Главные вкладки

    Урок по истории России "Обобщение по теме "Первая половина 18 века"
    план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

    Громова Нина Ивановна

    Перед уроком поставлено проблемное задание. Поиск решения происходит в группах. Решая задания группы выбирают одну из оценок реформ Петра I, подбирая по ходу урока аргументы в защиту выбранной оценки. Урок позволяет  учащимся стать полноправным субъектом учебного процесса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_oboshchenie_pervaya_polovina_18_vek36.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Россия в первой половине 18 века».

    Цель: обобщение и контроль знаний.

    Ход урока.

     Вступительное слово учителя с использованием презентации:

               Презентация: Тема урока.

    1. Сегодня на уроке мы повторим историю России в первой половине 18 в.
    2. На какие два периода можно разделить историю России первой половины 18 в.

    1725-1762

    1682-1725

    (На доске вывешиваем

    Петр

    Дворцовые перевороты

    Проблемное задание.

     Для повторения по этому вопросу нам необходимо создать 3 творческие группы, каждая из которых в ходе повторения должна подобрать факты, подтверждающие одну из следующих оценок Петра.

    1.  А. С. Пушкин высоко оценивал деятельность Петра: «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник»
    2. Н. М. Карамзин обвинял Петра в измене «исконно русских начал», а его реформы называл «блестящей ошибкой»
    3. Русский народ называл Петра «антихристом»

       (Группам раздаются листы с заголовками

    1. А. С. Пушкин: «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник»
    2. 2. Н. М. Карамзин: «Реформы Петра I – блестящая ошибка».
    3. Русский народ: «Петр I – антихрист»

     На эти листы  в ходе урока учащиеся соответственно по группам выписывают факты, подтверждающие их оценку реформ)

    Работа с документом учебника  «Современник о Петре»

    Учащиеся после небольшой подготовки характеризуют документ соответственно схеме

    1. Первая группа – 1,2,3.
    2. Вторая группа – 4,5,6.
    3. Третья группа – 7,8.

    Задание 1 группе.

    В 1701 г. Пётр I разослал по стране повеление собрать в пользу государства часть церковных колоколов. К маю общий вес скопившихся в Москве колоколов достиг примерно 90 000 пудов. Церковь же при этом не роптала. Почему?

    Задание 2 группе.

    Во второй части прибавления к Духовному регламенту (1724 г.) приведено такое постановление: «Монахам никаких писем и выписок из книг  не писать, чернил и бумаг не держать». Почему Пётр I так решил? Чем монахи провинились перед царём и государством? Ведь в этой связи народ, видимо, в ещё большей мере обрекался на неграмотность? В то же время  государь пёкся о заимствовании просвещения и культуры с Запада.

    Задание 3 группе.

    Оценивая деятельность ПётраI  часто говорят: «Он много сделал для России». Но почему тогда в ходе этих «многодеяний» население Центральной России, а ведь именно эту территорию в первую очередь затронули преобразования Пётра I, сократилось в годы его царствования на 25- 40 %?

    После задания группы вписывают в листы факты, подтверждающие их оценку деятельности Петра.

    Отсутствие выхода России к незамерзающим морям.

    Учитель:

    В средние века и даже в новое время экономически процветали страны, располагавшие возможностью связываться с остальным миром морями: Англия, Голландия, Испания, Италия и другие.

    Презентация:

    К. Маркс: «Ни одна великая нация никогда не существовала и не могла существовать в таком отдалённом от моря положении, в каком положении первоначально находилось государство Петра Великого»

    Учитель:

    Согласны ли вы с мнением Маркса? Пусть у России не было выхода к южным морям: вход  к Азовскому и Чёрному морям запирали Азов и Очаков, но у России был выход в Белое море (Архангельск); а на Дальнем Востоке берега России омывает Тихий океан; также Россия не была лишена и выхода в Каспийское море. Попробуйте доказать мнение  К. Маркса.

    1 группа – Белое море

    2 группа – Дальний Восток

    3 группа – Каспийское море

    Примерные ответы учеников.

    1 группа.

