Контрольная работа по истории России в 1 пол. 19 века (8класс)
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Болдырева Лидия Хулхачиевна

Данная работа содержит задания для учащихся 8 класса. Предлагается работа с документами, что поможет учащимся в подготовке к ГИА.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольная работа по истории «Россия в первой половине ХIХв.» в 8 классе. 1 вариант.

І. Работа с документами.

1.1. Мнение историка Е.В. Тарле.

Конечно, коренной из всех его (Наполеона) ошибок была ошибка, происшедшая от полного незнания и непонимания русского народа. Не только он, но и буквально никто в Европе не предвидел, до каких высот героизма способен подняться русский народ, когда дело идет о защите родины… Никто не предвидел, что русские крестьяне обратят весь центр своей страны в сплошную выжженную пустыню, но ни за что не покорятся завоевателю. Все это Наполеон узнал слишком поздно.

Вопрос: Согласны ли вы с мнением историка Тарле Е.В. о главной причине поражения Наполеона в России?

1.2.  Из программного документа Общества соединенных славян 

2. Не желай иметь раба, когда сам быть рабом не хочешь...

9. Будешь терпеть все вероисповедания и обычаи других народов; пользоваться же только истинно хорошими обязан.

10. Будешь стараться разрушать все предрассудки, а наиболее до разности состояний (сословий) касающиеся, и в то время станешь человеком, когда станешь узнавать в другом человека...

Вопрос:  Каковы были главные цели Общества соединенных славян? 

1.3. Из воспоминаний декабриста И. И. Горбачевского о восстании Черниговского полка 

Едва колонна вышла из околицы и сделала не более 1/4 версты, как пушечный выстрел поразил слух изумленных солдат, которые увидели в довольно значительном расстоянии орудия, прикрытые гусарами. За сим выстрелом последовало несколько других, но ни один из оных не причинил ни малейшего вреда колонне: быть может, стреляли холостыми зарядами...

С. Муравьев стоял как бы оглушенный. Кровь текла по его лицу. Он собрал все свои силы и хотел сделать нужные распоряжения, но солдаты, видя его окровавленным, поколебались: первый взвод бросил ружья и рассыпался по полю; второй следовал его примеру; прочие, остановясь сами собой, кажется, готовились дорого продать свою жизнь. Несколько метких картечных выстрелов переменили сие намерение. Действие их было убийственно...

Вид убитых и раненых, отсутствие С. Муравьева нанесли решительный удар мужеству восставших черниговцев: они, бросив ружья, побежали в разные стороны...

По воспоминаниям И. И. Горбачевского определите, какова была главная причина поражения черниговцев.

1.4. Из приказа В. А. Корнилова по флоту о затоплении кораблей. 11 сентября 1854 г. 

Товарищи! Войска наши после кровавой битвы с превосходящим неприятелем отошли к Севастополю, чтоб грудью защищать его...

Главнокомандующий решил затопить 5 старых кораблей на фарватере: они временно преградят вход на рейд...

Грустно уничтожать свой труд: много было употреблено нами усилий, чтоб держать корабли, обреченные жертве, но надобно покориться необходимости...

Из приказа П. С. Нахимова о затоплении кораблей. 14 сентября 1854 г. 

Неприятель подступает к городу, в котором весьма мало гарнизона; я в необходимости нахожусь затопить суда вверенной мне эскадры, а оставшиеся на них команды с абордажным оружием присоединить к гарнизону...

Почему, высказывая несогласие с решением главнокомандующего затопить корабли в Севастополе, В. А. Корнилов и П. С. Нахимов не только выполнили этот приказ, но и нашли слова для подчиненных, показывающие правильность этого решения?

ІІ. Вставьте пропущенные слова:  

Одним из важнейших направлений царствования Николая I стала борьба с любыми проявлениями несогласия с политикой властей. Царь по-новому организовал деятельность политической полиции и поставил ее под свой личный контроль. В                  (1) году было создано III отделение царской канцелярии. Ему поручались все политические дела и контроль за настроениями умов. Органы III отделения были созданы и на местах. Для наведения нужного властям порядка в распоряжении шефа III отделения находилась и вооруженная сила корпуса                        (2). Шефом III отделения и корпуса жандармов был облеченный особым доверием царя генерал                                (3). Для обуздания «распустившейся» печати Николай поставил ее под жесткий контроль цензуры. Цензурный устав                         (4) г. был метко назван современниками «                        »(5). Было запрещено принимать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения, ограничив их образование приходскими училищами с одним классом обучения. Особым усердием отличался министр народного просвещения                        (6), заявивший как-то: «Если мне удастся отодвинуть Россию на 50 лет от того, что говорят ей теории, то я исполню мой долг и умру спокойно». Главным направлением внутренней политики Николая I стало укрепление положения дворянства и борьба против                         (7) угрозы. Даже разработка проектов реформ осуществлялась исключительно в этих целях.

1

Контрольная работа по истории «Россия в первой половине ХІХв.» в 8 классе. 2 вариант.

І  1.1. Работа с документом. Из воспоминаний современников о бесчинствах французов в Москве.

Ничто так не разожгло алчности грабителей, как Архангельский собор в Кремле с гробницами царей, в которых ожидали найти громадные сокровища. В этом чаянии гренадеры спустились с факелами в подземелье и взрыли, перебудоражили самые гробы и кости почивших... До четырнадцати тысяч домов были обращены в пепел, и в числе их множество настоящих дворцов, из которых каждый стоил от 100 до 200 тысяч рублей. Сгорело шесть тысяч лавок малых и больших, между последними некоторые магазины громадной цены.

        Вопрос: Какие последствия для русской и французской армий имел в виду Кутузов, сдавая без боя Москву?

