Главные вкладки

    Разработка урока по истории Средних веков.
    методическая разработка по истории (6 класс) на тему

    Казакова Марина Игоревна

    Данный материал может использоваться при проведении урока истории в 6 классе по теме: "Рыцарство".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon v_rytsarskom_zamke.doc44 КБ
    Office presentation icon rytsarstvo.ppt2.83 МБ

    Предварительный просмотр:

    Разработка урока истории в 6 классе по теме: «В рыцарском замке».

            Тип урока: урок-путешествие.

              Цели: познакомить учащихся с понятиями «рыцарство», «рыцарь» как одним из важных   этапов формирования средневекового европейского общества, с основными занятиями, с тем, как жили, каковы были развлечения, с правилами Кодекса рыцарской чести; развивать умения работать с учебником, документами, творческими заданиями; воспитывать уважительное отношение друг к другу, преданность своей Родине, друзьям на примере Кодекса рыцарской чести.

            Оборудование урока: учебник, ПК, проектор, доска.

            Оформление доски: тема урока, план урока, термины (замок, рыцарь, донжон, турнир, герб, девиз).

                                             Ход урока.

    1. Организационный момент.
    2. Проверка домашнего задания.
    3.  Объяснение нового материала.

      Сообщение целей урока.

            Сегодня на уроке мы совершим путешествие в Средневековую Европу и посетим рыцарский замок, познакомимся с понятием «рыцари», узнаем, какие у них были развлечения, чем они занимались, что такое рыцарский кодекс чести. А также выясним, почему рыцарем мог быть только очень богатый человек?

            Открываем тетради, записываем дату, тему урока «В рыцарском замке».

    -Как вы думаете, кто такой рыцарь?

    Рыцарь – тяжеловооружённый конный воин / записывается термин в тетрадь/.

    -Являлись ли рыцари феодалами? /да /.

    - В каком из предложенных зданий мог жить рыцарь? Почему?

    - Как называется это здание?

    -А что такое замок? /жилище феодала, записать в тетрадь/.

            Наша первая остановка «Замок феодала» (презентация).

    - Как выглядит замок? Опишите его.

    - Где построен замок? Почему?

    - Для чего замок окружали рвом с водой?

    - А как попасть в замок, если он окружен водой?

    - Для чего ров с водой, если есть мост и можно легко войти по нему в замок?

    - Зачем был нужен именно подъемный мост.

    - С чем было связано то, что у рыцаря был именно такой дом, а не другой?

            В случае опасности мост поднимался и, словно дверь, закрывал вход.

     Над всеми постройками возвышался донжон – самая высокая и большая башня замка - донжон/ записать определение в тетрадь/. Взять замок приступом было очень сложно – нужно было преодолеть ров, выбить ворота, или забраться на стену по штурмовой лестнице. Когда начинался штурм замка феодал с семьей, воинами и слугами укрывался в главной башне – донжоне.

    -Давайте рассмотрим главную башню изнутри? Опишите ее.

    - Что располагалось на каждом этаже?

            Внутри башни один над другим были расположены залы. В подвальном помещении делали колодец и хранили запасы продуктов. Рядом, в темном подземелье томились узники. На верхнем этаже находились покои владельца. Чтобы попасть туда нападавшие боролись за каждый этаж. Этажом ниже располагались помещения для слуг – здесь они спали, ели и работали во время осады. В нижнем этаже находились кухня и трапезная, где во время осады питались защитники замка.

    -Как вы считаете, почему феодал со своей семьей жил на верхнем этаже?

    - Зачем в башне была сделана потайная лестница?

    - А куда по ней можно было спуститься?

            На случай захвата башни по ней хозяин замка вместе с семьей и воинами мог спуститься в подземный ход.

    Посмотрите на замки. (Презентация).

    Как вы считаете, дорого ли обходилось содержание такого дома рыцарю?

    Мог ли бедный человек содержать такой дом?

    Мог ли бедный человек быть рыцарем?

            Представьте, что вы защитники замка. Враг пытается штурмовать замок, каковы ваши действия?  

             Объясните, что означает поговорка: «Мой дом – моя крепость»? /Дом должен защищать от врагов, т.е. быть крепостью/.

    - Каково было главное занятие рыцарей?

    - На войну являлись со своим оружием, снаряжением, приводя с собой отряд людей.

             Наша следующая остановка «Снаряжение рыцаря».

    С.132 иллюстрация. Презентация.

