Разработка урока по истории Средних веков . 6 класс
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Карбовская Тамара Борисовна

  Тема урока:  Католическая церковь:  путь к вершине могущества. Ознакомить  учащихся с новыми понятиями: индульгенция, католическая церковь, православная  церковь, отлучение от церкви, анафема, путь в Каноссу ,  рассказать из чего складывались источники богатства  католической   церкви.   Во время закрепления рекомендуется провести тестирование по новому материалу.                               

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_istorii_srednih_vekov_6_kl..doc50 КБ

Предварительный просмотр:

                                    МОУ «Калиновская СОШ»

                  Черняховского района Калининградской области

                                 История Средних веков

                                            6 класс

                                           

                               Католическая церковь:

                  путь к вершине могущества

                        Учитель истории Карбовская Т.Б.

                                              п. Калиновка

                                                     

Статья. DOC.

6 класс.

Тема: Католическая церковь: путь к вершине могущества

Цель: дать представление о роли церкви в средневековом  обществе;                                                                                                   формировать понимание связи истории с современностью,                                                                          дать представление о причинах существования двух христианских Церквей;                         продолжить формировать умение составлять схему;                                                                                 продолжить формировать  умения соотносить год с веком;                                                          воспитывать толерантность по отношению к представителям  различных конфессий.

Оборудование: карта « Римская империя в IY – YI веках»,

                               схема « Источники богатства католической церкви»

                               хронологическая схема « Расцвет средневековья»

Основные понятия:  индульгенция, католическая церковь, православная

                                  церковь, отлучение от церкви, анафема, путь в Каноссу.

Форма проведения урока: КСО ( коллективный способ обучения)

План урока:

  1. « Вне церкви – нет спасения»
  2. Испытание богатством
  3. Разделение церквей
  4. Папа против императора

Ход урока.

Проверка знаний: составление  кроссворда по теме  « Город в Западной Европе»

Объяснения нового материала:

Беседа : 1. Вспомните когда и где возникло христианство

                 2. Какая книга является главной для христиан ( Библия)

                 3. О чем рассказывается в Библии ( Ветхий завет: о сотворении мира,  о Всемирном          

                     Потопе  и др.; Новый завет :  - о жизни и смерти Иисуса Христа – Евангелие,  и

                      Деяния  апостолов)

стр. 154. « Робкая надежда… сопровождали верующих жизни»

Рассказ о продаже индульгенций.

Запись учителем на доске, учащимися в тетради  понятия индульгенция -

Составляем схему:  « Источники богатства католической церкви»

Чтение по цепочке текста « Испытание богатством». После чтения  учащиеся  называют источники богатства, а  на доске заполняется схема.

                                                             Продажа

                                                           Церковных

                                                           Должностей                 Продажа

Доходы от                                                                            индульгенций

владения                                

землей и

крестьянами                                    Источники

                                                             богатства

                                                        Католической

                                                             церкви                                  

Пожалования                                                                                  Плата за

и завещания                                                                                    обряды

сеньоров в

пользу церкви                  

                                                         Церковная десятина    

Работа с картой. « Римская империя в IY – YI вв.»

Рассказ учителя о разделение  христианской церкви на православную и католическую.

Запись в тетрадь. Разделение Римской империи – глава церкви Восточной римской империи находился в Константинополе,  а главой церкви Западной Римской империи   стал Папа римский.  

                    1054 год – христианская церковь разделилась на

               Православная                                         Католическая

     1.Патриархи  Константинопольские                  1.Папа римский

     2.Митрополиты                                                    2. Кардиналы

     3.Епископы                                                           3. Епископы

     4.Священники                                                       4. Священники

     5.Дьяконы                                                             5. Дьяконы

     6.Монахи                                                                6. Монахи

                         

                                                верующие

 Работа с хронологической таблицей учебника на с. 108 – 109.

Задание: найти в таблице дату разделения церквей, а затем даты правления папы ГригорияYII и императора Генриха IY.

Вопрос: в каком веке  произошли эти события?

   

Учитель:  ХI в. – католическая церковь и ее папа римский пользовались огромным влиянием на всех людей. Власть папы была больше, чем королевская. Об этом свидетельствует конфликт между папой Григорием YII в 1077 г. Этот  конфликт вошел в историю под названием « хождение в Каноссу».

Чтение об основных событиях конфликта по цепочке и беседа по прочитанному.

Вопрос:  1. Что, по – вашему,  означает ставшее крылатым выражение:

                      « Пойти в Каноссу?»  

                2. В каких случаях и в наше время может употребляться слово

                    « анафема» ?

Закрепление:

Тестовые задания:

а\ окончательное разделение христианской церкви на Западную и Восточную произошло ….  в  году:

1\ 1054,  2\ 1098,   3\ 1202,  4\ 1216

б\  слово  « анафема»  означает:

1\ власть римского папы

2\ пойти на унижение

3\ драгоценная реликвия

4\ отлучение от церкви

в\ грамота об отпущении грехов называлась  индульгенцией

г\ налог, взимаемы со всех верующих в пользу церкви, назывался  церковной десятиной

Д\з  § 16. Написать эссе  « Духовно – рыцарский орден: что это такое?»      

КАТОЛИЧЕСКАЯ  

Папа  римский

Кардиналы

Епископы

Священники

Дьяконы

Монахи  

 ПАТРИАРХИ

МИТРОПОЛИТЫ

ЕПИСКОПЫ

СВЯЩЕННИКИ

ДЬЯКОНЫ

МОНАХИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"

Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....

Методическая разработка урока по истории средних веков "Ремесло в средневековом городе"

Урок-игра по истории средних веков по теме "Ремесло в средневековом городе" дает возможность учащимся не только изучить тему урока, но и поставить себя на место средневекового мастера, подмастер...

Методическая разработка урока по истории средних веков 6 класс В рыцарском замке

Методическая разработка урока по истории средних веков 6 класс В рыцарском замке...

Разработка урока по истории Средних веков.

Данный материал может использоваться при проведении урока истории в 6 классе по теме: "Рыцарство"....

Разработка урока по истории Средних веков в 6 классе на тему: «Христианская церковь в раннее Средневековье»

Разработка урока по истории Средних веков в 6 классе на тему: «Христианская церковь в раннее Средневековье»...

Разработка урока по истории средних веков 6 класс

Разработка урока по истории средних веков 6 класс...