Опричнина
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Данная разработка урока поможет развивать у учащихся умения анализировать историческую информацию,выявлять причинно - следственные связи. Через решение проблем учащиеся подходят к сущности Опричнины Ивана Грозного, её причинам, развитию и последствиям. Данную разработку можно использовать на уроке истории в 6, 10 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_istorii_v_10_klasse.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Тополинская СОШ» Татьяна Викторовна Калашникова

Тема: ОПРИЧНИНА.

Цели и задачи:

  1. развивающая – развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно – следственные связи;
  2. образовательная -  через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, её причинах, развитии и последствиях;
  3. воспитательная – формирование ценностных суждений.

Оборудование:

  1. Раздаточный материал ( проблемные вопросы и источники по теме «Опричнина  Ивана Грозного»);
  2. компьютер (эпизодически);
  3. CD – ROM « Энциклопедия истории России, 862 – 1917 гг»;
  4. CD – ROM « История Отечества, 882 – 1917 гг.».
  5. Магнитофон, музыка «Русская музыка XVI в.».

Ход урока.

  1. Организационный этап.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания.

  1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

( звучит музыкальный фрагмент из «Песнопения» композитора XVI в. Фёдора Крестьянина. – 2 мин.)

Вопросы учащимся:

  1. Почему в начале урока прозвучала такая печальная музыка?
  2. Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?

( Эта музыка характеризует время правления Ивана Грозного.)

Учитель:

За что Ивана IV назвали Грозным?

( Он правил жестоко, грозно.)

Учитель:

Давайте посмотрим видеофрагмент.

(CD – ROM « Энциклопедия истории России, 862 – 1917 гг»; фрагмент Иван Грозный.

Учитель:

В правлении Ивана Грозного есть положительные и отрицательные стороны. Предлагаю вам самостоятельно назвать сегодняшнюю тему урока. Для этого вам надо прочитать вопросы, которые лежат перед вами.

( раздаточный материал – проблемные вопросы).

( один ученик зачитывает вопросы вслух).

Учитель:

Какую тему мы сегодня будем рассматривать?

( Опричнина Ивана IV)

Учитель:

Что нам надо выяснить, чтобы ответить на эти вопросы?

( учащиеся высказывают своё мнение, обобщение ответов, на доске – план изучения темы).

ПЛАН:

  1. Причины и цели опричнины.
  2. Развитие опричнины.
  3. Итоги опричнины.

Учитель:

В течение урока вы делаете записи на листе (разделите лист на две части; в первой – факты, аргументы для ответа на первый вопрос; во второй – факты, аргументы для ответа на второй вопрос).

Что означает слово «опричнина»?

( название слова произошло от слова «оприч» (кроме), означавшего удел, выделяемый вдовам – княгиням.)

Словарная работа:

Опричнина – особый порядок управления страной при Иване IV.

А каковы причины и цели опричнины?

1. Причины и цели опричнины.

( работа с раздаточным материалом – документ №1.)

(учащиеся называют цели опричнины, учитель обобщает их ответы)

Вывод:

Цели опричнины:

  1. Стремление царя к единовластию.
  2. Сосредоточение главных сил на продолжении начатой в 1558 году Ливонской войны.

Учитель:

Исходя из целей опричнины, выясните её причины.

( учитель обобщает ответы детей.)

Вывод:

Причины опричнины:

  1. Противоборство царя с его окружением, вызванное становлением самодержавия, оттеснением от власти княжеско – боярской знати.
  2. Неудовлетворённость царя результатом проводимой внешней политики (ходом Ливонской войны).

2.Развитие опричнины.

Учитель:

С какими событиями связано начало опричнины?

( просмотр видеосюжета  CD – ROM « Энциклопедия истории России, 862 – 1917 гг»; фрагмент- Начало опричнины, 1564 год.

Работа с раздаточным материалом – документом №2).

Учитель:

Как изменилась организация государственного управления в годы опричнины?

( вся территория России была разделена на две части: опричнину и земщину. Разделяя земли, царь хотел изобразить себя изгнанником. Фактически в лице опричнины царь создал карательную организацию, наложив руку на важнейшие политические центры страны.)

(Просмотр видеосюжета CD – ROM « История Отечества, 882 – 1917 гг.». фрагменты: Опричнина2. Учреждение – 1565 г.; Опричнина3. Опричный террор и отмена опричнины.)

Словарная работа:

Террор -  это насилие вплоть до физического уничтожения по отношению к политическим противникам.

Учитель:

Против кого был направлен террор?

(Против бояр, духовенства, городов. Опричники громили боярские дома, растаскивали имущество, угоняли крестьян.)

  1. Итоги опричнины.

Учитель:

К чему могла привести такая политика Ивана Грозного?

(Работа с раздаточным материалом – документ №3.)

Учитель:

Каковы на ваш взгляд последствия опричнины?

