Главные вкладки

    Урок истории на тему "Россия в начале XX века"
    план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

    Данный урок был показан на районном семинаре учителей истории и обществознания

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan_uroka_rossiya_v_nachale_xx_veka.doc42.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Россия в начале XX века».

    Цель урока: обобщение и систематизация изученного по теме.

    Задачи:

    - обобщить изученное по основным направлениям: экономика, внутренняя и внешняя политика, социальная структура общества, культурные достижения;

    - формирование умений анализировать, делать выводы, сопоставлять;

    - воспитание уважительного отношения к родной стране и ее истории, формирование интереса к ее изучению.

    Тип урока: урок обобщения изученного материала.

    Форма урока: урок-итог с элементами интерпретации.

    Вид урока: нетрадиционный.

    Оборудование: компьютер, экран, раздаточный материал, интерактивная доска.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Вступительное слово учителя.

    Рубеж веков всегда бывает самым насыщенным событиями временем, переломным этапом в развитии государств. Россия рубежа XIX-XX веков – не исключение. Мы изучили, как развивалась наша страна в начале XX века, чем жило тогдашнее общество, какие нововведения и трудности переживали российские граждане. Давайте сейчас, чтобы настроиться на рабочий лад, проведем небольшую и несложную разминку.

    1. Введение в тему «Историческая разминка».

    О каких событиях, описанных в стихах русских поэтов, идет речь?

    1. От павших твердынь Порт- Артура,

    С кровавых Маньчжурских полей        

    Калека - солдат истомленный

    К семье возвращался своей.    (Автор: Т.А.Щепкина – Куперник. Русско-японская война 1904-05 гг.)

    1. На устах с молитвою, с верою в груди,

    С царскими портретами, с иконой впереди,

    Не на бой с противником, не в раздумье злом-

    Шел народ измученный бить царю челом.   (Автор: Аркадий Коц. Кровавое воскресенье, 9 января 1905 г.)

    1. Царь испугался, издал  манифест:

    «Мертвым свобода! Живых под арест!»

    Тюрьмы и пули народу вернули…

    Так над свободой поставили крест!   ( Автор: Павел Арский. 17 октября 1905 года. Издание Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка)

    1. Гремит и гремит войны барабан.

    Зовет железо в живых втыкать.

    Их каждой страны

    За рабом раба

    Бросают на сталь штыка.

    За что?

    Дрожит земля, голодна, раздета…   (Автор: В. Маяковский. Первая мировая война)

    1. Постановка учебной цели.

    Итак, на сегодняшнем уроке мы должны вспомнить все, что изучили по теме «Россия начала XX века», отметить основные значительные события  в развитии страны по основным направлениям и, сделав соответствующие выводы, высказать свою оценку этого периода российской истории. Для этого давайте вспомним, какой пришла Россия к началу XX века.

    1. Контрольно-подготовительный этап.
    1. Тестирование.
    1. К началу XX века территория Российской империи занимала

    а) первое место в мире;

    б) второе место в мире;

    в) третье место в мире.

    1. К началу XX века население Российской империи составляло

    а) 80 млн. человек;

    б) 128 млн. человек;

    в) 150 млн. человек.

                         III.     Формой правления Российской империи была

                                    а) абсолютная монархия;

                                    б) демократия;

                                    в) конституционная монархия.

                          IV.     Административное устройство Российской империи представляло                      деление на

                                    а) субъекты федерации;

                                    б) губернии и области;

                                    в) губернии, области и генерал-губернаторства.

                            V.    Выберите правильное определение слова «индустриализация».

                                    а) производство машин с помощью машин;

                                    б) быстрое развитие торговли с зарубежными странами;

                                    в) преобладание темпов развития сельского хозяйства над   промышленностью.

                            VI.    К началу XX века в Российской империи

                                     а) существовало индустриальное общество;

                                     б) шел процесс формирования индустриального общества;

                                       в) не было даже предпосылок к переходу в индустриальное общество.

                             VII.   Выберите правильное определение понятия «модернизация».

                                      а) процесс перехода к индустриальному обществу;

                                           б) созданные за год в сфере производства материальные ценности за вычетом расходов на их создание;

                                      в) долгосрочное вложение капитала в экономику.

                       Слово учителя.

