии, например посредством увеличения дотаций в зависимости от активности городского управления в развитии

- стабильная ситуация наблюдается только в 10% малых и средних городов России der kleineren und mittleren Städten (ЗАТО, города рядом с атомными электростанциями,оекоторые города в Южном и Центральном Федеральном Округе).

- особенно под угрозой вымирания находятся сельские поселени.

                ▪ 156.000 сельских поселений,

                        ▫        в 10% из них никто не живет

                         ▫        ¼ находятся на грани исчезновения, т.к.                                                                            там живут менее 10 человек

- малые города являются неотъемлимыми локальными центрами для сельских поселений. Их функция состоит в минимальном обеспечении соц.услугами  сельских поселений.

- малые города являются неотъемлимыми локальными центрами для сельских поселений. Их функция состоит в минимальном обеспечении соц.услугами  сельских поселений.

Перспективы малых городов:                    

1. стать частью агломерации

2. использовать сельскохозяйственный потенциал

3. использовать туристический потенциал

Пример:Кондопога ( Республика Карелия)

- 33,5 тысячи жителей

- моногород => OAO Кондопога,

  1. Сотрудничество с городским управлением и введение социальных пособий и льгот
  2. с 2007  позиционирование Кондопоги в качестве туристического центра
  3. Лучший ледовый дворец в Северо-Западном регионе    
  4. Новый дом культуры
  5. Новая федеральная дорога до Петрозаводска (54 км)
  1. Важные предпосылки экономического развития:
  2. -децентрализация финансовых потоков
  3. - изменение предпринимательской политики тех предприятий, которые активны в этом городе
  4. - государственная поддержка малых городов
  5. - ответственность горожан за город, в котором они живут

Занятие №2

Инновационные города XIX века – военные поселения

- начало XIX столетия – российская армия срочно нуждается

в модернизации

- реформа Александра I

- Прусская модель военных поселений в качестве примера

                                => поселенцы занимаются сельским хозяйством,

производством оружия и военным делом  

- Реализация данной модели была порученна графу Аракчееву

                               

                                => организация военных поселений невзирая

на огромные человеческие потери

- Опыт Аракчеева в организации инновативных городов  

                         => Грузино (прусская модель)

                       => Гатчина  (принципы Марка Витрувия)

- „идеальный город“ по Витрувию – это модель лагеря римских

легионеров    

                       =>  квадратная планировка,параллельные улицы,                                                                         строгие и равномерные формы

                          - Организация поселений по этому принципу по всей стране

                                 => одинаковый план застройки: прямые улицы с одноэтажными домами

                      => один дом на четыре семьи

                      => в центре города – площадь с церквью, комендатурой, оружейным                                             складом, гауптвахтой и рынком (его сортимент определялся                                                   министерством)

- одинаковые города => одинаковый стиль жизни: спали, сеяли, пололи,готовили еду и маршировали  – все дедля этого время

- жениться можно было только с разрешения коменданта

- жители поселений: государственные крепостные, солдаты, бездомные, мещане

- все дети поселенцев считались государственной собственностью

- принудительное переселение, высокая смертность  2/3 переселенцев умерли по дороге

- тяжелые условия проживания, высокая смертность среди поселенцев

- любые проявления самоуправления и иннициатива наказывались  

- непослушание жестоко каралось

- Николай I  увеличил финансирование и количество военных поселений, а также ужесточил контроль за ними  

                        => после этого жизнь поселенцев стала невыносимой

                        => восстания (1831 „холерный бунт“ - 3.000 повстанцев понесли наказание и                              были казнены. Каждый десятый скончался от болевого шока)

Итог:

- надежд на самофинансирование военные поселения не оправдали

- огромные проблемы для государственного бюджета

- огромная смертность среди поселян

- отсутствие успехов в сельском хозяйстве и в военном деле

- недовольство во всех социальных слоях

=> неподвижная, бессмысленная, постоянно реформируемая машина, через которую прошли десятки миллионов жизней

Вывод:

- военные поселения как символ неудавшихся попыток изменить жизнь страны с помощью авторитарных предписаний сверху и бюджетных влияний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "Политика развития российских городов"

Презентация к первому занятию методического пособия "Политика развития российских городов"...

методическое пособие по проведению внеклассного мероприятия "Праздник Российского флага"

Анализ ФКЗ №1.История Российского флага. Викторина по истории флага....

"Показатели и технология измерения эффективности реализации проектной линии стратегии развития молодежной политики муниципального образования город Ноябрьск до 2020 года "Активная жизнь"

показатели и технология измерения эффективности реализации проектной линии "Активная жизнь"- основные напрвления проектной линии;- наименование показателя- единица измерения- формула расчета...

Методическое пособие для учителя. Опорные конспекты по теме "Политика" для 9 класса

Раздел "Политика", изучаемый в 9 классе содержит большой объем материала, который, как правило, вызывает трудности у учащихся. Для более легкого его усвоения имеет смысл представить его в фо...

Методическое пособие "Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Методическая разработка направлена на формирование и развитие учебно-познавательных компетенций обучающихся; создание условий для формирования компетенций обучающихся; создание условий для развития и ...

Методическая разработка (учебно-методическое пособие) на тему: «История развития прав человека» (интеллектуальная игра «Брейн-ринг» в 10 классах)

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЕ «БРЕЙН-РИНГ» В игре могут принимать участие несколько команд учеников 10 классов. Если встречаются не более 4 команд, то игры проводят по так называ...

Методическое пособие по проведению викторины «Мой город родной»

Викторина по истории Города воинской славы Коврова....