Главные вкладки

    Разработка урока по истории Средних веков "В рыцарском замке"
    презентация к уроку по истории (6 класс) на тему

    Яковлева Людмила Леонидовна

    Урок с использованием презентации, видеофрагментов, раздаточного материала. Дети работают в группах и сами находят ответы на вопросы по рабочим листам.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «В рыцарском замке»

    Цель урока: 

         создать условия для формирования образного представления о замке феодала, снаряжении рыцаря, их развлечениях;

         познакомить с моральными ценностями, нормами и установками феодалов, умения работать с текстами по алгоритму, составлять план, находить в тексте определения, высказывать собственные суждения, что будет способствовать воспитанию положительные личных качеств, уважение к людям.

    Задачи

    Обучающие:

         -  создать условия для формирования представлений учащихся об условиях жизни феодалов, о снаряжениях рыцаря, турнирах, моральных нормах и установках;

    Развивающие: 

         - способствовать продолжению формирование умений работать с текстами по алгоритму, анализировать исторические источники, составлять план, находить в тексте определения, высказывать собственные суждения.

    Воспитательные: 

         - способствовать воспитанию культуры делового общения;

         - формирование этических норм и ценностей через усвоение понятий: «честь», «слава», «благородство».

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Форма урока: Урок с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР)

    Формы организации учебной деятельности: 

    • фронтальная, групповая

    Оборудование урока и ресурсное обеспечение:

    • Компьютер, мультимедийный проектор.

    Этапы урока

    Содержание учебного материала.

    Деятельность

    учителя

    Деятельность

    обучающихся

    Формирование УУД

    1. Организационный этап

    Приветствует учащихся.

    - Сегодня мы с вами совершим путешествие в загадочный мир Средневековья. Давайте проверим, готовы ли вы к этому путешествию? Ответьте на мои вопросы.

    Приветствуют учителя. Проверяют готовность к урок

    Быстрое включение в учебный процесс

    2 Актуализация знаний.

    Фронтальный опрос. Исторический диктант

    1. Из каких слоев состояло население Средневековой Европы?

    2. Какой из этих слоев был самым многочисленным?

    3. Каково было положение крестьян? Были ли они свободными?

    4. Кому принадлежала вся земля?

    5. От какого слова произошло слово "феодал" и что оно обозначает?

    6. Историки говорят, что одного и того же человека, жившего в Средние века, можно назвать и феодалом, и вассалом, и сеньором, и рыцарем. Правильно ли это? Поясните свой ответ.

    Отвечают на вопросы

    Выполняют задания

    3. Открытие темы урока, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

    -  создание проблемной ситуации через побуждающий диалог (столкнуть мнения учащихся практическим заданием);

    а)  открытие темы урока.

    - Обратите внимание на доску (слайд № 1): Кто здесь изображен?

    - Слово «рыцарь» происходит от немецкого «риттер», что означает всадник.

    - На экране появляется слайд № 2.

    - Где из предложенных зданий мог бы жить рыцарь? Обоснуйте своё мнение.

    - Почему был сделан такой выбор?

    - Давайте  проверим ваши предположения. ( На экране слайд № 3 изображение замка).

    - Если кто-то ошибся, то почему произошла ошибка?

    - Учитель обращает внимание учеников на изображение рыцаря на доске и рыцарский замок на слайде № 4 и просит сформулировать тему урока.

    - Учитель задает учащимся вопрос: Что бы они хотели узнать на уроке?

    (Слова учителя)

    -  Я всегда мечтала попасть в эпоху Средневековья, где жили благородные рыцари, прекрасные дамы, где проводились рыцарские турниры, откуда родом был доблестный Дон Кихот.

    - Сегодня, часто упрекают, что у современной молодежи нет благородства, которое было присуще рыцарям. Давайте же сегодня на уроке мы узнаем, в чем проявлялось благородство рыцаря. Вместе совершим путешествие в эпоху Средневековья и отыщем ответы на наши вопросы.

    Давайте разделимся на 4 группы. (дети поворачиваются к соседней парте и образуют группы).

