Творческий проект "Театр Древней Греции"
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

МОУ Кадетская школа-интернат Мензелинского муниципального района РТ.

Учитель истории и обществознания Белякова Лариса Николаевна.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»

ПАСПОРТ  ПРОЕКТА

  1. Название проекта:«Театр Древней Греции».
  2. Руководитель:.учитель истории
  3. Состав проектной группы:уч-ся 5 кл
  4. Тип проекта: творческий, комплексный, долгосрочный.
  5. Цель проекта:изучение нового материала о структуре древнегреческого театра и его роли в истории и культуре Древней Греции.
  6. Задачи проекта:
    • Формирование у обучающихся представления о театре Древней Греции;
    • Установление взаимосвязи между общественной жизнью Древней Греции, ее культурой;
    • Развитие мышления детей путем сравнения, обобщения, наблюдения;
    • Развитие творческого воображения, актерских способностей, навыков импровизации;
    • Стимулирование творческой активности.
  7. Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:
    • Какова история возникновения театра в Древней Греции?
    • Из каких частей состоял театр?
    • Кто играл в древнегреческом театре?
    • Какие пьесы исполнялись?
  8. В результате проекта учащиеся смогут:

Рассказать о появлении театра; назвать некоторые особенности театра Древней Греции; находить общее и различное в современном и древнегреческом театрах; различать жанры пьес; проявить свое актерское мастерство.

  1. Отчет о проекте: открытое занятие, оформление проектной папки, создание компьютерной презентации.

ОРГАНИЗАЦИЯ  ПРОЕКТА

  • этап.  Постановка проблемы, определение цели и задач.

Изучая тему «Античный театр» один из учащихся рассказал о том, что с родителями был в туристической поездке в Греции и видел театр в Афинах и Эпидавре. Рассказал о ярких впечатлениях и эмоциях. Детей заинтересовали подробности строения здания древнегреческого театра; как актеры играли, во что были одеты; драматургия того времени. И в чем отличие театра Древней Греции от театра наших дней. В ходе размышлений и беседы дети выявили проблему: «Как возник театр в Древней Греции? Его влияние на современный театр?»

В соответствии с проблемой, учащиеся вместе с преподавателем поставили задачи для дельнейшего решения проблемы:

  1. узнать про театр Древней Греции как можно больше.
  2. по возможности полученные знания применить на практике (изготовление масок, постановка, состязание и т.п.).

 

 

  • этап.  Организация работы в рамках проекта.
  • Сбор, анализ и систематизация информации об истории, его драматургии, архитектуры и устройства театра Древней Греции.
  • Беседы и презентации об истории театра.
  • Театрализованное чтение отрывков из древнегреческих произведений.
  • Практически применить знания:
  • Постановка отрывков из произведений древнегреческих авторов.
  • Создание театральной маски.
  • Участие в состязании.
  • Выставка масок изготовленных обучающимися.

 

  • этап.  Презентация результатов творческой работы.
  • Открытый урок – состязание.
  • Оформление проектной папки и компьютерной презентации.

     Цикл уроков по теме «Театр Древней Греции» состоит из 4 занятий, которые знакомят учащихся с возникновением и развитием древнегреческого театра; с творчеством выдающихся драматургов того времени, театральными жанрами и сюжетами пьес; особенностями архитектуры театров и ролью театральной маски в актерской игре. Развивают у учащихся умение инсценировать драматические произведения, культуру речи; умение анализировать и высказывать свое мнение. Воспитывают интерес и уважительное отношение к истории древнейшей цивилизации и театральному искусству в целом.

 

№ П\П

Тема урока:

Цели урока:

  1.  

«Возникновение театра в Древней Греции, его структура»

 

Обучающие: знакомство с историей возникновения театра в Древней Греции,  терминологией, особенностями зданий древнегреческих театров.

Развивающие: развитие аналитического мышления, творческого воображения, навыков самоанализа и самоконтроля.

Воспитательные: развитие эмоциональной и творческой активности учащихся, воспитание интереса к культуре и истории театра.

  1.  

«Актерское искусство и маски древнегреческого театра»

 

Обучающие: изучение нового материала, связанного со структурой древнегреческого театра, актерским искусством, знакомство с новыми понятиями.

Развивающие:развитие творческих навыков работы при создании театральной маски.

Воспитательные: установление связи традиций древнегреческого театра с современным, углубление эстетических потребностей учащихся.

  1.  

«Жанры древнегреческого театра»

 

Обучающие: знакомство с жанрами древнегреческой драматургии, изучение эпизодов из пьес Софокла и Еврипида.

Развивающие: развитие умения инсценировать драматическое произведение.

Воспитательные: Развивать эстетический вкус, способности к театральному творчеству, к импровизации; развивать умение работать с различными источниками информации.

  1.  

«Театр Древней Греции»

 

 

Обучающие: закрепление полученных знаний о древнегреческом театре.

Развивающие: обобщить и систематизировать у учащихся представления о театре Древней Греции.

Воспитательные: формирование личностных качеств: коллективизма, ответственности.

ПО ОКОНЧАНИИ ПРОЕКТА УЧАЩИМСЯ ЗАДАВАЛИСЬ ВОПРОСЫ:

  • Понравилось ли вам работать над проектом «Театр Древней Греции»?
  • Что запомнилось больше всего?
  • Изменилось ли отношение к истории Древней Греции?
  • Что нового для себя вы узнали о культуре древнегреческого народа?
  • Понятна ли вам разница между современным театром и древнегреческим?
  • Можете назвать драматургов Древней Греции?
  • Хотите ли вы еще участвовать в подобных проектах?

        В ходе этого опроса выяснилось, что кому-то больше понравилась прикладная работа – изготовление маски; кому-то работа с текстами – эпизодами пьес; кто-то наибольшее удовольствие получил от выступления на сцене.  Это говорит о том, что проект – это та форма работы с детьми, которая позволяет найти индивидуальный подход к каждому учащемуся.

       Всем понравилось обилие наглядного материала, работа с макетом. Даже домашнее задание – подготовить маленькие сообщения о театре Древней Греции не вызвали возмущения и недовольства. Благодаря тому, что дети сами подсказали тему проекта они и работали над ней с энтузиазмом.

 

  • Урок     «Возникновение театра в Древней Греции, его структура»

Цели:

Обучающие: знакомство с историей возникновения театра в Древней Греции,  терминологией, особенностями зданий древнегреческих театров.

Развивающие: развитие аналитического мышления, творческого воображения, навыков самоанализа и самоконтроля.

Воспитательные: развитие эмоциональной и творческой активности учащихся, воспитание интереса к культуре и истории театра.

