Разработка урока по истории России "Сословия в 17 веке"
план-конспект урока по истории (7 класс)

Разработка урока "Сословия в 17 в"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sosloviya_v_17_v._2.docx36.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 20. Сословия в XVII в.

: верхи общества Образовательные результаты

Предметные: учащиеся смогут охарактеризовать сословный строй российского государства; определить права и обязанности основных сословий.

Метапредметные: учащиеся научатся сравнивать по заданным признакам общественное положение служилых людей и духовенства.

Личностные: формирование представлений о государственно-общественных отношениях в России в XVII в

. План урока

  1. Русское дворянство. 2. Требования дворянства. 117 3. Служилые люди «по прибору». 4. Духовное сословие.

ХОД УРОКА Создание проблемной ситуации Чтение эпиграфа: «И тех дворян посылают для всяких дел, и по воеводствам и по посольствам в послах и для сыскных дел, и на Москве в приказах у дел и к служилым людям в начальные люди, в полковники и головы стрелецкие». (Г. К. Котошихин) — Какова главная мысль автора данного эпиграфа? (Служилые люди полностью были зависимы от власти.) Чтение главного вопроса урока: «Как в XVII в. изменилось общественное положение служилых людей и духовенства?» — Свою версию ответа на главный вопрос урока запишите в тетради. (Несколько версий учитель кратко записывает на доске.)

Актуализациязнаний  Учащиеся выполняют тестовые заданиА. Виниусом; б) Н. Демидовым; в) А. Строгановым. 5. Внешняя торговля с западными странами в основном велась через: а) Астрахань; б) Архангельск; в) Псков.

