Плюсы и минусы гласности.9/11 классы
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Урок по истории России.20 век. Учитывая возрастные особенности обучающихся, применяя дифференцированный подход, возможно проведение данного урока  для обучающихся как 9, так 11 классов. Урок с  использованием мультимедийных ресурсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glasnost2.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Плюсы и минусы гласности. (9/11 класс)

Цели:

Образовательная - формирование представлений учащихся о политике  гласности  в 1985-1991 гг.; систематизировать отдельные элементы знания, помогать находить и обрабатывать информацию, используя различные источники данных

Развивающая – развитие навыков групповой работы с использованием мультимедийных ресурсов (материалы CD «История России XX в.»),  учить вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение, обучать приемам публичного выступления, приобретать опыт литературной речи

Воспитательная – воспитывать навыки   самообразования и самоорганизации

Средства обучения: урок проводится в кабинете, оборудованном компьютерами, с использованием мультимедийного проектора, интерактивной доски, материалы CD «История России XX в.»

Предварительное задание: 

подготовить учащимся сообщения о деятелях культуры эпохи перестройки.

План урока.

1.На пути к «гласности».

2.Гласность в духовной жизни: литературе,  кино, театре, музыкальном и изобразительном искусстве.

3.Реабилитация.

4. Плюсы и минусы «гласности»

5. Итоги политики «гласности».

Рабочий лист урока

1.Гласность – это_______________________________

2.Основная цель политики гласности:

3. Основные лозунги политики  гласности:

4. Плюсы политики гласности        /        Минусы политики гласности

5.Сложности и противоречия в политике гласности объясняются:

6. Главным результатом политики гласности стало_______________

                                        Ход урока:

  1. Вступительная часть (10  мин.)

Проверка готовности класса.

Класс делится на 2 группы, каждая из которых будет выполнять отдельное творческое задание. Каждая группа получает рабочий лист урока, который учащиеся должны заполнить к его концу.

Вступительное слово учителя.

 Зачитывает отрывок:

из статьи И.А.Дедкова «Испытание свободой»

…Перестройка  началась тогда, когда всякое открытое инакомыслие в стране было подавлено и продолжало подавляться; люди, посмевшие читать и хранить книги, ныне издаваемые свободно, попадали в ссылку и заключение; цензура совместно с идеологическими службами партии бдительно опекала газеты, журналы, издательства, театр, кинематограф, изобразительное искусство; общественная мысль находилась в зависимости от тех же идеологических инстанций и конъюнктурных установок….. безбрежная централизация жизни привела к подавлению всякой самостоятельности местностей, наций и национальных культур; история страны и партии продолжала искажаться и умалчиваться… правда о жизни – сегодняшней и вчерашней – с трудом пробивалась в средства массовой информации.

Учитель: Если в экономике перестройка началась с постановки задач ускорения, то в духовной и культурной жизни её лейтмотивом стала «гласность».

Что же такое гласность? Чем она отличается от свободы слова?

В чем вы видите главные причины развития «гласности» в годы перестройки?

Практическая работа класса начинается с изучения материалов следующего  пункта  параграфа  мультимедийного учебника –

« На пути к гласности» через мультимедийный проектор

Прослушав материал CD, учащиеся отвечают на вопросы рабочего листа урока:

-Что такое гласность?

-Чем она отличается от свободы слова?

-Основные лозунги политики гласности

-Основная цель политики гласности.

По итогам работы учащиеся делают записи в рабочем листе урока.

  1. Основная часть (30 мин.)

Основная часть урока начинается с изучения предложенных группам тем:

1 группа работает по теме: «Гласность в духовной жизни: литературе,  кино, театре, музыкальном и изобразительном искусстве». Работа  группы осуществляется через компьютер.

Они прослушивают следующие пункты параграфа мультимедийного учебника: «Литература»; «Кино, театр».

Группа изучает материалы, связанные с гласностью в духовной сфере (литературе, кино, театре, музыкальном и изобразительном искусстве). Так как группы определены заранее, поэтому по своей теме учащиеся могут подготовить  дополнительные сообщения.

