Урок истории на тему "Россия в начале XX века"
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Убушуев Мингиян Николаевич

Данный урок был показан на районном семинаре учителей истории и обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_rossiya_v_nachale_xx_veka.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Россия в начале XX века».

Цель урока: обобщение и систематизация изученного по теме.

Задачи:

- обобщить изученное по основным направлениям: экономика, внутренняя и внешняя политика, социальная структура общества, культурные достижения;

- формирование умений анализировать, делать выводы, сопоставлять;

- воспитание уважительного отношения к родной стране и ее истории, формирование интереса к ее изучению.

Тип урока: урок обобщения изученного материала.

Форма урока: урок-итог с элементами интерпретации.

Вид урока: нетрадиционный.

Оборудование: компьютер, экран, раздаточный материал, интерактивная доска.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Рубеж веков всегда бывает самым насыщенным событиями временем, переломным этапом в развитии государств. Россия рубежа XIX-XX веков – не исключение. Мы изучили, как развивалась наша страна в начале XX века, чем жило тогдашнее общество, какие нововведения и трудности переживали российские граждане. Давайте сейчас, чтобы настроиться на рабочий лад, проведем небольшую и несложную разминку.

  1. Введение в тему «Историческая разминка».

О каких событиях, описанных в стихах русских поэтов, идет речь?

  1. От павших твердынь Порт- Артура,

С кровавых Маньчжурских полей        

Калека - солдат истомленный

К семье возвращался своей.    (Автор: Т.А.Щепкина – Куперник. Русско-японская война 1904-05 гг.)

  1. На устах с молитвою, с верою в груди,

С царскими портретами, с иконой впереди,

Не на бой с противником, не в раздумье злом-

Шел народ измученный бить царю челом.   (Автор: Аркадий Коц. Кровавое воскресенье, 9 января 1905 г.)

  1. Царь испугался, издал  манифест:

«Мертвым свобода! Живых под арест!»

Тюрьмы и пули народу вернули…

Так над свободой поставили крест!   ( Автор: Павел Арский. 17 октября 1905 года. Издание Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка)

  1. Гремит и гремит войны барабан.

Зовет железо в живых втыкать.

Их каждой страны

За рабом раба

Бросают на сталь штыка.

За что?

Дрожит земля, голодна, раздета…   (Автор: В. Маяковский. Первая мировая война)

  1. Постановка учебной цели.

Итак, на сегодняшнем уроке мы должны вспомнить все, что изучили по теме «Россия начала XX века», отметить основные значительные события  в развитии страны по основным направлениям и, сделав соответствующие выводы, высказать свою оценку этого периода российской истории. Для этого давайте вспомним, какой пришла Россия к началу XX века.

  1. Контрольно-подготовительный этап.
  1. Тестирование.
  1. К началу XX века территория Российской империи занимала

а) первое место в мире;

б) второе место в мире;

в) третье место в мире.

  1. К началу XX века население Российской империи составляло

а) 80 млн. человек;

б) 128 млн. человек;

в) 150 млн. человек.

                     III.     Формой правления Российской империи была

                                а) абсолютная монархия;

                                б) демократия;

                                в) конституционная монархия.

                      IV.     Административное устройство Российской империи представляло                      деление на

                                а) субъекты федерации;

                                б) губернии и области;

                                в) губернии, области и генерал-губернаторства.

                        V.    Выберите правильное определение слова «индустриализация».

                                а) производство машин с помощью машин;

                                б) быстрое развитие торговли с зарубежными странами;

                                в) преобладание темпов развития сельского хозяйства над   промышленностью.

                        VI.    К началу XX века в Российской империи

                                 а) существовало индустриальное общество;

                                 б) шел процесс формирования индустриального общества;

                                   в) не было даже предпосылок к переходу в индустриальное общество.

                         VII.   Выберите правильное определение понятия «модернизация».

                                  а) процесс перехода к индустриальному обществу;

                                       б) созданные за год в сфере производства материальные ценности за вычетом расходов на их создание;

                                  в) долгосрочное вложение капитала в экономику.