Открытие новогознания

Вопросы к эпиграфу 1. Какое место среди служилых людей «по отечеству» занимали московские дворяне? Кто стоял выше их по положению среди служилых людей? Кто стоял ниже? 2. Можно ли назвать службу московских дворян особенной, престижной? Далее учитель сообщает: В обществе сложились две основные группы класса феодалов (служилых людей «по отечеству»): боярство и дворянство. Боярство включало в себя служилых князей (из числа потомков Рюриковичей, Гедиминовичей и перешедших на русскую службу татарских ордынских царевичей и знати), а также представителей старого московского боярства, бояр присоединенных к Москве удельных княжеств и земель. Другую, более многочисленную группу служилых людей «по отечеству» составляло дворянство, сформировавшееся из слуг княжеских и боярских дворов. На низшей ступени этой иерархии находились самые мало- 119 земельные дворяне-помещики, входившие в категорию «детей боярских» и «городовых дворян». К XVII в. высшая часть класса феодалов входила в состав «чинов» Государева двора и состояла из двух категорий: «думных чинов» — бояр, окольничих и думных дворян, а также московских чинов — стольников, стряпчих, московских дворян. Общая численность Государева двора в этот период составляла около 1200  человек. Каждому чину полагался определенный поместный оклад и денежное жалованье, которое выплачивалось регулярно. Помещик получал поместье пожизненно, пока мог нести военную службу, и оно передавалось по наследству, если сын ко времени смерти отца достигал 15  лет и мог служить государству. Если служилый человек вынужден был оставить службу по состоянию здоровья, то часть его бывшего имения выделялась ему на прожиток. Помимо служилых людей «по отечеству», по мере усложнения государственной военно-политической системы Московского царства на протяжении XVI—XVII вв. сформировалась весьма значительная категория служилых людей «по прибору» (по набору), которых государство принимало на службу по найму для несения военной и караульной службы. В это военно-служилое сословие входили московские и городовые стрельцы, пушкари, казенные кузнецы, служилые казаки. За выполнение своих служебных обязанностей эта сословная категория получала жалованье не землей, а хлебным и денежным довольствием и другими «дачами». Так как выплаты из государевой казны производились крайне редко, то этим приборным людям выдавался для «корма» на артель небольшой участок земли. Помимо этого, им разрешалось заниматься по месту службы мелкой торговлей и ремесленничеством. Государь был заинтересован в укреплении дворянства, которое являлось социальной опорой самодержавной власти. Под нажимом дворянства, в обстановке бурных социальных волнений в 1648 г. начинается подготовка нового свода законов, который бы учитывал сословные интересы землевладельцев и посадской верхушки и способствовал дальнейшему укреплению самодержавного строя. — Рассмотрите иллюстрацию «Смотр служилых людей». Вопрос и задание 1. Кто изображен  на картине — служилые люди «по отечеству» или «по прибору»? 120 2. Подготовьте сообщение на тему «Смотр служилых людей», используя иллюстрацию и дополнительные источники информации. — Прочитайте в параграфе пункты «Служилые люди», «Требования дворянства», «Служилые люди “по прибору”». Вопрос для письменного ответа Дворяне называли себя «государевыми холопами». Насколько это соответствовало их положению в государстве? Аргументируйте ответ положениями из текста параграфа. — Обратимся к документу. Из челобитной дворян об отмене урочных лет. 1641 г. …Били челом государю Михаилу Федоровичу всея Руси дворяне и дети разных городов всею землею. Бегают де из-за них старинные их люди и крестьяне в разные города в большие поместья и в вотчины в патриаршие, и в митрополичьи, и в архиепископские… и в государевы дворцовые села, и в черные волости... И те де многие помещики и вотчинники и монастыри тем их беглым людям и крестьянам на пустых местах слободы строят, а их поместья и вотчины от того становятся пусты. И те ж их беглые люди и крестьяне, выжив за теми людьми урочные годы и надеясь на тех сильных людей, где кто начнет жить, приходя из-за тех сильных людей, и остальных людей и крестьян из-за них подговаривают, и дома их поджигают, и разоряют всяким разореньем… А которых они беглых своих крестьян за кем проведают, а урочные лета тем их крестьянам не дойдут, а они в тех своих беглых крестьянах суда и указу добиться не могут… И государь бы… велел их во всяких делах судить по судебнику блаженной памяти царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси… Государь царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси, слушав челобитья дворян и детей боярских, указал, и бояре приговорили: во крестьянстве на всяких чинов людей и в насильстве давать суд. А которые всяких чинов люди хотят беглых чужих крестьян за собою укрепить. А кто станет искать крестьянских животов и владения не имеет с крестьян, и тем отказывать и суда не давать. Вопросы 1. К кому убегали крестьяне от своих феодалов (помещиков и вотчинников)? 2. На кого жалуются челобитчики? 3. Почему помещики и вотчинники были заинтересованы в прикреплении крестьян к земле? Какой выход из создавшейся ситуации они предлагали? 121 4. Как вы считаете, могло ли прикрепление крестьян к земле способствовать обогащению землевладельцев и государства? 5. Какие года называются урочными? В Соборном уложении, принятом в 1649  г., содержалась тема, в которой закреплялись все важнейшие изменения в правовом статусе поместного землевладельца. Устанавливалось, что владельцами поместий могли быть как бояре, так и дворяне. Задание Сравните положение в обществе служилых людей «по отечеству» и по «прибору». Выявите общие черты и укажите отличия. Далее учитель предлагает вспомнить структуру церковного управления и дополняет ответы учащихся. Православная церковь имела разветвленную структуру и охватывала всю территорию страны. На низовом уровне находились церкви и монастыри. В большинстве своем это были приходские церкви, которые являлись центрами религиозной жизни в городах и селах. В 80-х гг. XVII в. насчитывалось около 15  тыс. церквей, в том числе около 200  соборов в крупных городах. Важное место в церковной системе занимали монастыри, которых во второй половине XVII в. насчитывалось около 650. Высшим звеном церковной организации были патриарший и архиерейские дома, ведавшие управлением духовенства на территории епархии и всей России. В государстве в начале столетия насчитывалось 12—13  епархий, в 70-х гг. XVII в. — 19—20, 5 митрополий, архиепископий и епископий. В 80-х  гг. число епархий выросло до  24, в том числе митрополий — до 12. Во главе Русской православной церкви стоял патриарх. Учащимся предлагается вспомнить дату введения патриаршества в России. Церковь была крупным феодалом. Большая часть вотчин с крестьянами принадлежала монастырям, меньшая  — патриаршему и архиерейским домам и незначительная часть — соборным церквям. Российский ученый Я. Е. Водарский, исследовавший церковные организации XVII  — начала XVIII  в., привел следующие данные: в 1653 г. из 494 монастырей 219 (44%) владели вотчинами, в которых насчитывалось до 25 крестьянских дворов. Они являлись мелкими собственниками. К средним феодалам принадлежало 163 монастыря (33% учтенных), которые 122 владели 26—125 дворами. Остальные 112 монастырей имели в вотчинах более 125  дворов крестьян, в  том числе 16 монастырей (13 мужских и 3 женских) — более 1250 дворов каждый. Из последних самым богатым был ТроицеСергиев монастырь. Он был собственником вотчин с 16,8  тыс. крестьянских дворов, которые находились во многих уездах Европейской России. Крупнейшими собственниками земли и крестьян были монастыри: Кирилло-Белозерский (5530  дворов), ярославский Спасо-Преображенский (3879  дворов), костромской Ипатьевский (3657  дворов), суздальские Спасо-Евфимиев и Покровский девичий, московские монастыри: Чудов, Новоспасский, Симонов, Новодевичий, Вознесенский и др. — Прочитайте в параграфе пункт «Духовное сословие». Вопросы и задания 1. Изобразите схематически структуру церковного управления. 2. Покажите на карте города, где были расположены монастыри. 3. Какие изменения произошли в Русской православной церкви и в положении церкви в государстве? Применение нового знания

