8 класс. Новая история .IIчасть
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

От Австрийской империи к Австро - Венгрии: поиски выхода из кризиса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_istorii.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс. Новая история, II часть

Тема урока: От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса (Подробный конспект урока)

Цели урока:

Учитель: сегодня на уроке мы

  1. рассмотрим развитие Австрийской империи, ее социально-экономические и политические особенности;
  2. продолжим формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы, определять понятия, выделять признаки понятий;

 Сегодня  мы продолжим изучать страны Западной Европы в сер. XIX в., а также успехи и проблемы индустриального общества.

   Предметом нашего интереса будет Австрийская империя, её превращение в Австро-Венгрию.

Основные понятия и термины:  национальное возрождение, империя, двуединая монархия.

Оборудование урока: карта «Европа после наполеоновских войн», учебник "Новая История". Автор Юдовская А. Я.

Оформление доски: дата урока, его тема и план, вопросы для закрепления изученного материала.

Домашнее задание: §23, документ и вопросы на стр. 187, выводы к III гл.

Проверка домашнего задания.

Учитель:

Прежде чем обратиться к империи Габсбургов, вспомним тему, изученную на прошлом уроке.

Откройте учебник на  стр. 179.

Вопрос № 1. Расскажите о политическом устройстве Итальянского королевства. Будьте внимательны! Возможно, у вас появятся уточнения и дополнения к ответам одноклассников.

 Ожидаемый ответ 1 ученика: после объединения Италия формировалась как конституционная монархия. Король делил законодательную власть с двухпалатным парламентом (сенат и палата депутатов). Сенаторы назначались королем, а депутаты избирались. Избирательным правом пользовались только 2% жителей страны. Исполнительная власть принадлежала монарху.

Учитель:

Вопрос № 2. Согласны ли вы с авторами учебника, назвавшими раздел параграфа «Плата за отсталость страны - эмиграция»?

 Ожидаемый ответ 2 ученика

Ответ: Да, согласен. Италия имела очень низкий уровень доходов на душу населения при 12 часовом рабочем дне. Отсталый аграрный Юг стал своего рода «внутренней колонией». На рудниках надрывались женщины и дети. Но и такой работы не хватало. Население покидало родину в поисках лучшей жизни. Уезжали, в основном, молодые люди.

Учитель:

Вопрос № 3. Определите характер внешней политики Италии и покажите на карте ее колонии.

 Ожидаемый ответ 3 ученика: внешняя политика Италии носила колониальный характер. Развивающаяся промышленность нуждалась в сбыте товаров, которые были не лучшего качества и в Европе  продавались плохо. Отсутствие емкого внутреннего рынка (нищета населения) толкало правительство к захвату колоний, в которых можно было торговать без конкуренции. В Африке были захвачены Эритрея, Сомали, Триполи и Киренаика (Ливия)

Учитель:

Есть дополнения?

 Выставление оценок в журнал, комментирование, рецензия.

Вводное слово учителя.

А теперь переходим к Австрийской империи. Давайте вспомним, что XIX век часто называют “веком национализма”. В то время этот термин не имел негативного оттенка. Европа, в которой развивались буржуазные отношения, считала совершенно естественным и разумным положение о том, что представители каждой нации имеют право жить в собственном государстве. Не случайно именно в это время активизируется борьба немцев и итальянцев за объединение и создание национального государства, что успешно решается в 1870 и 1871 гг. Совсем другую задачу приходилось решать многочисленным народам, живущим в составе Австрийской империи. Различные по языковому и конфессиональному составу, традициям и экономическому укладу народы также мечтали создать свои национальные государства. Но для этого им надо было выделиться из состава “лоскутной” Австрийской (с 1867 г. – Австро-Венгерской) империи. Упорная борьба народов Австрийской империи за создание собственных государств продолжалась весь XIX век и успешно решилась в начале XX века, после Первой мировой войны. Давайте вспомним и восстановим  ход событий с начала XIX в.

В итоге мы должны ответить на следующие вопросы:

На доске.

  1. Причины преобразования Австрийской империи в Австро-Венгрию.
  2.  Согласны ли вы с тем, что распад империи был неизбежен? Почему?

План урока (на доске)

  1. Австрийская империя к 30-40-м гг. XIX в.
  2. Национальное возрождение славянских народов.
  3. Революция 1848 г.
  4. Политическое устройство Австро-Венгрии.
  5. Начало промышленной революции.
  6. Накануне крушения.

 Учитель:

Давайте вспомним, какие территории отошли к Австрийской империи по решениям Венского конгресса после наполеоновских войн?

Ученик 1 работает с картой. Опережающее домашнее задание

Ответ: после Венского конгресса в 1814 году к  Австрийской империи  отошли две итальянские области: Ломбардия и Венеция.

