курс для 6-7 классов "История побед"
элективный курс (история, 6 класс) по теме

 

Курс нацелен на развитие  учебно – познавательных, коммуникативных, информационных  компетенций, которые помогут осмыслить причины, ход военных действий, тактику и стратегию войны. Курс направлен на развитие патриотизма и стойкой гражданской позиции, так как славные победы наших предков воспитывают чувство гордости за свою великую Родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_pobed.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство  образования  Республики  Саха (Якутия )

Муниципальное  общеобразовательное   учреждение

«Гимназия  № 1  г. Нерюнгри»

Проверено:

Руководитель МО ___________________

«_____» __________________2011 г.

Согласовано:

Зам. директора

___________________

«_____» ___________________2011 г.

Утверждаю:

Директор      

_________________________

«_____» ___________2011 г.

Лаборатория для 6-7 классов

ИСТОРИЯ  ПОБЕД

внеурочная деятельность  на 2010 – 2011 учебный год

(Утверждено на  НМС МОУ «Гимназии №1 г. Нерюнгри»)

Овсянникова Марина Валерьевна

Пояснительная записка.

   Этот курс обращен к тем учащимся, кто интересуется мировой и отечественной историей. Вся история развития государства – это история войн: мировых, гражданских, локальных. На всём протяжении своей истории Россия подвергалась тяжелейшим испытаниям и не раз противостояла ударам внешних врагов.

Курс нацелен на развитие  учебно – познавательных, коммуникативных, информационных  компетенций, которые помогут осмыслить причины, ход военных действий, тактику и стратегию войны. Курс направлен на развитие патриотизма и стойкой гражданской позиции, так как славные победы наших предков воспитывают чувство гордости за свою великую Родину.

Основная научная идея

(стержневая линия)

Название модульной программы

для 6 класса

Количество часов

Семестр

Раскрыть славные страницы истории России. Как Российское государство прошло через тяжёлые испытания – нашествия и войны, как превратилась в мощную державу.

Показать, какой ценой и усилиями русского народа дались великие победы.

Рассказать о славных сынах Отечества, чьими именами гордилась и гордится Великая Россия.

  1. Военные столкновения с печенгами.

  1. Борьба России с рыцарями-крестоносцами.

  1. Борьба России с татаро-монголами.

  1. Военные победы централизованной России.

5

5

6

6

1-2

3

4

5-6

Название модульной программы

для 7 класса

Количество часов

Семестр

  1. Победы  России в XVI-XVII веках.

  1. Победы Петра Первого.

  1. Эпоха дворцовых переворотов.

  1. Победы России в эпоху Екатерины Великой.

5

5

6

6

1-2

3

4

5-6

1. Комплексная  дидактическая цель

Модульная программа   направлена на   создание  условий  для  освоения  учащимися  оптимальных  методов характеристики и  анализа деятельности исторического  события.

 

Образовательный аспект

  1. Продолжить формирование умения работать с историческим источником
  2. Расширить представление о историографии.
  3. Углубить  знания по истории Отечества.

Воспитательный аспект

  1. Воспитание чувства уважения и любви к истории нашей Родины.
  2. Развитие познавательного интереса предмету история.

Развивающий аспект

  1. Развивать познавательные интересы.
  1. .         Развивать логическое мышление, формировать умение обобщать, делать выводы  
  2. .         Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
  3. .        Формировать навыки индивидуальной и коллективной работы.

  1. Краткое содержание изучаемого материала

6 КЛАСС

Модуль 1. Военные столкновения с печенегами.

Борьба с новой угрозой Руси и как боролись первые русские князья с племенами печенегов: Князь Игорь и печенеги; княгиня Ольга, Святослав, Владимир Святой, Ярослав Мудрый.

Модуль 2. Борьба России с рыцарями-крестоносцами.

Угроза с Запада. Невская битва. Ледовое побоище. Личность и полководческий талант Александра Невского.

Модуль 3. Борьба России с татаро-монголами.

