Урок по теме "Опричнина"
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Фроликова Наталья Александровна

Разработка урока и презентация к нему. Можно использовать в 6 и 10 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok_po_istorii_oprich.ppt2.46 МБ
Microsoft Office document icon urok_po_istorii_oprichnina.doc71 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правление Ивана 4 (1533-1584гг) 1период Реформы Избранной рады (конец 40-х – начало 50-х годов 16 века) 2 период Опричнина (1565-1572гг.)

Слайд 2

Правление Ивана Грозного Опричнина

Слайд 3

1565г.- Иван прибыл в Александровскую слободу

Слайд 4

Цели опричнины Укрепить царскую власть Борьба с феодальной аристократией Ликвидация остатков феодал. раздробленности

Слайд 5

Страна поделена на части

Слайд 6

Земщина Управляла боярская дума Платила огромные налоги в пользу опричнины Опричнина Включала наиболее значимые районы Управлялась царём Созданы опричные боярская дума и приказы Создано опричное войско

Слайд 7

Опричное войско Что означали метла и собачья голова, привязанные к седлу лошади опричника?

Слайд 8

Руководители опричнины Фёдор Басманов Малюта Скуратов

Слайд 9

Казнён Владимир Андреевич Старицкий и вся его семья

Слайд 10

Казни в Москве

Слайд 11

Разорение Новгорода В январе 1570г. царь с войском опричников отправился в Новгород. Уже на границе Тверской губернии началась карательная операция. От Клина до Новгорода он оставил за собой пустыню.

Слайд 12

Отряд опричников врывается в город ( художникА.М.Васнецов ) Составьте краткий рассказ на основе картины

Слайд 14

Последние минуты жизни митрополита Филиппа(художник А. Новоскольцев) Митрополит Филипп (Ф. Колычев)

Слайд 15

1571г.-войско крымского хана Девлет-Гирея сожгло Москву 1572 г. - второй поход крымского хана Девлет-Гирея на Москву 1572 г. – битва у деревне Молоди. Русские войска под командованием М.И.Воротынского одержали победу над ордынцами 1572г. – царь упразднил Опричнину

Слайд 16

Россия по ОПИСАНИЮ РИЧАРДА Ч€НСЛ€РА. 1553-1554 ГГ. Страна между Ярославлем и Москвой изобилует маленькими деревнями, которые так полны народа, что удивительно смотреть на них. Земля вся хорошо засеяна хлебом, который жители везут в Москву в таком громадном количестве, что это кажется удивительным. Каждое утро вы можете встретить от 700 до 800 саней, едущих туда с хлебом, а некоторые с рыбой. Иные везут хлеб в Москву, другие везут его оттуда... Едущие хлебу - так он жесток. Они привозят в Москву рыбу, меха, шкуры животных за хлебом из отдаленных местностей живут в северных частях владений великого князя, где холод не дает расти хлебу – так он жесток. Они привозят в Москву рыбу, меха, шкуры животных… ИЗ ОПИСАНИЯ ЗЕМЕЛЬ . 1571 г. Деревня Кумола, надел пуст Маковейка Никитина. Маковейко умер, дети безвестно сбежали от царевых податей ... В той же деревне надел пуст Марка Михайлова. Марка опричники убили, дети безвестно сбежали ... двор сожгли. Надел пуст Якуша Масимова. Якуша опричники замучили, дети безвестно сбежали ... Надел пуст Иевка Федотова. Иевка сбежал безвестно от опричнины. В деревне Тивроли ... Полнадела пустые Сеньки Луцкьянова. Сенька умер, дети от голода примерли ... двор опричные сожгли ... Опричнина имущество пограбила, двор сожгла

Слайд 17

Последствия опричнины Тяжёлый экономический кризис Укрепление самодержавия Централизация страны Помогла утверждению крепостного права



Предварительный просмотр:

                                 Опричнина Ивана Грозного.

Тип урока: комбинированный

                                            План урока

Основные элементы урока

Содержание

Формы и методы деятельности

1.Цели урока

Образовательная —подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях;

развивающая — развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи;

воспитательная — формирование ценностных суждений.

2.Структура

Этапы урока:

1.Проверка домашнего задания


2.Введение в тему



3.Основной (информативно-деятельный)




4.Закрепление

5.Рефлексия


Общеклассная и индивидуальная формы работы; Устный и письменный опрос


Знакомство с задачами урока и методами деятельности, мотивационная настройка

 

Общеклассная и индивидуальная формы работы; беседа; объяснение; работа с документами;



Анализ и обобщение полученных знаний.