Оборудование:компьютер, школьная доска, таблицы-словарики каждого учащегося, фотографии и схемы театров Древней Греции, термины в печатном виде и дата рождения театра, макет древнегреческого театра, текст для чтеца.

 

Содержание урока:

  1. Организационный момент.

Преп.: Рада приветствовать всех интересующихся историей театра. Тема урока не совсем обычная, она раскрывает возникновение не только театра Древней Греции, но и истоки современного театра. Но обо всем по порядку.

  1. Изучение нового материала.

Преп.: Во время наших встреч вы узнаете много новых и уже знакомых вам слов, все они греческого происхождения. Чтобы легче их было запомнить  и уместно употреблять у каждого из вас будет заведен словарик.

Запишите первое слово в ваши словарики:

 ТЕАТР – место для зрелищ.

Древнегреческий театр возник более 2500 лет назад и генетически восходит к культовым обрядам глубокой древности (охота, земледелие, проводы зимы, заупокойный плач). При всей примитивности и простоте древних игровых обрядов, в них уже можно заметить ростки будущего театрального действия  сочетания музыки, танца, песни, слова. Собственно греческий театр произошел от празднеств в честь Диониса – бога виноделия, которые справлялись весной и осенью, длившихся несколько дней и представлявших собой торжественные процессии, мистерии, называвшиеся Великие Дионисии,  а затем состязания драматургов, поэтов, хоров в специально построенном для этих целей здании. Театр играл большую роль в общественной и культурной жизни древнегреческого города. Эти дни объявлялись нерабочими и все население города обязано было прийти на праздник.

Один из учащихся зачитывает текст. В это время преподаватель показывает слайды и иллюстрации:Когда под звуки флейт и свирелей Дионис приходит в Грецию, то в стране начинается весна, пригревает солнце, расцветают цветы, происходит новое возрождение жизни. Во время Великих Дионисий греки пили молодое вино, устраивали шумные шествия по улицам городов, водили хороводы и маленькие представления из жизни самого веселого из богов. В греческих мифах говорится, что Дионис везде появляется в окружении сатиров – это лесные боги с козлиными рогами, хвостами и копытами. Они поют дифирамбы – хвалебные песни в честь бога Диониса. Предводителя сатиров называли корифей, позже и главного в хоре станут так называть.

Преп.: давайте запишем значения новых слов в словарик.

ДИОНИС – бог виноделия.

ДИФИРАМБЫ – хвалебные песни.

КОРИФЕЙ – предводитель сатиров,  (позже главный в хоре).

САТИРЫ – лесные боги с козлиными рогами, хвостами и копытами, спутники Диониса.

 

Преп.: Мы и сегодня можем слышать выражение «петь дифирамбы», т. е. прославлять кого-либо, а корифеем сейчас называют выдающихся деятелей культуры и науки.

 

Преп.:  Участники шествий раскрашивали лица или надевали маски, привязывали бороды, одевались в шкуры козлов, чтобы походить на сатиров, спутников Диониса. Эти праздники были настолько популярными, что правитель Писистрат решил сделать их государственными и установил трехдневные театральные представления для празднования Дионисий 27 марта 534 года до Н.Э. Эта  дата сегодня нам известна как «День театра».

 

Преп.:  Театральное здание, обычно располагалось на естественных холмах,  Театр Диониса в Афинах расположился на холме Акрополя.

 Характер представлений обусловливал и вид театрального сооружения. Театр  был массовым. Театр в Афинах вмещал до 27000 человек. Театр в Мегалополе – 44000 человек.    

 Театр был без крыши и состоялиз трех основных частей: орхестры (от глагола «пляшу»), мест для зрителей  - театрона(от глагола «смотрю») и скены (от греч. «палатка»).  

 

(Демонстрируется схема театра и учащиеся работают с макетом).

 Древнейшей из этих частей  является орхестра – круглая площадка, на которой выступали хор и актеры. Поскольку актеру приходилось уходить и вновь выходить на орхестру для переодевания, то против мест для зрителей было построено маленькое деревянное сооружение – скена.  Постепенно скена превратилась в заднюю трехмерную декорацию.  Действие стало перемещаться с середины орхестры на задний план, ближе к декорациям. Чтобы фиксировать внимание зрителей на скене – ее по бокам стали ограничивать двумя пристроенными флигелями – параскениями, каждый из которых имел тоже по выходу на орхестру. 

               Драматургия стимулировала процесс обновления обустройства театрального пространства.  В V  веке в театре уже было несколько простых театральных механизмов.

             Первая машина – эккиклема – представляла платформу на колесах, выкатываемую на колесах из «царской двери» на орхестру по особым желобам. Это был своеобразный «крупный план» - условный показ того, что происходило внутри помещения скены – дома, дворца или храма. Это могли быть трупы убитых героев, поскольку сцены самих убийств не принято было показывать зрителям.

             Другая машина – эорема или механэ – служила для появления персонажа над зданием скены и представляла собой подъемный кран, прикрепленный изнутри к верхним балкам здания скены. В трагедии обычно использовалась в финале для эффектного появления богов.

             Третья машина – дистегия – внутренний подъемник, дававший возможность действующим лицам показываться изнутри скены на разных высотах – на балконе, в окне и т.д.

          В дни празднеств театр не имел никаких украшений, кроме этого архитектурного убранства – колоннады, статуи Диониса, алтаря в центре. Для драматизированных празднеств за трибуной выдвигали легкую передвижную перегородку с рядом прорезанных в ней дверей. Расписанные декорации навешивались на перегородку.

         Известно существование театров, в которых занавес, натянутый перед сценой, опускался во время действия.

         Публика на подобных зрелищах была представлена всеми социальными слоями Афинского общества. Однако  замужним женщинам и подросткам было разрешено посещать только трагедии.  Рабы могли посещать представления только в качестве сопровождающих своих господ.  

        Посещение представлений сначала было бесплатным. А когда устроители спектаклей стали брать входную плату, то Перикл, правитель Афин, в середине V  века учредил специальную кассу для раздачи беднякам «Зрелищных денег» - теорикон.

 

Преп.:  Продолжаем заполнять наш словарик.

ОРХЕСТРА – круглая или полукруглая площадка для выступления актеров.

ТЕАТРОН – места для почетных зрителей (от глагола «смотрю»).

СКЕНА – пристройка около сцены (от греч. «палатка»). 

ТЕОРИКОН – «зрелищные деньги».

Преп.:  Вам эти слова кажутся знакомыми?

На какие слова они похожи?

  1. Закрепление нового материала.

Презентация  «ГЛАВНЕЙШИЕ ГРЕЧЕСКИЕ ТЕАТРЫ»

  1. Итог урока.

