Преобразования ПетраI
методическая разработка (история, 7 класс) по теме

Данная разработка урока поможет систематизировать знания учащихся по теме "Преобразования Петра I" с использованием элементов творчества. На уроке учащиеся продолжат правильно формулировать рассказ, давать оценку историческим фактам. Данный урок можно провести в 7, 10 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_istorii_v_7_klasse.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Тополинская СОШ» Татьяна Викторовна Калашникова

Повторительно – обобщающий урок по теме «Преобразования Петра I»

( урок – суд )

Задачи урока:

  1. Систематизировать знания учащихся по преобразованием Петра I с использованием элементов творчества.
  2. Продолжить учить учащихся правильно формулировать рассказ, давать оценку исторических фактов.

Оборудование: иллюстрация картины В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни».

Оформление:

На доске – портреты действующих лиц: Петра I, Н. Демидова, К. Булавина; картина Сурикова «Утро стрелецкой казни». Рядом с доской стоит стол, за которым лицом к зрителям сидят судья и присяжные заседатели. Слева от судейского стола – стол для прокурора и адвоката, справа – для обвиняемого. Репортёр газеты и свидетели находятся в зале вместе с публикой, которая пришла в суд на слушание дела.

Действующие лица:

Судья.

Присяжные заседатели.

Прокурор.

Адвокат.

Свидетели: Демидов, Булавин.

Репортёр газеты.

Охрана.

Ход урока.

  1. Организационный этап.

Учитель:

Сегодня у нас необычный урок. Мы побываем на импровизированном суде над Петром I. В роли судьи выступит…( называет имя ученика, затем предоставляет по очереди присяжных заседателей, прокурора и адвоката).

  1. Импровизация суда.

   Судья:

Встать,  суд идёт! (Все встают) прошу садиться. Сегодня в суде заслушивается дело №… Романова Петра Алексеевича, 1672 года рождения. Введите обвиняемого.

(Входит Пётр I, садится.)

Судья:

Пётр Алексеевич Романов обвиняется в жестоком обращении с подданными, в насильственном заимствовании западных технологий, в насаждении западной культуры, в игнорировании интересов русского народа, в злоупотреблении своим социальным положением и должностью.

Слово предоставляется прокурору.

Прокурор:

Пётр I пришёл к власти в 1689 году, сместив с трона Софью Алексеевну. Как вы знаете, опорой власти Софьи служили стрелецкие полки, сформированные ещё в царствование Алексея Михайловича. Пригласив в страну иностранных офицеров, Пётр начал проводить активную внешнюю политику. Начинается война с Турцией. Главной целью войны было овладение Азовом и морским побережьем. Поход 1695 года окончился неудачей. Виной тому был несвоевременный подвоз продовольствия и боеприпасов, отсутствие единого командования, армия не имела ни флота, ни военных баз на юге страны. Начинать войну в этих условиях была преступлением. В период с 1695 по 1696 г. со всей России к Воронежу были согнаны тысячи мастеров для строительства судов. В короткий срок суда были построены. И что? Чем царь отблагодарил строителей? Многие просто не выдержали нечеловеческих условий труда. Они ничего не получили за свою работу. Надо сказать, что и стрельцов помимо их основных обязанностей – нести военную службу – обязали в мирное время работать на общегосударственных объектах. Ничего нет удивительного в том, что в 1698 году стрельцы восстали, требуя заменить «чужого» царя Петра на Софью. Петр в это время был в отъезде, в составе Великого посольства. Восстание было подавлено без участия Петра.

Разрядный и Стрелецкий приказы вынесли приговор: высечь всех участников бунта розгами, 56 участников казнить. Казнь над участниками бунта была совершена 22 июня 1698 года.

2 июля были казнены ещё 74 человека, оставшиеся 1987 человек « с провожатыми и в колодках » разосланы по разным городам и монастырям. Но ПетруI этого было недостаточно, и он приказал возобновить суд и казни. С 17 сентября 1698 года в 10 пыточных камерах начались ежедневные допросы, на которых многие, не выдержав пыток, под давлением следователей сознались в государственном перевороте. 30 сентября из 341 человека, прошедших через застенки, 100 человек «за малолетством» были помилованы, 40 оставлены для дальнейшего розыска, а 201 человек были казнены. 17 и 18 октября состоялись очередные казни. На сей раз рубили головы, вешали на Красной площади. Осуждённых свезли к Новодевичьему монастырю, у стен которого было повешено 200 стрельцов. В дни казней для Петра не было более важного дела, чем участие в расправах над бунтовщиками. Объезжая места расправ и подолгу наблюдая за ними, он, видимо, утолял свою безграничную ненависть к стрельцам.

