Самоанализ педагогической деятельности
материал по истории по теме

самоанализ педагогической деятельности по теме "Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_pedagogicheskoy.doc286 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

Самоанализ

педагогической деятельности

учителя истории и обществознания

первой квалификационной категории

МБОУ Тогучинского района Сурковской СОШ

Залевской Натальи Ивановны

по теме: «Проектная деятельность

как средство развития познавательного интереса учащихся

на уроках истории и обществознания

и во внеурочной деятельности».

2009 год

    Я, Залевская Наталья Ивановна, учитель истории и обществознания, после окончания Новосибирского государственного педагогического университета, работаю в МБОУ Тогучинского района Сурковской СОШ. Мой педагогический стаж составляет 13 лет.

   Любые потрясения в обществе не обходят стороной школу, вторгаясь в устойчивую систему традиционного школьного образования. И сегодня школа выделяет важное место в комплексе педагогических задач проблеме развития познавательной деятельности учащихся. Любая деятельность, в том числе и познавательная, протекает более эффективно и даёт качественные результаты, если у личности имеются яркие глубокие мотивы, побуждающие действовать активнее, с полной отдачей сил, продвигаться к намеченной цели.

   История – такой предмет, который не может оставить никого равнодушным. А неравнодушный школьник думает, анализирует, советуется с учителем. Учитель может просто ответить на вопросы ученика, а может направить на поиск ответа. Современный урок имеет свои особенности, одной из которых является такая организация урока, которая обеспечивает не только усвоение учебного материала всеми учащимися на самом уроке, но и развитие самостоятельной познавательной деятельности. Поэтому моя педагогическая  деятельность основана на практикоориентированном, деятельностном подходах к преподаванию предметов «История» и «Обществознание».

  Я преподаю эти предметы на второй ступени образования в 8 и 9 классах и на третьей ступени в 10-11 классах, где предметы являются базовыми. И здесь возникает необходимость организовать образовательный  процесс таким  образом, чтобы  выпускник школы был компетентен не столько в области знания основ предмета, сколько был вооружен комплексом умений и навыков, которые помогут ему в его дальнейшей жизни, т.е. за часы учебного времени, определенного учебным планом на изучение предметов «История» и «Обществознание», необходимо решить триединую задачу - дать ученику знания, вооружить его умениями и научить действовать в разнообразных жизненных ситуациях.

   Педагогический опыт подсказывает, что решить обозначенную проблему невозможно, изучая лишь теоретический материал, и не подкрепляя его практической деятельностью. Поэтому в течение двух лет я работаю над  темой самообразования: «Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности».  Реализуя данную тему, решается задача повышения активности учеников как репродуктивной, так  и продуктивной, творческой. Наиболее эффективным в решении данной проблемы является  метод проектов (Приложение 1). Его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Он позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения. Проектная деятельность  требует минимальных ресурсов, дает возможность проявить самостоятельность и организаторские способности обучающимся с разным уровнем подготовки, является одним из средств образовательно-воспитательной деятельности школы.

   Цель моей педагогической деятельности – это развитие познавательной деятельности учащихся посредством организации проектной деятельности на уроке и во внеурочное время  через:

¤ формирование умений навыков работы с различными источниками исторической информации;

¤ формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

¤ формирование специальных и исследовательских умений и навыков;

¤ приобретение опыта проектной деятельности.

          Задачи работы заключаются в следующем:

1.  Разработать механизм развития у обучающихся навыков проектной деятельности.

2. Усилить практикоориентированную содержательную линию курсов истории и обществознания для 8 – 11 классов приемами и методами, развивающими умение разрабатывать, продвигать и публично представлять учебный проект.        

3. Внедрить в процесс обучения и воспитания различные приемы работы, способствующие развитию познавательного интереса к предмету.  

   Для достижения поставленных задач мною используются разные учебные пособия (Приложение 2), разрабатываются учебно-исследовательские проекты для обучающихся (Приложение 3), где я выполняю функции консультанта, тьютора, направляющего деятельность учащихся на создание проектов. Показателями познавательной деятельности является: осознанность учения, творческие проявления, поведение  в  нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач.                        

   Работу над решением задач я начала с оценки ресурсных возможностей учебного кабинета. В кабинете истории собраны разнообразные информационные источники: специальная литература, справочники, энциклопедии, словари, хрестоматии, печатные издания. Мною собрана довольно значительная по объему и содержанию медиатека, а также информационные и мультимедийные презентации, проекты, оформленные обучающимися (Приложение 4).