Вопросы к учащимся:

- Какова история возникновения театра в Древней Греции?

- Из каких частей он состоял?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что особенно понравилось на уроке?

2 Урок.      «Актерское искусство и маски древнегреческого театра»

Цели:

Обучающие: изучение нового материала, связанного со структурой древнегреческого театра, актерским искусством, знакомство с новыми понятиями.

Развивающие:развитие творческих навыков работы при создании театральной маски.

Воспитательные: установление связи традиций древнегреческого театра с современным, углубление эстетических потребностей учащихся.

Оборудование:компьютер, школьная доска, таблицы-словарики каждого учащегося, фотографии масок и актеров, термины в печатном виде, бумага формата А-3 белая, бумага гофрированная, цветная, ножницы, клей, карандаши, шаблоны для лица.

 Содержание урока:

  1. Организационный момент.

Преп.: мы продолжаем знакомство с театром Древней Греции. Сегодня мы поговорим об особенностях актерской игры, еще у нас будет творческая работа, о которой вы узнаете позже.

  1. Изучение нового материала.

    

Преп.: Первоначально главным действующим лицом был хориз 12 человек, при Софокле – из 15. В комедии хор состоял из 24 человек, он выражал точку зрения идеального зрителя. В партиях хора  раскрывался смысл спектакля. Первоначально актерами были авторы-драматурги, о них мы поговорим на отдельном уроке, потом стали появляться профессиональные актеры с выработанной техникой, индивидуальной манерой игры. Их называли Мастерами Диониса, и, поскольку организация спектаклей была частью государственного культа, эта профессия была почетной, ей могли заниматься свободные полноправные граждане. Актер на первые роли назывался протагонистом, двое других – девтерагонистом и тритагонистом.

Преп.: Начналось представление чествованием почетных граждан, затем приносили жертву Дионису, только потом начиналось собственно театральное действие, о чем возвещали звуки флейт: выходил хор с корифеем-запевалойво главе. Текст пьесы всегда был стихотворным, поэтому античных драматургов называли драматическим поэтами.

      Все актеры были мужчинами (женщины не имели полноты политических прав), которые меняли несколько раз костюмы и маски. К ним в последствии прибавились статисты – лица без речей. Поскольку героями спектаклей являлись мифологические персонажи, им старались придать огромный рост, что достигалось с помощью котурнов – сапог на высоких подметках, высокой шевелюры, толстых подкладок под одежду. Общей чертой костюмов была яркость и пестрота. В основе трагического костюма лежало одеяние дионисовых жрецов – пышное, яркое, многоцветное. Под верхнюю сценическую одежду (хитон) актеры надевали «толщинки», на хитон набрасывали плащ (хламида).

Преп.: Давайте запишем новые слова в словарики.

ХИТОН – верхняя одежда греков.

ХЛАМИДА – плащ.

КОТУРНЫ – сапоги с высокими подставками под подошвами.

ПРОТАГОНИСТ – актер на первые роли.

      Преп.:  Трагический актер, лишенный мимики, в утяжеляющих одеждах, на высоких подставках был малоподвижен. Он должен был виртуозно владеть движениями и жестом.  Комический же актер, напротив, двигаться должен был как можно больше. Он использовал цирковые приемы, кувырки, жонглирование, пел, плясал и т.п. И те, и другие должны были очень четко и красиво говорить. Дикции, голосу придавалось большое значение.

        Исполнители в трагедии и комедии были совершенно различными.  Это обусловлено различным происхождением обоих жанров. Прототипом трагических актеров были жрецы и другие исполнители культа, а комические актеры вышли из мимов – подражателей, скоморохов, – болтунов, шутников. У трагиков требовался пафос, а у комедиантов – шутовство.

      На лица актеры надевали маски, которые могли передать только типическое выражение и производили впечатление полной неподвижности. В разные моменты маски менялись. Все маски были с раскрытыми ртами, чтобы свободно мог звучать голос исполнителя. В комедиях и сатировских драмах костюмы и маски должны были вызвать смех у зрителя, поэтому они отличались нарочитой уродливостью, подчеркнутостью отрицательных черт персонажа. Маски мужских персонажей всегда были темных цветов, женских – белых и светлых. Раздражительность обозначалась багровым цветом маски, хитрость – рыжим, болезненность – желтым и т.д. Функцией масок было донести смысл происходящего до зрителей дальних рядов.

  1. Закрепление пройденного материала.

Презентация «МАСКИ»

  1. Творческое задание.

Преп.:  Так что же такое маска? Давайте запишем в словарики:

МАСКА -  специальная накладка на лицо с вырезами для глаз и рта, изображавшая человеческое лицо, звериную морду, бога или духа и т. п.

Преп.:  Маски были комические и трагические. Давайте проведем маленький опыт: я вам раздам шаблоны лица, а вы с помощью картонных заготовок изобразите какие-то эмоции: грусть, гнев, печаль, веселье, коварство…

Преп.:  А теперь обещанное творческое задание. Давайте попробуем сделать маски для древнегреческого театра.

Перед началом изготовления дети знакомятся с этапами создания маски, выбирают комическую или трагическую маску для изготовления, украшают маску с помощью цветной и гофрированной бумаги.

Преп.:  Теперь мы можем оформить выставку «Масок Древней Греции».

  1. Итог урока.

Вопросы к учащимся:

- Что нового узнали на уроке?

- Какие маски бывают?

- Кто играл в древнегреческом театре?

 

 3 Урок «Жанры древнегреческого театра»

Цели:

Обучающие: знакомство с жанрами древнегреческой драматургии, изучение эпизодов из пьес Софокла и Еврипида.

Развивающие: развитие умения инсценировать драматическое произведение, понимать особый вид драматургии.

Воспитательные: Развивать эстетический вкус, способности к театральному творчеству, к импровизации; развивать умение работать с различными источниками информации.

Оборудование:школьная доска, таблицы-словарики каждого учащегося, фотографии и схемы театров Древней Греции, термины в печатном виде и дата рождения театра, тексты для актеров.

 Содержание урока:

  1. Организационный момент.

Преп.: Сегодня мы с вами попадем в театр Древней Греции на Великие Дионисии. Сегодня в театре будут показаны пьесы: комедия и трагедия. Давайте с вами разберемся что это за пьесы такие и откуда они берут свое начало, кто их придумал.

  1. Изучение нового материала.

В Афинах Великие Дионисииначинались торжественным выносом статуи Диониса из посвященного ему храма и шествием праздничной процессии вакханок, сатиров. В ходе процессии участники шествия плясали, распевали дифирамбы и фаллические песни, осуществляя, таким образом, магию оплодотворения земли. Считают, что от дифирамбов произошла древнегреческая трагедия, от фаллических песен – комедия. На следующий день процессия направлялась по улице Треножников к зданию театра на склоне холма Акрополя.

