Учитель на войне. Жизнь и подвиг Героя Советского Союза Б.Н.Суровцева
классный час (история) по теме

 

Великая Отечественная война стала тяжелейшим трагическим испытанием для всех людей нашей страны. Между первым днем войны и 9 Мая 1945 года прошло 1418 дней неимоверного труда, смертей, голода, страданий. Весь советский народ встал на защиту независимости своей Родины. Около 13 тысяч человек за подвиги, совершенные во славу и благо Отчизны, удостоены званий Герой Советского Союза и Герой Российской Федерации. В их числе было более 200 кировчан. 4 года ковали победу рабочие, колхозники, служащие. Среди них было много учителей Кировской области.

Учитель на войне. Как он сражался? Где служил? Как воспитывал своих подчиненных? Посещали ли его иные мысли, кроме думы о Победе?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературно-историческое эссе

по теме « Учитель на войне. Жизнь и подвиг Героя Советского Союза Б.Н.Суровцева».

План.

  1. В годы Великой Отечественной войны на защиту своей Родины встали учителя Кировской области.
  2. Жизнь и подвиг Героя Советского Союза Б.Н.Суровцева.

а). Жизнь героя была полна противоречий.

б). Подвиг моего земляка.

        3. Память о герое Б.Н.Суровцеве – святое, свойственное всем поколениям нашего народа.

        4. Список литературы

       Великая Отечественная война стала тяжелейшим трагическим испытанием для всех людей нашей страны. Между первым днем войны и 9 Мая 1945 года прошло 1418 дней неимоверного труда, смертей, голода, страданий. Весь советский народ встал на защиту независимости своей Родины. Около 13 тысяч человек за подвиги, совершенные во славу и благо Отчизны, удостоены званий Герой Советского Союза и Герой Российской Федерации. В их числе было более 200 кировчан. 4 года ковали победу рабочие, колхозники, служащие. Среди них было много учителей Кировской области.

          Учитель на войне. Как он сражался? Где служил? Как воспитывал своих подчиненных? Посещали ли его иные мысли, кроме думы о Победе?

          В книге «Сотворение Победы» в главе «Духовная жизнь» Петр Ефимович Козлов пишет: «…Сложной была проблема учителей. Около 3 тысяч из их числа в начале войны выбыли в вооруженные силы. Учитель и на фронте оставался верным своей профессии, помогал командирам и политработникам в воспитательной работе». ( 1, с 477)

          В этом же труде автор отмечает, что во время битвы под Москвой из Монголии была переброшена в 5-ую армию 82-ая мотострелковая дивизия, сформированная на территории Кировской и Пермской областей. Это была кадровая дивизия, ее бойцы имели хорошую боевую и физическую подготовку. Защитники Москвы с уважением называли ее «сибирской дивизией», а сами бойцы «учительской», ведь в ее составе было 1200 учителей из Кировской области. Они мужественно сражались на фронтах Великой Отечественной войны, и многие сложили свои головы за Отчизну, но были и те, кому посчастливилось дойти до Берлина и лично расписаться на стенах рейхстага, например, Г.Л.Неупокоеву-уроженцу д.Ижевская Советского района, Г.А.Малкову из д.Шудумары Кикнурского района.

            12 человек удостоены высокого звания Герой Советского Союза. Это И.П.Бахтин, П.К.Крестьянинов, В.И.Кряжев, Д.С.Леушин, Н.П.Масленников, Г.А.Малков, Л.И.Рокин, А.И.Рязанцев, И.А.Скобелев, П.И.Широнин, П.И.Шутов, Б.Н.Суровцев. Два из них-уроженцы Малмыжского района, П.К.Крястьянинов и Б.Н.Суровцев.

           

          Главное внимание в своем эссе я хочу уделить подвигу Б.Н.Суровцева. Яркая судьба этого Героя Советского Союза меня привлекла потому, что, во-первых, он - мой земляк. Борис Николаевич родился 6 апреля 1902 года в городе Малмыже Кировской области в семье служащего.

         Во – вторых, он был учителем истории. Проучившись 2 курса в Вятском педагогическом институте им.В.И.Ленина и не закончив его по семейным обстоятельствам, продолжил свое образование в учительском институте им.Горького в Самарканде. В 1927 – 32 годах преподавал историю в Малмыжской семилетней школе, педтехникуме и Савальском сельскохозяйственном техникуме. До войны, с 1935 – 1941 г.г. работал в Самарканде, 33-ей, 45-ой, 27-ой  школах преподавателем истории и завучем школы.

        В – третьих, знакомясь с документами, связанным с подвигом героя, я пришла к выводу, что жизнь этого человека была необычайно сложной и противоречивой. В лихолетье гражданской войны он, с одной стороны, добровольно служил в армии Колчака, с другой, перешел на сторону Красной Армии. Был ранен, лечился в Томском госпитале.