( Разорена экономика страны -  обезлюдение страны, хозяйственный кризис, гибель людей, голод. Опричнина ослабела военную мощь Руси, учреждение опричнины вызвало недовольство населения политикой царя.)

Учитель:

Историки имеют различные точки зрения о сущности опричнины. А какой вы придерживаетесь точки зрения?

Работа с раздаточным материалом «Сущность опричнины»

IV. Этап закрепления новых знаний.

Вопросы:

1.Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства. Однако самая страшная и существенная особенность опричнины заключалась в том, что и Иван IV, и его опричники были абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. На чём основывалась их уверенность?

2. Ответьте на вопрос, сформулированный Н.И. Костомаровым: «Царь Иван (Грозный) рубил головы, топил, жёг огнём своих ближайших слуг: народ не роптал. Не заявлял ужаса и неудовольствия при виде множества казней, совершаемых часто всенародно. По этим признакам нельзя ли заключить, что царь Иван делал народу угоднее?»

Ответы на первый вопрос:

  1. Иван Грозный считал, что неограниченная и неподконтрольная власть получена им от самого Бога.
  2. Иван IV стремился к самодержавной власти, а террор – необходимое условие самодержавия.
  3. Царь и опричники считали, что неограниченная самодержавная власть служит благу страны, а многовластие губительно, что цель оправдывает средства.
  4. Считали, что служить царю следует беспрекословно, т.к. Бог поручил царю подданных в «рабство».

Ответы на второй вопрос:

  1. Иван Грозный выступал как заступник крестьян.
  2. Крестьяне  не были политическими противниками Ивана Грозного.
  3. Иван Грозный делал угодное себе, а не народу, для этого использовав противоречие «имущих и неимущих». Царь не шёл против народа, дабы не остаться одному.

V. Этап домашнее задание.

На основе записей составить конспект по теме « Опричнина Ивана Грозного».

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.

ДОКУМЕНТ 1.

« Я, царь и великий князь, гнев свой положил на богомольцев, на архиепископов и епископов, и на игуменов, и на бояр своих,  и на дворецкого, и на конюшего, и на окольничих, и на казначеев, и на детей боярских, и на приказных людей опалу свою положил в том, после отца его блаженные памяти великого государя Василия при его государстве в его государские несовершенные лета, бояре и все приказные люди его государства людям многие убытки делали и казны его государские тащили, с прибытков к его казне государской  некоторой не прибавливали, также бояре и воеводы его государские себе разоимели, и другом своим и племени его государские земли раздавали; и держали за собой бояре и воеводы поместья и вотчины великие, и жалования государские кормления емлючи и собрав себе великие богатства, а не хотя радети, и от недругов его от Крымского и от Литовского и от Немец не хотя крестианства обороняти, наипаче же крестианам насилие чинити, и сами от службы учали удаляться, и за православных крестиан кровопролитие против безсермен и против Латын и Немец стояти не похотели. И в чём он, государь, бояр своих и приказных людей, какие и служилых князей и детей боярских похочет которых в их винах понаказати и посмотрити… И царь, и государь, и великий князь от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпети, оставил своё государство и поехал, де воспитие, и деже его, государя, Бог поставил. К гостем же и купцам и по всему православному крестианству града Москвы царь и великий князь прислал грамоту… А в грамоте своей к ним писал, чтобы они себе никакого сумнения не держали, гневу на них и опалы некоторые нет».

«… И множество народа, слышав таковая, что государь гнев свои и опалу на них положил и государство свое оставил… они же молиша со многими слезами, чтобы Афонский митрополит всея Руси с архиепископы и епископы и со священным собором подвиг свои учинили и плачь их и вопль утолил и благочестивого государя и царя на милость умолил, чтобы государь царь и великий князь гнев свой отвратил,  милость показал и опалу свою отдал, а государства своего не оставлял, и своими государствами владел и правил яко же гожно ему, государю; а хто будет государские лиходеи, которые изменные дела делали, и в тех ведает Бог да он, государь, и в животе и в казни его государская воля.»

Казны его государские тащили – расхищали государственные средства.

Емлючи –беря.

Весь священный собор –собрание высшего духовенства.

И в животе и в казни его государская воля – т.е царь волен казнить или миловать по своему усмотрению.

ДОКУМЕНТ 2.

Джером Горсей.

Из «Сокращённого рассказа, или Мемориала путешествий».

« И стал Иван так ненавистен и привёл себя в такие отчаянные условия, что задумал устранить беду  и изменить своё положение. Чтобы уничтожить последствия всего этого, он жертвовал своей короной и разделил города, должности и подданных на две части: одну часть назвал опричниной, другую – земщиной. При этом он установил нового государя, именуемого Симеоном, сына казанского царя; сам же отказался от царского титула и, уступив Симеону венец и всю связанную с ним власть, короновал его, но без всякого торжества и без согласия бояр;затем приказал своим подданным обращаться к нему со своими делами, просьбами и исками.все грамоты, привилегии, указы и акты были переименованы и вновь обнародованы за подписью и печатью нового царя, во всех судах производились дела его именем, били монету, получали подати, судные пошлины и определённые доходы на содержание его дома, чиновников и слуг. Он становится ответственным за прежние долги, ему же подведомственны стали все дела, касающие управления казною».

