урок тренинг по теме «Культура России и Саратовской губернии в первой половине XIX века»
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

В ходе урока учащиеся должны прийти к выводу, что именно культура первой половины 19 века сделала скачек в развитии России и встала вровень с культурой наиболее развитых стран.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-trening.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с.Широкий Уступ» Калининского района Саратовской области Завьялова Е.А.

Урок – тренинг по теме:

 «Культура России и Саратовской губернии

 в первой половине XIX века»

 (записано на доске)

Урок обобщающего характера, рассчитан на 2 часа

План урока (на мониторе)

  1. Личность Николая I.
  2. Образование и наука.
  3. Архитектура и скульптура.
  4. Театр.
  5. Музыка.
  6. Живопись.

Цели урока:

Обучающая:  проверить знания учащихся и степень усвоения материала на основе различных видов деятельности. На уроке использовать материал о развитии культуры Саратовского края в 1-ой половине XIX века.

Развивающая: В ходе урока учащиеся должны прийти к выводу, что именно культура первой половины XIX века сделала скачек в развитии России и стала вровень с культурой наиболее развитых стран.

Воспитывающая: На протяжении урока ребята должны почувствовать важность развития культуры этого периода, почувствовать гордость за нашу культуру и в итоге сделать вывод о значимости культуры первой половины XIX века в наше время.

Оборудование урока: 

  1. Карта первой половины XIX века. Компьютер.
  2. Портрет Николая I.
  3. Портреты художников А.А.Иванова, Б.А.Федотова, К.П.Брюллова и репродукции их картин «Явление Христа народу», «Сватовство майора», «Последний день Помпеи» и другие.
  4. Репродукции архитектурных и скульптурных сооружений: Здания Главного штаба в Петербурге; первая мужская гимназия в Саратове; дом князя Баратаева в Саратове; дворец князей Голициных Балашовском уезде и другие.
  5. Грамзапись оперы Глинки «Руслан и Людмила».
  6. Б.Г.Пашков «Русь, Россия, Российская Империя», Москва 1997г.
  7. Учебник В.И.Буганов и П.Н.Зырянов «История России конец XVII в.– XIX в.»
  8. М.В.Булычев «История Саратовского края с древнейших времен до 1917 года»
  9. Рабочая тетрадь по истории.
  10. Презентация «Личность Николая I»

Опережающие задания к уроку:

  1. Повторить § 64-66
  2. Составить кроссворд на тему: «Русская культура первой половины XIXв (всему классу)
  3. 2 учащихся составляют тесты по теме (10 – 12 тестов). Учитель тесты проверяет за несколько дней до урока, вместе с этими ребятами дорабатывают.
  4. Подготовка презентации «Личность Николая I

Ход урока

  1. Вводное слово учителя (2 мин.): тема, цели, план урока.
  2. Сообщение о личности Николая I (презентация) (15 минут)

(проверка опережающего задания)

После просмотра презентации , учащиеся выполняют задания по памятке, которые учитель раздает на парту по одному листу, учащиеся выполняют задание письменно в тетради.

Памятка – характеристика личности Николая I

  1. исторические условия, в которых происходит деятельность личности.
  2. Задачи, которые он стремится решить и методы их решения.
  3. Интересы какого класса выражает исторический деятель.
  4. Значение его личных качеств.
  5. оценка результатов его деятельности.

Памятка проверяется у 2 – 3 учащихся устно на уроке, остальные тетради учитель проверяет после урока.

  1. (10 минут) Во время работы по первому вопросу ученик на доске пишет план ответа на 2 пункт «Образование и наука». После окончания работы по первому вопросу, вместе с классом проверяем написанный план на 2 пункт. Затем слушаем рассказ ученика по своему плану, а весь класс в это время думает над поставленным проблемным вопросом: Как развитие образования и науки могло повлиять на прогресс российского общества?
  2. (10 минут) По пункту 3 «Архитектура и скульптура» учитель делает фронтальный опрос учащихся.

