Главные вкладки

    Методическая разработка урока по истории Средних веков "В рыцарском замке"
    методическая разработка по истории (6 класс) на тему

    Методическая разработка к открытому уроку

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Методическая разработка урока по истории Средних веков « В рыцарском замке». Бузилова Ольга Николаевна, учитель истории ГБОУ СОШ №174 Центрального района Санкт-Петербурга.

    Слайд 3

    Осада замка

    Слайд 4

    Пешеходная галерея на стене замка

    Слайд 5

    Донжон Донжон

    Слайд 6

    Палата в замке

    Слайд 7

    Замок

    Слайд 8

    На пиру у феодала

    Слайд 9

    Рыцарский турнир

    Слайд 11

    Рыцарские гербы



    Предварительный просмотр:

    Самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО

    Класс, учитель: 6, Бузилова Ольга Николаевна

    Количество учащихся в классе: 27

    Присутствовали на уроке: 24

    Тема урока : «В рыцарском замке».

    Тип урока: формирование новых знаний.

    Дидактическая задача урока: формирование УУД в условиях решения учебных задач.

    Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):

    Образовательная - создать условия для формирования представлений о  жизни и быте рыцарей, появлении замков и крепостей, и их фортификационном назначении. Способствовать формированию представлений учащихся о рыцарстве как привилегированном сословии средневекового общества. Познакомить учащихся с особенностями  рыцарской культуры;

    Развивающая – развитие коммуникативных УУД через работу в группах; регулятивных УУД – через определение цели на уроке и выдвижение своих версий на этапе решения проблемы ; личностных УУД – постановка цели и задач на уроке лично для себя, через оценивание жизни владельца  замка, его исторического значения в развитии средневековой культуры и быта.

    Воспитательная – понимание чувства коллективизма, единства действий во время опасности, осознание важности таких общечеловеческих ценностей как дружба, единство, взаимопомощь.

    Ведущие аспекты анализа урока

    Содержание наблюдения

    Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)

    1. Дидактическая задача соответствовала отобранному содержанию.

    2.Результативность решения дидактической задачи проявилась в том, что УУД отрабатывались через работу, в группах, со схемой, на доске, с ИКТ, с учебником, с документами, с рабочей тетрадью.

    Содержание урока

    Основное содержание урока полностью соответствовало содержанию программы и учебника, так как учебные задачи взяты по Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского. Соблюдались принципы доступности, научности. Отмечались ценностные ориентации – чувство коллективизма, единства, верности своим убеждениям.

    Методы обучения

    Приемы обучения и учения (методов обучения) соответствовали решению триединой образовательной цели:

    - проблемный метод – постановка проблемной ситуации на этапе актуализации знаний;

    - частично-поисковый – при выполнении заданий по текстам, с документом, при заполнении схемы.

    - наглядный метод – анализ схем, выполнение эскиза, работа с презентацией.

    Формы обучения

    1. Формы обучения (индивидуальная, групповая и коллективная) соответствовали решению основной дидактической задачи урока.

    2. Предложенные задания использованы целесообразно:

    -используя схему –У-О-Р-К(узнаем, обсуждаем, рассуждаем ,комментируем) , обучающиеся поставили для себя цели и задачи;

    - в 1 задании, при работе со схемой замка и просмотре слайда, учащиеся узнали,  из каких частей состоит замок и о назначении тех или иных сооружений.

    - во 2 задании (работа в группах),  занимались творческой работой, придумывали и изображали  вымышленный герб и девиз, презентовали их.

    - в 3 задании, работали с текстом о рыцарском  турнире, высказывали своё  мнение об  этом состязании и военном празднике.

    - в 4 задании, «хороший тон для дамы»  - происходит сравнительный  анализ  этикета и поведения средневековья и  настоящего времени.

    - в 5 задании  - работа  в рабочей  тетради с таблицей, умение  анализировать и систематизировать данные.

    - в 6  задании, - « Оборона замка», выполняется  работа  по развитию стратегического и тактического мышления  школьников.  

    Результативность урока

    Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока выполнено. Урок обучающимся понравился, некоторые вопросы и работа с документами показались им трудными, требовалась помощь учителя.

    Считаю главная проблема – низкая техника чтения, неумение анализировать, обобщать и делать выводы.

    Практическая направленность урока

    Практическая направленность реализована через включение проблемного задания «Замок рыцаря является не только жилищем  его и его семьи, но и фортификационным сооружением жизненно важным  для населения земель данного феодала».

    Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

    1.Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока, при заполнении схемы и заполнения листов самооценки, 1-3 задания

    2. Характер самостоятельной учебной деятельности – творческий.

    3. Взаимопомощь при выполнении заданий .

    Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

    На уроке шло формирование всех УУД - личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных (смотри задачи урока).

    Формирование ИКТ-компетентности

    Применение ИКТ на уроке через компьютерную презентацию, внутреннего самоанализа.

    Структура урока

    Структура урока соответствует основной дидактической задаче.

    Педагогический стиль

    Нормы педагогической этики соблюдены, мотивация учащихся формулой успешности.

    Гигиенические требования

    Температурный режим соблюден, в классе 24 градуса тепла, виды деятельности чередовались.

    Выводы и рекомендации:

    В целом обучающиеся справились с заданиями, были заинтересованы предложенными заданиями , работой с интерактивной презентацией.

    Материал урока подобран на сильный класс, с хорошей техникой чтения, со сформированными картографическими ЗУНами. Иначе необходимо учителю учесть особенности класса и изменить, либо сократить задания.

    Таким образом, урок соответствует требованиям ФГОС ООО и направлен на реализацию системно - деятельностного подхода к обучению и воспитанию обучающихся.



    Предварительный просмотр:

    Бузилова Ольга Николаевна, учитель истории ГБОУ СОШ №174

    Центрального района Санкт-Петербурга.

    Методическая разработка урока по истории Средних веков «В рыцарском замке».

    Выходные данные учебников/учебных пособий, использованных автором на уроке:

    Учебное пособие по истории средних веков. Гаража Н. В.Центр образования № 109, г. Москва.

    История Средних веков. 6 класс: поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского / авт.-сост. Н. Ю. Колесниченко. - Изд. 2-е, испр. – Волгоград.

    История средних веков. Том 1\\Л. М. Брагина, Е. В. Гутнова, С. П. Карпов и др.; Под ред. З. В. Удальцовой и С. П. Карпова - Москва: Высшая школа.

    История Средних веков. Агибалова Е.В., Донской Г.М. 6 класс.  - Издательство: Просвещение. 2015.

    Дополнительные источники:

    Многоликое средневековье. Иванов К.А. – М.: Алтейна, 2001. – 432с.

    http://fb.ru/article/161298/ryitsarskie-zamki-srednevekovya-shema-ustroystvo-i-oborona-istoriya-srednevekovyih-ryitsarskih-zamkov

    http://www.factruz.ru/civilizations/knightly-castle.htm

    Использованное оборудование:

    Проектор, компьютер;

    Презентация “ В рыцарском замке ”;

    Рабочая тетрадь по истории Средних веков.  Чернова М.Н – 2016.

    Тип урока: Урок формирования новых знаний.

    Класс: 6.

    Место урока: урок №16, Глава 4 «Феодалы и крестьяне».

    Используемые педагогические технологии:  Технология развивающего обучения (приемы: работа с текстом учебника, творческая работа  - создание герба и девиза, работа  с заданиями тетради – заполнение таблицы.); - Технология обучения в сотрудничестве (приемы: работа в группах, работа в парах); - Здоровье сберегающая технология (приемы: частая смена видов деятельности, перемещение учащихся по классу в ходе формирования групп и пар для совместной работы).

    Формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах.

    Цель: Создать условия для формирования представлений о  жизни и быте рыцарей, появлении замков и крепостей, и их фортификационном назначении. Способствовать формированию представлений учащихся о рыцарстве как привилегированном сословии средневекового общества. Познакомить учащихся с особенностями  рыцарской культуры.

    Задачи:

    1. Предметные:

    Раскрывать роль рыцарских замков как культурных, экономических и политических центров средневековых земель. А так же показать  жизнь и быть обитателей средневекового замка. Составлять, используя памятку, простой план раздела параграфа. Извлекать информацию из фрагмента источника.

    1. Метапредметные:

    Регулятивные:

    Р1. целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

    Р10. принимать и сохранять учебную задачу, определять последовательность своих действий по подготовке своего выступления.

    Познавательные:

    П1.давать определение понятиям;

    П2.устанавливать причинно-следственные связи

    П5.учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    уметь пользоваться текстом учебника для подтверждения своих суждений

    Коммуникативные:

    К1.задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

    К2.адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

    К3.формулировать собственное мнение и аргументировать его;

    К4.аргументировать свою точку зрения;

    К7.уважение к иной точке зрения, умение излагать свои мысли, участвовать в диалоге и полилоге, умение слушать.

    1. Личностные:

    Л3.позитивная моральная самооценка;

    Л6.ориентация в системе моральных норм и ценностей;

    Л8.уважение к истории, культурным и историческим памятникам

    Этапы урока:

    - Актуализация знаний учащихся;

    - Мотивационный этап. Формулирование темы урока, постановка целей и задач;

    - Этап открытия нового знания. Работа в группах. Работа с текстом. Работа с тетрадью;

    - Этап первичного закрепления полученных знаний;

    - Рефлексия.

