Главные вкладки

    Урок-игра по истории России (8 класс) "Социально- экономическое развитие России в сер. ХIX в."
    план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

    Урок изучения новых знаний.

     В процессе урока создаются проблемные ситуации, которые решаются в ходе дискуссии, с использованием интегрированных знании по истории, обществознанию, литературе. Исторические факты, взятые из исторических источников, анализ основных тенденции развития экономики и социальных отношений России второй четверти ХХ в., позволяет создавать интригующие ситуации, формируют умения использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа при рассмотрении исторических фактов, явлении, процессов.

    Урок воспитывает у учащихся чувство патриотизма и уважения к достижениям отечественной технической мысли, к мнениям других людей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ypok_po_istorii.doc73.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чегодаева Елена Геннадьевна,

        учитель истории и обществознания

             МБОУ «Гимназии № 4» Елабужского муниципального района РТ

    Социально-экономическое развитие России

    в середине XIXв.

    Цель урока: познакомить учащихся с основными тенденциями развития экономики  России во второй четверти XIX века.

    Задачи урока:

    - развивающая: развивать умения сравнительно сопоставлять основные тенденции экономического развития России п.п. XIX века, выделять своеобразие экономического развития России; продолжить работу по формированию умения участвовать в дискуссиях по актуальным историческим проблемам;

    - обучающая: закрепить содержание новых понятий темы, изучить социальную структуру российского общества п.п. XIX века, особенности развития промышленности, транспорта, сельского хозяйства, технической мысли;

    -воспитательная: формирование у учащихся чувства патриотизма и уважения к достижениям технической мысли России; воспитание уважительного отношения к мнению других людей.

    Тип урока: урок изучения новых знаний.

    Основные понятия и даты: промышленный переворот – 30-40гг. XIXв., пролетариат, буржуазия.

    Оборудование урока: мультимедийная презентация «Социально-экономическое развитие России в середине XIXв.», плакат «Экономическое дерево», карточки с тестами, с хрестоматийным материалом.

    План урока

    I.   Социальный состав Российской империи.

    II.  Развитие сельского хозяйства в п.п. XIXв.

    III. Развитие промышленности в п.п. XIXв.

    IV. Развитие технической мысли.

    Ход урока

    Основные этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    I. Орг.момент

    1. Знакомство, приветствие учащихся

    1. Приветствуют учителя.

    II. Проверка домашнего задания

    Фронтальный опрос: (слайд  1презентации )

    В качестве проверки домашнего задания проведём блиц – опрос на тему «Внутренняя политика Николая I». На представленные ниже вопросы необходимо дать один правильный ответ

    Ключ: 1-3, 2-2, 3-2, 4-3, 5-3; исторические деятели – 1. М.М. Сперанский. Выставление оценок за тест (самопроверка)

    Беседа:

    1. По каким характеристикам вы определили, что данная историческая личность – М.М.Сперанский?

             

    1. Решают тест

    III. Изучение нового материала

    IV.Закрепление нового материала

    V. Домашнее задание

    Рассказ учителя, демонстрация слайдов из презентации (слайд № 2презентации  ):

    Наступивший XIXв. в корне изменил облик Европы, по которой бурными темпами шагала индустриальная эпоха: сеть железных дорог покрыла просторы Англии, Франции, Италии, был изобретен паровой двигатель, который стал  активно использоваться на пароходах, паровозах, в паровых котлах, в 1825г. была поострена первая железная дорога, в Англии  в 1840г. пароход «Британия» пересёк Атлантический океан, в 1818г.   - был построен первых железно-дорожный мост, 1803г. – построен автомобиль с паровым двигателем.

    В 1831г. англичанин М. Фарадей открыл явление электрического тока, в 1832г. американец С.Морзе изобрёл электрический телеграф. Всё это ясно говорило о том, что XIXв. был бурным, стремительным, наполненным новыми идеями и изобретениями.

    Беседа:

    1. Какие виды транспорта получили развитие в п.п. XIXв. в Европе и почему именно эти? (обращая внимание на слайд презентации №2) 

    2. Почему в индустриальную эпоху  необходимы были именно эти отрасли промышленности  и виды транспорта

    А теперь давайте поговорим о том, что же в это время происходило в России. И начнём мы искать ответы на эти вопросы с изучения новой темы.

    Сегодня на уроке мы с вами будем реализовывать следующие цели обучения (демонстрация слайда № 3презентации )

    Давайте запишем в тетрадях сегодняшнее число и новую тему.

