Методическая разработка урока по истории 9 класс "Культура Серебряного века"
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Зорина Жанна Владимировна

Разработка урока с использование информационно-коммуникационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zorina_zh.v._-_urok_s_ispolzovaniem_ikt.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

«Сценарий медиаурока с компьютером»

Зорина Жанна Владимировна,

учитель истории МБОУ Июльская СОШ

Тема урока «Культура Серебряного века». 9 класс

Цель урока:        охарактеризовать основные достижения  культуры конца XIX - начала XX века, показав влияние процессов происходивших в стране на ее развитие.

Задачи урока: 

  1. охарактеризовать основные достижения  культуры конца XIX - начала XX века, показав влияние процессов происходивших в стране на ее развитие.
  2. создать условия для осознания и принятия учащимися культурных ценностей России конца XIX – начала XX вв.
  3. развитие умений искать, анализировать, сопоставлять  содержащуюся в различных источниках информацию
  4. продолжить формирование умения работать над проектом.
  5. формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками.
  6. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения культурным и историческим памятникам России.
  7. формирование и развитие компетентности в области использования е ИКТ– компетенции.

Тип урока: урок усвоения и закрепления новых знаний.

         

Используемые учебники и учебные пособия: 

  1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт «История России ХХ – начало ХХI века», 2011.
  2. История. Единый Государственный Экзамен: Учебное пособие/ Авт.-сост. А.В. Лукутин.
  3. Энциклопедический словарь «История Отечества».

Используемая методическая литература: 

  1. Данилов А. А. Поурочные разработки к учебнику «История России. XX век» (9 кл.): Кн. Для учителя / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001.
  2. Нестандартные уроки истории.11 класс /Составители Варакина И.И., Парецкова С.В., Волгоград, ИТД "Корифей",2006.

Используемое оборудование: 

компьютеры, проектор и экран.

Используемые ЦОР: 

  1. История искусства.10-11 класс. Электронная библиотека наглядных пособий. Москва, Министерство образования РФ, ООО "Кирилл и Мефодий".
  2. Мировая художественная культура. Электронная библиотека наглядных пособий. Москва, Министерство образования РФ, ЗАО "Инфостудия Экон".

Краткое описание:         

Урок–презентация по истории России: «Серебряный век» русской культуры». Урок составлен с учетом межпредметных связей с курсами литературы, изобразительного искусства, музыки, мировой художественной культуры. Цель урока: охарактеризовать основные достижения  культуры конца XIX - начала XX века, показав влияние процессов происходивших в стране на ее развитие. Представленный урок по курсу истории России был проведен в 9 классе, рассчитан на 2 часа. Первый час – обучающиеся делятся на группы, каждая группа получает задание выполнить проектную работу по заданной теме.

Темы проектов:

1.Просвещение.

2.Наука.

3.Литература.

4.Живопись.

5.Скульптура. Архитектура.

6.Музыка. Театр. Кино.

Проектная работа выполняется в виде презентации.

Второй час  - защита проектов - презентаций.

В ходе урока учащиеся выступают с презентациями, что способствует созданию благоприятного микроклимата на уроке, формированию эстетического вкуса.

Требования к оформлению презентации:

1.Структура: количество слайдов, соответствие тематике, время выступления, ссылки на источники (9 баллов).

2.Текст на слайдах: текст – опорный конспект, важная информация выделяется (6 баллов)..

3.Дизайн и настройки: оформление, текст легко читается (12 баллов).

4.Содержание (9 баллов)..

5.Выступление: владение содержанием, иллюстрации сопровождают выступление, отражен вклад каждого участника в работу группы (18 баллов).

Каждая презентация должна состоять из 10 слайдов.

Оценка:

51 – 54 - «5»,  36-50 – «4»,  21-35 – «3», менее 20 – «2»

План урока

Этапы урока

Время, мин.

Приемы и методы

1.Организационный момент. Мотивация учебной проблемы

 7

 Беседа учителя

2.Информационный и

аналитический блок.

38

35

 Работа над проектами.

 Защита проектов.

3.Закрепление материала. Рефлексия

10

 Работа с тестовыми заданиями,     проецируемыми на  экран.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация учебной проблемы.

Беседа с учащимися: Сто лет назад наша страна переживала переломное время не только в политической и социально-экономической жизни, но и в духовном состоянии общества. Что же это было за время – рубеж XIX – XX вв.? 
Какие события происходили в это время? 

Ученики отвечают на поставленный вопрос:

1890 г. –  реформы С.Ю. Витте.

1894 г. – начало царствования Николая II.

1904-1905 гг. – русско-японская война.

1905-1907 гг. – первая русская революция.

1906 г. – аграрная реформа А.П. Столыпина.

1914 г. – начало Первой мировой войны.