    - В этом вам помогут листы с заданиями,  найдите их.  все, что мы сегодня узнаем, мы будем фиксировать в листах, отмечая правильные ответы, в этом нам поможет учебник, иллюстрации. И каждая группа должна выбрать, кто будет отвечать. Он будет выходить к доске, от имени группы давать ответы, а мы будем слушать, анализировать, давать оценки.

    В конце урока попробуем ответить на вопросы: А есть ли рыцари в настоящее время?  Кого сегодня можно назвать рыцарем? Нужны ли они сейчас?

    Ответы ребят

    (Рыцарь, так как рыцарь - конный воин).

    Задания под номерами. В течение 1 мин. ребята  думают, а затем выбирают тот вариант, который, по их мнению, соответствует номеру жилища рыцаря на слайде.  

     (Ребята объясняют, описывают, как, по их мнению, должен был выглядеть дом рыцаря.) 

    - Учащиеся говорят, что данную тему ещё не изучали.

     - Дети называют тему урока: “В рыцарском замке” или “Рыцарский замок”, “Замок рыцаря” (учитель формулирует тему урока, т. к. смысл одинаков)

             - Записывают тему урока

    -  учащиеся сами формулируют цели своей работы, на основе ответов: снаряжение, занятия рыцарей, условия жизни, их жилище и т.д. строится план изучения темы. (Слайд № 5)

    Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы
    на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя
    с позицией школьника.

    Регулятивные: самостоятельно формулируют тему, цели урока после предварительного обсуждения

    4.Изучение нового материала.

    1 Замок феодала

    2 Сражение рыцаря

    3 Воспитание рыцаря

    4 Развлечения рыцаря

    5 «Позор и срам мне страшны – не кончина»

    1 Замок феодала.  Работа в группах. (4 группы)

    - Учащимся раздаются вопросы.

    1 группа – Для чего строили замки? Из чего? Где строили замки и почему? (слайд 6)

    2 группа – Как выглядел замок? ( по рисунку), подписать названия его частей. (Слайд 7)

    3 группа – Как враги могли проникнуть в замок? Как рыцари защищали свой замок от врагов? (Слайд 8)

    4 группа – ( по рисунку). Где рыцари могли выдержать долгую осаду, если другие укрепления уже захвачены? Как выглядел донжон и для чего его строили? (Слайд 9)

    2 Снаряжение рыцаря.

    - В Средние века люди сравнивали общество с живым организмом. Крестьян сравнивали с ногами. А как вы думаете, с какой частью тела ассоциировались рыцари и почему?

    - Основным занятие рыцарей была война, но не пойдешь же на поле боя в одной рубахе и штанах. Для участия в сражениях рыцарям было необходимо снаряжение.

    - Первоначально рыцарем мог стать любой человек, способный купить себе доспехи и боевого коня (что по тем временам составляло стоимость 45 коров), но позднее это звание передавалось по наследству. (Слайд 10)

    Работа в группах:

    1 группа: -  Опишите вооружение  рыцаря?

    2 группа: - Перечислите основное снаряжение рыцаря.

    3 группа:  - Как феодалы готовились к военной службе?

    4 группа: - посвящение в рыцари

    - Как вы думаете, как узнавали своего рыцаря, когда он был полностью облачен в доспехи? (слайд 11, 12, 13)

    Физкульминутка

    4 Развлечения рыцарей.

    - Войны проходили, конечно, часто, но, когда наступало мирное время, рыцари стремились заполнить досуг занятиями максимально похожими на войну.

    - Что же это были за занятия?   Внимательно прочитайте пункт 3,  найдите основные занятия рыцарей и выполните задания на листах 3.

    5 «Позор и срам мне страшны – не кончина»

     ( видео "Рыцарский турнир" из фильма "О доблестном рыцаре Айвенго").

     - Какие качества рыцарей вы можете от метить из этого отрывка?

    Рыцарь – это суровый воин. Но даже в этой среде сложились представления о том, каким должен быть идеальный рыцарь.

    Какие качества составляют достоинства рыцаря?

    - Итак, у рыцарей сложился определенный кодекс чести.