Учащиеся, прослушав пункты параграфа мультимедийного учебника, используя материалы своих сообщений, отвечают на вопросы:

  1. Какие примеры свидетельствовали об успехах гласность   в 1987 -1988 гг.?
  2. Какие литературные произведения «новой волны» вызывали острую критику консерваторов?
  3. Какие кинофильмы явились плодами политики гласности?
  4. Что нового принесла политика гласности в музыкальную культуру?

Ответы на вопросы должны быть оформлены в рабочем листе урока в разделе 4  «Плюсы и минусы гласности».

2 группа  работает по теме: « Реабилитация» с документами, предложенными учителем, прослушивает пункт «Реабилитация» параграфа мультимедийного учебника. Затем отвечает на предложенные вопросы.

Вопросы:

  1. Чем вы можете объяснить тот факт, что политические репрессии в Советской России и СССР имели место на протяжении практически всей их истории?
  2. Почему, несмотря на неоднократное функционирование многочисленных комиссий по реабилитации жертв политического произвола, итоги этой работы так и не становились известны широкой общественности, а реабилитация носила эпизодический характер и охватывала далеко не все категории репрессированных?
  3. Чем можно объяснить, что лишь в результате политики гласности стало известно многое о реальном масштабе политических репрессий в годы советской власти? Какие силы пытались воспрепятствовать преданию гласности этих фактов? Почему?
  4. Какие известные вам факты репрессий произвели на вас наибольшее впечатление? Почему?

Больше гласности, больше демократии.

(Из редакционной статьи в газете «Правда»). 1988. – 6 апреля.

Личность Сталина крайне противоречива. Отсюда и яростные споры.

Оставаясь на позициях исторической правды, мы должны видеть как неоспоримый  вклад Сталина в борьбу за социализм, защиту завоеваний, так и грубые политические ошибки, произвол, допущенные им и его окружением, за которые наш народ заплатил великую цену и которые имели тяжелые последствия для жизни нашего общества. Нет-нет да и слышатся голоса, что Сталин не знал об актах беззакония. Не просто знал – организовывал их, дирижировал ими. Сегодня это уже доказанный факт. И вина Сталина, как и вина его ближайшего окружения, перед партией и народом за допущенные массовые репрессии, беззакония огромна и непростительна.

Да, всякий исторический деятель формируется конкретными социально-экономическими и идейно-политическими условиями. Но культ не был неизбежным. Он чужд природе социализма и возможен лишь из-за отступлений от его основополагающих принципов.

Мы твердо и неуклонно будем следовать революционным принципам перестройки: больше гласности, больше демократии, больше социализма.

Прошлое жизненно необходимо для сегодняшнего дня, для решения задач перестройки. Объективное требование жизни – «Больше социализма!» - обязывает нас разобраться, что мы делали вчера и как делали. От чего надо отказаться, что взять с собой? Какие принципы и ценности следует считать действительно социалистическими? И если сегодня мы вглядываемся в свою историю критическим взором, то лишь потому, что хотим лучше, полнее представить себе пути в будущее.

Замолчать больные вопросы нашей истории – значит пренебречь правдой, неуважительно отнестись к памяти тех, кто оказался невинной жертвой беззаконии и произвола. Правда одна. Нужны полная ясность, четкость и последовательность, нравственный ориентир на будущее.

Из книги А.Н.Яковлева «По мощам и елей…»

Большевизм как идеология насилия пропитал все поры общества, безжалостно деформировал наш образ жизни…

Практика массовых репрессий нанесла неисчислимый урон всем народам России, обескровила общество, обусловила его нравственный надлом.

За 70 лет… менялись формы репрессий, но причины и суть произвола оставались неизменными. Режим, лидеры господствующей верхушки шли на любые преступления против человечности во имя укрепления моновластия, моноидеологии и монособственности.

Из материалов Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий.

В 1954 г. Министр внутренних дел С.Круглов… сообщил Хрущеву, что с 1930 по 1953 г. репрессировано примерно 3,7 млн. человек, в том числе 765 тыс. человек расстреляно.

