Главные вкладки

    Урок-конференция по истории в 8 классе "Социально-экономическое и культурное развитие Керчи во 2-ой половине 19 века"
    методическая разработка по краеведению (8 класс) на тему

    Степанищева Инна Валерьевна

    Краеведческий материал по истории города Керчи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prilozhenie_3.docx22.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Приложение №3

    Разработка урока-конференции в 8 классе по теме: «Социально-экономическое и культурное развитие Керчи во 2-ой половине XIX века»

    Цель: - дать анализ и оценку исторических фактов и событий, происходивших в Керчи в исследуемый отрезок времени;

               - выделить особенности социально-экономического развития города во 2-ой половине XIX века;

               - учиться прослеживать причинно-следственные связи; продолжать формирование умения слушать выступления одноклассников и давать им устную рецензию;

               - воспитывать культуру высоких нравственных чувств, любовь к родному краю;

               - формировать историческое мышление, раскрывать роль и значение региона в историческом прошлом России.

               - учить учащихся высказывать свою точку зрения, сравнивать свою точку зрения, сравнивать, делать объективные выводы.

    Итоговый стандарт знаний.

    После этого урока учащиеся смогут: самостоятельно находить информацию, исследовать разные виды исторических  источников. Анализировать, обобщать и систематизировать исторический материал. Рассматривать общественное явление в развитии и конкретных исторических условиях. Соблюдать основные правила речевого сообщения, речевой этикет. Давать устную рецензию ответа.

    Тип урока: урок изучения новых знаний.

    Форма урока – урок-конференция

    Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-исследовательский.

    Оборудование: выставка ксерокопий-фотографий с видами Керчи      2-ой половины XIX века, герб Керчи, статистические таблицы, мультимедийный проектор.

                                                    Ход урока.

    I.    Организационный момент.

    II.   Актуализация опорных знаний учащихся

           Репродуктивная  беседа по вопросам:

     а) В каком веке и вследствие каких событий был основан наш город?

     б) Какова роль Пантикапея  в античный период?

     в) В состав, каких государств входил наш город в период Средневековья?

     г) В чём заключались особенности его развития в данный период?

     д) В результате, каких событий Керчь вошла в состав Российской империи?

    III. Мотивация учебной деятельности.

    Вступительное слово учителя.

        Сегодня на уроке мы познакомимся с нашим городом в значительно небольшом (26-вековом) хронологическом отрезке времени – 2-ой половине XIX века. Именно этот период, для которого характерны успехи в экономическом, культурном развитии Керчи, представляет значительный интерес для изучения.

    IV. Изучение нового материала. Сообщения учащихся в ходе презентации.

    1) Утверждение статуса градоначальства. 

    История Керчи очень древняя и насыщена разнообразными событиями. В древние и средние века город переживал эпоху расцвета. Но в XV-XVII веках он стал крепостью и пришёл в упадок. Полное переустройство города началось лишь в 20-е годы 15 веков связи с расширением торговли с Кавказом.

    В 1822 году было создано Керчь – Еникальское градоначальство. С 1822 по июль 1917 года, то есть 95 лет, в Керчи правил назначаемый императором градоначальник.

    Градоначальствами назывались некоторые города (их в России было пять): Санкт – Петербург, Одесса, Севастополь, Керчь – Еникале, Николаев, выведенные из общего губернского управления в связи с их особым значением в торговом, административном, морском отношении. Вследствие этого они требовали особых мер попечения.

    Градоначальство управлялось лицом с правами губернатора, назначаемым и увольняемым императором по представлению министра внутренних дел,  из высших чинов морского ведомства. В пределах своего градоначальства он пользовался властью, равной власти губернатора.

         2) Утверждение герба

    3 января 1845 года был утвержден герб города Керчи наряду с гербами городов – губернских центров. Учреждение герба свидетельствовало о том большом значении, которое придавалось правительством России городу Керчи.

    Демонстрация изображения герба Керчи

    Что символизирует герб города?

    Изменился ли герб современной Керчи?

         3) Население.

    К середине XIX века население безводного Керченского полуострова было малочисленным. Если в 1820 году в городе и его окрестностях проживало около 4 тысяч человек, то к 1857 году жителей в градоначальстве было 13 тысяч человек.