Победа на реке Вожже. Куликовская битва. Личность и полководческий талант Дмитрия Донского.

Модуль 4. Военные победы централизованной России.

Избавление от татаро-монгольского ига. Победа на реке Угре. Мудрая политика Ивана III.

7 КЛАСС

Модуль 1. Победы  России в XVI-XVII веках.

События Смутного времени.  Борьба русского народа против польской и шведской интервенции: первое и второе ополчение. Личности К.Минина и Д.Пожарского в деле освобождения России. Русско-шведская война. Русско-польская война. Русско-турецкая война.

Модуль 2. Победы Петра Первого.

Северная война. Военная реформа. Создание военно-морского флота.  Победа под Нарвой. Полтавская битва. Прутский поход. Морские победы: Гангутское и Гренгамское сражения. Великие полководцы и сподвижники Петра Великого: Александр Меншиков, М.М.Голицин и др. Ништадтский мир: Россия – Великая империя.

Модуль 3. Эпоха дворцовых переворотов.

Русско-турецкая война 1735 – 1739гг. Война со Швецией 1741 - 1743гг. Семилетняя война 1756 – 1763гг. Великие русские полководцы: П.Румянцев, С.Ф.Апраксин,  В.В.Фермор, П.С.Салтыков и др.

Модуль 4. Победы России в эпоху Екатерины Великой.

Русско-турецкая война 1768 – 1774гг. Русско-турецкая война 1787 – 1791гг. Великие русские полководцы: А.Г.Орлов, Г.А.Спиридонов, В.М.Долгорукий, А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков. разделы речи Посполитой.

  1. Ожидаемые результаты

После изучения  курса «История побед» обучающиеся должны:

знать: 

- основные  исторические процессы изучаемой эпохи;

- историографический материал по проблеме;

Использовать знания об историческом пути и традициях народов России и их выдающихся представителей в отношении людей другой культуры, национальности и религиозной принадлежности. Выявлять переплетение, взаимовлияние культур, традиций благодаря реализации их в многокультурном и многонациональном обществе различными политическими деятелями.

уметь:

- вести диалог, выступать публично, уметь составить  свое собственное мнение и аргументировать его, участвовать в коллективной мыслительной деятельности.

Уметь конспектировать, воспроизводить информацию; уметь добывать ее из различных источников( хрестоматий, справочников, Интернет- технологий и пр.) систематизировать, выделять главное и второстепенное.

развивать:

- познавательный интерес к изучению профильного предмета; логическое мышление; способность  к принятию нестандартных  и творческих решений; навыки контроля и самоконтроля; умение работать индивидуально и коллективно.

- умение определять наиболее рациональное решение поставленной задачи, уметь видеть и преодолевать проблемы, оценивать свою деятельность и одноклассников, уметь выделять причинно- следственные связи

  1. Методический блок.

Семестр

Дата

Структура технологического модуля

Интегрирующие  дидактические цели       (ИДЦ)

№ занятия

Тема занятия

Форма занятия

УУД

I  - II

III – IV

V - VI

Вводная часть.

Теоретическая часть.

-дать представление о целях и  содержании модульной программы;

-дать представление о результатах обучения в данном модуле;

-отработать  методику характеристики  историчеcкого события.

1

Знакомство с содержанием модульной программы.

Установочная лекция.

личностные: ориентироваться на понимание причин успеха, проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков;

регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать пути ее решения, оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности и товарищей;

познавательные: осуществлять поиск нужной информации, высказываться устно, находить ответ на поставленный вопрос, проводить сравнение, обобщать, составлять предложения, рассказ по картинкам.

коммуникативные: развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, допускать существование разных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, задавать вопросы.

Методика работы с историческим источником, анализ и характеристика деятельности исторического события.

Практикум.

Диалогическая часть.

Информационный анализ проекта.

-определить компоненты проектной деятельности и  этапы ее реализации;

-работа над содержанием и предпочтительным методом защиты проекта

-выбор активных форм обучения.