    (демонстрация слайда №4 презентации  )

    Давайте познакомимся с территориальным устройством Российской империи в п.п. XIXв.(карта)

     (демонстрация слайда №5презентации ).

    На этом огромном континентальном пространстве, которое занимала наша страна, существовал огромный комплекс социально-экономический проблем, выявить которые мы будем должны сегодня на уроке.

    Беседа:

    1. Какие слои населения проживали на территории Российском империи?

    2. Какова была социальная структура российского общества?

    (демонстрация слайда № 6 презентации )

    Социальный состав Российской империи.

    Согласно данным 8 ревизии населения в 1834 г. в России проживало 60 млн. человек, по данным 9 ревизии населения в 1851 г. население России насчитывало 68 млн. человек.

    Сословия в России в п.п. XIXв.

    Господствующее сословие:

    1. дворянство

    Полупривилегированные сословия:

    1. духовенство (белое, чёрное)
    2. купечество (I,II,III гильдии)
    3. казачество
    4. почётные граждане (с 1832г.)

    Податные сословия:

    1. мещане
    2. крестьяне (государственные, удельные, помещичьи)

    Беседа:

    1.Скажите, какие факты свидетельствуют о том, что Россия п.п. XIXв. аграрная страна?

    Работа с историческим источником (№1)

    Рассказ учителя:

    В п.п. XIXв. под воздействием промышленного переворота и  в процессе модернизации в России получает развитие индустриальное общество. Происходят перемены в социальной структуре общества: формируются новые классы – буржуазия и пролетариат (особенно после отмены крепостного права).

    Рассказ учителя.

    Об особенностях промышленного переворота в России. (демонстрация слайдов № 7-9)

    Развитие сельского хозяйства в п.п. XIXв.

    Рассказ учителя, демонстрация слайдов (слайдов № 10 презентации , карта - 11  )

    - Российская империя – аграрная страна (90% населения страны – крестьяне)

    - проникновение товарно-денежных отношений  деревню (расслоение крестьян, появление капиталистых крестьян)

     - низкая урожайность в крестьянских и помещичьих хозяйствах, малоземелье крестьян

     - применение труда крепостных крестьян на мануфактурах (посессионные крестьяне)

    1. Какой вывод можно сделать из представленной на слайде информации?

    Работа с историческим источником (№1)

    Демонстрация слайда № 11 презентации

    Физкультминутка.

    Развитие промышленности в п.п. XIXв.

    Рассказ учителя, демонстрация слайда  №12

    Особенности промышленного переворота в России:

    - 30-40гг. – начало промышленного переворота в России, который начался в условиях феодально-крепостнической системы (господство крепостного права, техническая отсталость , отходничество, посессионные мануфактуры)

    - поздние сроки вступления России на путь промышленного переворота (Англия – 80-90г.. XVIIIв., Франция  - 80-90гг. XVIIIв.,. США -20гг. XIXв.

      - первые промышленные предприятия появились в текстильной промышленности (1804г.), предприятия тяжёлой промышленности (машиностроение, металлургия, и т.д.) появились гораздо позднее – в 1830-40гг.

    - медленными темпами развивалась рыночная инфраструктура (биржи, банки, транспортная сеть, шоссейные и железные дороги).

    Демонстрация слайдов №14 – классификация мануфактур, 15, 16, 17 презентации (работа с понятиями).

    Беседа:

    1. Скажите, какие выводы о развитии промышленности России п.п. XIXв. можно сделать из информации?

    Работа с документом (слайд №18 презентации): о богатых крестьянах.

    Развитие транспорта

    Рассказ учителя

    Развитие технической мысли.

    Работа с учебником.

    Стр.109 3 абз. сверху.

    Беседа

    1. О чём свидетельствуют эти факты? В каких специалистах нуждалась экономика России п.п. XIXв.

    Рассказ учителя, демонстрация слайдов (слайд № 19 презентации)

    - 1802г. – исследования электрической дуги и электрического разряда В.В. Петровым;

     -1831г. – разработка основ науки о качественных сталях П.П. Аносовым;

     - 1834г. – построен первый паровоз в России Е.А. и М.Е. Черепановыми;

    - 1837г. – первая железная дорога между Петербургом и Царским селом;

    1851г. – железная дорога между Петербургом и Москвой;

    Технические открытия и изобретения долгое время оказывались невостребованными, замедленное внедрение технических и научных достижений в промышленности.