 Трагедия по-гречески  песнь козлов (трагос и оде). Аналогичнокомедия производится откосмос и оде песнь о шествии бражников. В дальнейшем трагедия стала использовать не только сюжеты, связанные с Дионисом, но и сюжеты из жизни города; героем трагедии был человек борющийся за справедливость с внешними силами, с богами. Хор сатиров заменил хор людей  появилась сатировская драма, новый жанр. Так в древнегреческого театре образовались три жанра: трагедия, комедия, сатировская драма, которая служила заключительной частью трагедии  тетралогии.

Структура античной драмы была такова: начальная часть до вступления хора – пролог, первая песня хора, с которой он входил на орхестру, – парод(проход), дальнейшие диалоги – эписодии(привходящие), заключительная часть драмы – эксод (исход), когда хор удалялся из орхестры. У Эсхила хор играл важную роль и был главным действующим лицом. У Софокла он уже второстепенен, у Еврипида песни хора – вставки между актами. Греческая драма (трагедия) совмещала в себе декламацию, пение, пляску и музыку, напоминая оперные представления. Герои были игрушками в руках Судьбы-Рока, которая в образе богов (принцип античной драмы – deus ex maxina, бог из машины) вмешивалась в действие спектакля. В представлении комедии было полно буффонады, гротеска, карикатуры, оно уносило зрителя в мир фантазии, сказки.

Преп.: Давайте запишем новые слова.

КОМЕДИЯ – (от греч. Komos – веселая толпа и oide – песнь) произведение, изображающее такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех. В комедии действующими лицами являлись обычные люди, современники автора и зрителей.

ТРАГЕДИЯ – (от греч. tragos – козел и – oideпеснь – буквально «песнь козлов») произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя. В трагедии действовали герои мифов, боги и герои.

ДРАМА – это пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен и разрешим. Соединяет в себе трагическое и комическое.

Преп.: Все  театральные постановки проводились в виде состязаний – агона. Зрители аплодисментами, свистом и криками выбирали победителя, венчала его венком из плюща. Если пьеса не нравилась, то зрители могли освистать автора, и закидать актеров оливками или камнями. Эсхил – отец древнегреческой трагедии в театральных состязаниях не избежал поражений и вынужден был переселиться из Афин в Сицилию. Меньше всего побеждал Еврипид. Софокл считался баловнем судьбы, одержал 24 полные победы.

(показываются фотографии , иллюстрации).

  1. Закрепление пройденного материала.

Преп.: Театр просвещал и воспитывал в гражданах честность и доброту, любовь к родине и готовность пожертвовать ради нее и этих идеалов своей жизнью. Сейчас мы с вам туда и отправимся, чтобы все понимать, нам нужно повторить словарные слова.

       (Работа со словариками).

Преп.: А теперь возьмите ТЕОРИКОН – «зрелищные деньги» и скорее в театр.

  1. Постановки учащимися трагедии и комедии.

(просмотр эпизодов из трагедии Еврипида «Елена» и комедии Аристофана «Лягушки»)

  1. Итог урока.

Вопросы учащимся:

- что нового вы узнали на уроке?

- какой отрывок вам больше понравился?

- есть ли общее у древнегреческого театра с современным?

 

4 Урок          «Театр Древней Греции»

Цели:

Обучающие: закрепление полученных знаний о древнегреческом театре.

Развивающие: обобщить и систематизировать у учащихся представления о театре Древней Греции.

Воспитательные: формирование личностных качеств: коллективизма, ответственности, стимулирование творческой активности.

Оборудование:компьютер, школьная доска, таблицы-словарики каждого учащегося, фотографии и схемы театров Древней Греции, термины в печатном виде и дата рождения театра, макет древнегреческого театра, кроссворды, выставка масок.

 Содержание урока:

  1. Организационный момент.

Преп.: Из предыдущих занятий вам известно, что театральные представления в Древней Греции проходили как соревнования авторов пьес и актеров. Поэтому наше итоговое открытое занятие имеет форму агона – состязания команд, состоящего из трех туров – по количеству дней Великих Дионисий. Судить состязание будут зрители своими аплодисментами, свистом и криками как в настоящем древнегреческом театре.

  1. Интеллектуальная игра.

1 тур. Решение кроссворда для закрепления изученных терминов.

2 тур. Показ любого мифа о подвигах Геракла (домашнее задание).

3 тур. Составление таблицы: «Общее и различное в театре Древней Греции и современном».

Преп.: Я вам буду зачитывать особенности театра, а вы их заносить в нужную графу.

  • Играют комедии и трагедии;
  • Играют только в масках;
  • Есть билеты;
  • Представления 3 раза в год;
  • Играют только мужчины;
  • Играют женщины и мужчины;
  • Представления только днем;
  • Представления длятся 3 дня;
  • Много разных жанров;
  • Играют без масок; 
  • Представление в любое время года;
  • Есть сцена, место для оркестра, хранение декораций;
  • Места для зрителей;
  • Отдельное здание;
  • Представление в любое время суток.

Учащимися составляется схема, в которую заносятся отличия на их взгляд и общее между современным театральным искусством и древнегреческим, потом вместе проверяется и обсуждается.

Общее:

  • Отдельное здание;
  • Есть сцена, место для оркестра, хранение декораций;
  • Есть билеты;
  • Места для зрителей;
  • Играют комедии и трагедии;

Различия:

 

греческий

современный

  • Играют комедии и трагедии;
  • Играют только в масках;
  • Представления только днем;
  • Представления длятся 3 дня;
  • Играют только мужчины.
  • Много разных жанров;
  • Играют без масок; 
  • Представление в любое время года;
  • Представление в любое время суток.
  • Играют женщины и мужчины.
  1. Подведение итогов.

(Слово предоставляется жюри).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Кадетская школа-интернат Мензелинского муниципального района РТ.

Учитель истории и обществознания Белякова Лариса Николаевна.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»

ПАСПОРТ  ПРОЕКТА

  1. Название проекта: «Театр Древней Греции».
  2. Руководитель:.учитель истории
  3. Состав проектной группы: уч-ся 5 кл
  4. Тип проекта: творческий, комплексный, долгосрочный.
  5. Цель проекта: изучение нового материала о структуре древнегреческого театра и его роли в истории и культуре Древней Греции.
  6. Задачи проекта:
  1. Формирование у обучающихся представления о театре Древней Греции;
  2. Установление взаимосвязи между общественной жизнью Древней Греции, ее культурой;
  3. Развитие мышления детей путем сравнения, обобщения, наблюдения;
  4. Развитие творческого воображения, актерских способностей, навыков импровизации;
  5. Стимулирование творческой активности.
  1. Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:
  1. Какова история возникновения театра в Древней Греции?
  2. Из каких частей состоял театр?
  3. Кто играл в древнегреческом театре?
  4. Какие пьесы исполнялись?
  1. В результате проекта учащиеся смогут:

Рассказать о появлении театра; назвать некоторые особенности театра Древней Греции; находить общее и различное в современном и древнегреческом театрах; различать жанры пьес; проявить свое актерское мастерство.