— Можем ли мы ответить на главный вопрос урока или выбрать правильный ответ из предложенных в учебнике? Выбор ответа обоснуйте. Как в XVII в. изменилось общественное положение служилых людей и духовенства? А. Служилые люди и духовенство в XVII  в. потеряли прежнее обще ственное и материальное положение, по образу жизни они стали близки к крестьянам и посадским людям. Б. Церковь и служилые люди стали главной опорой трона, получили подлинную независимость и экономическую самостоятельность. В. После Смуты наивысшим политическим и экономическим могуще ством обладала верховная власть, служилые люди и духовенство пол ностью подчинялись самодержцу и только поэтому имели привилегии. █Применениеновогознания Вопрос Была ли возможность в XVII  в. пройти путь с низшей ступени служебной лестницы для дворян (категория дети боярские) до высшей ступени (категория думные дворяне)? 123 Домашнее задание: §  17, рубрика «Вопросы и задания», выполнить задание в рабочей тетради (по выбору учащихся или учителя). Дополнительное задание: подготовить проект на тему «Привилегии дворянства». Урок 21. Сословия в XVII в.: низы общества Образовательные результаты Предметные: учащиеся смогут охарактеризовать правовой статус низших сословий российского общества в XVII в. Метапредметные: учащиеся смогут охарактеризовать изменения, которые произошли в торговле в связи с введением Торгового и Новоторгового уставов; определить, работая с иллюстрациями, какие виды хозяйственной деятельности крестьян были актуальны в XVII в. Личностные: формирование эмоционально положительного принятия своей этнической идентичности. План урока 1. Податные сословия. 2. Ужесточение вотчинного режима. 3. Русский город и его население. 4. Торговые люди.