Подведение итогов урока, оценивание, объявление домашнего задания.

3.Содержание

урока

1.Цели опричнины

2.Сущность опричнины

3.Итоги опричнины

Беседа, работа в группах, самостоятельный поиск информации, заполнение таблиц и схем, обобщение.

4.Основные понятия

Опричнина, земщина, террор

Повторении, объяснение,

5.Учебно-методический комплект и  оборудование

1.Раздаточный материал

 (Текст с ошибками, источники по теме «Опричнина Ивана Грозного»);

2.Мультимедийный проектор;

3.Электронная презентация


Работа с учебником

 А.А.Преображенский Б.А.Рыбаков История Отечества 6кл.

                                       Ход урока

.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1.Проверка домашнего задания

9 минут

1.Нарисуйте на доске схему государственного управления Россией в 16в.

2.Найдите ошибки в тексте

(см.приложение 1)

3.Причины  и повод Ливонской войны.

4.Начало войны

 -6 учеников работают с «текстом с ошибками»;

-Устные ответы

-Один ученик работает на доске (можно 2, тогда потом пойдет сравнение)

2.Введение в тему

(1-3 слайд презентации)

3 минуты

1.Показ слайдов и комментарии к ним

-Правление Ивана делится на 2 периода: Реформы Избранной Рады и Опричнина.

2.Зачем царь ввел опричнину?

   Ответы на какие вопросы  

   помогут нам понять это?

1.формулируют с помощью учителя вопросы для изучения.

-Какими целями руководствовался Иван вводя опричнину опричнина?

-Какими методами цели осуществлял?

-Каковы последствия данного события

3.Изучение нового материала

( слайды с  4 по 19)

21 минут

1.Ищем ответ на вопрос : Цели опричнины?

 -Учитель рассказывает что в декабре 1564 г. произошло странное, если не сказать страшное событие

 -Организуется просмотр отрывка из фильма «Иван Грозный»

 -Организуется работа над отрывком из документа «Письмо к митрополиту» (см.приложение 2)

 2.Выясняем разницу между земщиной и опричниной


Мозговая гимнастика (см приложение 3)


3.Изучаем методы, которыми осуществлялась опричнина и попытки борьбы с ними.

-Учитель рассказывает о А.Старецком и о походе на Новгород

-Организуется просмотр отрывка из фильма «Иван Грозный»

 -Организуется работа над картиной «Отряд опричников врывается в город»

4.Изучаем последствия данного события

 -Учитель рассказывает о попытках Дивлет-Гирея захватить Москву

-Организуется работа над документами (см. стр. 195-196 учебника)


Просмотр фильма; чтение документа; выполнение задания








Изучение карты; составление сравнительной таблицы; выполнение заданий




Просмотр фильма; выполнение заданий










Чтение документа; выполнение задания

4 .Закрепление

4 минуты

Ответьте на вопросы:

-Какими целями руководствовался Иван вводя опричнину опричнина?

-Какими методами цели осуществлял?

-Каковы последствия данного события

6.Домашнее задание

0,5  минута

Пересказ параграфа 22.(пункты 2-4)

5.Рефлексия


2,5 минуты

Вот и подошел к концу наш урок. На ваших столах лежат лепестки - листочки. Если вам все понятно по теме  и понравился урок, то выберите лепесток с восклицательным знаком. А если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, то выберите лепесток с вопросительным знаком. (Размещение на доске лепестков, построение цветка.) Наш цветок готов. Оказывается, у некоторых ребят остались вопросы, поэтому на последующих уроках мы продолжим изучение данной темы. Спасибо всем.

Приложение 1

Найдите ошибки в тексте.

  Прозвище «Иван Грозный», с которым царь вошёл в историю, говорит само за себя. Что мы знаем об этом представителе рода Романовых?

  Иван остался сиротой в 12 лет после смерти отца Василия 2, регентство взяла мать Мария Милославская, литовка по происхождению. Когда она внезапно умерла, о ней никто не жалел, даже говорили, что её отравили.

   Почти на 5 лет власть в государстве оказалась в руках бояр Глинских и Милославских- сторонников сильной княжеской власти. Они правили денежную реформу в России, закрепив хождение в стране двух монет. Бояре заботились о юном великом князе, а мальчик рос добрым и милосердным. Большое влияние на него оказывал митрополит Филипп.