    Решение проблемных задач № 1

    Творческое задание:

    А сейчас мы будем выполнять творческое задание.

    Представьте себе экономику России в виде дерева. У «экономического дерева» два ствола: один широкий, другой тонкий. Напишите на одном из них слово «промышленность», а на другом – «Сельское хозяйство». Устно объясните, какое слово и почему вы записали на одном и на другом «стволе». На дереве выросли листочки. Они символизируют отдельные черты развития сельского хозяйства и промышленности. Каждый лист имеет название: расслоение крестьян, районная специализация и т.д. На «стволе» промышленном расставьте листочки так, что бы на «ветках» смотрящих вверх, появились «листочки» капиталистические, а на смотрящих вниз – «листочки» феодальные, и также на сельскохозяйственном стволе.

    Беседа:

    1. О чём говорит наш проект,

    Россия п.п. XIXв. была страной индустриальной или аграрной?

    2. Как вы думаете, почему одни ветки дерева смотрят вверх, а другие вниз?

    3. Сделайте вывод об особенностях социально-экономического развития России п.п. XIXв.

    Демонстрация слайда №20 презентации.

    1. По параграфу 26 заполнить пропуски в тексте «Социально-экономическое развитие в п.п. XIXв.»

    2. Написать историческое сочинение на тему: «Социально-экономическое развитие в п.п. XIXв.»езническая отрасль, отходничеств в условиях феодально-крепостнической системе (господство крепостного права,                  

    1. Просмотр презентации

    Примерные ответы учащихся:

    - машиностроение

    - металлургия

    - железнодорожный транспорт, шоссейные дороги, пароходы, паровозы.

    Ответы учащихся:

    - производству и торговле необходимы были возможности связывать города и регионы в единый рынок

    - индустриальное общество – это общество развитой промышленности

    Примерные ответы:

     - дворянство, духовенство, крестьяне

    - сословная структура общества

    Ответы учащихся:

     - подавляющее большинство населения страны – крестьяне

    1. Читают документ, отвечают на проблемные вопросы к нему.

    Ответы учащихся:

    - крепостное право тормозило развитие страны

    - крепостные крестьяне находились в полной собственности помещика

    - за пользование землёй крестьяне несли повинности(барщина, оброк)

    - подневольный труд крепостных был малоэффективен как в сельском хозяйстве,  так и в промышленности

    Примерные ответы учащихся:

    - по сравнению с др. странами Европы, России вступила на путь капитализма позднее

    - капиталистичес

    кому развитию России мешало крепостное право

    Работа в тетрадях

    Записывают в тетрадях понятия.

    Примерные ответы учащихся:

    - в этот период открывались преимущественно технические и коммерческие учебные заведения;

    - они готовили специалистов, которые необходимы были на быстро появлявшихся заводах и фабриках;

    - промышленность и торговля России остро нуждалась в специалистах с техническим и экономическим образованием

    Решают проблемные задания.

    Примерные ответы учащихся:

    - к середине XIXв. в России бурными темпами развивался промышленный переворот. Однако, развитие отечественной промышленности замедляло крепостное право

    1.Учащиеся указывают, куда нужно поместить названные учителем «листочки».

    Примерные ответы учащихся:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация и план урока истории в 11 классе "Социально-экономические противоречия в условиях форсированной модернизации. Рубеж XIX - ХХ вв."

    В основе урока лежит проектная деятельность учащихся. Данная педтехнология позволяет  включить учащихся в активную познавательную деятельность. Кроме того, применяются информационно-коммуник...

    Конспект урока по истории России 8 класс " Социально- экономическое развитие России после отмены крепостного права"

    Урок обобщает знания по разделу истории России(8 класс), посвященный подготовке и содержанию крестьянской реформы. учащиеся выдвигают гипотезу о предполагаемом пути развития России после отмены крепос...

    ФРОНТАЛЬНЫЙ ТЕСТ «Россия после Смуты. Социально-экономическое развитие России: старое и новое»

    История России, 10 классПрименяется в рамках изучения темы «Русское государство и общество в XVII веке»...

    Урок истории в 8 классе "Социально-экономическое развитие России в 30 - 50-е гг. XIX века".

    Урок изучения нового материала с элементами групповой работы помогает легче усвоить сложную тему трансформации традиционного общества в России и формированию индустриального, динамику изменения привыч...

    Конспект урока по истории России 8 класс:Социально-экономическое развитие России.

    Конспект урока по истории России 8 класс:Социально-экономическое развитие России....