Разработка урока по истории "Россия в начале ХХ века"
учебно-методический материал по истории (8 класс) на тему

Тема урок россия в нач 20 века

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_urok_rossiya_v_nach_20_veka.docx48.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Россия в начале 20 века»

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами лабораторной работы

Цели урока:

Образовательная: сформировать представление об основных особенностях и проблемах  демографического, социального и экономического развития Российской империи на рубеже XIX-XX веков; сформировать представление об основных тенденциях и направлениях экономической политики  правительства России накануне и в начале XX в.; продолжить работу над  понятиями, формированием умения выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать делать выводы, работать с опорным  конспектом, сжатой информацией 

 Развивающая: способствовать развитию аналитических умений учащихся, навыку                                                                                                 работы с текстовой информацией, развивать навыки устной и письменной речи.

Воспитательная: продолжить формирование навыков коллективного труда, чувства патриотизма и гордости за свою страну

Учебное оборудование: исторические документы, учебник, раздаточный материал, презентация «Россия в начале 20 века», интерактивная доска, компьютер, карта «Российская империя в начале 20века».

 

Формируемые УУД:

1.Личностные(оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения)

2.Регулятивные (контороль, коррекция, саморегуляция)

3.Познавательные (поиск и выделение необходимой информации)

4.Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, владение монологической и диалогической формами речи)

Основные понятия: модернизация, монополистический капитализм, монополия, концентрация производства, конкуренция, финансовая олигархия, промышленный переворот, индустриализация, традиционное общество, эшелон (этап) модернизации, империализм, картель, трест, синдикат, концерн, автономия, меценатство.

                                                                                                                                       Ожидаемые результаты: обучающиеся должны уяснить реальное состояние социально- экономического развития России к началу 20в; оценить место России в мировой экономике на рубеже 19-20вв; обобщить и систематизировать понятие «модернизация», показать закономерности и особенности модернизации в России; сравнить, обобщить, провести аналогию между формированием монополистического капитализма в России и в странах Западной Европы; определить, какое место занимает Россия согласно концепции трёх эшелонов модернизации; уяснить сдвиги в социальной структуре России в начале 20в

План урока: 

-Территория Российской империи и административное деление в начале XX века, население.

-Политический строй, структура государственного  аппарата.

-Социальная структура. Характеристика сословно-классового состава.

-Экономическое развитие страны.                                                                                                          –Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Мотивационно-целевой момент 

Это занятие, основанное на работе с историческими источниками и учебником ориентировано на развитие способностей работать с разными типами документов, критически анализировать историческую информацию. На таком занятии можно использовать разные организационные модели, позволяющие активизировать познавательную активность каждого.

В описанной  модели урока акцент переносятся с воспроизведения готовых знаний на обучение школьников приемам и процедурам самостоятельного поиска знаний, формирование их интеллектуальных, коммуникативных, оценочных умений. Учитель на этом этапе становится консультантом. Он помогает ученику, направляет и корректирует его деятельность.

У учащихся в данном блоке познания формируются умения работы с текстом, источником, картой. Школьники учатся анализировать, сравнивать, выделять главное. Каждый из членов группы, на которые делится класс, получает персональное задание, которое должно работать на общий результат.                                                               Знакомство с темой и планом урока.                                                                                                       Задача для обучающихся: Выяснить главные особенности политического и экономического развития России в начале XX века.

3.Введение в новый материал.

 Слово учителя: Мы начинаем изучение России в XX веке. Век для России насыщен событиями. Три революции, две войны, масса реформ. Чтобы разобраться в причинах всех событий, нам необходимо оценить положение России в начале XX века. Какие проблемы были в России?                                                                                                                           Тема большая и важная. Вводная. От неё зависит успех изучения всей темы «Россия в первой половине XX века». Объём материала, на первый взгляд, неохватный. Работа в группах существенно облегчит  задачу. Класс делится на группы по 6 человек в каждой для заочного путешествия на «машине времени» по России начала XX века. Внутри группы распределяются роли и задания.                                                                             (Каждому из участников задание представляется письменно. Это экономит время, позволяет учителю работать с группами, с каждым учеником в отдельности, а не с классом.)                                                                                                                              Ученики заносят в тетрадь необходимую для себя информацию. Затем устно сообщают о результатах поиска. «Специалисты» других команд дополняют, опровергают.

4.Работа по теме урока.

Картограф-демограф

1.Геополитическая характеристика страны в начале 20 века( размеры, административное деление, численность и плотность населения)

2. Анализ демографической ситуации, распределение по регионам, национальный и конфессиональный (религиозный ) состав.                    

3.Особенности российской модернизации .