   В своей педагогической практике я использую разные типы уроков: урок – викторина,  урок – деловая игра, урок – конференция, урок - лекция, урок – путешествие, урок – устный журнал, урок – экскурсия, урок-презентация.  Данные уроки предполагают разные методы, приемы, виды учебной деятельности, способствующие развитию познавательной деятельности.  На уроках, во внеклассной работе я использую и проектную деятельность.  Проектная деятельность позволяет орга низовать работу с различными группами учащихся, что в определенной степени обозначает пути продви жения каждого ученика от более низкого к более вы сокому уровню обучения — от репродуктивного к твор ческому. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к пред мету, если ему удается что-то открыть самому. Моя задача, как учителя,  вызвать интерес к процессу исследовательской деятельности, увлечь содержа нием и способом выполнения работы. Проектная деятельность позволяет формировать личност ные качества учащихся, в первую очередь — умение работать в коллективе, брать на себя и разделять от ветственность за выбор, решение вопросов, анализи ровать результаты деятельности. В процессе выполнения проектной деятельности проявляется и формируется самостоятельная мыслительная деятельность: ребятам прихо дится сравнивать, анализировать, делать выводы, в этот период про исходит подъем воображения и глубокое его преображение.

   Чаще всего я использую такие виды проектов, как игровые, исследовательские, творческие, социальные. Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы. По содержанию чаще использую межпредметные проекты, т.к. они интегрируют знания по истории, литературе, искусству, праву. Работа над проектами начинается уже с 8 класса. Старшеклассники нашей шко лы подготовили не мало интересных и оригинальных работ. Перечислю темы лишь некоторых из них: «Моя малая родина», «В истории страны – история семьи», «Милая мама моя», «Знаменитые люди Тогучинского района», «Государственный гимн России» и т.д. Считаю, что проекты, связанные с историей своей «малой родины», играют огромную роль в развитии познавательного интереса к предмету.

  В старших классах использую и персональный проект, т.к. это творчес кая работа с применением исследователь ского метода, основы которого в совре менной дидактической системе соотно сятся с деятельностным подходом. Проекты, которые  пред лагаются детям, — это исследовательские ра боты, продолжительные по времени, ко торые требуют знаний из разных облас тей науки, почерпнутых из периодичес ких изданий, Интернета, требующие развития коммуникативных навыков, т.к. происходят встречи с людьми, проводятся опросы, интервью.

  Учащиеся свою работу над проектами строят согласно разработанному плану (Приложение 5). На первом этапе отбираю та ких учеников, которые умеют работать с текстом книги, подбирать и обобщать и выделяю не только активных, уверен ных в себе детей, с удовольствием демон стрирующих свои интеллектуальные уме ния, но не забываю и таких учеников, кото рых называют интеллектуально пассивны ми. На втором этапе, после того как определились желающие работать над проектом, начинается поиск темы и определение целей работы. Тема проекта должна  предполагать его будущую значи мость для практики и  представляла бы интерес для самих ребят. Учащимся предлагаются несколько тем по тем или иным проблемам, которые могут лечь в основу долговременного проекта. Но сначала они самостоятельно пытаются определить тему. При этом нужно координировать деятельность учащихся, так как не всегда подростки могут ста вить перед собой цели, и делать это ло гически обоснованно, с высокой степе нью результативности. Самостоятельный выбор темы и определение задач, при минимальной помощи со стороны учите ля, вызывает в детях самоуважение и при дает им уверенность. После определения тем и целей проек тов важно установить последовательность выполнения работы. Чтобы она была про делана успешно, опять необходим кон троль со стороны учителя, потому что ученики часто не понимают, как выстро ить план действий, как поставить задачи. На этом этапе работы ученики так же опреде ляют и источники информации, с которы ми им предстоит работать. После определения темы, целей, рабо чих гипотез, задач и источников инфор мации, распределения задач и обязаннос тей внутри группы приступают к выбору формы отчета на будущей презентации и представлении. Здесь же оговариваются и крите рии оценки проекта, включающие в себя соответствие содержания заявленным це лям, задачам и темам, структуру работы и ее оформление, качество и эмоциональность подачи материала и т.д.  Оговорив всё это, можно приступать непосредственно к исследованию (Приложение 6). На следующем этапе предстоит работа в группах. Работа в группе возможна благодаря самостоятель ным инициативным усилиям отдельных учеников при полном подчинении лич ных интересов интересам групповым. При работе в группе ученики не только допол няют друг друга, но и создают здоровую конкуренцию, повышая качество самого проекта. Объединенные в группы учащи еся демонстрируют единство, целост ность, сплоченность — качества, форми рующие личность. По моему мнению, для достижения максимального результата группа должна состоять не более чем из трех-пяти человек, так как основных направле ний в работе обычно не более трех. В ходе работы над проектом я стараюсь подска зывать лишь общие направления и указы вать на главные ориентиры «маршрута» поисков.  После обсуждения различных вопросов и вариантов ответов на них, придя к определенному заключению, начинается  завершающая фаза работы. Проект только тогда можно считать оконченным, когда результаты проделанной работы будут внятно и логично изложены в письменном виде. Но до окончательного его завершения  еще далеко, требуются иногда неоднократные доработки. Полно стью готовый проект подводится к защите.

Заключительный этап — защита проек та. Ученики представля ют свою работу, участвуют в ее обсуждении.