1917 г. – Февральская революция; свержение самодержавия. Октябрьская революция. 

Учитель:
вот эти события существенно повлияли на развитие культуры, так как они принесли новые явления, понятия, ценности, вступающие в конфликт со старым миром. И в это сложное для России время зарождается такое явление как «Серебрянный век», сравнительно недолгое (с конца XIX столетия до 1917 года), но невероятно насыщенное общественными, политическими и культурными событиями отрезок русской истории. 
Серебряный век…
 

         После завершения беседы учащимся сообщается тема урока, и определяются главные вопросы (учащиеся формулируют их сами): охарактеризовать основные достижения  культуры конца XIX - начала XX века  и их значение в истории народа.

Для организации работы создается 6 групп (каждому ученику предлагается выбрать жетон одного  цвета из шести предложенных: красный – просвещение, синий – наука, зеленый -  литература, желтый – живопись, оранжевый – скульптура и архитектура,  коричневый – музыка, театр, кино). В группы объединяются ученики,  избравшие одинаковый цвет. Каждая группа получает задание: подготовить электронную презентацию по одному из вопросов по изучаемой теме.

2. Информационный и аналитический блок.

Для организации работы групп учащиеся могут использовать учебник, энциклопедии, Интернет. Выполнение проектной  работы  в виде электронной презентации по темам:

1.Просвещение.

2.Наука.

3.Литература.

4.Живопись.

5.Скульптура. Архитектура.

6.Музыка. Театр. Кино.

В ходе урока должна быть представлена работа каждой группы.  Презентация оценивается учащимися по критериям (см. выше).

3. Закрепление материала. Рефлексия

Закрепление полученных  знаний происходит с использованием  тестовых заданий, проецируемых на  экран. К выполнению привлекаются учащиеся всех групп. (Приложение 1)

Далее учащимся предлагается составить синквейн.

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
 
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Приложение 1.Тест.(презентация)

1.        Последние десятилетия XIX и первые XX веков вошли в историю культуры России как:

1)        «золотой век»        2)        «серебряный век»        3)        «темные века»

2.        «Серебряный   век»   ознаменован   расцветом  литературы,   прежде всего:

1) поэзии        2) романа        3) повести

3.        В каком ряду перечислены имена талантливых крестьянских поэтов начала XX в.?

  1. К. Бальмонт, А. Блок, В. Брюсов
  2. С. Есенин, Н. Клюев, С. Клычков
  3. Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам
  4. В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Крученых

4.        На рубеже XIX XX веков в стиле критического реализма работают писатели:

1)        Н. В. Гоголь,  2)А.И. Куприн,  3)А.Н. Толстой, 4)М. Ю. Лермонтов, 5)И. А. Бунин.

5.Творчество    поэтов    Н.С.    Гумилева,    А.А. Ахматовой     О. А, Мандельштама в начале XX в. относят к

1) акмеизму   2) футуризму        3) импрессионизму        4) реализм.

6.Название этого направления в поэзии происходит от греческого слова, означающего высшую степень чего-либо цветущую силу. Это

1) акмеизм,         2) футуризм,         3) символизм,        4) импрессионизм.

7.Кто из названных русских художников конца XIX — начала XX в. не входил в творческое общество «Мир искусства»?

1)А.Н. Бенуа,        2) К.А. Сомов, 3) Н.К. Рерих, 4) К.А. Коровин.

8. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков.

Деятели науки и культуры

Сфера деятельности

1.П.Н. Лебедев

2.В.Э. Мейерхольд

3. Ф.О. Шехтель

4. С.Т. Коненков

5. Н.С. Гумилев

6. Я.А. Протазанов

А. Театр

Б. Физика

В. Архитектура

Г. Кинематограф

Д. Литература

Е. Скульптура

9. Выступления  за границей русских артистов оперы  и балета, организованные С.П. Дягилевым, назывались:

1) «Мир искусства», 2) «Могучая кучка», 3) «Русские сезоны», 4) «Товарищество передвижных выставок».

10. Первая русская игровая картина

1) «Оборона Севастополя», 2) «Степан Разин», 3) «Петр I»,  4) «Чапаев».

Приложение. 2. Краткое  содержание урока:

Темы

        Содержание

Просвещение

Модернизация страны требовала грамотных специалистов.

Расходы на образование выросли в 5 раз.

В школах обучалось ок.6 млн. человек. Выросло число гимназий и реальных училищ.

Появились коммерческие училища и др. профессиональные заведения.

Новые технические ВУЗы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске.

В Саратове открылся университет.

В столицах открылись пединституты.

60% всех студентов не являлись дворянами.

Наука

В н.20 в.в России быстрыми темпами развивалась наука.

Физик П.Лебедев разработал единую волновую теорию.