    (слайд 14)

    - Рыцарь должен был иметь даму сердца, слагать в честь нее стихи, добиваться ее любви. Далеко не всегда речь шла об истинной привязанности. Часто рыцарь просто следовал общепринятым нормам. Таковы требования рыцарской чести. Соблюдались ли они в жизни? Далеко не всегда. Но важно помнить и о другом. Столь детальная разработка правил чести говорит о стремлении облагородить отчаянного вояку, внушить ему представления о силе добра, любви, веры. Эти попытки не были бесплодными. Грубость нравов постепенно смягчалась.

    Читают п. 1 пар. 11, работают в группах с листами 1, заданиями. Каждая группа выдвигает докладчика, он отвечает на вопрос у доски.

    (С руками, потому что они держали оружие.)

    Работают с листами 2, где написано задание.

    Предположения детей. (герб, девиз)

    Читают, выполняют задания, выступают.

    Дети называют эти качества с помощью учителя

    Задания на листах 4. Дети выполняют, отвечают у доски.

    Личностные: оценивают жизненные ситуации (поступки своих родных, их вклад в историю, развитие нашего государства, влияние истории на судьбы родственников) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

    Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и
    формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

    Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди

    предложенных учителем.

    Коммуникативные:

    читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее

    5.  Рефлексия

    Учитель: - Наш урок подходит к концу. Как вы думаете, больше вы узнали о жизни рыцарей  Средневековья?

    - Понравилось вам работать на уроке? Выберите смайлик

    - Как бы вы оценили свою работу на уроке? Запишите в каждой группе, кому какую оценку вы поставите.

    Дети отвечают, пишут на листах предположительные оценки и в конце урока отдают учителю.

    Личностные: понимают значение знаний
    для человека и принимают его.

    Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

    6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    § 11, тесты ( учитель раздает каждому тесты на дом.)

    Записывают домашнее задание

    7. Подведение итогов

    «Век рыцарей» давно прошел, те идеалы, которые были разработаны в Средние века – честь, доблесть, защита слабых  – не утратили своего значения и сегодня.

     - Какие правила поведения рыцарей дошли до наших дней?

    И ныне мужчина сопровождает даму справа от себя - так поступали рыцари, чтобы не задевать спутницу висящим слева мечом или шпагой.

    При встрече мужчины пожимают друг другу руки, сняв перчатку, - так рыцари демонстрировали, что в правой руке нет оружия.

    Отдание чести у военных не что иное, как повторение жеста рыцаря, поднимавшего забрало. При встрече другу показывали лицо, чтобы он убедился, что перед ним свой, а противнику - чтобы знал, с кем имеет дело.

    - Дерзайте, ведь в ваших силах сделать современную жизнь полную благородства, доблестных поступков.

    Посмотрите отрывок из фильма "О доблестном рыцаре Айвенго" и подумайте, что от рыцарей Средневековья можно перенять в наше время?  Есть ли рыцари в настоящее время?  Кого сегодня можно назвать рыцарем? Нужны ли они сейчас?

    Просмотр отрывка из фильма

    После просмотра фильма дети отвечают на эти вопросы.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 5

    План урока 1. Замок феодала. 2. Снаряжение рыцаря. 3. Воспитание рыцаря. 4. Развлечения рыцарей. 5. Законы рыцарской чести.

    Слайд 6

    Замок старались построить в самом неприступном месте : на вершине крутого холма, на скале, на острове посреди реки. Замок опоясывала высокая и толстая каменная стена. На верху стены была сделана крытая дорожка, по которой ходили воины. Некоторые замки имели по нескольку рядов стен.

    Слайд 8

    Чтобы проникнуть в замок, нужно было преодолеть много препятствий: засыпать ров, одолеть холм по открытому пространству, взять штурмом крепость. Замок феодала

    Слайд 9

    Над всеми постройками замка возвышался донжон – главная башня. В ней могли выдержать долгую осаду, даже если другие укрепления были захвачены. Внутри башни один над другим были расположены залы. На верхнем этаже находились покои владельца. Этажом ниже располагались помещения для слуг – здесь они спали, ели, работали во время осады. На нижнем этаже находилась кухня и трапезная. В подвальном помещении делали колодец и хранили запасы продуктов. Рядом в подземелье томились узники. На случай захвата башни в толще стены была сделана винтовая лестница. По ней хозяин замка вместе с семьёй и воинами мог спуститься в подземный ход.