  Презентации, фотоотчеты и другие результаты проектов, показанные во время выступления, подтверждают, что участие в проектной работе стало увлекательным и интересным для многих учащихся. Кроме того, повысился интерес к самому предмету. Учащиеся 9, 11 классов стали выбирать итоговую аттестацию по «Истории» и «Обществознанию» как в традиционной форме, так и форме ЕГЭ. (Приложение 7).  Поэтому очень важно организовывать проектную деятельность в современной школе как можно раньше.

  Использование проектной деятельности позволяет достичь ряда задач:

1) Повысить интерес к истории как науке и предмету.

2) Воспитать любовь и уважение к малой родине, к Отечеству, к своим предкам.

3) Привить учащимся навыки исследовательской работы.

4) Помочь обучающимся успешно осваивать большие объемы учебного материала.

5) Создать комфортную доверительную обстановку на уроке.

  Таким образом, работа над проектами приводит к тому, что возрастает мотивация к изучению истории и обществознания, успешно осваиваются приемы поисково-исследовательской работы, укрепляется взаимопонимание между учащимися и учителем.

   Результатом применения проектной деятельности является стабильная динамика образовательных достижений обучающихся по предметам «История» и «Обществознание», что иллюстрируют приведенные ниже диаграммы и таблицы (Приложение 8). Опыт работы рассматривался на педагогических советах, заседаниях районного методического объединения учителей истории. В 2004 г. принимала участие в районном  конкурсе «Учитель года», а также Областном конкурсе «Лучший учебный проект». Результатами работы является участие в предметных олимпиадах (Приложение 9). Добиться высоких результатов в работе можно только   через непрерывное учение и работу  над совершенствованием профессионализма. Поэтому мною пройдены следующие курсы повышения квалификации:

2004 г. – курсы «Intel» - «Обучение для будущего»

2008 г. – дистанционные курсы по теме «Как преподавать историю в современной школе: теория и методика»

2009 г. – курсы НИПКиПРО по теме: «Программы «История» и «Обществознание»

  Участвую в областных научно-практических семинарах, конференциях:

2004 г. – конференция «Школьный учебник в условиях модернизации общего образования. Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ» (на базе ОблЦИТ)

2007 г. - конференция «Школьный учебник в условиях модернизации общего образования. УМК А.А. Данилова, Л.М. Косулиной. Издательство «Просвещение» (на базе ОблЦИТ)

2008 г. – семинар «Актуальные проблемы преподавания общественных дисциплин и подготовки учащихся к ЕГЭ» (г. Новосибирск, школа № 184).

  Учащиеся школы принимают участие в конкурсах разного уровня:

2004 г. –  2 место в Областном конкурсе учебных проектов.

2007 г. – участие в Областном конкурсе «Страницы истории Новосибирской области».

2009 г. – участие в Областном этапе Всероссийского конкурса «Государственный Герб, Гимн, Флаг  России».

2009 г. – участие в Межрегиональном конкурсе «Служение Отечеству: события и имена».

  Выпускники 9, 11 классов поступают в ссузы и ВУЗы по результатам экзаменов. В 2009 г. выпускник 11 класса поступил в Новосибирский Государственный Медицинский Университет на факультет «Социальная педагогика и психология» по результатам экзамена по «обществознанию» в форме ЕГЭ.

  С 2009 г. начато сотрудничество с газетой «История. 1 сентября».

Приложение 1.

МЕТОД ПРОЕКТОВ

  Проект (от лат. «брошенный вперед») – система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижений поставленных целей и задач.

  Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести

  Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

   Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления). Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. "Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум… Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления".

   Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

  Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

                                        Типы проектов:

Существует несколько подходов к классификации проектов по предметам обществоведческого цикла. По доминирующей деятельности учащихся их можно разделить на следующие типы:

  1. Исследовательские (пред полагает аргументацию актуальности темы для исследований)
  2. Творческие (планируемыми результатами и формами их представления могут быть: газета, эссе, видео фильм, экспедиция, реферат и т.д.)  
  3. Ролевые, игровые (степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая, игровая)
  4. Ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то событии, явлении)
  5. Практико-ориентированные (прикладные) (он требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников)
  6. Телекоммуникационный  проект  (проводится на основе компьютерной телекоммуникации)
  7. Социальный проект (этот проект  объединяет обучение и воспитание, так как подразумевает развитие навыков критического мышления).

Существует и другая классификация, связанная с доминирующим видом деятельности учащихся:

1) исследовательские проекты (подчинены логике исследования и имеют структуру научного исследования);

2) творческие проекты (нацелены на результат в жанрах художественного творчества);

3) приключенческие проекты (игровые, которые имитируют социальные или деловые отношения);

4) информационные проекты (направлены на изучение какого-либо явления, его свойств, функций, анализ и обобщение информации);

5) практико-ориентированные проекты (предполагают подготовку общественно значимых результатов проекта: закона, письма к администрации города, района, словаря, анкеты для социологического опроса и т.д.).  

   В соответствии с принадлежностью к предметно-содержательной области выделяют моно - и межпредметные проекты. По характеру контактов проекты подразделяются на внутришкольные, локальные, региональные, национальные и международные. По количеству участников можно выделить индивидуальные, парные и групповые. По продолжительности проведения проекты подразделяются на краткосрочные (несколько уроков), средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).  