                Теперь, вспомнив все, что мы изучали по данной теме, постарайтесь выделить наиболее значительные моменты в развитии нашей страны. Наши выводы мы внесем в таблицу, которая и покажет итог сегодняшнего урока.

    1. Групповая самостоятельная работа по опорным карточкам.

            Ответив, на предложенные вопросы, сделайте вывод.

                        1 группа. Особенности экономического развития России в начале века.

                        - Почему государство активно вмешивалось в экономику страны?

                        - Какова роль иностранного капитала в экономике страны?

                        - Какие виды монополий существовали в России в начале XX века?

                        - Почему важное место в экономике страны отводилось кустарному производству?

                        - Почему русская деревня приходила к оскудению?

                         2 группа. Внутренняя политика.

                        - Как управлялась Российская империя в начале XX века?

                        - Какие незыблемые основы собирался охранять Николай II, вступая на престол?

                          - Какие «новшества» в деятельности полиции пытался внедрить Плеве В.К.?

                       - Почему С.Ю.Витте считал первоочередной задачей – реформы в области промышленности?

                       - Что обозначает понятие «русификация»?

                       3 группа. Внешняя политика.

                       - Каковы причины, характер, последствия Русско-японской войны?

                       - Кратко осветите ход военных действий, воспользовавшись картой.

                       - Каковы итоги Русско-японской войны? Чего Россия лишилась по      Портсмутскому договору?

                       4 группа. Первая российская революция.

                       - Каковы причины революции 1905-1907 гг?

                       - Почему Кровавое воскресенье считается началом революции?

                          - Какие требования выдвигали рабочие Петербурга в своей петиции Николаю II?

                        - Каковы итоги революции?

                        5 группа. Реформы Столыпина.

                        - Чем было вызвано проведение аграрной реформы П.А.Столыпиным?

                        - Какие цели стояли перед реформой?

                                - Почему главным направлением реформы считается разрушение крестьянской общины?

                         - Для чего проводилась политика переселения крестьян за Урал?

                         - Какую роль выполнял Крестьянский банк в ходе проведения реформы?

                         - Каково значение реформ?

                         6 группа. Первая мировая война.

                          - Каковы причины и цели участников Первой мировой войны?

                          - Каковы итоги войны для России?

                          - Какие государства входили в блок Антанта и Тройственный союз?

                       3) Индивидуальные выступления учащихся на темы «Калмыки в начале XX века», «Серебряный век русской культуры».

                       4) Коллективное заполнение таблицы «Особенности развития России в начале XX века»

         5. Сотворчество.

                      Творческая работа «Мой взгляд на события в России в начале XX века».

    1. Подведение итога урока.
    2. Домашнее задание.
    3. Рефлексия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    обобщающий урок "Внутренняя политика России в начале XX века"

    Повторительно-обобщающий урок по теме: "Внутренняя политика России в начале XX века" (11 класс)...

    Презентация к уроку в 11 классе по истории на тему: "Россия в начале XX века. Внешняя и внутренняя политика самодержавия".

    Материал подготовлен к учебнику Левандовского А.А., Щетинова Ю.А., Мироненко С.В. ( базовый уровень)....

    Зачет по истории № 1(Россия в начале XX века). 9 класс вечерней школы.

    Материал зачета охватывает период истории России начала  XX века....

    Урок-презентация на тему "Программа модернизации России в начале XX века" (9 класс, история России).

    Презентация  содержит теоретический, фактический и иллюстративный материал по теме. Для проверки знаний или самопроверки предлагаются варианты тестовых и  развивающих заданий....

    Практическая работа по истории «Российский парламентаризм в начале XX века», 9 и 11 классы, история России.

    Практическая работа по истории «Российский парламентаризм в начале XX века»Цель: анализ документа от 17 октября 1905 г.«Манифест об усовершенствовании государственного порядка».Рекомендуется для класс...

    Урок истории «Российская империя в начале XIX века»

    В основу урока положено представление о сословном строе России 19 века. Дается понятие о процессах, происходивших в Российской экономике в начале 19 века ....

    Обобщающий урок по теме «Россия в начале XX века.

    Цель:  обобщить  и  закрепить  знания  по  теме  « Россия  в  начале   XX века».Задачи: обобщить  знания  учащихся об  основных...