ХОД УРОКА

Созданиепроблемной ситуации

Чтение эпиграфа: «А от которых всяких чинов от помещиков и от вотчинников… бегают за рубеж люди их и крестьяне, а быв за рубежом, пришел из-за рубежа у старых своих помещиков и вотчинников жить не захотят, учнут просить воли. И тех беглых людей и крестьян, роспрашивая, отдавать старым их помещикам и вотчинникам, из-за кого они бегали, а воли им не давать». (Соборное уложение 1649 года. «Суд о крестьянах») — Какой вывод можно сделать из данного эпиграфа? (Положение крестьян и беглых людей было нелегким: они убегали от своих помещиков, вотчинников и за рубеж. Но почему крестьяне, возвращаясь на родину, не желали возвращаться к своим помещикам?) Чтение главного вопроса урока: «Выражала ли экономическая политика государства в XVII в. интересы крестьян, посадских людей, купцов?» — Свою версию ответа на главный вопрос урока запишите в тетради. (Несколько версий учитель кратко записывает на доске.) 124 █Актуализациязнаний  Вопросы 1. Почему дворяне требовали от государства закрепощения крестьян? 2. К кому по своему положению в обществе были близки стрельцы — к посадским людям или дворянам? 3. Почему стрельцы примыкали к антиправительственным выступлениям? 4. Почему положение духовенства в государстве было неустойчивым несмотря на огромные богатства и обширные земли? █Открытиеновогознания Вопросы к эпиграфу 1. Что заставляло владельческих крестьян сначала бежать за границу, а затем возвращаться на родину? 2. Почему беглые крестьяне не хотели возвращаться к старым хозяевам? 3. На чьей стороне было государство  — вотчинников или беглых крестьян? Учитель сообщает: Самой многочисленной частью населения Московского государства было крестьянство, состоявшее из владельческих (светских  — дворцовых и помещичьих, а также церковных  — монастырских и патриарших) и черносошных крестьян. — Прочитайте раздел «Податные сословия». Задания 1. Опираясь на текст параграфа, выпишите в тетрадь отличия в правовом статусе владельческих и черносошных крестьян. 2. Запишите определения понятий барщина и оброк. Учитель отмечает, что в Соборном уложении содержалась тема 11, которая называлась «Суд о крестьянах». В соответствии с ней вводился бессрочный сыск беглых крестьян. Таким образом, система крепостного права сложилась окончательно. Внимание учащихся обращается к историческому документу. Тема «Суд о крестьянах» из Соборного уложения ...2. Также будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянах и о бобылях и скажут, что их крестьяне и бобыли, выбежав из-за них, живут в государевых в дворцовых селах и в черных волостях, или на посадах в посадских людях, или в стрельцах, или в казаках, или в пушкарях, или в 125 иных в каких-нибудь в служилых людях в Замосковных и в Украинных городах, или за патриархом, или за митрополиты, или за архиепископы и епископы, или за монастыри, или за бояре, и за окольничими, и за думными, и за комнатными людьми, и за стольники, и за стряпчими, и за дворянами московскими, и за дьяки, и за жилцы, и за городовыми дворяны, и детьми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и помещики, и тех крестьян и бобылей по суду и по сыску отдавати по писцовым книгам, которые книги писцы в Поместной приказ отдали после московского пожара прошлого 134-го г., будет те их беглые крестьяне или тех их беглых крестьян отцы в тех писцовых книгах за ними написаны, или после тех писцовых книг те же крестьяне или их дети по новым дачам написаны за кем в отдельных или в отказных книгах. А отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людям без урочных лет… 5. А у которых вотчинников и помещиков в писцовых книгах написаны крестьянские и бобыльские пустые дворы или места дворовые, а про крестьян и бобылей тех дворов в писцовых книгах написано, что те крестьяне и бобыли бежали из-за них в прошлых годах до тех писцовых книг, а челобитья их по се время о тех крестьянах ни на кого не бывало, и по тем пустым дворам и по дворовым пустым местам в тех крестьянах и бобылях суда не давать для того, что они во многие годы о тех своих крестьянах ни на кого государю не бивали челом… 10. А будет кто с сего государева уложенья учнет беглых крестьян, и бобылей, и их детей, и братью, и племянников принимать и за собою держать, а вотчинники и помещики тех своих беглых крестьян за ним сыщут, и им тех их беглых крестьян и бобылей, по суду, и по сыску, и по переписным книгам отдавать с женами и с детьми, и совсеми их животы, и с хлебом стоячим, и с молоченным, и с земляным без урочных же лет. А сколько они за кем с сего государева уложенья в бегах поживут, и на тех, за кем учнут жити, за государевы подати и за помещиковы доходы взяти за всякого крестьянина по десяти рублев за год и отдаватиисцом, чьи те крестьяне и бобыли. Вопросы 1. Как следовало поступать с беглыми крестьянами? 2. При каких условиях беглые крестьяне должны были быть возращены прежним хозяевам? — Прочитайте в параграфе пункт «Город и его население». Вопросы и задания 1. Охарактеризуйте состав населения городов. Представьте ответ в виде кластера. 2. На карте отметьте крупные города, появившиеся к середине XVII в. 126 3. Что регламентировало жизнь горожан? Каков был правовой статус жителей городов? Рассказ учителя: В середине XVII  в. происходит знаменательное событие: в Москве торговое купеческое сословие выделяется в особенную группу городских или посадских людей. Те, в свою очередь, разделились на гостей, гостиную и суконную сотни и слободы. Самое высшее и почетное место принадлежало гостям, их в XVII в. было более 30 человек. Самые крупные предприниматели с торговым оборотом не менее 20 тыс. рублей в год (огромная по тем временам сумма) получали это звание. Все они были приближены к царю и свободны от уплаты пошлин, вносимых купцами рангом пониже, занимали высшие финансовые должности, имели права покупать в свои владения вотчины. Члены гостиной и суконной сотни (в XVII в. их насчитывалось 400) также пользовались большими привилегиями, занимая видное место в финансовой иерархии, но уступали гостям в «чести». Они имели самоуправление, их общие дела вершили выборные головы и старшины. Среди городского населения, помимо привилегированных категорий купечества  — гостей и членов гостиной и суконной сотни, большинство составляли «черные» посадские люди (в отличие от населения «белых» слобод, освобожденных от податей). Именно крестьянство и посадские люди составляли основную массу податного или тяглового населения, обязанного выплачивать налоги и нести многочисленные повинности. Низший разряд купечества представляли жители «черных» сотен и слобод, преимущественно ремесленники, т.  