Первая же серьезная проверка опровергает эту цифру…

К ней надо приплюсовать 3,4 млн человек, подвергшихся репрессиям во время коллективизации, 3,3 млн человек из числа репрессированных народов. Это уже составляет более 10 млн…

Только по Российской Федерации с 1923 по 1953 г., по неполным данным, общая численность осужденных составляла более 41 млн человек…

Только за послевоенные годы за опоздания на работу и невыполнение обязательной нормы трудодней было осуждено более 6 млн человек…

С учетом данных по годам революции и гражданской войны общая численность репрессированных в нашей стране составляет более 60 млн человек.

Из Указа Президента СССР.

Август,1990.

1.Признать незаконными, противоречащими основным гражданским и социально- экономическим правам человека репрессии, проводившиеся в отношении крестьян в период коллективизации, а также в отношении всех других граждан по политическим, социальным, национальным, религиозным и иным мотивам в 20-50-х гг., и полностью восстановить права этих граждан.

На основе изученных материалов 2 группа также выписывает в рабочий лист урока плюсы и  минусы политики гласности.

По итогам работы  групп один из представителей делает краткое сообщение.

При ответе учащиеся используют материалы параграфа, которые содержатся в разделе «Альбом» мультимедийного учебника, тем самым иллюстрируя свои выводы.

По ответам учащихся видно, что политика гласности не оставила равнодушными никого в советском обществе, что плюсов у этой политики больше, чем минусов.

В чем же тогда противоречия и сложности этой политики?

Группам предлагаются документы, на основе которых они должны ответить на вопрос рабочего листа.

 

Из выступления на заседании Политбюро ЦК КПСС

члена Политбюро Е.К.Лигачева 24 марта 1988 г.

Что меня беспокоит сегодня? Это то, что многим фактам истории дается не точная, а иногда извращенная оценка. Не всегда дается объективная картина как героических, так и трагических страниц нашей истории… Даже в моменты великого подвига нашего народа некоторые писатели, кинематографисты пытаются внести элементы очернительства. Подобным фактам дана оценка в «Советской России». Это реакция на очернительство.

Из статьи Н.А.Андреевой «Не могу поступаться принципами».

«Советская Россия».-1988.-13 марта.

Наверное, не одной мне бросилось в глаза, что призывы партийных руководителей повернуть внимание «разоблачителей» ещё и к фактам реальных достижений на разных этапах социалистического строительства словно бы по команде вызывают новые и новые вспышки «разоблачений».

Взять вопрос о месте И.В.Сталина в истории нашей страны. Именно с его именем связана вся одержимость критических атак, которая, по моему мнению, касается не столько самой исторической личности, сколько всей сложнейшей переходной эпохи. Эпохи, связанной с беспримерным подвигом целого поколения советских людей, которые сегодня постепенно отходят от активной деятельности. В формулу «культа личности» насильственно втискиваются индустриализация, коллективизация, культурная революция, которые вывели нашу страну в разряд великих мировых держав. Всё это ставится под сомнение. Дело дошло до того, что от «сталинистов» ( а в их число можно при желании зачислять кого угодно) стали настойчиво требовать «покаяния»…

Поддерживаю партийный призыв отстоять честь и достоинство первопроходцев социализма. Думаю, что именно с этих партийно-классовых позиций мы и должны оценивать историческую роль всех руководителей партии и страны. В том числе и Сталина.

Сторонники «леволиберального социализма» формируют тенденцию фальсифицирования истории социализма. Они внушают нам, что в прошлом страны реальны лишь одни ошибки и преступления, замалчивая при этом величайшие достижения прошлого и настоящего. Претендуя на полноту исторической правды, они подменяют социально-политический критерий развития общества схоластикой этических категорий.

Другая особенность воззрений «леволибералов» - явная или замаскированная  космополитическая тенденция, некий безнациональный «интернационализм».

Как говорил М.С.Горбачев на февральском пленуме ЦК КПСС, «мы должны  и в духовной сфере, а может быть, именно здесь в первую очередь, действовать, руководствуясь нашими марксистско-ленинскими принципами. Принципами, товарищи, мы не должны поступаться ни под какими предлогами».

На этом стоим и будем стоять. Принципы не подарены нам, а выстраданы нами на крутых поворотах истории Отчества.