Приложение 2.

       Программа по истории (История России. 6-9 классы. Авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина\\ Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. М.: Просвещение, 2007), которую я  использую в своей деятельности, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта первого поколения базового уровня, соответствует возрастным особенностям обучающихся, их познавательным интересам и возможностям, обеспечивает преемственность содержания, раскрывает межпредметные  связи.

        В качестве учебно – методического комплекса, поддерживающего обучение на 2 ступени образования, мною выбран комплект под редакцией А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной (базовый курс). Указанный УМК отвечает моим требованиям, как учителя и соответствует:

        *стратегии модернизации содержания образования – федеральному компоненту образовательных стандартов первого поколения;

        * современному уровню базовой науки;

        * возрастным особенностям обучающихся, их познавательным интересам и возможностям.

Выбранный мною учебно – методический комплект:

        * обеспечивает преемственность содержания  образования;

        * раскрывает  межпредметные связи;

        * позволяет использовать метод проектов, научить школьников проектированию;

        *активизирует познавательную деятельность обучающихся в сфере гуманитарного образования;  

        *готовит школьников к участию в олимпиадах разных уровней.

   Кроме того, учебники входят в федеральный перечень пособий, прошедших экспертизу, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе.

        Для укрепления учебно-методической  базы при изучении разделов, содержание которых значительно расширено в новых стандартах, использую следующие учебные пособия, которые регулярно переиздаются:

Учебно - методический комплекс,

литература для учителя и обучающихся

  1. Данилов А. А., Косулина Л. Г., История России 19 в. Учебник 8 кл.- М.: Просвещение, 2008.
  2. П. Н. Зырянов, История России.19 в.-М.: Дрофа,2002
  3. Захарова Е. Н. История России 19- начала 20 в.- М.: Мнемозина, 2004.
  1. Данилов А. А., Косулина Л. Г.История России 20 - начало 21 в. Учебник 9 кл.- М.: Просвещение, 2006.
  2. Данилов А. А., Косулина Л. Г. «Рабочая тетрадь по истории России. XIX в.».- М.: Просвещение, 2006.
  3.  Данилов А. А., Косулина Л. Г. «Рабочая тетрадь по истории России 20 - начала 21 в.».- М.: Просвещение, 2006.
  4. Данилов А. А., Косулина Л. Г. Поурочные разработки к учебнику «История России 20 в.».- М.: Просвещение, 2006.
  5. Данилов А. А., Косулина Л. Г. Поурочные разработки к учебнику «История России XIX в.».- М.: Просвещение, 2006.
  6. Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX в. «Клио-Софт». Электронный учебник для 9 класса.
  7. Сериал документальных фильмов на DVD. История России 20 века.
  8. Методические рекомендации к учебнику «История Отечества 20 в.»  / Е. Е.Вяземский О. Ю. Стрелова.- М..: Просвещение, 2000.
  9. Зуев М. Н. История России для школьников и поступающих в вузы / М. Н. Зуев.- М.: Дрофа, 2003.
  10. Ивашко М. И. История в таблицах и схемах.- М.: Материк – Альфа, 2005.
  11. Кузьменко А. Ф. Тематические схемы по истории России 20 в.- М.: Владос. 2006.
  12. «Материалы ЕГЭ» - 2003- 2009 годы.

   

        

Приложение 3.

Тематика проектов для учащихся 8 класса:

- Никто не забыт, ничто не забыто.

- Память предков — забота о народных традициях.

- Фото из семейного архива.

- Наша семейная реликвия.

- История моего имени.

- Мы родом из прошлого.

- История моих предков.

- История моей улицы, моего дома.

 - Родословное древо.

- Символы моей малой родины.

- Приглашение на малую родину.

Описание некоторых проектов:

Проект «Биография моего предка»

Тип проекта: исследовательский, индивидуальный, средней продолжительности (2 недели).

Цели проекта:

  1. установление связи между историей семьи и историей Отечества;
  2. включение ребенка в систему ценностных отношений своих предков;
  3. исследование вклада одного из предков в историю родины, региона, города.

  Практический результат проекта: создание иллюстрированной биографии предка в форме альбома, буклета, «раскладушки», папки с файлами, документального фильма и т.д. Иллюстрированная биография может быть выполнена в виде сочинения, рассказывающего о предке и содержащего фотографии и иллюстрации, хронологии жизни предка в контексте истории страны, географической карты путешествий предка по стране, миру.

Проект «Мое генеалогическое древо»

Тип проекта: исследовательский, индивидуальный, средней продолжительности (2 недели).

Цели проекта:

  1. формирование представлений о себе, своих родителях, бабушках и дедушках как о наследниках предшествующих поколений, имеющих тесную духовную и кровную связь;
  2. знакомство с новыми фактами из истории семьи;
  3. выявление типичных особенностей семей различных поколений (количество детей, наиболее популярные имена, род занятий и т.д.);
  4. обучение составлению родословного древа или таблицы.