  1. Отчет о проекте: открытое занятие, оформление проектной папки, создание компьютерной презентации.

ОРГАНИЗАЦИЯ  ПРОЕКТА

  1. этап.  Постановка проблемы, определение цели и задач.

Изучая тему «Античный театр» один из учащихся рассказал о том, что с родителями был в туристической поездке в Греции и видел театр в Афинах и Эпидавре. Рассказал о ярких впечатлениях и эмоциях. Детей заинтересовали подробности строения здания древнегреческого театра; как актеры играли, во что были одеты; драматургия того времени. И в чем отличие театра Древней Греции от театра наших дней. В ходе размышлений и беседы дети выявили проблему: «Как возник театр в Древней Греции? Его влияние на современный театр?»

В соответствии с проблемой, учащиеся вместе с преподавателем поставили задачи для дельнейшего решения проблемы:

  1. узнать про театр Древней Греции как можно больше.
  2. по возможности полученные знания применить на практике (изготовление масок, постановка, состязание и т.п.).

  1. этап.  Организация работы в рамках проекта.
  1. Сбор, анализ и систематизация информации об истории, его драматургии, архитектуры и устройства театра Древней Греции.
  2. Беседы и презентации об истории театра.
  3. Театрализованное чтение отрывков из древнегреческих произведений.
  4. Практически применить знания:
  1. Постановка отрывков из произведений древнегреческих авторов.
  2. Создание театральной маски.
  3. Участие в состязании.
  1. Выставка масок изготовленных обучающимися.

  1. этап.  Презентация результатов творческой работы.
  1. Открытый урок – состязание.
  2. Оформление проектной папки и компьютерной презентации.

     Цикл уроков по теме «Театр Древней Греции» состоит из 4 занятий, которые знакомят учащихся с возникновением и развитием древнегреческого театра; с творчеством выдающихся драматургов того времени, театральными жанрами и сюжетами пьес; особенностями архитектуры театров и ролью театральной маски в актерской игре. Развивают у учащихся умение инсценировать драматические произведения, культуру речи; умение анализировать и высказывать свое мнение. Воспитывают интерес и уважительное отношение к истории древнейшей цивилизации и театральному искусству в целом.

№ П\П

Тема урока:

Цели урока:

«Возникновение театра в Древней Греции, его структура»

Обучающие: знакомство с историей возникновения театра в Древней Греции,  терминологией, особенностями зданий древнегреческих театров.

Развивающие: развитие аналитического мышления, творческого воображения, навыков самоанализа и самоконтроля.

Воспитательные: развитие эмоциональной и творческой активности учащихся, воспитание интереса к культуре и истории театра.

«Актерское искусство и маски древнегреческого театра»

Обучающие: изучение нового материала, связанного со структурой древнегреческого театра, актерским искусством, знакомство с новыми понятиями.

Развивающие: развитие творческих навыков работы при создании театральной маски.

Воспитательные: установление связи традиций древнегреческого театра с современным, углубление эстетических потребностей учащихся.

«Жанры древнегреческого театра»

Обучающие: знакомство с жанрами древнегреческой драматургии, изучение эпизодов из пьес Софокла и Еврипида.

Развивающие: развитие умения инсценировать драматическое произведение.

Воспитательные: Развивать эстетический вкус, способности к театральному творчеству, к импровизации; развивать умение работать с различными источниками информации.

«Театр Древней Греции»

Обучающие: закрепление полученных знаний о древнегреческом театре.

Развивающие: обобщить и систематизировать у учащихся представления о театре Древней Греции.

Воспитательные: формирование личностных качеств: коллективизма, ответственности.

ПО ОКОНЧАНИИ ПРОЕКТА УЧАЩИМСЯ ЗАДАВАЛИСЬ ВОПРОСЫ:

  1. Понравилось ли вам работать над проектом «Театр Древней Греции»?
  2. Что запомнилось больше всего?
  3. Изменилось ли отношение к истории Древней Греции?
  4. Что нового для себя вы узнали о культуре древнегреческого народа?
  5. Понятна ли вам разница между современным театром и древнегреческим?
  6. Можете назвать драматургов Древней Греции?
  7. Хотите ли вы еще участвовать в подобных проектах?

        В ходе этого опроса выяснилось, что кому-то больше понравилась прикладная работа – изготовление маски; кому-то работа с текстами – эпизодами пьес; кто-то наибольшее удовольствие получил от выступления на сцене.  Это говорит о том, что проект – это та форма работы с детьми, которая позволяет найти индивидуальный подход к каждому учащемуся.

       Всем понравилось обилие наглядного материала, работа с макетом. Даже домашнее задание – подготовить маленькие сообщения о театре Древней Греции не вызвали возмущения и недовольства. Благодаря тому, что дети сами подсказали тему проекта они и работали над ней с энтузиазмом.

  1. Урок     «Возникновение театра в Древней Греции, его структура»

Цели:

Обучающие: знакомство с историей возникновения театра в Древней Греции,  терминологией, особенностями зданий древнегреческих театров.

Развивающие: развитие аналитического мышления, творческого воображения, навыков самоанализа и самоконтроля.

Воспитательные: развитие эмоциональной и творческой активности учащихся, воспитание интереса к культуре и истории театра.

Оборудование: компьютер, школьная доска, таблицы-словарики каждого учащегося, фотографии и схемы театров Древней Греции, термины в печатном виде и дата рождения театра, макет древнегреческого театра, текст для чтеца.

 

Содержание урока:

  1. Организационный момент.

Преп.: Рада приветствовать всех интересующихся историей театра. Тема урока не совсем обычная, она раскрывает возникновение не только театра Древней Греции, но и истоки современного театра. Но обо всем по порядку.

  1. Изучение нового материала.

Преп.: Во время наших встреч вы узнаете много новых и уже знакомых вам слов, все они греческого происхождения. Чтобы легче их было запомнить  и уместно употреблять у каждого из вас будет заведен словарик.

Запишите первое слово в ваши словарики:

 ТЕАТР – место для зрелищ.