    Слайд 11

    Гербы рыцарей

    Слайд 12

    Рыцарские гербы Гербы имели несколько установленных форм. Гербы составлялись по определённым правилам. На гербах бывали изображения животных. На гербах помещали девиз.

    Слайд 15

    Советуем прочесть, посмотреть!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Индивидуальный лист ученика __________________________________  ____ класса.

    По теме "В рыцарском замке»

    1. Где жили рыцари? (нужное подчеркнуть):

    Деревянный дом                         Замок (жилище феодала)

    Палатка                                        Многоэтажный дом

    1. Для чего строили замки? (нужное подчеркнуть):

      Для хранения богатства            Для защиты от врагов

                                      Для приема гостей                      

    1. Из чего строили замки? (нужное подчеркнуть):

    Из кирпича                                  Из глины

    Из дерева и камня                       Из соломы

    1. Где чаще всего возводили замки?(нужное подчеркнуть):

    На холме или высокой скале            В низине

    На открытом пространстве               В лесу

    1. Чем был окружен замок? (нужное подчеркнуть):

    Забором                                              Рвом с водой

    Ничем не был окружен                     Веревкой

    1.  Как можно было попасть в замок?(нужное подчеркнуть):

    На лодке                              Через подъемный мост

                              Вплавь                                

    1. Где рыцари могли выдержать долгую осаду?(нужное подчеркнуть):

    В сарае                                       В главной башне – донжоне

    В амбаре                                    В трапезной

    1. Как рыцари защищали свой замок? (нужное подчеркнуть)

    Сбрасывали камни и бревна

    на головы врагов                           Лили кипяток и горячую смолу                   Ругались                                         Осыпали врагов стрелами

    1. Опишите вооружение рыцаря

    C:\Users\Олег\Pictures\2010-09-21 2\2 001.jpg

    1. Укажите, чем занимались рыцари в мирное время (нужное подчеркнуть):

    Участвовали в турнирах                          Охотились

    Ничем не занимались                              Спали

    1. Укажите, кто объявлял имена рыцарей на турнире (нужное подчеркнуть):

    Судьи                                                       Глашатаи (герольды)

    Знатные господа                                     Крестьяне

    12. Решить кроссворд.

    http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/652421/1.jpg

    По вертикали: 1. Металлическая маска для защиты рыцаря.

    По горизонтали: 1. Жилище феодала. 2. Боевые доспехи рыцаря. 3. Отличительный знак рода. 4. Глашатай на турнире. 5. Тяжелая дубина с металлическим утолщенным концом. 6. Одеяние из металлических колец. 7. Одна из рыцарских забав.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"

    Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....

    Разработка урока по истории Средних веков . 6 класс

      Тема урока:  Католическая церковь:  путь к вершине могущества. Ознакомить  учащихся с новыми понятиями: индульгенция, католическая церковь, православная  церковь, отлучение от церкви, анафема, путь ...

    Методическая разработка урока по истории средних веков "Ремесло в средневековом городе"

    Урок-игра по истории средних веков по теме "Ремесло в средневековом городе" дает возможность учащимся не только изучить тему урока, но и поставить себя на место средневекового мастера, подмастер...

    Методическая разработка урока по истории средних веков 6 класс В рыцарском замке

    Методическая разработка урока по истории средних веков 6 класс В рыцарском замке...

    Разработка урока по истории Средних веков.

    Данный материал может использоваться при проведении урока истории в 6 классе по теме: "Рыцарство"....

    Урок по истории средних веков «Рыцарский турнир», 6 класс

    Открытый урок   по истории  средних веков  «Рыцарский турнир».Учебный предмет: историяКласс: 6Тема урока: «Рыцарство»Тип урока: закрепле...