    Действительно роль единственных морских ворот в страны Западной Европы выполнял город – порт Архангельск. Но:

    1. От Москвы  до Архангельска в два раза дальше, чем до Балтийского моря.
    2. Путь через Белое море в два раза длиннее, чем через Балтийское море.
    3. Морской путь через северные моря таил много опасностей: обледенение, айсберги,  суровые условия плавания.

    2 группа.

    Действительно, что  границы Дальневосточной части России омываются морями Тихого океана, но это мало что давало России так как:

    1. Дальний Восток только начинал осваиваться
    2. Он удалён от Европейской части России.

    3 группа.

    Действительно на юге России Астрахань открывала путь в Каспийское море, что обеспечивало морские связи с Востоком, но оно не имело выхода к океанским просторам, не давало связь с развитой Европой.

    После задания группы вписывают в листы факты, подтверждающие их оценку деятельности Петра.

    Великое посольство. Беседа по вопросам:

    Какая задача стояла перед Петром?

    Примерный ответ:

    (Добиться выход к незамерзающим морям (Чёрное и Балтийское)

    Что для решения этих задач предпринял Петр?

    (Азовские походы в 1695 – 1696 г.г.)

    Каковы итоги азовских походов?

    (России не удалось добиться выхода в Чёрное море)

    Каковы уроки  азовских походов?

    (России нужен флот и союзники)

    Назови цели Великого посольства в Западную Европу.

    (Найти союзников в войне с Турцией

    Познакомиться с достижениями передовой Европы

    Изучить корабельное дело

    Привлечь в страну иностранных мастеров)

    Какие из задач были решены?

    (Не нашли союзников в борьбе с Турцией, остальные – решены)

    Что ещё удалось решить Петру во время поездки?

    (Найти союзников для борьбы со Швецией: Дания, Саксония и Речь Посполитая)

    Северная война.

    Каковы цели войны?

    Как началась для России эта война?

    (Проиграли битву под Нарвой)

    Работа с картой:

    Назови и покажи на карте основные сражения Северной войны.

    Где и когда и на каких условиях был подписан договор?

    Реформы Петра.

    1. Работа с раздаточным материалом.

    Значение реформ (Найди ошибку)

            Значение петровских преобразований

     

    Для государства

    Для народа

    Для безопасности страны

    Для положения России в Европе

    Значительно укрепили Российское государство

    Усилили  налоговое бремя.

    Ухудшили  положение народа.

    Народ лишён участия в решении своей судьбы.

    Ослабили безопасность страны

    Поставили Россию в ряд Европейских держав

    Заполни сравнительную таблицу «Реформы Петра I»

    Линии сравнения

    Допетровское время

    Правление Петра I

    Армия

    1

    Флот

    2

    Экономика

    Промыш-

    ленность

            3

    Сельское

     хозяйство

            4

    Социальные

    Для

    дворян

            5

    Для

    крестьян

            6

    Духовная

    сфера

    Образование

            7

    Церковь

            8

    Культура

                     9

    Уч-ся получают материал колонок 2 и 3 каждую  ячейку под номером и в таблицу записывают номера.

    Итог работы

    Линии сравнения

    Допетровское время

    Правление Петра I

    Армия

    1

    Дворянское войско и стрелецкие полки. Привлечение иностранных солдат и офицеров на службу.

         

    22

    Регулярная армия на основе рекрутских наборов, состоявшая из пехотных, кавалерийских и артиллерийских частей.

    Открыты  школы для подготовки отечественных офицерских кадров. Введены военные уставы, ордена и медали. Создан Генеральный штаб.     15

    Флот

    2

    Отсутствие собственного военно – морского флота     10

    Создан военно – морской флот.

                                                                              27

    Экономика

    Промыш-

    ленность

            3

    Слабое развитие промышленности. Около 20 мануфактур, основанных на подневольном труде.

                                                      16

    Более 200 мануфактур. Политика меркантилизма и протекционизма. Активное вмешательство государства в деятельность русского купечества.  (Гос. монополии на продажу ряда товаров; переселение купцов в Петербург; введение податей и повинностей купцов в пользу государства.                                    11

    Сельское

     хозяйство

            4

    Орудия труда крестьян: деревянная соха с железными  сошниками, деревянная борона, топор, цеп для молотьбы.                              13

    Внедрение новых орудий труда: литовская коса, грабли. Разведение новых пород лошадей и овец.