Н.Жуковский и С.Чаплыгин создали в стране самолетостроение.

К.Э.Циолковский в 1903 г. обосновал возможность космических полетов и определил пути достижения этой цели.

В.Вернадский разработал учение о ноосфере.

И.П.Павлов разработал учение о высшей нервной деятельности и об условных рефлексах, за что получил Нобелевскую премию.

Другой Нобелевский лауреат И.Мечников, заложил основы иммунологии.

В исторической науке работали такие светила как В.Ключевский, С.Платонов, Р.Виппер, Е.Тарле.

Философия развивалась усилиями Н.Бердяева, С.Булгакова, В.Соловьева, П.Флоренского.

Действовали около двадцати научно-технических обществ, которые являясь центрами научных работ.

Литература

Критический реализм в творчестве Л.Н.Толстого. А.Чехов в своем творчестве отразил изменения в структуре общества.

И.Бунин исследовал жизнь крестьянства.

А. Куприн –  армейские будни.

А.Горький впервые описал жизнь пролетариата.

Новые направления в литературе.

Символисты К.Бальмонт, А.Блок, В.Брюсов, З. Гиппиус  пропагандировали гибель западной цивилизации и возрождение России на основе «русской души».

Им противостояли акмеисты Н.Гумилев, А.Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий. Они провозгласили самоценность реальной жизни.  

Представители русского авангарда – футуристы. Наиболее яркие представители направления - В.Маяковский, В. Хлебников, И. Северянин, Д.Бурлюк.

Имажинисты. С. Есенин, А. Мариенгоф, В. Шершеневич.

Живопись

Реализм  -  И. Репин, В.Суриков, М.Нестеров.

Модернисты – А.Бенуа, Л.Бакст, Б.Кустодиев, Е.Лансере, Н.Рерих, К.Сомов и др.

В 1907 г.  -  Москва –  выставка 16 молодых художников «Голубая роза»  –  Н.Сапунов, М.Сарьян, связаны с символистами.

Символисты – М.Врубель, К.Петров-Водкин и др.

Центром посика новых форм в искусстве стала редакция журнала «Мир искусства».

Скульптура. Архитектура

В скульптуре успешно развивался импрессионизм. П.Трубецкой создал бюсты С.Витте, Л.Толстого и памятник Александру III.

А.Голубкина пыталась создавать скульптуры в виде обобщенного образа.

С.Коненков отразил новые веяния в реализме («Камнебоец», «Нищая братия»).

В архитектуре популярностью пользовался модерн и его разновидность – неорусский стиль.

Ф.Шехтель построил здание Ярославского вокзала, особняк С. Рябушинского. Затем он переходит к «рационалистическому модерну (Банк Рябушинского).

В. Валькотт используя эклектику построил в Москве здание гостиницы «Метрополь».

Здания в столицах возводились в стиле неоклассицизма.

Музыка. Театр. Кино.

В н.20 в. в музыке появились композиторы новаторы – А.Скрябин, И.Стравинский, С.Рахманинов, которые стремились выйти за рамки традиционной классической музыки.

Вокальная школа дала миру таких выдающихся певцов как Ф.Шаляпин, А.Нежданова, Л.Собинов, И.Ершова.

В н.века на русской сцене появились выдающиеся режиссеры – К.Станиславский, В.Мейерхольд, Е.Вахтангов.

В балетном искусстве взошла звезда М.Петипа. другим выдающимся постановщиков был А.Горский.

Для своих спектаклей они использовали декорации К.Коровина, А.Бенуа Н.Рериха и др.

В 1908-9 гг. С.Дягилев организовал в Париже «Русские сезоны».

В России в начале века появился кинематограф .В 1908 г. вышла 1-я русская картина- «Степан Разин» в 1911- «Оборона Севастополя». Режиссер Протазанов, актриса В.Холодная, кинопредприниматель В.Ханжонков стали видными фигурами русской культуры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"

Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАПО ИСТОРИИ РОССИИ  ХХ век9 класс   тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»...

Методическая разработка урока по истории средних веков "Ремесло в средневековом городе"

Урок-игра по истории средних веков по теме "Ремесло в средневековом городе" дает возможность учащимся не только изучить тему урока, но и поставить себя на место средневекового мастера, подмастер...

Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"

В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...

методическая разработка урока по истории "Крупнейшие войны России 19 века"

конспект конкурсного открытого урока по истории для 8 класса "Повторительно-обобщающий по крупнейшим войнам России 19 века", показанный на городском (муниципальном) этапе конкурса "Педа...

Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).

Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).  На уроке предполагается изучение  нового м...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.Образ Петербурга в поэзии Серебряного века

закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного  произведения, совершить заочную экскурсию по Петербургу, показать учащимся своеобразие изображения  этого города Блоком, Ах...