Джером Горсей – английский предприниматель, путешественник, прибыв в Москву в 1572 году он не раз встречался с Иваном Грозным для передачи посланий королевы. Покинул Россию после смерти Ивана IV.

Симеон Бекбулатович ( ум. В 1616 г. ) – крещённый казанский царевич, 11 месяцев назывался Великим князем всея Руси, в1575 г. был использован Иваном Грозным в целях своей внутренней политики. В 1576 г. отправлен  в Тверь. При правлении Бориса Годунова и Лжедмитрия I находился в опале.

ДОКУМЕНТ 3.

Отрывок из сыскного дела об опричных «Правежах».

1571 г. 21 марта.

« Деревня Кумола лук пуст Маковейка Никитина, - Маковейка умер, дети безвесно сбежали от царевых податей; запустил 78 – го, двора стоят две хоромины. В той же деревне лук пуст Марка Михайлова, - Марка опричнины убили, дети безвесно сбежали, запустил 78 – го; двор сожгли. В той же деревне лук пуст Гретки Микитина, - Гретка умер, дети безвесно сбежали от царевых податей; запустил 78 – го. В той же деревне лук пуст Петерка Ондреева, - Петерко с детьми збежали от царевых податей, запустил 78 – го. В той же деревне лук пуст Якуша Максимова, - Якуша опричнины замучали, дети безвесно сбежали от царевых податей; запустил 78 –го, двора стоят три хоромины. Ивана Демидова, - Иванко умер, детей у него нет; запустил 78 – го; дворишко опричнины сожгли. В той же деревне лук пуст Марка Маковеева, - Марко сбежал от опричнины безвесно; запустил 78 – го; двор стоит.

В деревне в Тивроли лук пуст Кирелки Пахомова, - Кирелка умер, а дети безвесно сбежали от царевых податей, запустили 78 – го, двор стоит. В той же деревне поллука пуст Терешки Фомена, а жилец был Петерко Терентьев, - Петер осеротил и безвесно сбежали от царских податей; запустил с 79 0 го дворишкр распалось. В той же деревне лук пуст Ларюка Миронова, - Ларюка опричные замучали, живот ограбели, двор сожгли, запустил 78 – го. В той же деревне лук пуст Иванька Омельянова, - Иванко умер, дети безвесно сбежали от опричников – опричнина живот пограбели, двор сожгли, запустил 78 – го.»

Лук – крестьянский участок, облажённый налогами.

Запустил 78 – го – двор стал пустым с 7078 г., т.е. с 1570 г.

Живот – здесь: имущество.

ДОКУМЕНТ 4 .

Сущность опричнины.

  1. Борьба аристократии с нарождающим самодержавцем. (Н. Павлов – Сильванский, С. Платонов.)
  2. Прогресс в утверждении государственных начал над родовыми.( С. Соловьёв.)
  3. Террор -  необходимое условие самодержавия. (А. Альшиц.)
  4. Деспотизм и насилие в отношении всех слоёв населения. (С. Веселовский, А. Зимин.)
  5. Борьба удельного и централизованного порядков. (В. Кобрин.)
  6. Следствие душевной болезни Ивана IV. (Н.Карамзин.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 10 классе "Опричнина: благо или зло?"

Ученикам 10 класса предложено ответить на проблемный вопрос, используя дополнительную литературу  - взгляды историков и современных авторов, выдвинувших гипотезы о внешней и внутренней политике И...

Дваварианта выбора централизации России: реформы Избранной рады и опричнина.

Главный проблемный вопрос урока-проекта. Каковы причины выбора политики опричнины как варианта централизации России?. В последнее время, многие современные историки, например, Владимир Борисович...

Презентация по теме "Опричнина".

В презентации "Опричнина Ивана Грозного" дано понятие Опричнины, её цели, причины, развитие, итоги и оценки. Презентация поможет при подготовке к урокам истории России  в 6  -  10 класс...

Презентация "Опричнина Ивана Грозного"

Материал к уроку истории 7 класс....

Разработка урока "Правление Ивана Грозного. Реформы 50-хгг. Опричнина."

эта разработка урока поможет учителю подготовиться к уроку по теме Иван Грозный...

Урок по теме "Опричнина"

Разработка урока и презентация к нему. Можно использовать в 6 и 10 классах...

Эссе на тему: Иван IV Грозный. Политика опричнины.

Эта тема актуальна. Она является историческим уроком, назиданием последующим поколениям о влиянии на судьбу народа и государства противоречивой, деспотичной личности,стоящей на вершине диктатуры....