е. непрофессиональные торговцы. Они составляли сильную конкуренцию купцам, так как, торгуя собственной продукцией, могли продавать ее дешевле. Задания 1. Представьте иерархию купечества в виде схемы. 2. Охарактеризуйте правовой статус, определявший жизнь купечества. Познакомившись с сословиями XVII в., составлявшими низы русского общества, можете ли вы ответить на главный вопрос урока или выбрать правильный ответ из предложенных в учебнике? Выбор ответа обоснуйте. Выражала ли экономическая политика государства в XVII в. интересы крестьян, посадских людей, купцов? 127 А. Тяглые люди поставили государство в тяжелое положение  — не платили налоги, бежали на окраины государства. Именно они вынудили власть усилить крепостной гнет. Б. После Смуты государство принимало законы, исходя из интересов всех сословий, тяглые люди подчинялись государству, потому что они ему доверяли. В. Восстановление хозяйства после Смуты государство возложило на податные сословия. В XVII  в. купцы, посадские люди, крестьяне пытались отстаивать свои экономические права и порой добивались результата. — Обратимся к вашим ответам на главный вопрос урока. У кого были правильные версии? Оцените их. █Применениеновогознания Вопросы для письменных ответов (Ответы можно представить в виде таблицы или синквейна.) 1. Какие изменения произошли в правовом статусе крестьян и горожан в первой половине XVII в.? 2. Какими привилегиями обладала церковь? Домашнее задание: §  18, рубрика «Вопросы и задания», выполнить задание в рабочей тетради (по выбору учащихся или учителя). Дополнительное задание: подготовить сообщения о царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче. Урок 22. Государственное устройство России в XVII в. Образовательные результаты Предметные: учащиеся смогут охарактеризовать государственное устройство в XVII в.; рассмотреть основные положения Соборного уложения 1649 г. Метапредметные: учащиеся, работая с текстом учебника, смогут привести доказательства, свидетельствующие об утрате значения Боярской думы в системе государственной власти России в XVII в. Личностные: будет сформирован образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России в XVII в. План урока 1. Образ власти. 2. Боярская дума. 3. Приказная система и местное управление. 4. От дворянского ополчения к полкам «нового строя». 128 ХОД УРОКА █Созданиепроблемнойситуации Чтение эпиграфа: «Бояре и окольничие и думные и  ближние люди приезжают к царю челом бить с утра рано, на всякой день; и, приехав в церкве или в полате, кланяются перед ним в землю… а он в то время стоит или сидит в шапке, и против их боярского поклонения шапки с себя не снимает никогда». (Г. К. Котошихин) Чтение главного вопроса урока: «Нужна ли была государственной власти в XVII в. Боярская дума?» — Соотнесите высказывание Г. К. Котошихина и главный вопрос урока. Свою версию ответа на главный вопрос урока запишите в тетради. (Несколько версий учитель кратко записывает на доске.) █Актуализациязнаний  Повторение изученного материала возможно в форме исторического диктанта. Вопросы исторического диктанта 1. Слобода, население которой было освобождено от уплаты государственных податей, называлась… (белой). 2. Бессрочный сыск беглых крестьян был введен в … (1649 г.). 3. Земельное владение, дарованное дворянину за службу, называлось… (поместье). 4. Лично свободные крестьяне, платившие только государственные повинности, назывались в XVII в. … (черносошными). 5. Все работы в поместье феодала (боярина или дворянина) назывались… (барщиной). 6. В XVII в. поземельный государственный налог был заменен… (подворным). 7. Запрет на дальнейшее увеличение земельных владений церкви был введен в … (1649 г.). 8. Военное сословие, занимавшееся сельским трудом и несшее службу на окраинах государства, называлось… (казачеством). Вопросы и задания на повторение 1. Вспомните, с какой целью Иваном Грозным был созван первый Земский собор. 2. Какое место в структуре центральных органов управления в XVII в. занимали Земские соборы? 129 3. Когда в России сложилась приказная система управления? █Открытиеновогознания Вступительное слово учителя. Вопросы к эпиграфу 1. Что заставляло членов Боярской думы приезжать к царю с утра? 2. Что подчеркивал обычай «бить челом» государю? 3. Почему царь никогда не отвечал на приветствие бояр и не снимал шапки? Учитель характеризует роль центральных органов в системе управления государством в XVII в. В 1613—1622 гг. Земские соборы функционировали постоянно, хотя круг обсуждаемых проблем значительно сузился. Земский собор собирался в основном для решения финансовых вопросов (введения новых налогов, обеспечения армии и т. д.). С 1622 г. более 10 лет он не собирался. Затем деятельность Собора несколько активизировалась, особенно в обсуждении и принятии решений по вопросам внешней политики. Важное место в истории страны занял Земский собор 1649 г., принявший и утвердивший новый свод законов  — Соборное уложение, и Собор 1653  г., решивший вопрос о принятии Левобережной Украины в состав России. Однако позже Земские соборы перестали собираться. Далее учащиеся работают с текстом учебника и определяют изменения, которые произошли в составе Боярской думы, и по итогам работы заполняют в тетради схему «Органы государственной власти в XVII в.» — Рассмотрите картину А. П. Рябушкина «“Сидение” царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате». Вопросы и задания 1. Отражает ли сюжет картины формулу принятия решений в XVII в. — «Государь указал, и бояре приговорили»? Свой ответ обоснуйте. 2. Подготовьтесь к дискуссии на тему «Почему при Романовых думные чины предпочитали молчание спору с царем». 3. Предположите, нарушалось ли заседание в Думе местническими счетами. Свой ответ объясните. — Прочитайте в параграфе пункт «Приказная система и местное управление». 130 Задания 1. Проанализируйте систему местного управления в  XVII  в. Определите изменения, которые произошли в положении приказов. 2. Составьте сложный план ответа на основе изученного материала. Планы обсуждаются на уроке. Учащимся может быть предложено подготовить сообщение о том, где находились местные органы управления в их городе, районе в XVII в. — Поработайте с текстом исторического документа. Из записок Григория Котошихина ...4. Думные дьяки. Три или четыре, а больше четырех не бывает; и в тех думных дьяках бывают из дворян, и из гостей, и из подьячих; и из тех думных дьяков посольский дьяк, хотя породою бывает менши, но по Приказу и по делам выше всех; а  честию и высочеством те думные дьяки будут таковы, как в Польше референдариусы. 