    - Чем были вооружены рыцари, каково было их снаряжение?

    - Как вы считаете, дорого ли стоило снаряжение? /дорого /.

     Поэтому нести военную службу могли феодалы, которых обеспечивали крестьяне.

    Доспехи были тяжёлые, надеть самостоятельно рыцарь не мог.

    -Как называли человека, который сопровождал рыцаря, помогал ему? /оруженосец/.

    -Как вы считаете, нужно ли было учиться, для того чтобы стать рыцарем?

             Война закончилась, победу отпраздновали. Вечерами в повседневной жизни было скучно. Представим: тёмный, сырой зал, т.к. камин не мог обогреть большое помещение. Играли в шахматы, пили вино, ждали гостей и развлечений.

            Наша следующая остановка «Развлечения».

    - Как развлекались рыцари в мирное время? /охота, пиры, турниры /.

    - Почему с радостью отправлялись на охоту?  / можно было проявить ловкость, пополнить запасы пищи /.

    - Существовали рыцарские турниры. Что такое?

    /Турнир – военное состязание рыцарей в силе и ловкости. Записывается термин в словарь/.

    - Знаете ли вы как проходили рыцарские турниры?

    Ознакомление с текстом учебника на стр. 134-135.

    -А с чего всё начиналось? /Специальные глашатаи объявляли о турнире /.

    -Как в замках относились к этому известию?  / рыцари, даму, слуги радовались, доставали лучшую одежду/.

    - Почему радовались рыцари? / Возможность показать свою силу, ловкость/.

    - С чего начинался сам турнир?  /Объявлялись имена или почётные прозвища участников, их девизы/.

    - Расскажите, что знаете о поединке?

    -Почему использовали тупое копьё? /Чтобы не ранить сильно и не убить соперника /.

    - Что могло быть наградой победителю? / конь и доспехи соперника /.

    -Чем завершался турнир?

    - Что происходило во время пира?

    - Знатные рыцари считали себя людьми «благородными», гордились знатностью своего рода, дорожили своей честью.

            Наша последняя остановка «Кодекс рыцарской чести».

             У каждого рыцаря был свой герб и девиз.

    Герб – отличительный знак рода.

    Девиз – краткое изречение, которое объясняло смысл герба.

    Существовал рыцарский кодекс чести. Что это такое? / Правила поведения рыцарей /.

    - Какие правила он включал? Ответы учеников.

    -Что было дороже жизни? /честь/.

             Но кодекс чести распространялся не на всех, а только на равных себе. Рыцари кодекс чести соблюдали не всегда. Он не распространялся на семью, вассалов, крестьян. С ними нередко рыцари вели себя грубо.  Часто занимались грабежами на дорогах. Деньги не копили, а тратили на пиры, подарки. В книгах, кинофильмах рыцарей идеализировали, но не всегда было так.

             Кого в современности мы называем рыцарем? (Человека воспитанного, который помогает, защищает слабых).

    - Кого в нашем классе можно назвать рыцарем? (ответы учащихся).

             Со средних веков сохранился обычай: снимать шапку, заходя в помещение, снимать перчатки, здороваясь. Что это могло означать в то время? (Человек доверяет хозяину, пришёл без оружия).

             Итак, что хорошего было в рыцарском кодексе чести, что можно использовать в современности?

            IV.Закрепление по всему изученному материалу

            Наше путешествие закончилось. Давайте вспомним на каких станциях мы были.

                                               1. Замок феодала.

            2.Снаряжение рыцаря.

            3. Развлечения.

            4. Кодекс рыцарской чести.

             Итак, что мы узнали на уроке?

    а) Кто такие рыцари.

    б) Как называлось их жилище.

    в) Каково было снаряжение рыцаря.

    г) Каковы были их развлечения.

    д) Какие правила включал рыцарский кодекс чести.

            А теперь ответьте на вопрос, который был поставлен в начале урока, почему рыцарем мог быть только очень богатый человек?

            V.Подведение итогов урока. Комментирование оценок учеников.

            VI.Домашнее задание: параграф 18, ответить на вопросы 1, 2, 3, 4 на стр.135.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Средневековое рыцарство

    Слайд 2

    Рыцарь - это профессиональный воин, тяжеловооружённый всадник.

    Слайд 3

    Рыцарские доспехи включали до 200 деталей, а общий вес военного снаряжения доходил до 90 кг; с течением времени росли их сложность и цена.