Практический результат проекта: составление собственного генеалогического древа. Презентация может проходить в форме «научной конференции», где в роли исследователей-специалистов в области генеалогии выступают учащиеся, подготовившие проект. Участники делают мини-сообщения, а также обмениваются мнениями, выясняя, кому удалось собрать больше информации об истории своей семьи (по числу поколений, по датам рождения, по объему собранной информации).

Проект «Выставка семейных реликвий» 

Тип проекта: исследовательский, групповой, средней продолжительности (2 недели).

Цели проекта:

  1. знакомство детей с отдельными эпизодами семейной истории;
  2. формирование ценностного отношения к истории, к историческим источникам с использованием близкого и доступного материала.

Практический результат проекта: альбом «Выставка фотографий семейных реликвий» (выполняется каждой группой учащихся), наглядные пособия к теме «Я и моя семья» для курсов «Обществознание», «История России», «МХК».

Работа над проектом идёт в группах по 3-5 человек. Ребята вместе с учителем разрабатывают структуру будущего альбома, отбирают и систематизируют материал, готовят реликвии для фотографирования. Отбор и размещение материала в альбоме может осуществляться либо по хронологическому принципу, либо по тематическому (Великая Отечественная война, произведения декоративно-прикладного искусства, посуда и т.д.).

Форма презентации: выступление на уроке перед одноклассниками или на классном часе с приглашением  родителей, бабушек и дедушек.

Тематика проектов для учащихся 9 классов:

- Репортаж о проблемах нашего села.

- В истории страны история моей семьи.

- Проект Конституции школы.

- Почетные граждане родного села.

- Что значит быть россиянином?

- Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен.

Описание некоторых проектов:

Проект «Хранитель семейного архива» 

Тип проекта: практико-ориентированный, индивидуальный, средней продолжительности (3 недели).

Цели проекта:

  1. познакомить детей с историей собственной семьи;
  2. формировать первоначальные умения и навыки работы с историческими документами;
  3. прививать ценностное отношение к документам как к историческим источникам;
  4. приведение семейного архива учащегося в порядок, сохранение важных документов семьи для последующих поколений.

 Практический результат проекта: составление «Каталога семейного архива», «Описания семейного архива». Работа над проектом требует знакомства детей с понятием «архив», значением архивов в жизни людей. Предполагается максимальное участие старших родственников в реализации проекта. Задача учащихся – сделать список всех встречающихся типов материалов семейного архива (фотографии, письма, дневники, почётные грамоты, свидетельства, рукописи и т.д.). Каталог семейного архива может быть составлен как в рукописном, так и в электронном вариантах. Наиболее интересный документ оформляется для презентации в виде сочинения на тему «История одного документа» или формируется классная выставка «Каталоги и описания семейных архивов».

Проект «Интервью с прапрадедушкой» 

Тип проекта: творческий с элементами исследовательского, индивидуальный, средней продолжительности (2 недели).

Цели проекта:

  1. знакомство с историей жизни своего предка, воспитание ценностного отношения к своему роду;
  2. формирование первоначальных умений собирать информацию на основе устной истории.

Практический результат проекта: подготовка эссе, сочетающего собранный материал по теме и его личностное осмысление; творческая письменная работа «Интервью с…», составленное в жанре рассказа с максимальным соблюдением исторической достоверности; сочинение «Я в прошлом» или «Мой предок в настоящем».

Работа над проектом: на исследовательском этапе проводится опрос старших родственников об интересующем предке («Чем замечателен этот человек? В какую историческую эпоху он жил? В каких исторических событиях он участвовал? Кто он был по профессии? С какими людьми общался? Его привычки и увлечения»).

Проект «История моей семьи». Итогом могут стать альбомы, подготовленные каждым учеником и раскрывающие эпизоды истории его семьи («Моя родословная», «История моей семьи на ленте времени», «История моей семьи на карте России», «Самая старая фотография в нашем семейном альбоме», «Самая старая вещь в нашем доме», «Моя семья в 20-30-е годы», «Моя семья в Великой Отечественной войне», «Моя семья в 60-80-е годы»).

Проект «Край, в котором мы живём»

Тип проекта: исследовательский, интегрированный (история, природоведение, литература, русский язык), средней продолжительности (1 месяц), групповой и индивидуальный.

Цели проекта:

  1. собрать информацию об условиях проживания людей на территории родного края в различные (или какой-то один) периоды истории;
  2. узнать больше о флоре и фауне своего города, области;
  3. познакомиться с традициями, национальными играми, одеждой, местным фольклором.

Практический результат проекта: альбом «Мой край» (фотокомпозиция по истории края или конкретного населенного пункта, улицы), коллективная газета «История нашего города (села)», фотоальбом «Природа нашего края».

Работа над проектом: на первом занятии учитель и учащиеся определяют цели проекта, составляют план работы; следующие четыре занятия, а также внеклассная работа в этот период посвящены определению метода исследования, обмену полученной информацией в группах, определению формы отчётности, составлению сценария защиты проекта. Презентация проекта может проходить в форме групповой защиты проектов. Экспертный совет – учителя-предметники, родители, администрация школы, ученики из других групп могут выступать в роли оппонентов.