1.2. Из «Записок» князя С. П. Трубецкого о «Союзе спасения» 

Некоторые молодые люди, бывшие за отечество и царя своего на поле чести, хотели быть верной дружиной вождя своего и на поприще мира. Они дали друг другу обещание словом и делом содействовать государю своему во всех начертаниях его для блага народа своего. Их было мало, но они уверены были, что круг их будет ежедневно увеличиваться... От поступающих в это маленькое общество требовалось: первое, строгое исполнение обязанностей по службе; второе, честное, благородное и безукоризненное поведение в частной жизни; третье, подкрепление словом всех мер и предложений государя к общему благу; четвертое, разглашение похвальных дел и осуждение злоупотреблений лиц по их должностям...

Вопрос:  На основе «Записок» С. П. Трубецкого раскройте характер «Союза спасения».

1.3. Из «Манифеста к русскому народу» декабристов 

1.        Уничтожение бывшего Правления.
2.        Учреждение временного до установления постоянного, [которое будет осуществляться] выборными [представителями народа].
3.        Свободное тиснение и потому уничтожение цензуры.
4.        Свободное отправление богослужения всем миром.
5.        Уничтожение права собственности, распространяющейся на людей.
6.        Равенство всех сословий пред законом и потому уничтожение военных судов...
7.        Объявление права всякому гражданину заниматься, чем он хочет...
8.        Сложение подушных податей и недоимок по ним.
9.        Уничтожение монополий: на соль, на продажу горячего вина и проч. ...
10.        Уничтожение рекрутства и военных поселений.
11.        Убавление срока службы военной...
12.        Отставка всех без изъятия нижних чинов, прослуживших 15 лет.
13.        Учреждение волостных, уездных, губернских и областных правлений и порядка выборов членов сих правлений...
14.        Гласность судов.
15.        Введение присяжных в суды...

Проанализируйте текст «Манифеста к русскому народу». Какое из его положений вы считаете основным и почему?

1.4. Из «Воспоминаний о Севастополе» В. Зарубаева. Ружья у нас были гладкоствольные; французские пули Минье, введенные у нас во время осады, после двух или трех выстрелов не входили в дуло. Солдаты загоняли пулю, ударяя камнем по шомполу; шомпол гнется в дугу, а пуля не поддается. Колотили, как в кузнице. Солдаты приносили сальные огарки, смазывали пулю, но все не помогало. Ружья, переделанные на нарезные, раздирались по нарезам. Немудрено, что в таком положении офицеры приходили в отчаяние, а солдаты бредили изменой.

Из письма Л. Н. Толстого — участника обороны Севастополя. 20 ноября 1854 г. 

Дух в войсках выше всякого описания. Во времена древней Греции не было столько геройства. Корнилов, объезжая войска, вместо: «Здорово, ребята», говорил: «Нужно умирать, ребята, умрете?» и войска отвечали: «Умрем, ваше превосходительство, ура!» И это был не эффект, а на лице каждого видно было, что не шутя, а взаправду, и уже 22 тысячи исполнили это обещание.

Почему русская армия была вооружена устаревшим оружием? В чем вы видите главные причины этого? Чем вы можете объяснить тот дух русских солдат, который проявился в дни Севастопольской обороны?

ІІ. Вставьте пропущенные слова: На                 (1 ) площадь утром 14 декабря были выведены и построены в каре лишь две роты Московского полка, к середине дня подошли еще около 1100 моряков Гвардейского флотского экипажа и шесть рот Лейб-гренадерского полка (всего свыше 3 тыс. человек). Солдаты не подозревали об истинных целях выступления. Им было сказано, что                         (2) хочет завладеть престолом вопреки законному наследнику                        (3). Солдаты, таким образом, выступали не за отмену крепостного права, а лишь за соблюдение законности при вступлении на престол нового царя. Тем временем остальные войска в столице присягнули                (4). Новый царь предпринял попытку с помощью духовенства и военачальников мирным путем ликвидировать выступление. Популярный среди солдат герой войны          (5) г. генерал - губернатор Петербурга                    (6) пытался убедить рядовых участников выступления в том, что их обманывают. Однако, он был смертельно ранен П. Каховским. После того как переговоры не удались,                 (7) приказал принесшим присягу войскам открыть огонь по мятежникам. Уже после второго выстрела восставшие дрогнули и побежали. Число жертв составило, по разным данным, от 200 до 300 человек. В срочно пробитые проруби в Неву сбрасывали не только убитых, но и раненых участников восстания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по истории «Россия в первой четверти 18 века».

Контрольная работа по истории. 10 класс. В формате ЕГЭ....

Контрольная работа по истории России для 7 класса по теме "Внешняя политика России в 17 веке"

Контрольная работа представляет собой тестовые задания с выбором ответов для 2 вариантов выполнения....

Контрольная работа по истории России в 6 классе по теме «Русь в XII-XIII веках»

Контрольная работа по истории России в 6 классе по теме "Русь в XII-XIII веках"....

Контрольная работа по истории "Россия в начале 21 века" 9 класс

Контрольная работа состоит из 10 заданий различного типа....

Контрольная работа по истории России в 7 классе по теме «Россия на рубеже XVI – XVII веков»

Контрольная работа по истории России в 7 классе по итогам темы "Россия на рубеже XVI XVII вв.". Содержит тестовые задания на нахождение правильного ответа, необходимости указания неверного ответа, уст...

Контрольная работа по истории России на тему "Россия в XVII-XVIII веках"

Контрольная работа по истории России на тему "Россия в XVII - XVIII веках" для 7 класса....

Контрольная работа по истории России для 7 класса по теме "Внешняя политика России в 17 веке"

Контрольная работа по истории России для 7 класса по теме "Внешняя политика России в 17 веке"...