                                                                            23

    Социальные

    Для

    дворян

            5

    Две категории феодалов: бояре и дворяне.

     Продвижение по службе зависит от знатности рода.19

    Указ о единонаследии  (уравнял в правах дворян и бояр, наследует один сын)

    Обязательная служба для дворян.

    «Табель о рангах»                                       21

    Для

    крестьян

            6

    Подворный налог

    Помещичьи крестьяне, черносошные крестьяне, холопы,  другие тягловые категории населения.          12

    Введена подушная подать.

    Холопы переведены в разряд крепостных

    Сформировано новое сословие: государственные крестьяне.

                                                                            26    

    уховная

    сфера

    Образование

            7

       Отсутствие системы образования      

                                                       24

    Создание системы светского образования:

    1.Цыфирные школы

    2.Военные учебные заведения

    1. Школа математических и навигацких наук (1701)
    2. Инженерная школа (1712)
    3. Артиллерийская школа (1701)
    4. Медицинская школа

    3.Основание Академии Наук.                    18 

    Церковь

            8

    Была крупным феодалом, зачастую вступала в спор с политической властью и корректировала политическую линию в своих интересах    20

    Контроль над экономической деятельностью  церкви. Упразднено патриаршество. Церковь управляется Синодом, возглавляемым светским чиновником                                                     14

    Культура

                     9

    Господство церковной культуры                               17                                               

    Приобщение России  к светской западной культуре, науке, быту.                        25                                                                           

    1. Работа с документом «Мольба»

             Восстанови испорченный документ                                        

    «Мольба»

    Господи, Иисусе Христе! Царь многомилостивый! За что покарал ты нас?

    Вышед на улицу, что вижу?  Ходят мужики невиданного обличья: ...  ... ... сбриты. Платья их как у немчинов: ...  ... ... ... ....  короткие, ... ... ... узкие, рубах вовсе нет.  На голове — шутовские ... ... ... ... , иже от слабого ветра на землю летят. Аще молвят — половину слов по русски  ... ... ... ... нельзя, будто взаправду у немчинов за границей учились. И того хуже: ... ... ... поганый и вонючий из больших трубок выпускают. А ведь говорено не раз отцами нашими:  «Кто курит табак, тот хуже собак!»

    Только и осталось в людях православного, что крест на шее! Да и то, спросил я у встречного: «Кто ныне патриарх на Руси?»  И внемлю, будто... ... ... вовсе, а все церковные дела на Святой собор патриархов решает, но некий ... ... ... ...              

    в котором духовных лиц почти нету.

    Господи, Иисусе Христе! Смилуйся над народом русским, не дай ему впасть во унижение по грехам нашим!

    Да минует нас чаша сия! Или не минует — как не миновала Тебя чаша Твоя. Верую в милость Твою, Господи! Смилуйся надо мною и над всем народом Твоим.  

    Подведение итогов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование игровых методик Н.Е.Щурковой на уроке истории. Мир во второй половине XX веке. Повторительно-обобщающий урок по новейшей истории

    Используя игровые методики Н.Е.Щурковой, автор разработал урок по новейшей истории. Игровые моменты, используемые на данном уроке, могут применяться на всех уроках истории  и во всех классах...

    Урок по истории Казахстана на тему "Народное образование и литература Казахстана во второй половине XIX века"

    Интегрированный урок (история Казахстана и казахская литература) с применением технологии развивающего обучения....

    Методическая разработка урока по истории 9 класс "Культура Серебряного века"

    Разработка урока с использование информационно-коммуникационных технологий....

    методическая разработка урока по истории "Крупнейшие войны России 19 века"

    конспект конкурсного открытого урока по истории для 8 класса "Повторительно-обобщающий по крупнейшим войнам России 19 века", показанный на городском (муниципальном) этапе конкурса "Педа...

    Конспект урока по истории «Россия во II половине XIX века»

    Предлагаю конспект урока по истории России.  Тема: «Россия во II половине XIX века» в 10 классеТип урока: обобщение, зачет-играЦель учебного занятия:Повторение и обобщение пройденного матери...