5. Спальники, которые сидят у царя в комнате, посуточно, по переменам, человека по четыре; и многие из них женатые люди, и бывают в том чину многие годы, и с царя одеяние принимают и разувают; а бывают в тех спальниках изо всех боярских и окольничих и думных людей дети, которым царь укажет, а иные в такой чин добиваются и не могут до того прийти; и быв в спальниках, бывают пожалованы больших бояр дети в бояре, а иных меньших родов дети в окольничие, кого чем царь пожалует, по своему рассмотрению, и называют их комнатной боярин или окольничий. А как царю случится о чем мыслити тайно, и в той думе бывают те бояре и окольничие ближние, которые пожалованы из спальников или которым приказано бывает приходити; а иные бояре, и окольничие, и думные люди в ту палату в думу и ни для каких… дел не ходят, разве царь укажет. 6. Стольники — боярские ж, и окольничих, и думных людей и московских дворян, и иных чинов людей дети. Служба их такова: как у царя бывают иных государств послы или власти и бояре на обедах, и они в то время пред царя, и пред властей, и послов и бояр носят есть и пить; а ставят на столь еству по одному блюду всякой ествы, пред царя крайчей, а к иным столам приставлены бывают ставить окольничие, а с иными ествами блюда держат стольники на руках, а на стол всех еств вдруг не ставят. И будет тех стольников числом близко пяти сот человек. И посылают их в посолства в послех самих, и с послами в товарищах, и по воеводствам, и для сыскных дел, и бояр спрашивать о здоровье, как они бывают по службам; а иные на Москве сидят в приказах у дел и у послов в приставах. 131 7. Стряпчие; чин их таков: как царю бывает выход в церковь, или в поход на потехи, или в палату в думу и для обедов, и в то время несут перед ним скипетр, а в церкви держат шапку и платок, а в походах возят панцирь, саблю, саадак. И посылают их во всякие ж посылки, кроме воеводств и посольств, чтоб сами были послы. А будет тех стряпчих с восемь сот человек. А на Москве они стряпчие и стольники живут для цapских услуг по полуг.… а другая половина, кто хочет, отъезжают в деревни свои, до сроку. 8. Дворяне московские; и тех дворян посылают для всяких дел, и по воеводствам, и по посольствам в послех, и для сыскных дел, и на Москве в приказах у дел, и к служилым людям в начальные люди, в полковники и в головы стрелецкие. 9. Дьяки; и те дьяки во дьяцы бывают пожалованы из дворян московских, и из городовых, и из гостей, и из подьячих. А на Москве и в городах в приказах, с боярами и окольничими и думными и ближними людьми, и в посольствах с послами, бывают они в товарищах; и сидят вместе, и делают всякие дела, и суды судят, и во всякие посылки посылаются... 11. Дворяне городовые и дети боярские; бывают посланы во всякие ж посылки, и по воеводствам, и в начальные люди к рейтарам и к солдатам, и в какие чины годятся, и за службы бывают пожалованы многою честию. И тех детей боярских прозвание таково: как в прошлых давних летах у Московского государства бывала война со окрестными государствами, и в то время ратные люди збираны со всего Московского государства изо всяких чинов людей, и по покою роспущены по домам, а иные многою своею службою и полоном освободились от рабства и от крестьянства, и у кого были поместья и вотчины, и ныне попрежнему за ними; а у которых людей поместий и вотчин не было, и им за службы и за полонное терпение поместья и вотчины даваны, жилые и пустые, малые, и служити им было с тех данных поместий и вотчин против прямых дворян не с чего; также у которых дворян были поместья и вотчины, а по смерти их те их поместья и вотчины разделены были детям их и от них дети потому ж размножились, а дать им было из старых их отцовских поместий и вотчин и вновь не из чего, потому ж и царских служб не служивали — и их написали в дети боярские, что беспоместны и малопоместны. 12. Да в царском ж чину царевичи Сибирские, Касимовские, крещены в христианскую веру. Честию они бояр выше; а в Думе ни в какой не бывают и не сидят, потому что государства их и они сами учинилися в подданстве после воинского времени, невдавне, да и не обычай тому есть; также и опасение имеют от них всякое. А служба их такова: как на праздники идет царь к церкви, и они его ведут под руки, да на всякий день бывают пред царем на поклонении. И даны им поместья и вотчины немалые, 132 также поженились на боярских дочерях, и имели их за себя с великими пожитками, и с поместьями, и с вотчинами; а за которым поместья мало, и ему в прибавку идет царской корм денежный, помесячно. …А кому царь похочет вновь дати боярство, и окольничество, и думное дворянство из стольников и из дворян или дворянина из дворовых всяких чинов и из вольных людей, и таким дает честь и службу, по своему рассмотрению, кто в какой чин и честь годен… 13. Постельничий; и того постельничего чин таков: ведает его царскую постелю, и спит с ним в одном покою вместе, когда с царицею не опочивает; также у того постельничего для скорых и тайных его царских дел печать. А честью тот постельничий противо окольничего. Вопрос и задание 1. Какие категории приближенных царя выделяет дьяк Посольского приказа Григорий Котошихин? 2. Представьте иерархию приближенных в виде схемы. — Изучите в параграфе пункт «От дворянского ополчения к полкам “нового строя”». Задания 1. Составьте сравнительную таблицу. Вопросы для сравнения Дворянское ополчение Полки иноземного строя Кто составлял основу войска Кто поставлял вооружение Проходили ли обучение Где боеспособность была выше 2. Проанализируйте данные таблицы, сделайте вывод. — Можем ли мы ответить на главный вопрос урока или выбрать правильный ответ из предложенных в учебнике? Выбор ответа обоснуйте. Нужна ли была государственной власти в XVII в. Боярская дума? А. В XVII  в. влияние Боярской думы на царскую власть неуклонно возрастало. Царь не мог обходиться без Думы. 133 Б. Боярская дума в XVII  в. постепенно утрачивала свое значение, возросла роль приказов и воевод. Тем не менее традиция соправительства царя и Думы сохранялась. В. В XVII в. Боярская дума стала главным органом центральной исполнительной власти. — Обратимся к вашим ответам на главный вопрос урока. У кого были правильные версии? Оцените их. █Применениеновогознания Вопрос Актуальна ли была формула принятия решений в XVII в. «царь указал, и бояре приговорили»? Домашнее задание: §  19, рубрика «Вопросы и задания», выполнить задание в рабочей тетради (по выбору учащихся или учителя). Дополнительное задание: подготовить проект «Государственные символы XVI—XVII вв.»