    Этап урока (название, время, цели)

    Деятельность учителя

    Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

    Деятельность учеников

    Планируемые результаты

    Предметные

    УУД

    I. Мотивация к учебной деятельности

    Цели:

    Создать положительный эмоциональный настрой;

    выработка обучающимися на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности

    Продолжительность:

    1 минута

    Приветствует обучающихся, проверяет готовность класса к уроку.

    Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

    Приветствует учителя

    Распределяются на группы.

    Р. Быстрое включение в деловой ритм .

    Л. Положительный настрой

    Л.3, Л.8

    Р.7, Р.1,

    К.1,К.3,К.4,

    П.1, П.2,П.3

    II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)

    Цели: подготовка мышления обучающихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, организовать анализ обучающимися возникшей ситуации и осознать то, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений

    Продолжительность: 13 минут

    Актуализация ДЗ:

    Организует анализ затруднения и поиск путей выхода из него.

    Прием “Нетрадиционный вход в урок”

    Организация построения схематичного рисунка замка на доске учащимся. Показ слайда с изображением замка и его фортификационными сооружениями.

    Задание к слайду:

    - Каким образом рыцарь организовывал защиту замка от врагов? Как вы думаете, почему?

    - Была ли безопасность главной целью рыцаря?

    - Что делали, в случае нападения, жители близлежащих деревень? Почему?

    - Нужны ли были запасы продовольствия и колодцы  в замке? Зачем?

    - Какие вопросы нам нужно изучить для ответа на эти вопросы?

    Обучающиеся предлагают варианты ответов на вопрос

    - Готовил заранее различные препятствия на подходе  к замку и внутри него.

    - да

    - все жители окрестных деревень спешили укрыться  за стенами замка вместе со своим имуществом. Боялись проявления насилия и грабежа.

    - да, чтобы выдерживать длительную осаду.

    Формулируют план урока и записывают его в тетрадь:

    1. Замок феодала.

    2. Снаряжение рыцаря.

    3. Воспитание рыцаря.

    4. Развлечение рыцаря.

    5. «Позор и срам мне страшны - не кончина».

    Л.3, Л.8

    Р.7, Р.1,

    К.1,К.3,К.4,

    П.1, П.2,П.3

    III. Решение учебной задачи (проблемной задачи)

    Цели: Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.)

    Продолжительность:

    25 минут

    Организует работу с презентацией и эвристическую беседу.

    -  Из каких частей состоял средневековый замок?

    - Какие сооружения дополнительно служили препятствием для захвата замка?

    - Какие сооружения помогали оборонять замок?

    - Рассмотрим фотографии и чертеж устройства замковой стены. Докажем, что  стена была  одним из самых прогрессивных фортификационных сооружений того времени.

    - Чем занимался рыцарь, когда не воевал?

    - В каких условиях жила семья рыцаря?

    - Как воспитывались и обучались дети рыцаря?

    - Что за обряд посвящение в рыцари?

    Отвечают на вопросы:

    - Донжон, крепостная стена, внутренний двор, хозяйственные постройки, жилища  прислуги и дружины, складские помещения и конюшни и т.д.

    - ров (наполненный водой), подъёмный мост, ворота, опускающаяся решётка, сторожевая башня и т.д.

    - переходы на стене, зубца замковой стены (для стрелков), опорные башни, препятствия  в виде  внезапных обрывов и тоннелей, перекидные деревянные мостки  и.т.д.

    - пиры, охота, турниры, служение сюзерену и т.д.

    - помимо донжона у них был  в замке хороший дом, за домом был сад, придворные обслуживали семью, проводились состязания, празднества с приглашением приезжих актёров и бродячих цирков, был свой духовник и лекарь  и т.д.

    - как правило мальчики отдавались  в оруженосцы  сюзерену и оттуда  начинался из путь к рыцарству.

    - это был один из самых долгожданных обрядов, иногда он проводился даже на поле боя.

    Раскрывать роль замков  в жизни средневековья. Составлять, используя памятку, простой план раздела параграфа. Извлекать информацию из фрагмента источника

    Л.3, Л.8

    Р.7, Р.1,

    К.1,К.3,К.4,

    П.1, П.2,П.3

    ПР3

    Этап первичного закрепления с проговаривание во внешней речи

    Прием “Работа в группах”, “Работа с текстом”

    Рассказ учителя с помощью презентации о замке и быте рыцаря.