Учитель:  Какие причины привели к революции в Европейских странах в 1848 – 1849 гг., названной «весной народов»?

Ученик 2 работает с картой. Опережающее домашнее задание

Ответ: причинами революции были:1) неурожайные годы в Европе; 2) рост цен на продовольствие; 3) мировой промышленный кризис; 4) борьба за демократизацию, против пережитков традиционного общества, за национальную независимость. Буржуазия стремилась к власти, угнетённые классы боролись с эксплуататорами за улучшение жизни.

  Учитель: Рассмотрим первый пункт нашего плана

 К 30-40-м гг. XIX в. Австрийская империя раскинулась на пространстве от России до Балкан, 50 млн. представителей разных народов были подвластны государству. В его состав входили территории Австрии, Венгрии, Чехии, Словакии, Хорватии, а также часть территории таких  современных стран, как:  Италия, Румыния, Польша  и Украина. Подвластные династии Габсбургов народы были бесправны, не имели возможности свободно развивать экономику и культуру, исповедовать свои религии, подвергались политике онемечивания. В этих землях укреплялось стремление к государственной самостоятельности, национальной независимости. Габсбурги пытались сохранить империю ценой незначительных уступок народам, населявшим её. Был ли возможен такой путь?

 Учитель: что мешало развитию государства? Для ответа на этот вопрос прочтите  статью параграфа «Мир вчерашнего дня» на странице 181.

Ожидаемый ответ: развитие страны сдерживали феодальные пережитки: зависимость крестьянства, цеховые ограничения, внутренние таможенные пошлины.

Монархия препятствовала просвещению народа, существовала цензура.

Учитель:

Но и в таких сложных условиях развивался капитализм, строились фабрики, началась промышленная революция. Наряду с этим продолжалось

национальное возрождение славянских народов. Национальное Возрождение славянских народов — процесс становления национального самосознания у находившихся под властью Османской или Австрийской империй южных, западных и восточных славян в конце XVIII — середине XIX вв.  и подчас связанный с борьбой за политическую независимость. Переходим ко второму пункту плана.

В истории южных славян, чехов, словаков Австрии и Венгрии наступила эпоха национального возрождения.
Это выразилось в развитии национальной культуры. Печатались учебники родного языка, труды по истории славянских народов. Постепенно национальное движение обрело политические черты:  распространялись идеи общеславянской солидарности.
Развивалось движение за создание литературного языка в Словакии. На национальное движение большое влияние оказали успехи борьбы венгров против навязывания им немецкого языка. Венгерский язык стал официальным языком империи. Но венгры не считались с интересами других народов, это приводило к конфликту между ними и славянами, что мешало совместной борьбе против Габсбургов.  Тем не менее, национальное возрождение было не остановить.

В империи назревал революционный кризис, который был вызван не только экономической  реакционной политикой Габсбургов, не только бедствиями, которые принесли «голодные сороковые», но и стремлением народов империи к национальной независимости.

Европейские революции середины XIX в. приблизили  революцию в Австрийской империи.

Революция 1848 г.

В 40-е гг. Австрийская империя вступила в глубокий политический кризис. Напоминаю вам, что империя – это большое многонациональное образование, управляемое из одного центра принятия решений в интересах всего политического пространства; одновременно это, как правило, континентальная империя с обширными окраинами без чёткого выделения метрополии.

Власть не пользовалась поддержкой ни буржуазии, ни низших слоев населения. В империи развивались национальные и освободительные движения.
13 марта в Вене вспыхнула революция, восставшие требовали принятия конституции и смены правительства.
Император пошел на уступки.

Обнародованная в мае конституция устанавливала высокий имущественный ценз для избирателей. Попытка распустить Национальную гвардию привела к новому восстанию. Оно вспыхнуло в октябре 1848 г., но было жестоко подавлено. Однако, опасаясь новой вспышки протеста, правительство вынудило отречься от престола императора Фердинанда. Корону вручили Францу Иосифу (1830-1916 гг.). Новый император распустил австрийский рейхстаг и ввел конституцию.
Революция охватила Чехию и Венгрию. 12 июня 1848 г. Началось восстание в Праге. Но также было подавлено.
15 марта 1848 г.  началось восстание в Венгрии. Было сформировано первое венгерское правительство, проведена крестьянская реформа, политические свободы и землю получили все народы венгерского королевства, но вопрос о национальных правах не венгерских народов даже не был поставлен. Венгры отказывали в праве на национальную независимость, которой добивались сами, национальным меньшинствам и потеряли своих союзников.
Революция в Венгрии была подавлена.

  1. 13 марта революция в Вене.
  2. 15 марта восстание в Венгрии.
  3. 12 июня 1848 восстание в Праге
  4. Октябрь – новое восстание в Вене.