План урока 1. Русское дворянство.

2. Требования дворянства.

117 3. Служилые люди «по прибору»

. 4. Духовное сословие. Х

ОД УРОКА  Созданиепроблемнойситуации Чтение эпиграфа: «И тех дворян посылают для всяких дел, и по воеводствам и по посольствам в послах и для сыскных дел, и на Москве в приказах у дел и к служилым людям в начальные люди, в полковники и головы стрелецкие». (Г. К. Котошихин) — Какова главная мысль автора данного эпиграфа? (Служилые люди полностью были зависимы от власти.) Чтение главного вопроса урока: «Как в XVII в. изменилось общественное положение служилых людей и духовенства?» — Свою версию ответа на главный вопрос урока запишите в тетради. (Несколько версий учитель кратко записывает на доске.) █Актуализациязнаний  Учащиеся выполняют тестовые задания.

Карточка 1 1. Царь Михаил увеличил срок сыска беглых крестьян до 9 лет: а) в 1613 г.; б) в 1637 г.; в) в 1641 г. 2. Отметьте черту мелкотоварного хозяйства: а) производство продуктов для собственного потребления; б) производство продуктов для продажи на рынок; в) ремеслом занимались только крестьяне. 3. Коробейники — это: а) промышленники, занимающиеся производством ткани; б) мелкие торговцы, занимающиеся перепродажей галантерейного товара; в) торговцы, имевшие право вести торговлю с заграницей. 4. Система земледелия, при которой участок земли делили на части: под пар, под озимые и под яровые, называлась: а) двупольем; б) трехпольем; в) переложной. 5. Таможенный устав, устраняющий внутренние мелкие торговые пошлины, был принят: а) в 1637 г.; б) в 1653 г.; в) в 1667 г.