    Прием “Таблица”

    Организует работу по конкретизации первичного знания. (Презентация)

    - Какие внешние атрибуты  служили показателем рыцарства?

    Выполнить задание: нарисовать свой вымышленный герб и составить к нему девиз.

    -рассматривают гербы, слушают девизы.

    Выполняют задание

    Этап включения в систему знаний и повторения.

    Организует работу с учебником с. 98

    Прием “Работа в группе”.

    Контролирует выполнение работы.

    2. Прочитать текст «Рыцарский турнир»

    - Как вы думаете, зачем устраивались рыцарские турниры?

    - Какие ассоциации возникают у вас со славами: герольд, девиз, доспехи?

    -  тренировка рыцарей, развлечение, брачные союзы.

    - глашатай, представление, защита.

    Формулируют ответы.

    Работа  с текстом «Хороший тон для дамы» с. 99.

    - Опишите как вы представляете, что значило в средние века понятие хороший тон и этикет?

    Высказывают своё мнение и делают вывод.

    - знатные люди должны были соблюдать правила приличия и т.д.

    Организует работу с рабочей тетрадью  п. 12зад.3

    Выполнить зад. 3 на  12 параграфа, заполнить таблицу

    Выполняют задание в Рабочей тетради. Взаимопроверка. Самооценка.

    IV. Рефлексия деятельности (итог урока)

    6 минут

    Прием  «Оборона замка»

    Дает комментарии домашнего задания

    - Вы – рыцарь, на ваш замок напали, расскажите ваши действия  направленные на защиту замка и окружающих деревень.

    - Рассказывают планы по обороне замка.

    Л.2,

    Р.7, Р.1,

    К.1,

    П.6

    Д.З.

    1 уровень: “Проверяем и размышляем”:

    учебник

    Параграф 12. С.  94-101, рабочая тетрадь п. 12.

    Записывают Д.З.

    Диагностика достижения предметных и метапредметных результатов

    Предметные результаты

    Диагностируется в процессе выполнения практических заданий: -актуализация знаний в ходе вводной беседы и работы на доске (схематический рисунок замка);

    -работа в группах по созданию герба и девиза;

    -применение полученного знания при работе с таблицей в рабочей тетради и текстом учебника;

    На всех этапах урока учитель визуально контролирует степень выполнения заданий, корректируя темп урока.

    Метапредметные и личностные результаты

    Диагностируются в ходе:

    - формулирования темы урока;

    - постановки целей и задач;

    - при определении учащимися глубины и полноты своего знания;

    - при организации работы в группах, а также по результатам совместной работы учащихся.

    Особенно важным этапом урока для диагностики личностных результатов становится этап рефлексии, на котором учащиеся осуществляют самооценку своей работы.

    Ссылка на схемы и рисунки: https://drive.google.com/file/d/0BxApI5E--FTxRFBBbmFUQXBQNTg/view?usp=sharing

    Приложение 1

    ЛИСТ САМООЦЕНКИ И ВЗАИМООЦЕНКИ УЧАЩЕГОСЯ

    Фамилия Имя________________________________________________________

    Критерии оценки работы

    Оценки

    5

    4

    3

    2

    1

    0

    1. Работа во время актуализации знаний  (Д/З) и постановки целей

    1. Активность во время презентации и ответы на вопросы

    1. Оценка  творческой групповой работы  по созданию герба и девиза

    1. Оценивание заполнения таблицы в тетради

    1. Оценивание выполнения задания в тетради

    1. Работа  с текстом «Хороший тон для дамы»

    1. Оценивание приёма «Оборона замка»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"

    Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....

    Разработка урока по истории Средних веков . 6 класс

      Тема урока:  Католическая церковь:  путь к вершине могущества. Ознакомить  учащихся с новыми понятиями: индульгенция, католическая церковь, православная  церковь, отлучение от церкви, анафема, путь ...

    Методическая разработка урока по истории средних веков "Ремесло в средневековом городе"

    Урок-игра по истории средних веков по теме "Ремесло в средневековом городе" дает возможность учащимся не только изучить тему урока, но и поставить себя на место средневекового мастера, подмастер...

    Методическая разработка урока по истории средних веков 6 класс В рыцарском замке

    Методическая разработка урока по истории средних веков 6 класс В рыцарском замке...

    Разработка урока по истории Средних веков "В рыцарском замке"

    Урок с использованием презентации, видеофрагментов, раздаточного материала. Дети работают в группах и сами находят ответы на вопросы по рабочим листам....

    Урок по истории средних веков «Рыцарский турнир», 6 класс

    Открытый урок   по истории  средних веков  «Рыцарский турнир».Учебный предмет: историяКласс: 6Тема урока: «Рыцарство»Тип урока: закрепле...