 - Посмотрите на иллюстрацию картины «Утро стрелецкой казни» В.И. Сурикова.

Петр был не только пристрастным зрителем, - он собственноручно отсёк не одну голову и велел поупражняться в этом занятии своим подчинённым. И многие своей неумелостью только продлевали страдания осужденных. Массовые казни продолжались в январе и в феврале 1699 года. Москва не помнила ни чего подобного со времен Ивана Грозного. Всё это создавало в столице атмосферу страха и подавленности. В свои 27 лет царь стал палачом.

Вы прекрасно знаете, что с 1700 по 1721 г. страна вела войну со Швецией, которая началась для нас очень плачевно. Россия потерпела поражение под Нарвой. Все тяготы войны легли на плечи простого русского человека. Его буквально задушили налогами. Чего только стоит подушная подать! Но и этих денег было мало. Появилось нововведение – «прибыльщики». Эти люди выдумывали различные налоги, например, налог с бороды. А ведь борода для русского человека испокон веков свидетельствовала о его социальном статусе. Особая тяжесть налога пала на поволжские города, которые занимались торговлей и промыслом. Именно здесь положение народа было наиболее невыносимым. В 1700 году вспыхнуло Астраханское восстание, едва оно закончилось, началось восстание под предводительством Булавина.

Ваша честь, я просил бы вас заслушать сведения Булавина.

Булавин:

Сам я из казаков. Скажу вам прямо, в нашем восстании повинен Пётр, а точнее, его преобразования в области экономики и культуры. Мы, казаки, хлеб не сеем, занимаемся исключительно разведением скота да защищаем Родину от вражеских набегов. Поборы стали настолько велики, что жить стало невмоготу. Усилились притеснения со стороны казацких старшин и государственных чиновников. Дон и Поволжье переполнены беглыми крестьянами, которые бежали от непосильной работы и жестокости помещиков, надеясь найти здесь приют, еду и свободу. Выступив с казаками, я надеялся добиться справедливости в этом обществе, но потерпел поражение. По приказу Петра войска жестоко расправились с восставшими.

Судья:

Слово предоставляется адвокату подсудимого.

Адвокат:

Ваша честь, в защиту обвиняемого я хочу сказать следующее. Биографические факты, которые привёл господин прокурор, к сожалению, имели место. Но если посмотреть на саму эпоху XVII – XVIII веков, то в личности Петра нет ничего удивительного, он продукт своего времени. На всём протяжении этого периода не было ни одного милосердного монарха. Все европейские императоры того времени были жестоки и коварны. Яркий пример тому король Пруссии Фридрих Великий. Отличие русского царя Петра от европейских монархов заключается в том, что жестокость свою он направлял поступательное русло. Чтобы провести такое количество преобразований, надо иметь твёрдую уверенность в том, что власть твоя незыблема, она покоится на силе армии и воле монарха. Проводя преобразования, Пётр заботился не о себе, а о государстве. Он смотрел в будущее дальше любого своего современника. В отличие от многих вельмож знал много профессий, не гнушался тяжёлого труда, наравне с мастеровыми работал на судовых верфях, мог управлять судном, обладал недюжинным умом, нечеловеческим умом и хваткой. При нём начала развиваться мануфактурная промышленность. Страна сделала поразительные успехи в горнодобывающей и металлургической промышленностях. В сфере образования были открыты цифирные и навигационные школы, царь поощрял науку.

В 1719 году был открыт музей – «Кунсткамера», в 1724 году подписан указ об открытии Академии наук. Для того, чтобы догнать развитые страны, требовался скачок. Надо было использовать опыт западных стран, чтобы преодолеет историческую пропасть в экономическом развитии. А для этого – преодолеть сопротивление русского менталитета. Петр поддерживал отечественных  промышленников. Ваша честь, я попросил бы вас заслушать сведения Демидова.

Демидов:

Сам я тульский. Мои отец и дед всю жизнь провели в кузнице. Сам я с детских лет познал тяжёлый труд кузнеца, подолгу оттачивал своё мастерство. Так бы моя жизнь и закончилась в кузнице, если бы не покровительство батюшки нашего Петра Алексеевича, который разрешил мне, простому ремесленнику, осваивать месторождения железных руд на «Каменном поясе», строить по берегам рек металлургические мануфактуры, на которых работало местное население, а также беглые люди. Вот вы тут обвиняете Петра в жестокости, так ведь то голытьба, она бунтовала всегда, вон и при батюшке Петра I Алексее Михайловиче бунт подняли вместе с вором Стенькой Разиным. Держать её нужно в ежовых рукавицах, послабления никак  давать нельзя.