Вопросы фронтального опроса

  1. Охарактеризовать доминирующее направление светской Архитектуры – классицизм, используя иллюстрации.
  2. Назвать характерные черты Петербургского классицизма.
  3. Каких вы знаете известных  архитекторов и скульпторов этого периода, и какой вклад они внесли в культуру России?
  4. Есть ли в наших районном и областном центрах старинные здания в стиле классицизма? Назовите их и кто автор.
  1. (13 минут) По 4 пункту плана «Театр» учитель раздает на парты каждому ученику текст, в который вместо точек нужно вставить нужные слова или выражения.

«Театр в первой половине XIX века»

Театры первой половины XIX века становились общедоступными. В них стали выступать и ………………….. и ………………. Актеры. Многие актеры были выходцами из ………………… например, М.С.Щепкин был до 33……………….. Впервые в пьесе Шекспира «Гамлет» роль Гамлета сыграл ……………………

Большим событием в театральной жизни стала премьера гоголевского «,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,». Роль городничего в Московском Малом театре сыграл ………………………….. Опера Глинки «Жизнь за царя» была впервые поставлена в Большом театре. На советской сцене она шла под названием «………………………….».

В Саратовской губернии в этот период создаются небольшие домашние театры в имениях: …………………………, ……………………….., ………………………..

В 1803 году саратовский помещик  …………………………. Открыл в Саратове театр общедоступный и коммерческий. На сцене также играли …………………………….. актеры.

В …………… году Саратовский губернатор А.Д.Панчулидзев построил в Саратове на Хлебной площади деревянный театр.

В 1832 году создается труппа вольнонаемных артистов. На сцене шли постановки «Ревизор», «,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,», «Наталка – Полтавка», «………………………………..», «Разбойники», «………………………» и другие.

Работа проверяется учителем после урока.

Ключ к тексту: крепостные, вольнонаемные, Мочалов, «Ревизора», Щепкин, «Иван Сусанин», Куракина, Бахметьева, Кожина, Гладков, крепостные, 1810, Гоголя, Котляровского, Шиллера.

  1. (5 минут) По 5 пункту плана «Музыка» учащимся предлагаются вопросы:
  1. Какую роль в жизни человека играет музыка?
  2. Какие произведения вам наиболее впечатлительны из эпохи первой половины XIX века?

Включается отрывок из оперы Глинки «Руслан и Людмила». Учащиеся в это время отдыхают, а затем отвечают на вопрос: Какая картина предстает перед вами, слушая этот отрывок?

  1. (5 минут) По пункту «Живопись» учащиеся работают с учебником, иллюстрациями, дополнительной литературой, привлекая местный материал.

Составить таблицу

Ф.И.О. художника

Годы жизни и годы творчества

Название произведений (картин)

Стиль

На уроке устно , таблица проверяется у 2 – 3 учащихся, остальные таблицы проверяются после урока.

  1. (10 минут) Учитель за несколько дней до урока распечатывает на весь класс тесты, составленные 2 учащимися как опережающее задание. Класс выполняет работу с тестами. В это время учащиеся, которые составляли тесты, работают с материалами картотеки, вернее ее пополнением, имея ручки разного чернила.

Примерные карточки

М.И. Глинка

1804-1857

Область: музыка

Произведения: «Руслан и Людмила»,

«Жизнь за царя»

Создатель национальной русской музыки

Тесты. Вариант I.

  1. В Петербурге университет открылся в :

а)  1819г.

б)  1820г.

в)   1821г.

  1. В 1824 году на территории России  действовало гимназий:

а)  20

б)  24

в)   26

  1. В первой половине XIX века среди крестьян было грамотных в %

а)  3

б)  4

в)   5

  1. Петербургский классицизм – это:

а)  целые проспекты и ансамбли

б)  отдельные здания.