Примерные особенности: «догоняющий характер» модернизации, наличие многоукладной экономики, тесная связь финансовой олигархии с государством,

 4.Образ жизни населения    §1,стр 5, 6, 10

Социолог

1.Характеристика сословно-классового состава российского общества.

2.Особенности русской буржуазии.

3.Характеристика русского дворянства, роль интеллигенции

4.Особенности русского крестьянства Стр 7-10.

Политолог

1.Анализ политического строя России в начале 20 века..

2.Характеристика государственного чиновничьего аппарата.

3.Основные политические программы в ближайшем окружении императора.

4.Особенности политической жизни ,меры правительства     стр 6, 7, 19-22

Историк

1.Краткая справка о Николае II.

2.Личные качества, политические взгляды.

3.Причины роста недовольства правительством.  

4.Определить место императора в политической жизни России. Стр 7, 17-21

Партийный аналитик

1.Основные политические организации в России в начале 20 века.

2.Даты создания, лидеры, состав, численность

3.Цели, программы, отношение к буржуазии, рабочему классу, крестьянству.

4.Тактика борьбы.     Стр 22-26

Составление таблицы

Вопросы для сравнения

РСДРП

ПСР

Союз освобождения

Дата создания

Лидеры

Состав

Численность

Цели

Отношение к буржуазии        рабочему классу    крестьянству

Тактика

Экономист по общим вопросам, финансовый аналитик

1.Особенности российской экономики.

2.Важнейшие формы государственного вмешательства. В чем  заключались его положительные и отрицательные стороны?

3.Причины привлечения в страну иностранного капитала. Какое значение имели иностранные инвестиции?   Стр 5, 11-14

Экономист по вопросам промышленности и с/х

1.Последствия кризиса 1900-1903 гг

2.Что такое монополии и какую роль они играли в экономике России?

3.Основные формы монополий  в России.

4.Особенности развития сельского хозяйства, что мешало  развитию с/х производства в России?    Стр   5,6,14-17

5.Подведение итогов урока.

6.Домашнее задание.

§1-3, составлениие опорных конспектов с учетом исправлений и замечаний ,сделанных в течение проверки работы каждой группы.

Источники:

1. Долгий А.М. История России. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007.

2.  История России. Теории изучения. Книга первая, вторая / Под. ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: СВ-96, 2006. – 304 с.

3.   Козин К.М. История Отечества. Учебное пособие для вузов. М.: АИРО-ХХI; СПб.: Дмитрий Буланин, 2007. – 200 с.

4.   Миронов Б.А. Социальная история России. Т.1. СПб, 2006
5.Боханов А.Н. Император Николай II .
 М.1998.                                                                                                                                                  6.Городницкий Р.А. Боевая организация партии социалистов-революционеров в 1901-1911 гг. М., 1998.                                                                                                                      7.Грегори П. Экономический рост российской империи (конец XIX – начало XX в.): новые подсчёты и оценки: Пер. с англ. М., 2003.                                                                                                                                                 8. Из воззвания «Союза 17 октября» с изложением его программы. Из программы конституционно-демократической партии. Из программы партии социалистов-революционеров. Меньшевики. Черносотенцы. Большевики / Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001 ( CD - Rom for Windows ). 

9. История России в лицах с древности до наших дней: биографический словарь. – М., 1997. 

10. Политические партии: страницы истории. М., 2000. 

11. http://vitte1897.chat.ru (Денежная реформа Витте). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по алгебре и началам анализа 11 кл. по теме "Иррациональные уравнения"

Разработка урока по алгебре и началам анализа 11 кл. по теме "Иррациональные уравнения" по учебнику Колмогорова А.Н. Тип урока: урок ознакомления с новым материалом и первичное его закрепление. Цель...

Разработка урока по алгебре и началам анализа в 11 классе

Разработка урока по алгебре и началам анализа в 11 классе (для учителей, работающих по учебнику « Алгебра и начала анализа» авторы: Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, ...

Методическая разработка урока по алгебре и началам анализа «Решение тригонометрических уравнений»

Разработка урока с использованием коллективного способа обучения....

Разработка урока по алгебре и началам анализа в 10 классе по теме" Решение уравнений, содержащих обратные тригонометрические функции"

В основу урока  положена модульная педагогическая технология, главным отличием которой является планирование совместной деятельности ученика и учителя.Данный урок 7-8 в системе уроков по теме «Об...

Разработка урока по алгебре и началам анализа "Иррациональные уравнения "

Конспект урока + презентация по алгебре и началам анализа "Иррациональные уравнения"...

разработка урока по алгебре и началам анализа по теме "Свойства функции" 11 класс

Разработка содержит задание для работы в группах, индивидуальные задание, самостоятельную работу....