Древнегреческий театр возник более 2500 лет назад и генетически восходит к культовым обрядам глубокой древности (охота, земледелие, проводы зимы, заупокойный плач). При всей примитивности и простоте древних игровых обрядов, в них уже можно заметить ростки будущего театрального действия  сочетания музыки, танца, песни, слова. Собственно греческий театр произошел от празднеств в честь Диониса – бога виноделия, которые справлялись весной и осенью, длившихся несколько дней и представлявших собой торжественные процессии, мистерии, называвшиеся Великие Дионисии,  а затем состязания драматургов, поэтов, хоров в специально построенном для этих целей здании. Театр играл большую роль в общественной и культурной жизни древнегреческого города. Эти дни объявлялись нерабочими и все население города обязано было прийти на праздник.

Один из учащихся зачитывает текст. В это время преподаватель показывает слайды и иллюстрации: Когда под звуки флейт и свирелей Дионис приходит в Грецию, то в стране начинается весна, пригревает солнце, расцветают цветы, происходит новое возрождение жизни. Во время Великих Дионисий греки пили молодое вино, устраивали шумные шествия по улицам городов, водили хороводы и маленькие представления из жизни самого веселого из богов. В греческих мифах говорится, что Дионис везде появляется в окружении сатиров – это лесные боги с козлиными рогами, хвостами и копытами. Они поют дифирамбы – хвалебные песни в честь бога Диониса. Предводителя сатиров называли корифей, позже и главного в хоре станут так называть.

Преп.: давайте запишем значения новых слов в словарик.

ДИОНИС – бог виноделия.

ДИФИРАМБЫ – хвалебные песни.

КОРИФЕЙ – предводитель сатиров,  (позже главный в хоре).

САТИРЫ – лесные боги с козлиными рогами, хвостами и копытами, спутники Диониса.

Преп.: Мы и сегодня можем слышать выражение «петь дифирамбы», т. е. прославлять кого-либо, а корифеем сейчас называют выдающихся деятелей культуры и науки.

Преп.:  Участники шествий раскрашивали лица или надевали маски, привязывали бороды, одевались в шкуры козлов, чтобы походить на сатиров, спутников Диониса. Эти праздники были настолько популярными, что правитель Писистрат решил сделать их государственными и установил трехдневные театральные представления для празднования Дионисий 27 марта 534 года до Н.Э. Эта  дата сегодня нам известна как «День театра».

Преп.:  Театральное здание, обычно располагалось на естественных холмах,  Театр Диониса в Афинах расположился на холме Акрополя.

 Характер представлений обусловливал и вид театрального сооружения. Театр  был массовым. Театр в Афинах вмещал до 27000 человек. Театр в Мегалополе – 44000 человек.    

 Театр был без крыши и состоял из трех основных частей: орхестры (от глагола «пляшу»), мест для зрителей  - театрона(от глагола «смотрю») и скены (от греч. «палатка»).  

(Демонстрируется схема театра и учащиеся работают с макетом).

 Древнейшей из этих частей  является орхестра – круглая площадка, на которой выступали хор и актеры. Поскольку актеру приходилось уходить и вновь выходить на орхестру для переодевания, то против мест для зрителей было построено маленькое деревянное сооружение – скена.  Постепенно скена превратилась в заднюю трехмерную декорацию.  Действие стало перемещаться с середины орхестры на задний план, ближе к декорациям. Чтобы фиксировать внимание зрителей на скене – ее по бокам стали ограничивать двумя пристроенными флигелями – параскениями, каждый из которых имел тоже по выходу на орхестру.  

               Драматургия стимулировала процесс обновления обустройства театрального пространства.  В V  веке в театре уже было несколько простых театральных механизмов.

             Первая машина – эккиклема – представляла платформу на колесах, выкатываемую на колесах из «царской двери» на орхестру по особым желобам. Это был своеобразный «крупный план» - условный показ того, что происходило внутри помещения скены – дома, дворца или храма. Это могли быть трупы убитых героев, поскольку сцены самих убийств не принято было показывать зрителям.

             Другая машина – эорема или механэ – служила для появления персонажа над зданием скены и представляла собой подъемный кран, прикрепленный изнутри к верхним балкам здания скены. В трагедии обычно использовалась в финале для эффектного появления богов.

             Третья машина – дистегия – внутренний подъемник, дававший возможность действующим лицам показываться изнутри скены на разных высотах – на балконе, в окне и т.д.

          В дни празднеств театр не имел никаких украшений, кроме этого архитектурного убранства – колоннады, статуи Диониса, алтаря в центре. Для драматизированных празднеств за трибуной выдвигали легкую передвижную перегородку с рядом прорезанных в ней дверей. Расписанные декорации навешивались на перегородку.

         Известно существование театров, в которых занавес, натянутый перед сценой, опускался во время действия.

         Публика на подобных зрелищах была представлена всеми социальными слоями Афинского общества. Однако  замужним женщинам и подросткам было разрешено посещать только трагедии.  Рабы могли посещать представления только в качестве сопровождающих своих господ.  

        Посещение представлений сначала было бесплатным. А когда устроители спектаклей стали брать входную плату, то Перикл, правитель Афин, в середине V  века учредил специальную кассу для раздачи беднякам «Зрелищных денег» - теорикон.

Преп.:  Продолжаем заполнять наш словарик.

ОРХЕСТРА – круглая или полукруглая площадка для выступления актеров.

ТЕАТРОН – места для почетных зрителей (от глагола «смотрю»).

СКЕНА – пристройка около сцены (от греч. «палатка»).  

ТЕОРИКОН – «зрелищные деньги».

Преп.:  Вам эти слова кажутся знакомыми?

На какие слова они похожи?

  1. Закрепление нового материала.

Презентация  «ГЛАВНЕЙШИЕ ГРЕЧЕСКИЕ ТЕАТРЫ»

  1. Итог урока.

Вопросы к учащимся:

- Какова история возникновения театра в Древней Греции?

- Из каких частей он состоял?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что особенно понравилось на уроке?

2 Урок.      «Актерское искусство и маски древнегреческого театра»

Цели:

Обучающие: изучение нового материала, связанного со структурой древнегреческого театра, актерским искусством, знакомство с новыми понятиями.

Развивающие: развитие творческих навыков работы при создании театральной маски.

Воспитательные: установление связи традиций древнегреческого театра с современным, углубление эстетических потребностей учащихся.

Оборудование: компьютер, школьная доска, таблицы-словарики каждого учащегося, фотографии масок и актеров, термины в печатном виде, бумага формата А-3 белая, бумага гофрированная, цветная, ножницы, клей, карандаши, шаблоны для лица.

 Содержание урока:

  1. Организационный момент.