Под влиянием революции Франц Иосиф даровал своим подданным конституцию, но в 1851 г. отменил ее.

            Что изменилось в империи после революции?

О  политическом устройстве Австро-Венгрии  расскажет ученик 3, выполнивший опережающее задание.

Ответ:

Для сохранения империи Франц Иосиф согласился на компромисс. В 1867г. было заключено австро-венгерское соглашение, преобразовавшее империю Габсбургов в двуединую монархию, состоявшую из двух независимых друг от друга во внутренних делах государств – Австрию и Венгрию.

  1. 1867 г. империя стала двуединой монархией.

Австро-Венгерская империя (Королевства и земли, представленные в ?Рейхсрате, а также земли венгерской короны Святого Стефана);
император имел титулы императора Австрии и короля Венгрии;

  1. империя стала конституционной монархией;
  2. три общих министерства: военное, финансовое, иностранных дел;
  3. общий флаг, армия, финансовая система;
  4. не было таможенных границ;
  5. и Австрия, и Венгрия имели свои парламенты и свое правительство (избирательное право имели только 6-7%  населения).

   Власти не смогли решить национальные проблемы, в дальнейшем это ускорит распад империи

 Учитель:      Базой  развития любого государства является экономика.

Переходим к следующему пункту плана:

Начало промышленной революции.

После соглашения о создании Австро-Венгрии в империи значительно ускорились темпы экономического развития. Начался промышленный подъем: выросли крупные центры транспортного машиностроения. Оружейные заводы отправляли свою продукцию во многие страны мира.
Центром индустриального развития стали чешские земли, они давали 60% промышленной продукции.
В Венгрии ведущей отраслью стала переработка продуктов с/х. Бурно развивалось  ж/д строительство, обработка металлов, машиностроение.
К началу ХХ века быстро развивался монополистический капитализм. Появилось около двухсот картелей, металлургический концерн «Шкода», немецким фирмам Круппа и Сименса принадлежали машиностроение, электрическая, химическая отрасли.

Медленно происходили изменения в с/х. Шел процесс расслоения крестьянства на бедных и зажиточных, десятки тысяч крестьян в поисках лучшей доли эмигрировали из страны.
Основная масса сельских жителей жила в страшной бедности. Во многих районах помещики и крестьяне принадлежали разным национальностям, и это усиливало национальную неприязнь.

Накануне крушения.

Мы должны отметить, что создание двуединой монархии не уничтожило старых противоречий, а добавило новые. Чем больше независимости предоставлял Франц Иосиф отдельным территориям, тем активнее было стремление отдельных народов выйти из состава империи. Национальное самосознание росло, и в начале ХХ века империя держалась в значительной степени на авторитете старого императора и на штыках армии Габсбургов.
Императорское окружение надеялось, что победоносная война (в 1882 г. Австро-Венгрия вошла в Тройственный союз) предотвратит распад империи. В реальности это приведет к Первой мировой войне и крушению государства.

Вывод:

  1. Империя переживала острый политический кризис.
  2. Политика незначительных компромиссов не разрешала национальных противоречий.
  3. Стремление к национальной независимости и государственной самостоятельности вело к распаду империи.
  4. Попытка укрепить империю в ходе победоносной войны привела к развязыванию мировой войны и крушению империи.

Закрепление.

Теперь вы сможете ответить на вопросы, поставленные  в начале урока.

На доске.

  1. Назовите причины преобразования Австрийской империи в Австро-Венгрию.

Ответ:

Главной причиной преобразования Австрийской империи в Австро-Венгрию, прежде всего, стала национальная борьба за независимость. В этой борьбе преуспели венгры, которые добились независимости во внутренних делах.

  1. Согласны ли вы с тем, что распад империи был неизбежен. Почему?

Ответ:

Да, согласны. Распад империи был неминуем из-за неспособности властей решить национальные и экономические проблемы.

Подведение итогов урока, комментирование ответов, выставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест для 9 класса. Новейшая история, начало ХХв.

тестовая работа по курсу Новейшая истори "Начало ХХв"....

Календарно - тематическое планирование 8 класс новая история 2 часа в неделю

Календарно - тематическое планирование 8 класс новая история 2 часа в неделю....

Урок Великие гуманисты Европы 7 класс Новая история

Урок раскрывает сущность гуманистической мысли на примере творчества Ф.Рабле, Т.Мора, Э.Роттердамского. Материал содержит конспект урока и презентацию....

Календарно-тематическое планирование. 8 класс, Новая история, история России

Календарно-тематическое планирование. 8 класс, Новая история, история России...

Проверочные тесты 9 класс(Новая истори)

Тесты предназначены для промежуточной аттестации учащихся  9 классов....