Проект «Семь чудес света»

Тип проекта: информационный, индивидуальный, средней продолжительности, межпредметный (история, информатика).

Цели проекта:

  1. сбор информации о семи чудесах света;
  2. развитие как общеучебных умений и навыков, так и предметных: умение и навыки выделять основные понятия и идеи, работать с историческими и географическими картами, группировать исторические события и явления по определённым признакам, соотносить исторические события с эпохой, устанавливать их последовательность и длительность определенных исторических событий, работать в поисковых системах Интернет.

Практический результат проекта: оформление презентации на основе собранного в литературе и системе Интернет материала по теме.

Проект «XX век: год за годом» (9-й класс)

Тип проекта: исследовательский, долгосрочный (6 месяцев), внутришкольный, групповой.

Цели проекта:

  1. создать у учащихся целостный образ XX столетия;
  2. сформировать умения систематизировать, анализировать историческую информацию, самостоятельно интерпретировать события, искать и отбирать наиболее значимые источники информации;
  3. повысить мотивацию к обучению;
  4. содействовать интернациональному и патриотическому воспитанию учащихся, развитию коммуникативных умений и навыков.

Практический результат проекта: создание брошюры «Путеводитель по XX веку» с информационными страничками о каждом годе столетия.

Работа над проектом: группы по 3-5 человек собирают материал для следующих рубрик: «Рождение года», «Смерть года», «Научное открытие года», «Техническое изобретение года», «Литературное произведение года», «Фильм года», «Песня (музыкальное произведение) года», «Спортивный рекорд года», «Преступление года», «Военный конфликт года», «Вещь года», «Человек года». Оформлен материал в виде презентаций, буклетов, газеты «Новости» и т.п.

   Тематика проектов для учащихся 10-11 классов (учебные проекты усложняются; большая роль здесь отводится исследовательским и социальным проектам):

- сообщение (возможно в форме презентации) о жизни и деятельности деятелей науки, культуры России, н-р, «Адмирал Колчак: злодей или патриот?»

- составление «портрета» политической партии (или организации) современной России (по выбору учащегося из предложенного списка)

 - описание по плану какого-либо этноса (по выбору учащегося)

- «Поклонимся великим тем годам» и др.

Описание некоторых проектов:

Проект «История политических репрессий и сопротивление несвободе в СССР»

Тип проекта: исследовательский, групповой, долгосрочный (от 6 месяцев и более).

Цели проекта:

  1. помочь осмыслить трагические страницы новейшей отечественной истории через изучение конкретных человеческих судеб, форм сопротивления сталинской несвободе;
  2. помочь учащимся отыскать людей, которые стали жертвами политических репрессий.

Практический результат проекта: реферат «Полвека боли и любви», мультимедийная презентация «Живая история рядом», научно-практическая конференция.

Работа над проектом подразумевает изучение литературы, прослушивание лекции по теме «Тоталитарное прошлое», встречи с репрессированными в 1930-40-е годы, интервью с участниками и свидетелями событий прошлого или их родственниками.

Проект «История реальная и виртуальная: политика монголо-татар на Руси» (10-й класс)

Тип проекта: исследовательский, индивидуальный, долгосрочный (4 месяца), интегрированный (история, информатика).

Цели проекта:

  1. изучить один из вариантов виртуальной истории – статью «Русь монгольская» в книге Лещенко В. «Ветвящееся время: история, которой не было»;
  2. проанализировать и оценить сформулированные автором статьи возможные последствия расселения монголо-татар на территории русских княжеств.

Результат проекта: презентация работы в программе PowerPoint, доклад. Подготовленный материал используется на уроках истории.

Работа над проектом: изучение первоисточников и исследовательской литературы по теме, сравнительный анализ реальной и виртуальной истории по теме.

Проект «Хронология реальная и виртуальная: варианты альтернативной истории» (9-й класс)

Тип проекта: исследовательский, индивидуальный, средней продолжительности.

Цели проекта:

  1. познакомится с «традиционными» и «нетрадиционными» мнениями профессиональных и непрофессиональных историков об исторических событиях;
  2. проанализировать возможные варианты развития событий, предложенные авторами «альтернативной» истории: Владимир Лещенко (Станкович) «Ветвящееся время: история, которой не было»; А. Бушков «Россия, которой не было»;
  3. приобрести навыки анализа текстов, сопоставления различных версий события.

Практический результат проекта: исследовательская работа, выполненная в программе PowerPoint, которая может быть представлена также на научно-практической конференции. Работа над проектом: участник проекта знакомится с первоисточниками, фрагментами исследовательских текстов, анализирует и сопоставляет их, работает с понятиями «реальная» и «виртуальная хронология».

Проект «Сведения иностранцев о Сибири в древности и средневековье» (11-й класс) 

Тип проекта: исследовательский с элементами творческого, средней продолжительности (1 месяц), интегрированный (история России, история Сибири).