Преп.: мы продолжаем знакомство с театром Древней Греции. Сегодня мы поговорим об особенностях актерской игры, еще у нас будет творческая работа, о которой вы узнаете позже.

  1. Изучение нового материала.

     

Преп.: Первоначально главным действующим лицом был хор из 12 человек, при Софокле – из 15. В комедии хор состоял из 24 человек, он выражал точку зрения идеального зрителя. В партиях хора  раскрывался смысл спектакля. Первоначально актерами были авторы-драматурги, о них мы поговорим на отдельном уроке, потом стали появляться профессиональные актеры с выработанной техникой, индивидуальной манерой игры. Их называли Мастерами Диониса, и, поскольку организация спектаклей была частью государственного культа, эта профессия была почетной, ей могли заниматься свободные полноправные граждане. Актер на первые роли назывался протагонистом, двое других – девтерагонистом и тритагонистом.

Преп.: Начналось представление чествованием почетных граждан, затем приносили жертву Дионису, только потом начиналось собственно театральное действие, о чем возвещали звуки флейт: выходил хор с корифеем-запевалой во главе. Текст пьесы всегда был стихотворным, поэтому античных драматургов называли драматическим поэтами.

      Все актеры были мужчинами (женщины не имели полноты политических прав), которые меняли несколько раз костюмы и маски. К ним в последствии прибавились статисты – лица без речей. Поскольку героями спектаклей являлись мифологические персонажи, им старались придать огромный рост, что достигалось с помощью котурнов – сапог на высоких подметках, высокой шевелюры, толстых подкладок под одежду. Общей чертой костюмов была яркость и пестрота. В основе трагического костюма лежало одеяние дионисовых жрецов – пышное, яркое, многоцветное. Под верхнюю сценическую одежду (хитон) актеры надевали «толщинки», на хитон набрасывали плащ (хламида).

Преп.: Давайте запишем новые слова в словарики.

ХИТОН – верхняя одежда греков.

ХЛАМИДА – плащ.

КОТУРНЫ – сапоги с высокими подставками под подошвами.

ПРОТАГОНИСТ – актер на первые роли.

      Преп.:  Трагический актер, лишенный мимики, в утяжеляющих одеждах, на высоких подставках был малоподвижен. Он должен был виртуозно владеть движениями и жестом.  Комический же актер, напротив, двигаться должен был как можно больше. Он использовал цирковые приемы, кувырки, жонглирование, пел, плясал и т.п. И те, и другие должны были очень четко и красиво говорить. Дикции, голосу придавалось большое значение.

        Исполнители в трагедии и комедии были совершенно различными.  Это обусловлено различным происхождением обоих жанров. Прототипом трагических актеров были жрецы и другие исполнители культа, а комические актеры вышли из мимов – подражателей, скоморохов, – болтунов, шутников. У трагиков требовался пафос, а у комедиантов – шутовство.

      На лица актеры надевали маски, которые могли передать только типическое выражение и производили впечатление полной неподвижности. В разные моменты маски менялись. Все маски были с раскрытыми ртами, чтобы свободно мог звучать голос исполнителя. В комедиях и сатировских драмах костюмы и маски должны были вызвать смех у зрителя, поэтому они отличались нарочитой уродливостью, подчеркнутостью отрицательных черт персонажа. Маски мужских персонажей всегда были темных цветов, женских – белых и светлых. Раздражительность обозначалась багровым цветом маски, хитрость – рыжим, болезненность – желтым и т.д. Функцией масок было донести смысл происходящего до зрителей дальних рядов.

  1. Закрепление пройденного материала.

Презентация «МАСКИ»

  1. Творческое задание.

Преп.:  Так что же такое маска? Давайте запишем в словарики:

МАСКА -  специальная накладка на лицо с вырезами для глаз и рта, изображавшая человеческое лицо, звериную морду, бога или духа и т. п.

Преп.:  Маски были комические и трагические. Давайте проведем маленький опыт: я вам раздам шаблоны лица, а вы с помощью картонных заготовок изобразите какие-то эмоции: грусть, гнев, печаль, веселье, коварство…

Преп.:  А теперь обещанное творческое задание. Давайте попробуем сделать маски для древнегреческого театра.

Перед началом изготовления дети знакомятся с этапами создания маски, выбирают комическую или трагическую маску для изготовления, украшают маску с помощью цветной и гофрированной бумаги.

Преп.:  Теперь мы можем оформить выставку «Масок Древней Греции».

  1. Итог урока.

Вопросы к учащимся:

- Что нового узнали на уроке?

- Какие маски бывают?

- Кто играл в древнегреческом театре?

 3 Урок  «Жанры древнегреческого театра»

Цели:

Обучающие: знакомство с жанрами древнегреческой драматургии, изучение эпизодов из пьес Софокла и Еврипида.

Развивающие: развитие умения инсценировать драматическое произведение, понимать особый вид драматургии.

Воспитательные: Развивать эстетический вкус, способности к театральному творчеству, к импровизации; развивать умение работать с различными источниками информации.

Оборудование: школьная доска, таблицы-словарики каждого учащегося, фотографии и схемы театров Древней Греции, термины в печатном виде и дата рождения театра, тексты для актеров.

 Содержание урока:

  1. Организационный момент.

Преп.: Сегодня мы с вами попадем в театр Древней Греции на Великие Дионисии. Сегодня в театре будут показаны пьесы: комедия и трагедия. Давайте с вами разберемся что это за пьесы такие и откуда они берут свое начало, кто их придумал.

  1. Изучение нового материала.

В Афинах Великие Дионисии начинались торжественным выносом статуи Диониса из посвященного ему храма и шествием праздничной процессии вакханок, сатиров. В ходе процессии участники шествия плясали, распевали дифирамбы и фаллические песни, осуществляя, таким образом, магию оплодотворения земли. Считают, что от дифирамбов произошла древнегреческая трагедия, от фаллических песен – комедия. На следующий день процессия направлялась по улице Треножников к зданию театра на склоне холма Акрополя.

 Трагедия по-гречески  песнь козлов (трагос и оде). Аналогично комедия производится от космос и оде  песнь о шествии бражников. В дальнейшем трагедия стала использовать не только сюжеты, связанные с Дионисом, но и сюжеты из жизни города; героем трагедии был человек борющийся за справедливость с внешними силами, с богами. Хор сатиров заменил хор людей  появилась сатировская драма, новый жанр. Так в древнегреческого театре образовались три жанра: трагедия, комедия, сатировская драма, которая служила заключительной частью трагедии  тетралогии.