    После отмены крепостного права в 1861 году численность населения начала увеличиваться более быстрыми темпами. Солдаты, которые после окончания службы (25 лет) были годны для обустройства на новых, необжитых местах, направлялись в южные районы Таврической губернии. Из отставных солдат – русских переселенцев вблизи Керчи появились деревни Петровка, Катерлес, Солдатская слободка.

    Делается сообщение о многонациональном составе населения по итогам первой всеобщей переписи 1897 года(демонстрация таблицы). Русские, украинцы, белорусы, поляки, болгары, литовцы, молдаване, турки, армяне, греки, евреи, татары, эстонцы-народы, проживающие в Керчи.

    Надо отметить, что Памятная книжка Керчь – Еникальского градоначальства даёт анализ населения города по вероисповеданию, сословной принадлежности, семейному положению. При чем учащиеся, анализируя эти данные, отмечают, что по приросту населения Керчь – Еникальское градоначальство занимало последнее место в Таврической губернии.

    В целом, к концу XIX века в городе наблюдался значительный рост населения. Что свидетельствует об экономическом и культурном возрождении и было связано с развитием капиталистических отношений.

    К 1907 году число жителей градоначальства составляло 32,5 тысячи, а с пришлыми и рабочими людьми до 40 тысяч человек.

         4) Развитие экономики.

    Демонстрируются данные таблицы из статистических сведений о судах, прибывавших в Керченский порт. Её дополняют сведения о предметах вывоза за границу пшеницы, ячменя, муки, рыбы, овощей, соли. Предметы ввоза: галантерейные, бакалейные, мануфактурные товары, обувь, вина, керосин, уголь, дрова, кокс.

    Делается вывод о том, что экспорт товаров преобладал над импортом, принося значительные прибыли.

    О том, что городу были присущи капиталистические отношения, свидетельствует увеличение числа предприятий, роста числа рабочих.

    Делается анализ статистических данных таблицы. Из предприятий существовала одна из крупнейших в Российской империи табачная фабрика купца К.Месаксуди, свечной и мыловаренный заводы, кожевенный, рыбные заводы, консервная фабрика, известковый завод, завод по изготовлению щебня. В 1897 году был открыт Керченский металлургический завод.

    К 1900 году в Керчи насчитывалось до 570 промышленных заведений, на которых работало до 4250 рабочих.

    В тоже время необходимо отметить, что заводская и фабричная промышленность Керчи во   2-ой половине XIX века, за исключением 2-х, 3-х больших фабрик и заводов, была представлена мелкими промышленными заведениями, носящих характер кустарного производства. Товары производились из местного сырья, для удовлетворения запросов местного населения.

         5) Культурное развитие города.

    Во второй половине XIX века в Керчь - Еникальском градоначальстве расширялась сеть училищ и гимназий. К 1893 году здесь имелось 3 средних учебных заведения и 19 начальных училищ, на содержание которых городское управление затрачивало ежегодно до 50 тысяч рублей из 275 тысяч рублей годовых доходов. По числу грамотных градоначальство занимало в Таврической губернии вторе место.    

    Делается сообщение об учебных заведениях Керчи в ходе презентации. Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что в Керчи прилагались все усилия к распространению просвещения среди всех сословий населения.

    Этому способствовало то, что у  власти стояли люди, имевшие прогрессивные взгляды, понимавшие, что эпоха капитализма, для которой было характерно введение новых технологий, механизация производственных процессов, требует образованных квалифицированных специалистов.

         6) Основные моменты архитектурного развития города.

    Специфика городов Новороссии заключалась в сложности этнического состава населения, в наличии в старых городах сооружений различных культур средневековья – Византийской, Итальянской, Восточной.

    Отличные от основной территории страны условия климата и рельефа, пограничное положение приморских городов, их «специализация» как оборонительных, военно-торговых, судостроительных, являлись дополнительными чертами местного своеобразия, которые накладывали отпечаток на архитектурные планы реконструируемых городов.

    В этом отношении Керчь представляет большой интерес, так как здесь есть памятники культуры различных эпох и народов.

    Учащиеся, опираясь на сообщения, виды Керчи, размещенные в презентации, рассказывают, как происходило изменение облика города.