  Но были и проблемы: Золотая Орда продолжала набеги на Русь.

  Наиболее дальновидные политики стали искать выход в усилении государственной власти.

  Для возвышения государя над боярами митрополит Филипп разработал процедуру венчания на царство. Когда от имени церкви на Ивана возлагается корона и титул «царя». В 1557г. Иван 4 был объявлен царём и женился на Анастасии Романовой.

  Началось самостоятельное правление Ивана, окружившего себя талантливыми людьми, получившими название  Московская Дума. С ней царь провёл ряд реформ.

 Стали собирать Земский собор – собрание знатных людей России. Провели военные реформы: создали стрелковое войско, пушкарское войско, заменили дворянскую конницу боярской. Созданы приказы, ведавшие государственными делами (Иностранных дел, Разрядный, Полицейский и др.)

 Принятый Судебник 1555г. предусматривал наказания наместника за взятки, усилил зависимость крестьян, увеличив размер пожилого при уходе к другому барину  и ограничив переход Михайловым днём.

 Таков был первый период правления Ивана 4 и его Московской Думы, в которую возглавлял Алексей Адашев.

Приложение 2

ДОКУМЕНТ 1        

     «Я, царь и великий князь, гнев свой положил на богомольцев, на архиепископов и епископов, на архимандритов, и на игуменов, и на бояр своих, и на дворецкого, и на конюшего, и на окольничих, и на казначеев, и на дьяконов, и на детей боярских, и на приказных людей опалу свою положил в том, после отца его блаженные памяти великого государя Василия при его государстве в его государские несовершенные лета, бояре и все приказные люди его государства людям многие убытки делали и казны его государские тощили, с прибытков к его казне государской некоторой не прибавливали, также бояре и воеводы его государские себе разоимели, и другом своим и племени его государские земли раздавали; и держали за собой бояре и воеводы поместья и вотчины великие, и жалования государские кормления емлючи и собрав себе великие богатства, а не хотя радети, и от недругов его от Крымского и от Литовского и от Немец не хотя крестианства обороняти, наипаче же крестианам насилие чинити, и сами от службы учали удаляться, и за православных крестиан кровопролитие против безсермен и против Латын и Немец стояти не похотели. И в чем он, государь, бояр своих и приказных людей, какие и служилых князей и детей боярских похочет которых в их винах понаказати и посмотрити… И царь, и государь, и великий князь от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпети, оставил свое государство и поехал, де воспитие, и деже его, государя, Бог поставил. К гостем же и купцам и по всему православному крестианству града Москвы царь и великий князь прислал грамоту… А в грамоте своей к ним писал, чтобы они себе никакого сумнения не держали, гневу на них и опалы некоторые нет».
«…И множество народа, слышав таковая, что государь гнев свои и опалу на них положил и государство свое оставил … они же молиша со многими слезами, чтобы Афонский митрополит всеа Русии с архиепископы и епископы и со священным собором подвиг свои учинили и плачь их и вопль утолил и благочестивого государя и царя на милость умолил, чтобы государь царь и великий князь гнев свой отвратил, милость показал и опалу свою отдал, а государства своего не оставлял, и своими государствами владел и правил яко же годно ему, государю; а хто будет государские лиходеи, которые изменные дела делали, и в тех ведает Бог да он, государь, и в животе и в казни его государьская воля».
                                   

Казны его государьские тощили – расхищали государственные средства.
Емлючи  беря.
Весь священный собор – собрание высшего духовенства.
И в животе и в казни его государьская воля – т.е. царь волен казнить или миловать по своему усмотрению.

Приложение 3

2. «Мозговая гимнастика»

Качания головой (упражнение стимулирует мыслитель-

ные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уро-

ните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться

из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит

напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую

линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять

30 секунд.

«Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует струк-

туры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает

устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизон-

тальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой ру-

кой, а затем обеими руками.

«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, яс-

ность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть

мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения):

моргайте на каждый вдох и выдох.

«Вижу палец!»: указательный палец правой руки дер-

жать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на

палец в течение 4-5 секунд, затем закрыть ладонью ле-

вой руки левый глаз на 4-6 секунд, смотреть на палец

правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на

палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть пра-

вый глаз. Повторить 4-6 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...