Карточка 2 1. Обедневшие, часто не имеющие своих дворов крестьяне назывались: а) численники; б) инородцы; в) бобыли. 2. Новоторговый устав, ограничивший права иностранных купцов при торговле в России, был принят: а) в 1637 г.; б) в 1653 г.; в) в 1667 г. 3. Макарьевская ярмарка проходила: а) в Москве; б) в Нижнем Новгороде; в) в Великом Новгороде. 4. Первые железоделательные заводы в России были построены: а) А. Виниусом; б) Н. Демидовым; в) А. Строгановым. 5. Внешняя торговля с западными странами в основном велась через: а) Астрахань; б) Архангельск; в) Псков.

Карточка 1 1. Царь Михаил увеличил срок сыска беглых крестьян до 9 лет: а) в 1613 г.; б) в 1637 г.; в) в 1641 г. 2. Отметьте черту мелкотоварного хозяйства: а) производство продуктов для собственного потребления; б) производство продуктов для продажи на рынок; в) ремеслом занимались только крестьяне. 3. Коробейники — это: а) промышленники, занимающиеся производством ткани; б) мелкие торговцы, занимающиеся перепродажей галантерейного товара; в) торговцы, имевшие право вести торговлю с заграницей. 4. Система земледелия, при которой участок земли делили на части: под пар, под озимые и под яровые, называлась: а) двупольем; б) трехпольем; в) переложной. 5. Таможенный устав, устраняющий внутренние мелкие торговые пошлины, был принят: а) в 1637 г.; б) в 1653 г.; в) в 1667 г.

Карточка 2 1. Обедневшие, часто не имеющие своих дворов крестьяне назывались: а) численники; б) инородцы; в) бобыли. 2. Новоторговый устав, ограничивший права иностранных купцов при торговле в России, был принят: а) в 1637 г.; б) в 1653 г.; в) в 1667 г. 3. Макарьевская ярмарка проходила: а) в Москве; б) в Нижнем Новгороде; в) в Великом Новгороде. 4. Первые железоделательные заводы в России были построены: а) А. Виниусом; б) Н. Демидовым; в) А. Строгановым. 5. Внешняя торговля с западными странами в основном велась через: а) Астрахань; б) Архангельск; в) Псков.

Карточка 1 1. Царь Михаил увеличил срок сыска беглых крестьян до 9 лет: а) в 1613 г.; б) в 1637 г.; в) в 1641 г. 2. Отметьте черту мелкотоварного хозяйства: а) производство продуктов для собственного потребления; б) производство продуктов для продажи на рынок; в) ремеслом занимались только крестьяне. 3. Коробейники — это: а) промышленники, занимающиеся производством ткани; б) мелкие торговцы, занимающиеся перепродажей галантерейного товара; в) торговцы, имевшие право вести торговлю с заграницей. 4. Система земледелия, при которой участок земли делили на части: под пар, под озимые и под яровые, называлась: а) двупольем; б) трехпольем; в) переложной. 5. Таможенный устав, устраняющий внутренние мелкие торговые пошлины, был принят: а) в 1637 г.; б) в 1653 г.; в) в 1667 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"

Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....

Разработка урока по истории Средних веков . 6 класс

  Тема урока:  Католическая церковь:  путь к вершине могущества. Ознакомить  учащихся с новыми понятиями: индульгенция, католическая церковь, православная  церковь, отлучение от церкви, анафема, путь ...

Поурочная разработка урока по истории России (для 8-го класса) к учебнику под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "Общественное движение 60–70-х годов XIX века"

На данном уроке учащиеся выделяют новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией. Стараются обобщить полученную информацию в форме модели, а также выделить основно...

Разработка урока "Культура первой половины XIX века" для 8 класса по истории

Урок-виртуальная экскурсия содержит основной материал для учителя истории при проведении урока "Культура в первой половине XIXвека"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАПО ИСТОРИИ РОССИИ  ХХ век9 класс   тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»...

Методическая разработка урока по истории средних веков "Ремесло в средневековом городе"

Урок-игра по истории средних веков по теме "Ремесло в средневековом городе" дает возможность учащимся не только изучить тему урока, но и поставить себя на место средневекового мастера, подмастер...

разработка урока по истории по курсу «История России в XIX веке» Тема «Отечественная война 1812 года»

познакомить учащихся с одним из ярчайших  подвигов российского народа, который останется в памяти на века....