    К 1850 году сложился «морской фасад» города – здание Биржи, Адмиралтейства, торговой таможни. Недостатки в расположении жилых домов скрадывались за счёт оград с ложными фасадами.

    Несмотря на все трудности и недостатки в строительстве, в Керчи был создан ансамбль классицизма.

    На следующих уроках краеведения нить истории не теряется, прослеживаются изменения в жизни города.

    V. Закрепление новых знаний и умений учащихся.

    Реализация данного этапа урока может осуществляться путем тестирования, опроса, исторического диктанта или заданий типа «да» и «нет».

    ИСТОРИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ (в тестовой форме)

    I.     1 В. Датой основания Пантикапея принято считать

    а) IV век до н.э. ; б) VI век до н.э.;  в) IV век н.э.;

    2 В. Первыми переселенцами – основателями нашего города были

    а) греки ; б) турки ; в) итальянцы;

    II. 1В. Перечислите названия нашего города в период Средневековья.

            2 В. В состав какого государства входила Керчь до 1774 года?

    III.   1 В. Какой статус имел город с 1822 по 1917 год?

            2 В. Кем управлялся город в период с 1822 по 1917 год?

    IV. 1 В. Какое предприятие в Керчи во 2-ой половине XIXвека считалось одним из крупнейших в Российской империи?

        а) Керченский металлургический завод;

        б) табачная фабрика К.Месаксуди;

        в) консервная фабрика;

            2 В. Промышленные предприятия города носили …

        а) кустарный характер;

        б)  характер крупного производства;

    V.    1 В. Какие учебные заведения функционировали в городе в данный период?

               2 В. Какая архитектурная постройка придавала и придаёт городу неповторимый облик, является его визитной карточкой?

    VI.  1 В. Какое из архитектурных сооружений культового характера            является одним из старейших?

            2 В. Кто был первым градоначальником Керчи?

                    а) А.Стемпковский ;  б) П.Дебрюкс;

    VII.  1 В. На каком сырье работали промышленные предприятия города?

         а) местном ;  б) привозном;   в) верно а) и б);

            2 В. Население Керчи по национальному признаку было

         а) многонациональным ; б) однородным;

     

    VIII. Назовите событие, которое на ваш взгляд, сыграло решающую

                    роль в поднятии престижа статуса города в XIX веке.

                    Обоснуйте свой ответ.

    __________________________________________________________

    VI. Итоги урока.

          Завершая урок, можно сказать:

          – учащимися была проделана большая работа по сбору и систематизации материала, они выступали в роли исследователей старины. Учитель или сами дети отмечают наиболее интересные сообщения;

          – новые факты из жизни города интересны не только ребятам, но и их родителям, друзьям;

          – подготовленный материал может быть использован во внеурочных мероприятиях, посвященных историческому прошлому нашего города.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок-игра по истории России (8 класс) "Социально- экономическое развитие России в сер. ХIX в."

    Урок изучения новых знаний. В процессе урока создаются проблемные ситуации, которые решаются в ходе дискуссии, с использованием интегрированных знании по истории, обществознанию, литературе. Исто...

    Конспект урока по истории России 8 класс " Социально- экономическое развитие России после отмены крепостного права"

    Урок обобщает знания по разделу истории России(8 класс), посвященный подготовке и содержанию крестьянской реформы. учащиеся выдвигают гипотезу о предполагаемом пути развития России после отмены крепос...

    Урок истории в 8 классе "Социально-экономическое развитие России в 30 - 50-е гг. XIX века".

    Урок изучения нового материала с элементами групповой работы помогает легче усвоить сложную тему трансформации традиционного общества в России и формированию индустриального, динамику изменения привыч...

    Итоговая практическая работа региональной части курса по географии 9 класса Раздел Районирование России Социально экономические и экологические проблемы развития экономических районов России

    Цель работы: закрепление знаний по разделу районирование России, совершенствование работы с учебником и текстом.Данная практическая работа будет проведена на уроке закрепления.Форма выполнения работы:...

    Конспект урока по истории России 8 класс:Социально-экономическое развитие России.

    Конспект урока по истории России 8 класс:Социально-экономическое развитие России....

    Тестовые задания по УД "История" по теме "Социально-экономическое и политическое развитие России в первой половине XX в."

    Тестовые задания предназначены для контроля знаний студентов по пройденной теме....