2

Введение в  проектную деятельность. Компоненты проектной деятельности.

Установочная лекция.

3

Выбор темы проекта.

Разработка этапов деятельности

Поиск  информации по проекту.

Групповая и индивидуальная   консультация.

Практическая реализация

проекта.

-формировать навыки проектной деятельности;

-определить  продукт  и форму презентации;

-углубить  знания учащихся  по истории России и роли личности в истории;

-формировать навыки индивидуальной и   групповой работы.

Поиск  информации по проекту.

Работа над содержанием проекта.

Индивидуальная консультация.

( по графику)

4

Выбор предпочтительной формы защиты проекта.

Индивидуальная консультация.

( по графику)

5

Предзащита проектов.

Индивид. и групповые отчеты

Групповая консультация.

Итоговая часть.

Защита проекта.

- оценка и самооценка проделанной работы

  1. рефлексия.

6

Защита проектов.

Презентация готовых проектов.

Предпочтительные методы обучения:

- иллюстрированный рассказ с обсуждением;

- видеоурок;

- практикумы;

- презентация.

Оценка результатов изучения курса.

Степень усвоения учебного материала выясняется на занятии в ходе обсуждения , дискуссии по проблемным вопросам. Предполагается оценивать умение учащихся отвечать на вопросы , делать характеристику деятельности исторического события,  представлять презентации.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Основные методические рекомендации.

В педагогической литературе приводятся различные методики изучения событий в истории. А.Т.Степанищев в методическом справочнике учителя истории предлагает следующие методики изучения  военных событий и личностей.

Памятка по изучению военных действий.

  1. Предпосылки войны.
  2. Причины и повод  войны.
  3. Важнейшие сражения.
  4. Герои войны.
  5. Итоги и последствия войны.

Памятка  по изучению исторической личности.

Учитель, не называя имени личности, вызывает к ней простой человеческий интерес. Затем идет процесс накопления информации по этому историческому деятелю .К этому же варианту относится решение биографических задач.

Оценка личности по поведению в экстремальных для России условиях.

Оценка личности по отдельным, ярким штрихам к их портретам,  увлечениям, образованности и т.д.

Определение качеств личности по умению предвидеть будущее.

Памятка о работе над докладом.

1.Прочти материал учебника по заданной теме.

2.Составь план своего рассказа.

3.Подбири дополнительную литературу по заданной теме.

4.привлекай наглядный материал, используй в докладе иллюстрации, репродукции с картин и пр.

5.Подумай над выводами, соответствуют ли они приведенным фактам.

6. Перед началом выступления назови используемую литературу, приготовь, если нужно диаграммы, таблицы.

7.Во время выступления следи за грамотностью речи.

8. Не забывай обращаться к наглядным

Список литературы.

  1. В.А.Артемов «Три века истории в лицах»,Изд-во «ИНФА», Воронеж , 1996 г.
  2. А.Ларина(Бухарина) «Незабываемое», Изд-во АПН, М., 1989 г.
  3. История России. Учебное пособие для самостоятельной работы. Под ред.проф. Л.И.Семенниковой, М., 2004 г.
  4. А.Т.Степанищев «Методический справочник учителя истории», Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000 г.
  5. Троицкий Н.А, Лекции по русской истории 19 века. Издательство «Слово». Саратов.1994.
  6. Чернова М.Н. Личность в истории., М., ЭКСМО,2004.г.        
  7. Е.В.Пчелов. История России         XVII-XVIIIвв., М., Русское слово, 2005.
  8. Дидактический материал по истории России  VI – XIX века.
  9. Н.Карамзин. История Российского государства.                        

Список видеофильмов  для сопровождения курса

6 КЛАСС

  1. История Государства Российского X-XIV веков.
  2. Древняя Русь: Рюрик м его братья. Князь Олег Вещий.
  3. Царь Иван Грозный.

7 КЛАСС

  1. Романовы – начало династии.
  2. Государь Алексей Михайлович.
  3. Первый император России.
  4. От Екатерины I до Екатерины II.
  5. Императрица Екатерина Великая.
  6. Император Павел I.