Структура античной драмы была такова: начальная часть до вступления хора – пролог, первая песня хора, с которой он входил на орхестру, – парод (проход), дальнейшие диалоги – эписодии (привходящие), заключительная часть драмы – эксод (исход), когда хор удалялся из орхестры. У Эсхила хор играл важную роль и был главным действующим лицом. У Софокла он уже второстепенен, у Еврипида песни хора – вставки между актами. Греческая драма (трагедия) совмещала в себе декламацию, пение, пляску и музыку, напоминая оперные представления. Герои были игрушками в руках Судьбы-Рока, которая в образе богов (принцип античной драмы – deus ex maxina, бог из машины) вмешивалась в действие спектакля. В представлении комедии было полно буффонады, гротеска, карикатуры, оно уносило зрителя в мир фантазии, сказки.

Преп.: Давайте запишем новые слова.

КОМЕДИЯ – (от греч. Komos – веселая толпа и oide – песнь) произведение, изображающее такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех. В комедии действующими лицами являлись обычные люди, современники автора и зрителей.

ТРАГЕДИЯ – (от греч. tragos – козел и – oide песнь – буквально «песнь козлов») произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя. В трагедии действовали герои мифов, боги и герои.

ДРАМА – это пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен и разрешим. Соединяет в себе трагическое и комическое.

Преп.: Все  театральные постановки проводились в виде состязаний – агона. Зрители аплодисментами, свистом и криками выбирали победителя, венчала его венком из плюща. Если пьеса не нравилась, то зрители могли освистать автора, и закидать актеров оливками или камнями. Эсхил – отец древнегреческой трагедии в театральных состязаниях не избежал поражений и вынужден был переселиться из Афин в Сицилию. Меньше всего побеждал Еврипид. Софокл считался баловнем судьбы, одержал 24 полные победы.

(показываются фотографии , иллюстрации).

  1. Закрепление пройденного материала.

Преп.: Театр просвещал и воспитывал в гражданах честность и доброту, любовь к родине и готовность пожертвовать ради нее и этих идеалов своей жизнью. Сейчас мы с вам туда и отправимся, чтобы все понимать, нам нужно повторить словарные слова.

       (Работа со словариками).

Преп.: А теперь возьмите ТЕОРИКОН – «зрелищные деньги» и скорее в театр.

  1. Постановки учащимися трагедии и комедии.

(просмотр эпизодов из трагедии Еврипида «Елена» и комедии Аристофана «Лягушки»)

  1. Итог урока.

Вопросы учащимся:

- что нового вы узнали на уроке?

- какой отрывок вам больше понравился?

- есть ли общее у древнегреческого театра с современным?

4 Урок          «Театр Древней Греции»

Цели:

Обучающие: закрепление полученных знаний о древнегреческом театре.

Развивающие: обобщить и систематизировать у учащихся представления о театре Древней Греции.

Воспитательные: формирование личностных качеств: коллективизма, ответственности, стимулирование творческой активности.

Оборудование: компьютер, школьная доска, таблицы-словарики каждого учащегося, фотографии и схемы театров Древней Греции, термины в печатном виде и дата рождения театра, макет древнегреческого театра, кроссворды, выставка масок.

 Содержание урока:

  1. Организационный момент.

Преп.: Из предыдущих занятий вам известно, что театральные представления в Древней Греции проходили как соревнования авторов пьес и актеров. Поэтому наше итоговое открытое занятие имеет форму агона – состязания команд, состоящего из трех туров – по количеству дней Великих Дионисий. Судить состязание будут зрители своими аплодисментами, свистом и криками как в настоящем древнегреческом театре.

  1. Интеллектуальная игра.

1 тур. Решение кроссворда для закрепления изученных терминов.

2 тур. Показ любого мифа о подвигах Геракла (домашнее задание).

3 тур. Составление таблицы: «Общее и различное в театре Древней Греции и современном».

Преп.: Я вам буду зачитывать особенности театра, а вы их заносить в нужную графу.

  1. Играют комедии и трагедии;
  2. Играют только в масках;
  3. Есть билеты;
  4. Представления 3 раза в год;
  5. Играют только мужчины;
  6. Играют женщины и мужчины;
  7. Представления только днем;
  8. Представления длятся 3 дня;
  9. Много разных жанров;
  10. Играют без масок;  
  11. Представление в любое время года;
  12. Есть сцена, место для оркестра, хранение декораций;
  13. Места для зрителей;
  14. Отдельное здание;
  15. Представление в любое время суток.

Учащимися составляется схема, в которую заносятся отличия на их взгляд и общее между современным театральным искусством и древнегреческим, потом вместе проверяется и обсуждается.

Общее:

  1. Отдельное здание;
  2. Есть сцена, место для оркестра, хранение декораций;
  3. Есть билеты;
  4. Места для зрителей;
  5. Играют комедии и трагедии;

Различия:

греческий

современный

  1. Играют комедии и трагедии;
  2. Играют только в масках;
  3. Представления только днем;
  4. Представления длятся 3 дня;
  5. Играют только мужчины.
  1. Много разных жанров;
  2. Играют без масок;  
  3. Представление в любое время года;
  4. Представление в любое время суток.
  5. Играют женщины и мужчины.
  1. Подведение итогов.

(Слово предоставляется жюри).

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орнаменты Древнего Египта и Древней Греции.

Одна из важнейших тем на уроках  Изо    3 четверти 5 класса   «Декор – человек, общество, время» ( по программе под руководством Б.М.Неменского )  о  понимании ...

Внеклассное мероприятие Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции и

Внеклассное мероприятие по теме: "Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции" разработано для обучающихся 5х классов. Содержание игры охватывает темы "Древний Восток" и "Древняя Греция"....

Урок по истрии древнего мира в 5 классе "Ученые, политики и атлеты древней Греции"

Урок изучения нового материала с использованием призентации в 5 классе. Учебник Михайловского издательство "Русское слово"...

Мероприятие. Греция. Мифы древней Греции.

Познакомит с культурой Древней Греции. Помочь оценить красоту художественных образов древнегреческих мифов. Пробудить желание познакомиться с другими мифами....

Конспект внеклассного мероприятия "Греция. Мифы древней Греции"

Познакомить воспитанниц с культурой Греции. Помочь оценить воспитанницам красоту художественных образовдревнегреческих мифов.Пробудить желание познакомиться с другими мифами....

СЦЕНАРИЙ ЭВРИСТИЧЕСКОГО УРОКА ПО ТЕМЕ « Какого цвета Греция?» (Знакомство с географией и природными условиями Древней Греции). 5 класс

Общая характеристика урокаТип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний;Цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала;Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осм...

Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции"

Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции" На уроке проводится проверка различных орфограмм,  работа с толковым словарем, знаком...