в)   здания театров

  1. Конная статуя Николая I в Петербурге работа:

а)  Клодта

б)  Орловского

в)   Росси

  1. В Саратове в 1820 году открылась гимназия:

а)  женская

б)  мужская

в)   женская и мужская

  1. Классицизм – это:

а)  Европейское культурно-эстетическое течение

б)  Западное течение

в)   Русское течение

  1. Классицизм в живописи получил название:

а)  реализма;

б)  академизма;

в)   Классицизма.

  1. Первое исполнение Шекспировского Гамлета

а)  Мочаловым;

б)  Щепкиным;

в)   Орловым.

  1. В каком году в Саратове была открыта школа для девочек

а)  1839г.

б)  1840г.

в)   1841г.

Ключ к тестам Варианта I

1 –а . 2 – б . 3 –в, 4 – а, 5 –а., 6-б, 7-а, 8-б, 9-а, 10-б.

Тесты. Вариант II

  1. Здание Адмиралтейства в Петербурге было построено по проекту:

а)  Тома де Томана

б)  К.И.Росси.

в)   А.Д.Захарову

  1. В 1815 году семья Лазаревых основала в Москве:

а)  Институт Восточных языков

б)  Горный институт

в)   Лесной институт

  1. В каком году была открыта типография в Саратове:

а)  1784

б)  1794

в)   1798

  1. Большой Кремлевский дворец был построен в Москве под руководством:

а)  Тона

б)  Штакеншнейдера

в)   Кленца

  1. В 1811 году стала выходить первая русская провинциальная газета под названием:

а)  Саратовские новости

б)  Петербургские ведомости

в)   Казанские известия

  1. В 1806 году театр, основанный Гладковым в Саратове был переведен в:

а)  Пензу

б)  Казань

в)   Астрахань

  1. В 1802 году среди журналов XIX века особой популярностью пользовался журнал Карамзина:

а)  Современник

б)  Вестник Европы

в)   Губернские ведомости

  1. В каком году издатель – коммерсант А.Краевский стал выпускать «Отечественные записки»

а)  1829г.

б)  1839г.

в)   1849г.

  1. В 1826 году в Саратове насчитывалось частных учебных заведений:

а)  54

б)  60

в)   64

  1. Какое название в русской живописи первой половине XIX века получил классицизм

а)  модернизм

б)  реализм

в)   академизм

ключ к тестам Вариант II

1-в, 2-а, 3-б, 4-а, 5-в, 6-а, 7-б, 8-б, 9-а, 10-в.

Тесты учителем проверяются после урока.

Вопрос учителя: (2 минуты) Подводя итоги сказанному и написанному. Какой можно сделать вывод о развитии культуры первой половины XIX века в России?

В конце урока оцениваются устные ответы; за составление тестов двум учащимся.

После всех проверочных работ оценки выставляются всему классу.

Домашнее задание: Класс меняется кроссвордами и дома решают их, ключи к кроссвордам учитель забирает у учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по теме "Культура России в первой половине XIX века"

Тесты позволят быстро и эффективно проверить и закрепить знания по данной теме. Вопросы составлены с учетом требований подготовки к ГИА....

Урок по истории России "Обобщение по теме "Первая половина 18 века"

Перед уроком поставлено проблемное задание. Поиск решения происходит в группах. Решая задания группы выбирают одну из оценок реформ Петра I, подбирая по ходу урока аргументы в защиту выбранной оценки....

План урока по теме "Культура и искусство первой половины 20 века "

Технологическая карта урока по Новейшей истории в 9 классе.Учебник:О.С.Сороко-Цюпа ,А.О.Сороко-Цюпа.Всеобщая история.Новейшая история.9 кл.,Просвещение,2018....

Технологическая карта карта урока истории по теме " Культура России в первой половине XIX века"

Технологическая карта карта урока истории по теме " Культура России в первой половине XIX века". Тип урока - изучение нового материала...

Презентация к уроку истории по теме " Культура и быт России во второй половине ХVIII века", 8 класс

Презентация к уроку истории 8 класса: Презентация " Культура и быт России во второй половине ХVIII века"....