Список  мультимедийных  дисков для сопровождения курса

6 КЛАСС

  1. Древняя Русь. Рюрик и его братья. Князь Олег Вещий.   (DVD)
  2. Энциклопедия истории России 862 – 1917гг.
  3. Уроки Всемирной истории. Кирилла и Мефодия  до XIX века.
  4. Династия Романовых. Три века российской истории.
  5. Уроки Всемирной истории. Кирилла и Мефодия. Средние века.

7 КЛАСС

  1. Династия Романовых. Три века российской истории.
  2. Уроки Всемирной истории. Кирилла и Мефодия  до XIX века.
  3. Уроки Всемирной истории. Кирилла и Мефодия. Новая история.

                                                

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

УУД

Основные понятия

Примечание

Модуль 1.  Победы  России в XVI-XVII веках.

Вводное занятие.

События Смутного времени.

ориентироваться на понимание причин успеха, проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков;

Самозванство, смутное время, восстание.

Гражданская война, интервенция, семибоярщина.

  Борьба русского народа против польской и шведской интервенции: первое и второе ополчение.

Личности К.Минина и Д.Пожарского в деле освобождения России.

Ополчение, национальное самосознание.

Русско-шведская война. Русско-польская война. Русско-турецкая война.

Защита проектов.

Модуль 2.   Победы Петра Первого.

Северная война.

принимать и сохранять учебную задачу, планировать пути ее решения, оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности и товарищей;

Великие полководцы и сподвижники Петра Великого.

Регулярная армия. Генеральное сражение, редут, янычары, рекруты, фрегат, эскадра, десант, империя.

Военная реформа. Создание военно-морского флота.  Победа под Нарвой.

Полтавская битва. Прутский поход.

Морские победы: Гангутское и Гренгамское сражения.

Защита проектов.

Модуль 3.  Эпоха дворцовых переворотов. 

Вводное занятие.

осуществлять поиск нужной информации, высказываться устно, находить ответ на поставленный вопрос, проводить сравнение, обобщать, составлять предложения, рассказ по картинкам.

Дворцовый переворот. «Восточный барьер», гаубица, Семилетняя война.

Русско-турецкая война 1735 – 1739гг.

Война со Швецией 1741 - 1743гг.

Семилетняя война 1756 – 1763гг.

Великие русские полководцы: П.Румянцев, С.Ф.Апраксин,  В.В.Фермор, П.С.Салтыков и др.

Защита проектов.

Модуль 4. Победы России в эпоху Екатерины Великой.

Русско-турецкая война 1768 – 1774гг.

развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, допускать существование разных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, задавать вопросы.

Брандер, протекторат, Чесменское сражение, штурм Очакова, Измаила; Ясский мир.

 Эскадра, заграничные походы русской армии.

Русско-турецкая война 1787 – 1791гг.

Великие русские полководцы: А.Г.Орлов, Г.А.Спиридонов, В.М.Долгорукий, А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков.

Разделы речи Посполитой.

Защита проектов.

Итоговое обобщающее занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путь в никуда"или "Победа над собой". Доклад Аристовой Н.Ю. для курса повышения квалификации на тему: «Психология общения и культура речи» 2011г.

Педагогический труд является одним из самых стрессогенныхсреди социономических профессий, что проявляется в большом количестве наблюдаемых психосоматических заболеваний у педагогов, раннем профе...

"Победа в сердце каждого живет" (сценарий праздника к Дню Победы)

Давно отзвучали последние выстрелы Великой Отечественной Войны, но не заживают раны в сердцах человеческих. Мы вновь и вновь возвращаемся мыслями в те суровые годы, к тем героическим дням...

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Элективный видео-курс " Подвиг народа " к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

Элективный видео-курс " Подвиг народа ". Разработка может быть использована  как для уроков  по истории России XX века, так  и для проведения внеклассных мероприятий.Пояс...