Прокурор:

Не вам судить и разглагольствовать, что надо делать , а чего нельзя. У нас есть достоверные факты, что притесняешь ты работных людей, беглых ты содержишь в колодках, в штатах, где они находятся по колено в холодной воде, прикованные цепями к стене шахты. Как бы за такое самому не оказаться на скамье подсудимых.

Адвокат:

Я протестую, обвинительная сторона не даёт сказать слово свидетелю.

Судья:

Протест принят. Свидетель продолжайте, а вы, прокурор, если будите перебивать, лишитесь слова.

Демидов:

Да у меня всё.

Судья:

В ходе следствия была проведена экспертиза преобразовательной деятельности Петра I. Вот выписка: «К концу правления Петра  I Россия обогнала Англию и Францию по производству чугуна. Мануфактуры уральские, тульские, липецкие и др. позволили увеличить чугунное производство в десять  раз. Русская промышленность, армия и флот бурно развиваются и оснащаются».

 Но подавляющее большинство мануфактур – собственность государства. Это значит, что производство осуществляется не на рынок, а на государственный заказ; на мануфактурах  используется не наёмный труд, а труд приписных или крепостных крестьян; характер труда – ручной, технологии старые. Производство сохраняет экстенсивный феодальный характер. Оно основано на государственном принуждении.

Петр обратился не к западной цивилизации в целом, а к её технологическим плодам, чтобы, взяв их, их же обернуть против Запада. Сближение с Европой было для него временным неизбежным средством.

Петр не увидел в Европе ( или увидел, но не захотел взять ) дух свободного предпринимательства, уважение личности, охрану прав индивида, неприкосновенность частной собственности, ему было непонятно ограничение власти, не нужны парламентские формы. Император брал из Западной Европы и техническую, и технологическую сторону, и некоторые элементы культуры. Ему более понятны традиционные способы управления большой страной – насилие, внеэкономическое принуждение.

Суд выслушал мнения обеих сторон, а также принял во внимание экспертную оценку и удаляется на заседание для вынесения приговора.

(Судья и присяжные заседатели уходят. Выходит репортёр.)

Репортёр:

Уважаемая публика! Прошу вас не расходится. Я представляю газету «Независимый опрос» и займу немного вашего времени. Выберите, пожалуйста, вариант приговора.

  1. Признать вину Петра I недоказанной и освободить из – под стражи суда.
  2. Признать Петра  I виновным. Осудить условно.

Судья:

Прошу тишину в зале. Оглашается приговор по делу № …

(зачитывается приговор)

Учитель:

Правомерность этого решения суда мы обсудим на следующем уроке. А сейчас хочу поблагодарить вас всех.

тве. е монарха. ть в том, ою он направлял поступательное русло.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок истории "начало правления ПетраI"

Данный урок проводится в соответствие с КТП учителя. Урок является первым, вводным уроком к новому разделу "Россия в эпоху петровских преобразовании"...

Презентация по теме "Реформы ПетраI"

Полное описание реформ Петра I....

конспект урока: "Начало правления ПетраI"

консект урока по истории " Начало правления ПетраI" предназначен для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы-интернат VIIIвида.цель: показать, что начало правления Петра I ознаменовалось в...

Урок "Внешняя политика ПетраI.Северная война."

Аттестационное задание по истории на тему "Внешняя политика ПетраI.Северная война"урок разработан в компетентностном подходе.Прилагаются задания(КОЗ), презентация к уроку....

Урок Эпоха ПетраI

Обобщить, систематизировать и проверить  знания учеников и степень усвоения материала о эпохе  правления Петра I. Оценить масштаб личности самого царя.  Показать взаимосвязь его внешней...

Повторение в формате ГИА, ЕГЭ "Россия при наследниках ПетраI: эпоха дворцовых переворотов"

Повторение в формате ГИА, ЕГЭ "Россия при наследниках ПетраI: эпоха дворцовых переворотов"В презентационном материале представлены задания, которые способствуют  формированию у учащихся...

презентация "Эпоха ПетраI"

данная презентация подготовлена к повторительно-обощающему уроку по теме Эпоха ПетраI. Материал подобран к групповой работе по технологии "Шесть шляп"...