Конспект урока по истории России. Правление Александра I: реформы или реакция.Что преобладало?
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме

Данный урок разработан для обучающихся 10 класса. Урок решения проблемного вопроса, рассматривающий внутреннюю политику России в правление императора АлександраI. Возможно применеие ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_aleksandr_pervyy..doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока на тему:

 

«П Р А В Л Е Н И Е   А Л Е К С А Н Д Р А  П Е Р В О Г О.  Р Е –

Ф О Р М Ы   И   Р Е А К Ц И Я :  Ч Т О   П Р Е О Б Л А Д А Л О ?

 Цели урока :

- на основе материала исторических источников проанализировать внутреннюю политику Александра I;

- усвоить основные мероприятия, проводимые в годы царствования императора;

- формирование умения аргументировать свою точку зрения, давать оценку явлениям государственной и общественной жизни первой четверти 19 века;

- формирование навыков анализа, синтеза, умения извлекать фактические знания из исторических источников.

Задачи урока:

Развитие способностей и умений учащихся:

- умение заниматься исследовательской деятельностью;

- способность к групповой работе;

- толерантность в восприятии других решений;

- умение работать с компьютерной презентацией, составлять, представлять ее;

- способность применить учебный материал к новым условиям.

Тип урока: проектный, научно-исследовательский.

Оборудование:

Репродукции картин русских художников 19 в.; портреты Александра 1,Сперанского, Аракчеева, Карамзина; карта « Российская империя в первой половине  

19 в.», мультимедийный проектор, компьютерные презентации.

Формы работы: групповая и индивидуальная.

Основные понятия:

Аракчеевщина – политика грубой военной дисциплины, последних лет

                             правления  Александра I

                   

Военные поселения – особая организация вооруженных сил, при которой

                                      Строевая служба совмещается сведением хозяйства.

                                      Герцен А.И : величайшее преступление царствования

                                      Александра I.

                   

 Вольные хлебопашцы – категория крестьян, освобожденных от крепостной

                                          зависимости по указу от 20.02.1803г. Платили в казну

                                          подушную подать( как крепостные), и отбывали

                                          земскую и рекрутскую повинности как казенные.

                   

Реакция – действие, возникающее на то или иное воздействие, активное

                 сопротивление общественному прогрессу в целях сохранения

                  отживших общественных порядков.

                   

 Реформы – преобразования в обществе.

                   

 Либерализм – политическое мировоззрение, в основе которого лежит

                          признание важнейших, естественных прав человека.  

 Опережающее задание:

Подготовить компьютерные презентации в группах по основным вопросам урока.

                                                 

                                               П Л А Н.

1. Организационный момент.

2. Реформы в области государственного управления: проекты и эксперименты.

3.  Крестьянский вопрос: проекты и реалии.

4.  Реформы в области народного образования.

5.  Проекты преобразований: М.М.Сперанский и А.А. Аракчеев.

6. подведение итогов. Домашнее задание.

Организационный. момент

   Сегодня на уроке мы попробуем ответить на вопрос: что преобладало в политике Александра I: реакция или реформы? А помогут нам в этом ваши подсказки, которые вы готовили заранее, и ответы на вопросы к уроку. При ответе на вопросы и подготовке своих проектов, я надеюсь, вы использовали тот список литературы, который я вам рекомендовала. Обратите внимание на свои парты перед вами лежит список мнений современников и историков о том времени, которое мы изучим сегодня на уроке.

Я надеюсь, что он поможет вам определиться с ответом на итоговый вопрос занятия. Кроме того, у каждого из вас есть таблица оценок выступления. Как ее заполнять вы знаете, не забудьте ,пожалуйста сдать ее в конце урока.

   Надеюсь, что при ответах на вопросы получится дискуссия. Что это такое и как правильно дисскутировать вам напомнит памятка, которая лежит перед вами.

   Выступления будут проходить по плану урока: он перед вами ( на доске). И как всегда вспомните термины, которые придется использовать…( Учащиеся дают определения терминам..)

  По вопросам плана ребята работали в группах, по своей теме приготовили опорные конспекты и комментарии к ним. После каждого блока следуют вопросы. Будьте внимательны!

   Учитель: « Вступление на престол Александра было самое благодатное: он превратил царство ужаса, уничтожил тайную канцелярию, восстановил права Сената, дворянства и человечества…Россия отдохнула.»

