Методическая разработка урока по истории средних веков "Ремесло в средневековом городе"
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Денисова Людмила Валентиновна

 Урок-игра по истории средних веков по теме "Ремесло в средневековом городе" дает возможность учащимся не только изучить тему урока, но и поставить себя на место средневекового мастера, подмастерья, ученика, проявить свои умения работать в команде, брать ответственность на себя при подготовке индивидуального задания и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon remeslo_v_srednevekovom_gorode.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по истории средних веков в 6 классе

«Ремесло в средневековом городе»

(сюжетно-ролевая  игра)

 Цель урока:    Познакомить учащихся с организацией   ремесленного производства в средневековом городе.                                              

Задачи урока:

1.  Сформировать у учащихся яркий, многогранный образ средневекового европейского города в период расцвета ремесла и торговли.

2.   Продолжить развитие  умений анализировать исторические источники, объяснять понятия, рассуждать, аргументировать свой ответ, делать выводы

3.   Формировать у учащихся взаимное уважение, навыки  сотрудничества при совместной деятельности; прививать интерес к истории.

Оборудование:

  1. мультимедийное оборудование для демонстрации презентаций по теме урока.

Подготовительный этап:

  1. прочитать параграф 18 «Ремесло в средневековом городе», статью «Средневековый город» в книге для чтения, любую дополнительную литературу.
  2. разбиться на 3-4 команды, распределить следующие роли: мастер, подмастерья, ученики + команда экспертов (3-4 чел, которых инструктирует заранее учитель, они же фиксируют результаты в сводной таблице на доске)
  3. подготовить небольшую презентацию по ремесленной мастерской, вывеску мастерской, приветствие, текст договора о найме ученика на работу.
  4. на всех этапах игры задания оцениваются и их результаты фиксируются на доске в сводной ведомости:

Мастерские/ конкурсы

        Кузнецы                        

….

….

…….

1. Приветствие          

2.Профессиональный экзамен        

3. Ремесленная мастерская        

4. «Строгие цеховые правила»          

План проведения урока-игры:

1.     Организационный.

2.     Профессиональный экзамен горожанина.

3.     Ремесленная мастерская.

4.     Цеховой Устав.

5.     Разреши противоречие.

6.     Подведение итогов.

 

Этапы игры:

Вступительное слово учителя:

I этап.  Организационный.

Ребята рассаживаются по «мастерским под заранее приготовленными вывесками, объясняют по вывеске профиль и, называя свой адрес своей мастерской, показывают презентации.

II этап.  «Профессиональный экзамен горожанина»

 «Профессиональный экзамен» должен подтвердить причастность присутствующих к жизни средневекового города.

        Задание 1. Укажите, как называется (команды по очереди):

  1.  как называлось управление делами города самими горожанами (самоуправление)
  2. глава городского совета (бургомистр)
  3.  производство изделий на продажу и заказ (ремесло)
  4.  здание, где заседал городской совет (ратуша)
  5. владелец города, покровительствовавший ему и управлявший им (сеньор)
  6. город, избавившийся от власти и покровительства сеньора (коммуна)
  7. городской богач, знатный человек (патриций)
  8.  укрепленное поселение, жители которого занимаются ремеслом и торговлей (город)

     Задание 2. Решить задачу:

Задача 1.

В начале средних веков кузнецы ценились особенно высоко; позднее самыми почитаемыми и богатыми мастерами стали ювелиры.

Чем объяснить такое отношение к кузнецам в начале средних веков? Почему позднее первое место заняли ювелиры?

Задача 2.

В документах сообщается, что первые сеньоры ряда новых городов освобождали всех, кто прибудет на постоянное место жительства в эти города от пошлин и уплаты налогов на городскую землю. Эти и другие льготы они давали всем жителям новых городов, несмотря на то, что там были и крепостные, бежавшие от своих феодалов.

Объясните эти факты?

Задача 3.