Цели проекта:

  1. показать практическую значимость знаний по истории Сибири;
  2. научить работать с различными источниками информации и систематизировать знания, полученные при изучении других курсов истории;
  3. развивать творческий и исследовательский потенциал учащихся.

Результат проекта: творческая защита отчёта об экспедиции в Азию от лица средневекового путешественника, журнала «Сибирь неизвестная». Работа над проектом: по предложенному алгоритму первая исследовательская группа работает с трудами античных учёных (Геродот, Страбон), вторая – выделяет сведения о Сибири из свидетельств Плано Карпини, Гильома де Рубрука и Марко Поло, третья – воссоздает картину представлений иностранцев о России и Сибири на основе воспоминаний европейских путешественников и ученых - Матвея Меховского, Сигизмунда Герберштейна. Каждый ученик исполняет организационную или творческую (король, путешественник) роль. Подготовка проекта и его презентация осуществляются как на уроке, так и во внеурочное время.

Проект «Мир средневекового города» (11-й класс)

Тип проекта: исследовательский с элементами творческого, интегрированный (история Сибири, история России, всеобщая история), средней продолжительности (2-4 недели), групповой.

Цели проекта:

  1. актуализировать и обобщить знания учащихся об условиях и причинах возникновения городов;
  2. выявить связь между процессами образования городов, возникновением нововременной культуры, формированием человека нового типа;
  3. обнаружить отличительные особенности европейских городов, городов центральной части России и Сибири;
  4. учить ориентироваться в различных источниках информации, сравнивать аналогичные процессы, происходящие в различных регионах.

Результат проекта: издание исторического журнала «Как это было…» (из истории возникновения древнерусского города), создание макетов средневековых городов, древнерусского города или сибирского острога. Презентация готовых проектов проходит на обобщающем уроке по истории Сибири или на общешкольном вечере истории.

Работа над проектом: на основе материалов школьных учебников истории, трудов историков, хроник и летописей первая группа исследует возникновение и особенности средневековых городов Европы, вторая - готовит материал о первых городах России, третья - выявляет особенности сибирских городов.

Учебный проект «История великих изобретений» (10 класс)

Тип проекта: межпредметный проект для учащихся (история, обществознание, естественные науки, физика), продолжительность проекта - 1 месяц.

Цели проекта:

  1. описать путь, пройденный человечеством с глубокой древности до наших дней как вереницу великих событий, как серию биографий выдающихся деятелей;
  2. отразить этот путь через историю философии, литературы или искусства, через историю войн и т.п.;
  3. проследить развитие человечества через историю его великих изобретений;
  4. учить ориентироваться в различных источниках информации, сравнивать аналогичные процессы, происходящие в различных регионах.

Результаты проекта: буклет для родителей, вводная презентация для учащихся, создание фотопрезентации, рассказывающей об истории и эволюции технологических средств. 

Работа над проектом:  продумать основополагающий вопрос, проблемные вопросы, учебные вопросы, возможные темы для исследования учащимися, методические и дидактические материалы, план оценивания, составить список необходимого оборудования (фотокамера, сканер, пр.), подготовить необходимые книги и электронные материалы, сформировать подборку веб-сайтов по теме проекта.

Приложение 5.

Основные этапы работы над программным проектом организую следующим образом:

  1. Выбор темы проекта
  2. Разработка проектного задания
  3. Планирование работы
  4. Подготовка материалов к исследовательской работе
  5. Разработка проекта
  6. Оформление результатов исследования, проектной документации
  7. Презентация и защита проекта, рефлексия

 Этапы подготовки учебного проекта

№ п/п

Стадия работы над проектом

Содержание работы на этой стадии

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1

2

3

4

5

1

Подготовка

Определение темы и целей проекта

Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает в постановке целей.

2

Планирование

Определение источников информации, определение способов сбора и анализа информации, определение способа предоставления результатов (формы отчета), установление процедур и критериев оценки результатов и процесса, распределение задач (обязанностей0 между членами команды – в случае коллективной работы

Устанавливают план действий, формируют задачи

Предлагает идеи, высказывает предположения

3

Исследование

Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи

Наблюдает, советует, косвенно руководит

4

Результаты и (или) выводу

Анализ информации, формулирование выводов

Анализируют  информацию

Наблюдает, советует

5

Представление или отчет

Возможные формы представления результатов (отчета): устный отчет, демонстрация материалов, письменный отчет

Отчитываются, обсуждают

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника

6

Оценка результатов и процесса

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета.

Приложение 6.

Деятель ность учащихся состоит из таких этапов:

- постановка собственных вопросов в процессе исследования и поиска ответов на них;

- выдвижение гипотез;

- использование информации для построения доказательства ги потезы;

- генерирование новых идей,

- конструирование и изготовление приборов для наблюдений;

- сбор, классификация и обработка получаемых данных;

- анализ данных и формулировка результатов.

