Культура и быт Санкт-Петербурга 1812 года
презентация к уроку по истории (8 класс) по теме

в данной работе рассказывается о периоде войны 1812 года и культуре города в этот период

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byt_i_kultura_zhiteley_sankt-peterburga_v_1812_godu.rar2.57 МБ

Подписи к слайдам:

Быт и культура жителей Санкт-Петербурга в 1812 году.
Содержание

1812 (3)Люди 1812 года(4) : А.С.Пушкин(5) (Творчество Пушкина(6))Дворянская служба и образ жизни столичных дворян(7).Декабристы(8): Декабрист в повседневной жизни(9)Люди и чины(10)
Культура(11)Развитие искусства в Пушкинском Петербурге(12).Музеи в Петербурге(13): Кунсткамера(14)Петербуржцы, просвещение, образование и научная жизнь(15): Просвещение, образование и научная жизнь(16), Пути развития академической науки и научно-технического прогресса(17), Библиотеки и книжные лавки(18): Газетно-журнальная печать(19).
Быт и жизнь Петербуржцев(20): Быт императорской семьи(21), Быт дворян(22), Крестьянский быт(23).Сватовство. Брак. Развод(24)Бал(25)Карточная игра(26)Дуэль(27)
Сознание людей(28)
1812 год
На общественно - культурную жизнь России первой половины XIX в. огромное влияние оказали два события в истории страны — Отечественная война 1812 г. и движения декабристов. Так как в 2012 году – мы празднуем 200-летие войны, то я решила раскрыть именно эту тему в своей работе.
Люди 1812 года
Война 1812 года дала целому поколению русской дворянской молодежи тот жизненный опыт, который привел заблудившихся патриотов к идеи восстания (Декабристы). Одной из ярких личностей в этот период, был юный и талантливый А.С. Пушкин, который в этот период времени обучался в царскосельском лицеи.
Дворянская служба и образ жизни столичных дворян.
Дворянство Московской Руси представляло собой «служилый класс», то есть состояло из профессиональных слуг государства, главным образом военных. Их ратный труд оплачивался тем, что за службу их «помещали» на землю, иначе — «верстали» деревнями и крестьянами. Но ни то ни другое не было их личной и наследственной собственностью. Переставая служить, дворянин должен был вернуть пожалованные ему земли в казну.
Люди и чины
Табель о рангах ставила военную службу в привилегированное положение. Это выражалось, в частности, в том, что все 14 классов в воинской службе давали право наследственного дворянства, в статской же службе такое право давалось лишь начиная с VIII класса.
Все чины были разделены на 14 классов: Первые пять составляли генералитет (V класс сухопутных воинских чинов составляли бригадиры; этот чин был впоследствии упразднен)VI-VIII составляли штаб-офицерскиеIX-XIV — обер-офицерские чины
Культура
Биографический, литературоведческий, историко-архитектурный и культурологический смысл понятия "Пушкинский Петербург". Понятие "Пушкинский Петербург" как обозначение исторического типа русской культуры.
(Петербург в первой половине 19 столетия: Пушкинский Петербург)
Развитие искусства в период войны 1812 года
Пластический строй архитектуры Петербурга. Приобретение городом художественной целостности. Тектоничность, логическая выстроенность, четкая структурность пластического образа как характерные черты петербургской скульптуры.
Музеи в Петербурге.
В этот период продолжает формироваться система культурно- просветительных учреждений. В атмосфере патриотического подъема, вызванного событиями Отечественной войны 1812 г., возникла идея создания в России национального музея, который должен был вести просветительную работу. Этот проект был реализован только с созданием Исторического музея в Москве уже в пореформенное время.
Кунсткамера
В то время уже была построена Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге. Во время войны он продолжал свою работу.
Просвещение, образование и научная жизнь
В начале XIX в. приоритетным было общее образование. К первой половине XIX в. относятся попытки участия общественности в распространении образования.
Просвещение охватывает широкий круг проблем, связанных и с интересом к книге и ее распространением, и с формированием системы культурно-просветительных учреждений. В дореформенной России интерес к книге несомненно увеличивался, продолжала расширяться и сама читательская среда.
Пути развития академической науки и научно-технического прогресса.
Университеты продолжали оставаться основной формой высшей школы в России. Помимо университетов существовали и другие высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия и Главный педагогический институт в Петербурге, Лазаревский институт восточных языков в Москве, духовные, военные, технические училища и академии, многие из которых носили характер закрытых учебных заведений.
Библиотеки и книжные лавки.
Происходил рост книжных изданий, появились крупные отечественные книгоиздатели . Расширялась книжная торговля. Развитие библиотечного дела в этот период было связано с открытием публичных библиотек в некоторых губернских и уездных городах. Эти библиотеки, как правило, возникали благодаря усилиям местной общественности, без поддержки правительства.
Быт и жизнь Петербуржцев
В жинзи обеспеченных людей были бал, сватовство и дуэли.
В быту крестьян уже были чунные утюги и швейные машины, горшки, самовары и другие предметы кухонного быта.
Сватовство. Брак. Развод
О едином свадебном обряде в условиях крепостного быта говорить нельзя. Крепостное принуждение и нищета способствовали разрушению обрядовой структуры.
Как правило, знакомства происходили весной, а браки осенью, хотя этот обычай не был жестким. 
Бал
Танцы были важным структурным элементом дворянского быта. Их роль существенно отличалась как от функции танцев в народном быту того времени, так и от современной.
Карточная игра
Азартные игры выработали свою терминологию. В России наиболее распространены были фараон и штосе — игры, в которых наибольшую роль играл случай. Играющие в этих играх делятся на банкомета, который мечет карты, и понтера. Игра может происходить один на один.
Дуэль
Существенно, что оценка меры оскорбления — незначительное, кровное или смертельное — должна соотноситься с оценкой со стороны социальной среды (например, с полковым общественным мнением). Человек, слишком легко идущий на примирение, может прослыть трусом, неоправданно кровожадный — бретером. Дуэль, как институт корпоративной чести, встречала оппозицию с двух сторон. 
Дуэль (поединок) — происходящий по определенным правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением. Таким образом, роль дуэли — социально-знаковая. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятники в Санкт-Петербурге, посвященные победе русских войск в Отечественной войне 1812 года.

Данная презентация знакомит учащихся с памятниками героям Отечественной войны 1812 года, возведенными в Санкт-Петербурге, когда и по проекту каких авторов они были сооружены. Материал данной...

Памятные места Отечественной войны 1812 года в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге много памятных мест, посвященных Отечественной войне 1812 года. Данная презентация является описанием самых известных, которые находятся в нашем прекрасном городе:Каз...

Памятные места Отечественной войны 1812 года в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге много памятных мест, посвященных Отечественной войне 1812 года. Данная презентация является описанием самых известных, которые находятся в нашем прекрасном городе:Каз...

Рабочая программа (элективный курс) по культуре и истории Санкт-Петербурга.9 класс.

Этот материал разработан мной для элективного курса по истории города....

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"...

Методическая разработка музейного занятия "Страницы истории школы №27 ГБОУ средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков имени И.А.Бунина Василеостровского района Санкт-Петербурга: 1929–1986 годы"

Занятие посвящено истории ГБОУ средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков имени И.А.  Бунина Василеостровского района Санкт-Петерб...

Функции регионального ресурсного центра развития дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в реализации стратегических направлений программы развития детско-юношеского спорта в Санкт-Петербурге до 2030 года

Система детско-юношеского спорта в Санкт-Петербурге представляет собой слаженную структуру межведомственного взаимодействия, выстроенную для популяризации и развития школьного спорта, детско-юношеског...