Из выступления М.С.Горбачева на заседании

 Политбюро ЦК КПСС 24 марта 1988 г.

Появление статьи Нины Андреевой стало возможным в условиях перестройки и гласности. Не исключено, что подобные материалы будут печататься и впредь. Но не факт публикации удивителен. Меня, например, взволновало то, что некоторые товарищи в Политбюро расценили эту статью как эталон современной перестроечной публицистики.

Из выступления первого секретаря ЦК КП РСФСР

 И.К.Полозкова на Пленуме ЦК КПСС 31 января 1991 года.

Если раньше монополией на гласность обладала КПСС, то теперь эта монополия у противоборствующих с ней сил.

Изучив документы, учащиеся делают вывод, что не все слои населения в СССР были довольны политикой гласности. Общество оказалось во многом не подготовлено к стремительной и радикальной переоценке ценностей. Обнародование ранее тщательно скрывавшихся фактов вызвало растерянность, душевный надлом даже у представителей более подготовленной к переменам интеллигенции.

Слово учителя:

Из резолюции XIX Всесоюзной конференции КПСС

«О гласности». Лето, 1988 г.

Гласность полностью оправдала себя, её нужно всемерно развивать и дальше. В этих целях считать необходимым создать правовые гарантии гласности, для чего предусмотреть закрепление в конституционном порядке права граждан СССР на информацию. Разработать законодательные акты, определяющие права и обязанности государства, должностных лиц и граждан по реализации принципов гласности… Четко определить пределы необходимой секретности…

Недопустимо использование гласности в ущерб интересам Советского государства.

Вопрос: Как вы можете оценить резолюцию «О гласности», принятую на XIX конференции КПСС?

Коллективное обсуждение ответа на последний вопрос рабочего листа:

Главным результатом политики гласности стало_______________

По итогам обсуждения делается вывод.

Вывод: гласность способствовала  резкому столкновению различных групповых интересов. Недовольство положением дел в обществе вылилось в недовольство системой данного общества. Для большинства советских людей гласность стала личной драмой. Гласность показала ценности демократического западного мира, ещё  больше обнажив недостатки социалистической системы.

Тем не менее именно гласность определила необратимый характер перемен в нашем обществе.

 

  1. Заключительная часть (5 мин.)

Объявление оценок учащихся по итогам групповой работы.

Домашнее задание: используя пройденный материал учебника и записи в рабочем листе урока, объясните смысл названия параграфа.

Подготовить материалы, как политика гласности отразилась на деятелях культуры и искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электричество, его плюсы и минусы

Данный материал позволяет показать учащимся 5-х классов положительные и отрицательные стороны электричества....

Открытый урок в 9 классе : Телевидение. Реклама: плюсы и минусы.

Цели: социокультурный аспект-знакомство с рекламой на русском и британском телевидении Развивавающий аспект - развитие способности к логическому изложению содержания высказывания; развитие качеств ...

Конспект урока "Плюсы и минусы телевидения" 6 класс

Конспект урока "Плюсы и минусы телевидения" 6 класс...

Классный час по профилактике негативных проявлений: «Курение: минусы и мнимые плюсы» «Энергетические напитки: плюсы и минусы.» Для учащихся 7-12-ых классов

Цель:используя метод противоположностей, помочь подросткам осознать, что курение-это чрезвычайно вредная и опасная привычка.Способствовать формированию у обучающихся навыков критического мышления и ос...

Родительское собрание 10 класс плюсы и минусы

Первое родительское собрание в старшей школе. Цель-повышение мотивации к школьному обучению. Знакомство с вновь образовавшимся детским коллективом....

Урок математики в 6 классе "Приглашение в кафе ПЛЮС и МИНУС"

Повторительно-обобщающий урок в 6 классе«ДЕЙСТВИЯ С ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ»...

Технологическая карта урока по английскому языку по теме "Плюсы и минусы сети Интернет" для обучающихся 9 класса

Цель учебного занятия: формирование коммуникативной компетенцииЗадачи урока: развивать речевые умения (смысловое чтение с пониманием основного содержания и извлечения необходимой информации; развитие ...