презентация к уроку "Введение в историю" 10 класс
презентация к уроку (история, 10 класс) на тему

Материал к уроку  "Введение в историю" 10 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vvedenie_v_istoriyu.ppt1.25 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Материалы к уроку истории 10 класс Автор: Цыганкова Н.С. Г. Мурманск МБОУ СОШ №49 Введение в историю

Слайд 2

Разминка 1. Как по-вашему, что такое история? 2. Какие определения термина вам знакомы из курса основной школы? 3.В чем специфика истории как науки? 4.Что объединяет историю с другими науками?

Слайд 3

Понятие «история» «Энциклопедический словарь» братьев А. и И. Гранат установление и объяснение фактов прошлого, а в более специальном смысле есть наука, устанавливающая факты развития человеческого общества, начиная от его возникновения «Толковый словарь» В. Даля то, что было или есть, в противоположность сказке, басне «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона 1. Совокупность фактов прошлого как в жизни народов и государств вообще, так и разных сторон духовной и общественной жизни человечества. 2. Наука о прошлом человечества или какой-либо группы явлений или знаний «Толковый словарь» С. Ожегова 1. Действительность в ее развитии, движении. Законы истории. 2. Совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества

Слайд 4

История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях

Слайд 5

Исторические науки

Слайд 6

по широте изучения объекта

Слайд 7

вспомогательные исторические дисциплины хронология, изучающая системы отсчета времени; палеография – рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика – исторические акты; нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология – систему мер; геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика – печати; эпиграфия – надписи на камне, глине, металле; генеалогия – происхождение городов и фамилий; топонимика – происхождение географических названий; краеведение – историю местности, региона, края.

Слайд 8

Принципы изучения исторических данных Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему. Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления

Слайд 9

Варианты периодизации истории Первобытная эпоха Древний мир Средневековье Новое время Новейшее время

Слайд 10

Предмет истории закономерности развития общества человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой. Известный французский историк Марк Блок определил историю “как науку о людях во времени”

Слайд 11

Научные категории

Слайд 12

Научные категории Историческое время движется только вперед. Каждый отрезок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных и духовных, он уникален и не имеет себе равных историческое пространство - совокупность природно-географических, экономических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определенной территории Исторический факт — это реальное событие прошлого

Слайд 13

Теории изучения истории Религиозно-историческая (Движение человечества к Богу. Высшая ценность ¾ Душа) Всемирио-историческая (Общемировое развитие, прогресс человечества. Высшая ценность ¾ материальные блага) Локально-историческая (Единство человечества и среды его обитания. Высшая ценность ¾ гармония мироздания, сохранение и укрепление здоровья, продление жизни)

Слайд 14

Закрепление материала Проанализируйте текст источников и ответьте на вопросы: -назовите факторы, повлиявшие на развитие истории России; Что создавало препятствия на пути модернизации России? -в чем исключительность истории России? Американский социолог и историк Р. Пайпс и английский историк Т. Самуэли так определили исключительность истории России и ее место во всемирно-историческом процессе: 1. Бедность почвенно-климатических условий. 2. Влияние татаро-монгольского ига, передавшего русскому обществу восточную форму общественного устройства. 3. Заимствование христианства у Византии, которое привело к игнорированию «аналитического разума», к упрочению авторитарной власти. 4. Особые, свойственные русской нации этнические характеристики. Сравните точки зрения этих ученых с мнением В. О. Ключевского и В. Г. Хорос

Слайд 15

В. О. Ключевский. «Курс русской истории» (Извлечение) Начиная изучение истории какого-либо народа, встречаем силу, которая держит в своих руках колыбель каждого народа, — природу его страны. Россия — не разделяет... выгодных природных особенностей Европы, или, говоря точнее, разделяет их в одинаковой степени с Азией. Море образует лишь малую долю ее границ, береговая линия ее морей незначительна... Однообразие — отличительная черта ее поверхности; одна форма господствует почти на всем ее протяжении: эта форма — равнина, волнообразная плоскость... От однообразия формы поверхности в значительной мере зависит и климат страны, распределение тепла и влаги в воздухе и частью направление ветров... Климат этого пространства... обыкновенно характеризуют такими общими чертами: зима не особенно суровая, но продолжительная; ...весна поздняя, с частыми возвратами холодов; лето умеренно теплое, благоприятное для земледелия; температура изменяется часто и быстро зимой и весной, реже и постепеннее летом и осенью.

Слайд 16

В. Г. Хорос. «Русская история в сравнительном освещении» (Извлечение) Небольшие группы славянского населения осваивали обширную территорию, намного большую, чем Западная Европа. Но природные и климатические условия этой громадной равнины были гораздо более трудными, чем в западноевропейском регионе. Значительная часть территории нынешней России находится на широтах, где преобладают лес и лесостепь со сравнительно бедными почвами. В части лесостепи и степи почвы более плодородные. Но климатическая зона здесь такова, что период, пригодный для сельскохозяйственных работ, не превышает 5—6 месяцев (по сравнению с 8—9 месяцами в Западной Европе). В Северной России этот срок сокращается до 4 месяцев. При этом осадки обильнее всего на западе и северо-западе, то есть в районах с неплодородными почвами, тогда как в черноземной зоне и в степной части нередки засухи. Все это превращает большую часть России в зону так называемого рискованного земледелия. Примерно раз в 3 года случается неурожай. Да и сама урожайность невелика. В России она долгое время (вплоть до XIX в.) не превышала «сам-треть» (т. е. когда одно посеянное зерно дает три), что дает уровень, достаточный лишь для простого воспроизводства либо чуть выше его. Немногим лучше обстояло дело с животноводством. Длинная зима сокращает сроки выпаса скота. Подобная природная среда обычно диктует прогресс несельскохозяйственного производства, различного рода промыслов. Но, во-первых, малая продуктивность сельского хозяйства приводит к недостаточному производству сырья для промышленности, а также к узости внутреннего рынка в силу бедности и низкой покупательной способности крестьянства. Во-вторых, ряд факторов (отсутствие в течение долгого периода выхода к морям, окружение агрессивных степных народов) мешал развитию внешней торговли и связей с более развитыми странами. Наконец, величина территории, обилие леса, болот при редком населении — все это затрудняло коммуникации, устройство дорог. Правда, территория России богата реками, впадающими в моря. Речная сеть долгое время служила основным средством сообщения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация, посвященная открытию недели истории. 2012 год - Год Российской истории.

Презентация, посвященная открытию недели истории. 2012 год - Год Российской истории....

презентация к исследовательской работе "История языка-история народа"

Презентация содержит материал на французском языке по теме исследрвательской работы краеведческой направлености....

Презентация к уроку по истории "Счет лет в истории", 5 класс

Презентацию можно использовать к уроку истории в 5 классе "Счет лет истории"...

Презентация к уроку по истории в 8 классе "Петровская эпоха в истории региона (на примере Казанской губернии)"

Презентация вместе с методической разработкой урока были представлены во второй этап Всероссийского конкурса (с международным участием) "История в школе: традиции и новации"...