   Так сказал о начале правления Греч, а это Ключевский…

   « Если бы сторонний наблюдатель, который имел случай ознакомиться с русским государственным порядком в конце царствования Екатерины, потом воротился бы

в Россию в конце царствования Александра и внимательно вгляделся бы в русскую жизнь,

он не заметил бы, что была эпоха правительственных социальных преобразований…»

   Два совершенно противоположных мнения о периоде, который мы сегодня изучаем. А как было на самом деле? Попробуем разобраться:

   Выступление 1 группы.

   Вопросы:

  1. Объясните, для чего был создан Негласный комитет, почему он не стал официальным органом?
  2. Почему создание Государственного совета не поколебало основы самодержавия?
  3. Почему Польше и Финляндии Александр I даровал конституцию и широкую автономию , а в России данные преобразования так и не были осуществлены?

Выступление второй группы.

Вопросы:

  1. Назовите общие черты проектов отмены крепостного права. Почему все они носили печать незавершенности и половинчатости?
  2. Эффективны ли были меры, предпринятые Александром I для смягчения крепостного права?
  3. Почему А.И.Герцен дал Александру I такую оценку: «Коронованный Гамлет, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца?»

Выступление третьей группы.

Вопросы:

  1. Почему реформы в сфере образования  были более решительными и последовательными?
  2. Назовите причины изменения порядка производства в чины. Почему указ вызвал недовольство чиновников?
  3. Принесли ли реформы реальные результаты? Стало ли образование более доступным для широких слоев населения России?

Выступление четвертой группы.

Вопросы:

  1. Проект Сперанского вызвал резкое недовольство дворянства, В чем , по вашему мнению, проект ущемлял интересы дворянства? Почему Александр I  не мог пойти на реализацию проекта?
  2. Назовите причины отставки и ссылки Сперанского?
  3. Что означает понятие « аракчеевщина» ? Почему Аракчеев занял место второго после царя человека в государстве?

   Я думаю, что после того, как мы вспомнили основные события политики Александра I, ответить на вопрос урока будет легче. Не забывайте про документы и карточки!  

           (Учащиеся отвечают на поставленный вопрос)

Давайте подумаем, можно ли, провести аналогию и выделить какие-нибудь общие черты первой четверти 19 в. и современности? Ведь нам так же довелось жить в век реформ, и в нашей жизни не все гладко и реформы идут не совсем так, как хотелось бы?

( Нет четкого продуманного плана реформ, не подготовлены для них почва, общество. Большую роль так же играет личность реформатора.)

   Этот вопрос я задала не случайно, ведь еще Белинский сказал: « Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее», а русский народ сочинил поговорку:

 « Умный учится на чужих ошибках, а дурак на своих.». Выводы делайте сами…

   

   Домашнее задание: эссе на тему: « Почему П.А.Вяземский назвал Александра I « сфинкс не разгаданный до гроба?»

   И в заключение урока притча  см. стр. 154 « История России в занимательных рассказах притчах, анекдотах».

Урок разработала учитель истории Кучер О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по истории России по теме "Крестьянская реформа 1861года"

Тип урока: УРОК ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, УУД с элементами лаботаторной работы.Технология: проблемного обученияЦель урока: познакомить учащихся с процессом отмены крепостного права в России, оценить ...

Конспект урока по истории России (10 класс). Тема "Россия в годы правления Ивана Грозного".

Урок изучения нового материала, сочетает элементы объяснительно-иллюстративного и проблемно-поискового методов. В ходе урока применяются индивидуальная и групповая формы деятельности. К конспекту...

План-конспект урока по истории России Тема: Аграрная реформа П.А. Столыпина Класс: 8

План-конспект урока по истории РоссииТема: Аграрная реформа П.А. СтолыпинаКласс: 8  Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия   Базовый уч...

План-конспект урока по истории России Тема: «Александр II. Отмена крепостного права.» Класс: 8

План-конспект урока по истории РоссииТема: «Александр II. Отмена крепостного права.»Класс: 8  Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия   ...

Тест "история России. правление Александра I"

Тест по истории России для 8 класса....

КОНСПЕКТ УРОК ПО ИСТОРИИ РОССИИ 9 КЛАСС Тема: «Либеральные реформы Александра I»

Тема урока: Либеральные реформы Александра I Тип урока: систематизации новых знаний.Вид урока: нетрадиционный.Цели и задачи урока : Образовательные:· умение работать с терминами и пон...