    Слайд 4

    Рыцарь происходил из мелких феодалов . Рыцарям за их службу королю – верховному сеньору – выдавались земельные наделы.

    Слайд 5

    верховный сеньор-король

    Слайд 6

    Оружие рыцарей

    Слайд 7

    Главная святыня рыцаря – меч

    Слайд 8

    Рыцарь имел свой герб - отличительный знак рода и девиз – краткое изречение, объяснявшее смысл герба . Герб и девиз располагались на щите, который был своего рода визитной карточкой рыцаря.

    Слайд 9

    Рыцарский герб

    Слайд 10

    Рыцарь имел 2–3 коня: обычного и боевого, в доспехах. Такого коня можно было поразить только в брюхо. Голову лошади закрывали металлическим или кожаным наглавником, грудь – железными бляхами, бока – кожей. Кроме того, коня накрывали попоной или чепраком из бархата или другой дорогой материи с вышитыми гербами рыцарей. Лошади, «вооруженные» таким образом, назывались «латными».

    Слайд 11

    Для того чтобы стать настоящим воином-рыцарем, требовалось много времени и сил. К военной службе рыцари готовились с детства. В возрасте семи лет мальчики становились пажами (личными слугами) знатных феодалов или короля. Затем - оруженосцами. Они обучались фехтованию, борьбе, верховой езде, метанию копья. И лишь после этого наконец совершалась церемония посвящения их в рыцари.

    Слайд 12

    Посвящение в рыцари символизировало вхождение в привилегированное сословие, приобщение его к правам и обязанностям и сопровождалось особой церемонией.

    Слайд 13

    В рыцарской среде постепенно сложился свод представлений об идеальном рыцаре, следовать которому считалось обязательным. Этот свод представлений назывался кодекс рыцарской чести. От рыцаря требовалось: - верно служить своему сеньору и королю; - быть храбрым; - быть готовым на подвиг во имя рыцарской чести или ради прекрасной дамы; - бороться с врагами христианской веры; - защищать слабых и обиженных; - быть верным своему слову; - быть щедрым, не скупиться; -участвовать в рыцарских турнирах.

    Слайд 14

    Главное занятие рыцаря – война. В мирное время рыцари охотились и участвовали в турнирах. Турнир – это боевое соревнование рыцарей.

    Слайд 15

    Рыцари жили в укреплённых каменных крепостях - замках. Замок возводили на холме, окружали широким рвом с водой. Через ров перебрасывали подъемный мост. За рвом возвышались мощные укрепления: крепостных стен могло быть несколько. Над всеми постройками возвышался донжон – главная башня замка, в которой проживал хозяин с семьёй.

    Слайд 19

    Информационные источники http : //meteleva.ucoz.ru http:// www.medieval-wars.com http:// gelfrad.narod.ru http:// alterego.tut.by http:// manger.ru/vsem http://allcastles.ru http://ancient-castles.org.ua/ http://www.vizitvangliyu.ru/screens/zamok/69.jpg http://www.denastur.ru/cms/pict.php?img=files/picture_858.jpg http://www.excurs.ru/history/Castle.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/20/dymba2-5.3/0_d623_36703109_XL


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"

    Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....

    Разработка урока по истории Средних веков . 6 класс

      Тема урока:  Католическая церковь:  путь к вершине могущества. Ознакомить  учащихся с новыми понятиями: индульгенция, католическая церковь, православная  церковь, отлучение от церкви, анафема, путь ...

    Методическая разработка урока по истории средних веков "Ремесло в средневековом городе"

    Урок-игра по истории средних веков по теме "Ремесло в средневековом городе" дает возможность учащимся не только изучить тему урока, но и поставить себя на место средневекового мастера, подмастер...

    Методическая разработка урока по истории средних веков 6 класс В рыцарском замке

    Методическая разработка урока по истории средних веков 6 класс В рыцарском замке...

    Разработка урока по истории Средних веков. Культура Византии. ФГОС.

    Разработка урока по истории Средних веков " Культура Византии".  В конспекте  показаны основные этапы системно - деятельностного урока. Соответствует ФГОС....

    Разработка урока по истории Средних веков "В рыцарском замке"

    Урок с использованием презентации, видеофрагментов, раздаточного материала. Дети работают в группах и сами находят ответы на вопросы по рабочим листам....

    Разработка урока по истории Средних веков в 6 классе на тему: «Христианская церковь в раннее Средневековье»

    Разработка урока по истории Средних веков в 6 классе на тему: «Христианская церковь в раннее Средневековье»...