Таким образом, в процессе проектной деятельности учащийся проходит все этапы научного творчества:

  1. возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование гипотезы;
  2. этап поиска пути решения проблемы в ходе дополнительного ее анализа на основе имеющихся знаний (творческий процесс);
  3. этап претворения найденного принципа решения проблемы и его проверка (этап творческого познания).

Основные виды деятельности, направленные на формирование специальных проектных умений:

  1. Мыслительные: выдвижение идеи, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.
  2. Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности.
  3. Коммуникативные: слушание и понимание других, выражение себя, нахождение компромисса и консенсуса, взаимодействие внутри группы.
  4. Поисковые: нахождение информации в справочниках, энциклопедиях, поиск и формулирование ключевых слов.
  5. Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, предоставление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

Приложение 7.

Выбор обучающимися 11 класса предмета «История»

в качестве экзамена по выбору

в период итоговой аттестации за курс средней школы

Выбор обучающимися 9 класса предмета «Обществознание»

в качестве экзамена по выбору

в период итоговой аттестации за курс основной школы

Выбор обучающимися 11 класса предмета «Обществознание»

в качестве экзамена по выбору

в период итоговой аттестации за курс средней школы

Приложение 8.

Результаты итоговой аттестации учащихся 11 класса по предмету «История»

Результаты итоговой аттестации учащихся 9 класса

 по предмету «Обществознание»

Результаты итоговой аттестации учащихся 11 класса

 по предмету «Обществознание»

Результаты итоговой аттестации учащихся 11 класса

 за курс средней школы в форме ЕГЭ (средний балл)

Промежуточная аттестация за 3 года

1 полугодие

Учебный год

Класс

Предмет

Количество учащихся в классе

% успеваемости

% качества

2006-2007

6

история

11

100

66,4

2007-2008

7

история

11

91

36,4

2008-2009

8

история

11

91

36,4

2 полугодие

Учебный год

Класс

Предмет

Количество учащихся в классе

% успеваемости

% качества

2006-2007

6

история

11

100

63,7

2008-2009

8

история

11

91

45,5

 Сравнительная таблица результатов итоговой аттестации

Учебный год

Предмет

Класс

Количество выпускников

Количество учащихся, сдававших экзамен

Форма аттестации

Общий % успеваемости

Качественный %

2005-2006

обществознание

9

13

6

традиционная

100

33,2

11

8

3

традиционная

100

100

история

11

8

2

традиционная

100

100

2006-2007

обществознание

9

17

8

традиционная

100

37,5

11

8

2

традиционная

100

50

8

6

ЕГЭ

Средний балл – 37,8

Минимальное количество баллов - 32

2007-2008

обществознание

9

11

6

традиционная

100

33,2

2008-2009

обществознание

9

11

2

традиционная

100

100

обществознание

11

13

6

ЕГЭ

Средний балл - 52,17

Минимальное количество баллов - 39

история

11

13

3

ЕГЭ

Средний балл - 33,3

Минимальное количество баллов - 30

Приложение 9.

Участие в районных предметных олимпиадах

Предмет

право

обществознание

история

9

класс

10 класс

11

класс

9

класс

10 класс

11

класс

7 класс

8

класс

9

класс

10

класс

11

класс

1999-2000

уч. год

1 место

3 место

----

----

----

----

---

---

---

----

---

2000-2001

уч. год

---

2 место

1 место

---

---

---

----

----

---

---

---

2001-2002

уч. год

----

3 место

----

----

---

---

----

---

----

---

3 место

2002-2003

уч. год

----

2 место

----

----

----

----

----

----

---

2 место

----

2003-2004  

уч. год

0 баллов

34 балла

13 баллов

---

---

---

---

----

----

----

---

2004-2005

уч. год

----

----

----

----

----

----

----

----

----

----

12,5 балла

2005-2006

уч. год

---

---

---

---

---

---

---

---

---

---

---

2006-2007

уч. год

---

---

---

---

---

---

---

---

---

---

---

2007-2008

уч. год

---

---

---

---

---

---

---

---

---

---

---

2008-2009

уч. год

---

---

20,6 баллов (max – 26)

---

---

47,2 балла

20 баллов (max – 27)

11 баллов (max – 36)

---

----

21 балл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...

Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...

самоанализ педагогической деятельности 2011 г

Муниципальное образовательное учреждениеЧановская средняя общеобразовательная школа №1 Чановского района Новосибирской области...

самоанализ педагогической деятельности

данный материал может быть полезен и интересен для учителей русского языка и литературы...

Самоанализ педагогической деятельности учителя

СамоанализАмельяновой Натальи Валерьевныучителя математики и физики ГОУ «Хотьковская школа-интернат Vвида» Сергиево-Посадского района Московской области, 1970 года рождения, окончила математический фа...

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности классного руководителя

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности участника конкурса педагогических достижений «Воспитание мировоззрения в образовательном процессе» в 2008-2009 годув номинации «Воспитание школьник...

Самоанализ педагогической деятельности

В настоящее время к выпускникам средних школ предъявляются большие требования при поступлении в высшие учебные заведения. Ребятам, окончившим школу необходимо адаптироваться в сложном современно...