Граф Корнуэльский (Англия) в апреле 1183 г. подал жалобу в суд на горожан Ральфа, Жильберта, Журдена и др., обвинив их в том, что они, его крепостные, бежали из своих деревень в октябре прошлого года. Поэтому он требует, чтобы им не давали прав свободных граждан. Жильберт напомнил, что он бежал не в октябре, а в феврале прошлого года.

Какое решение должен принять суд в отношении этих беглых крестьян?

Задача 4.

В правилах городского совета Парижа в 12 веке было предписано: ширина улиц должна быть такой, чтобы осел бредущий по середине мог ухватить мотая головой, по клоку травы с низких оград с каждой из сторон.

Как этот факт характеризует средневековый город, чем было вызвано это предписание?

 III этап. «Ремесленная мастерская»

Задание 1. Вопросы командам (по очереди):

а)  какие были размеры мастерской?

б)  почему запрещено было работать в мастерской в ночное время ?

в)  кто работал в ремесленной мастерской?

г)  какие две роли выполнял мастер в мастерской?

д)  кто был его правой рукой, основным помощником?

е)  был ли подмастерье полностью свободным?

ж)  при каких условиях подмастерье мог стать мастером?

з)  кто такие личные подмастерья?

и)  что такое шедевр?

Задание 2 (для мастеров) «Договор о найме».

Оценивается по полноте отражения всех аспектов договора.

Задание 3 (для подмастерьев) «Изготовь шедевр»

Подмастерья получают пазл по профилю мастерской (учитель заранее знает, какие мастерские будут представлены учащимися). Оценивается задание по скорости сборки, правильности, представлению шедевра.

Задание 4 (для учеников) «Письмо домой»

Написать письмо родителям о жизни в мастерской ученика.

 IVэтап. «Строгие цеховые правила»

Мы с вами присутствуем на общем собрании мастеров цеха. Мы должны принять Устав цеха – правила, обязательные для всех членов цеха. Старшина цеха, избранный нами составил их и предлагает нам их обсудить. Какие пункты устава вы принимаете, какие нет, почему? Объясните, исходя из позиции средневеково ремесленника. Каждой команде выдается текст Устава, 2-3 минуты на обсуждение.

«Цеховой устав»

Работу во всех мастерских начинать строго по удару колокола 8 часов утра и заканчивать одновременно по удару вечернего колокола.

Главный мастер любой специальности имеет право держать у себя одновременно не более 4 учеников, не считая собственных детей.

Каждому мастеру разрешается пользоваться своими измерительными приборами (весы, линейки и т.д.), а также в качестве них использовать предметы домашнего обихода (ведра, веревки и т.д.), или части собственного тела (локти, ступни, пригоршни и т.д.).

В подмастерьях допускается ходить не более 5 лет, после этого срока каждый претендент на звание мастера изготавливает свой шедевр и представляет его цеховым старейшинам.

Если для ремесленников какой-либо специальности требуется сырье (шерсть, кожа, метал и т.д.), а подобное производится в нашем городе, то им запрещается приобретать такое же сырье в других местах, даже лучшего качества.

Мастер, который изобретает новый станок, ускоряющий производство, имеет право хранить секрет изобретения втайне от других и пользоваться им единолично.

Мастер, у которого будет найдено изделие, выполненное не по правилам цеха, присуждается к уплате штрафа, а изделие разбивается на куски в присутствии старейшин.

Вопросы к тексту устава:

  1. Что такое устав?
  2. Какую цель преследовали цеховые правила?
  3. Что грозило нарушителям устава?
  4. Могли ли в городе торговать ремесленники, не входившие в цехи города?
  5. Цех не только устанавливал рабочие правила, он регламентировал всю жизнь мастера, так ли это?
  6. Какие пункты устава вы принимаете, какие – нет, почему?

V этап. Разреши противоречие.

Объясните, как два этих утверждения могут быть одновременно справедливыми и противоречивыми:

1.       Цехи способствовали развитию ремесла

2.       Цехи сдерживали рост промышленного производства в городах (каждая команда должна привести не менее двух доказательств)

 

VI этап. Подведение итогов

Подсчет баллов каждой команды, выставление оценок за работу на уроке, домашнее задание