                   Слово учителя.

            Теперь, вспомнив все, что мы изучали по данной теме, постарайтесь выделить наиболее значительные моменты в развитии нашей страны. Наши выводы мы внесем в таблицу, которая и покажет итог сегодняшнего урока.

  1. Групповая самостоятельная работа по опорным карточкам.

        Ответив, на предложенные вопросы, сделайте вывод.

                    1 группа. Особенности экономического развития России в начале века.

                    - Почему государство активно вмешивалось в экономику страны?

                    - Какова роль иностранного капитала в экономике страны?

                    - Какие виды монополий существовали в России в начале XX века?

                    - Почему важное место в экономике страны отводилось кустарному производству?

                    - Почему русская деревня приходила к оскудению?

                     2 группа. Внутренняя политика.

                    - Как управлялась Российская империя в начале XX века?

                    - Какие незыблемые основы собирался охранять Николай II, вступая на престол?

                      - Какие «новшества» в деятельности полиции пытался внедрить Плеве В.К.?

                   - Почему С.Ю.Витте считал первоочередной задачей – реформы в области промышленности?

                   - Что обозначает понятие «русификация»?

                   3 группа. Внешняя политика.

                   - Каковы причины, характер, последствия Русско-японской войны?

                   - Кратко осветите ход военных действий, воспользовавшись картой.

                   - Каковы итоги Русско-японской войны? Чего Россия лишилась по      Портсмутскому договору?

                   4 группа. Первая российская революция.

                   - Каковы причины революции 1905-1907 гг?

                   - Почему Кровавое воскресенье считается началом революции?

                      - Какие требования выдвигали рабочие Петербурга в своей петиции Николаю II?

                    - Каковы итоги революции?

                    5 группа. Реформы Столыпина.

                    - Чем было вызвано проведение аграрной реформы П.А.Столыпиным?

                    - Какие цели стояли перед реформой?

                            - Почему главным направлением реформы считается разрушение крестьянской общины?

                     - Для чего проводилась политика переселения крестьян за Урал?

                     - Какую роль выполнял Крестьянский банк в ходе проведения реформы?

                     - Каково значение реформ?

                     6 группа. Первая мировая война.

                      - Каковы причины и цели участников Первой мировой войны?

                      - Каковы итоги войны для России?

                      - Какие государства входили в блок Антанта и Тройственный союз?

                   3) Индивидуальные выступления учащихся на темы «Калмыки в начале XX века», «Серебряный век русской культуры».

                   4) Коллективное заполнение таблицы «Особенности развития России в начале XX века»

     5. Сотворчество.

                  Творческая работа «Мой взгляд на события в России в начале XX века».

  1. Подведение итога урока.
  2. Домашнее задание.
  3. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщающий урок "Внутренняя политика России в начале XX века"

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Внутренняя политика России в начале XX века" (11 класс)...

Зачет по истории № 1(Россия в начале XX века). 9 класс вечерней школы.

Материал зачета охватывает период истории России начала  XX века....

Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

Практическая работа по истории «Российский парламентаризм в начале XX века», 9 и 11 классы, история России.

Практическая работа по истории «Российский парламентаризм в начале XX века»Цель: анализ документа от 17 октября 1905 г.«Манифест об усовершенствовании государственного порядка».Рекомендуется для класс...

Урок истории «Российская империя в начале XIX века»

В основу урока положено представление о сословном строе России 19 века. Дается понятие о процессах, происходивших в Российской экономике в начале 19 века ....

Обобщающий урок по теме «Россия в начале XX века.

Цель:  обобщить  и  закрепить  знания  по  теме  « Россия  в  начале   XX века».Задачи: обобщить  знания  учащихся об  основных...

Зачетный лист по истории «Русь в IX –начале XII века»

Зачетный лист разработан для учащихся 10 класса с целью повторения материала по теме «Русь в IX –начале XII века». В работу включено задание для повторения дат по Всемирной исто...