        Возглавлял комсомольские и партийные организации, являлся признанным лидером; но неоднократно подвергался партийным чисткам. В сентябре 1922 года был назначен ответственным секретарем Малмыжского уездного комитета комсомола. Как свидетельствуют очевидцы, под руководством энергичного Суровцева комсомольская жизнь района кипела. Молодежь была полна энтузиазма и свято верила в светлое царство социализма. В 1932-34 г.г. Борис Николаевич работал в Козмодемьянске в Совпартшколе. В своей автобиографии он вынужден объяснять, что «будучи в партии 14 лет (с декабря 1920 по сентябрь 1934 года) он был исключен из нее Козмодемьянской районной комиссией по чистке ВКП (б) как бывший доброволец белой армии и как участник пикника, на котором было истрачено 32 рубля государственных средств». Далее он пишет: »Своего позорного прошлого я никогда не скрывал и за время пребывания в партии прошел чистки в 1921 году, чрезвычайную чистку в Малмыжской парторганизации в 1922 году и чистку в 1929 году. Кроме того мое прошлое в партсобраниях неоднократно обсуждалось в связи с выбором или назначением меня на ту или иную ответственную партийную работу». Его обсуждали при назначении секретарем уездной избирательной комиссии в 1927 году; в 1929 году, когда он был ответственным секретарем парторганизации Вятского педагогического института. Таким образом, Борис Николаевич Суровцев был личностью яркой и индивидуальной, не укладывающейся в определенные рамки и стереотипы. С одной стороны, свято верил в идеалы свободы и справедливости, провозглашенные в октябре 1917 года, с другой, сам жил в условиях тоталитарного режима. Но несмотря на это, подал заявление, чтобы его снова приняли в Коммунистическую партию. «Идя в решающий бой за Днепр, прошу парторганизацию ВКП(б) 99 ОСБ перевести меня в члены ВКП(б). Идя на бой обещаю не уронить чести и звания члена ВКП(б) и если останусь жив и впредь как надлежит коммунисту биться не жалея жизни до полного уничтожения фашизма и освобождения нашей Родины от немецких захватчиков,»- писал он. В его боевой характеристике, данной майором Бабухиным, отмечаются такие качества командира отделения как дисциплинированность, исполнительность, ответственность, смелость. «Т.Суровцеву приходилось несколько раз выполнять ответственные боевые задачи, а также разминирование переднего края обороны, ставить дзоты на переднем крае под огнем противника. Всегда он с порученным делом справлялся хорошо… Будучи на Центральном фронте и действую в боевых операциях, несмотря на трудности зимнего перехода, товарищ Суровцев превозмогая все, поддерживал дух людей, своим личным примером он показал смелость, находчивость и умение руководить подчиненными… Также т.Суровцев является хорошим агитатором. Он всегда стремится в своем составе держать крепкую дисциплину и путем разъяснения наших целей войны достигает этого,» но особенно меня привлекли строчки «Исключительно скромный и вежливый командир». Заканчивается характеристика следующими словами «…Делу партии Ленина-Сталина и социалистической Родине предан.»

18 октября 1943 года Суровцев был принят в члены ВКП(б) на льготных условиях. Таким образом, малмыжский учитель, как и весь наш народ, волновался о судьбе своей Родины, ненавидел фашизм, свято верил в идеалы коммунизма и связывал свою судьбу с большевистской партией.

         Если проследить его славный боевой путь, можно заключить, что Б.Н.Суровцев с 22 декабря 1941 года ушел добровольцем в ряды Красной Армии и с апреля 1942 года принял участие в боях с фашистами командиром отделения отдельного 99-го саперного батальона 69-ой стрелковой дивизии. Он принимал участие в Сталинградской и Курско-Орловской битвах, освобождал от немецко-фашистских захватчиков горда и села Левобережной Украины, за успешное форсирование реки Сож в октябре 1943 года был награжден орденом Красная Звезда; в числе первых в составе своей дивизии форсировал Днепр. За умелое командование и проявленные храбрость и мужество в этой операции командир батальона майор Орецкий представил Суровцева к присвоению звания Герой Советского Союза. Он докладывает высшему командованию «Сержант Суровцев первый переправил на западный берег Днепра взвод пехоты 303-го полка. Лично с двумя саперами помог пехоте блокировать немецкий дзот. После занятия передовых траншей т.Суровцев под сильным минометным, пулеметных и артогнем сделал на своей лодке еще 6 рейсов.  Несмотря на пробоины в лодке, Суровцев, ремонтируя ее на ходу (он сдернул

с себя ватник и, заткнув им пробоины, подал команду:»Вперед!», перевез на Западный берег целую стрелковую роту. Товарищ Суровцев достоин присвоения звания Герой Советского Союза.» При форсировании Днепра Борис Николаевич был ранен. Указам Президиума Верховного Совета СССР от 30 октября 1943 года Борису Николаевичу Суровцеву присвоено звание Герой Советского Союза с вручением Ордена Ленина и медали Золотая Звезда. Подлечившись, гвардеец продолжает громить немецко-фашистских захватчиков. Не суждено было Суровцеву дожить до светлого дня Победы.

 27 апреля 1944 года командир саперного взвода старшина Суровцев, парторг роты, руководил оборонными работами на участке 12 ОСП (в районе Щебатулина). В это время при артиллерийском налете противника был тяжело ранен и через час после ранения умер. Тело Героя Советского Союза было похоронено с почестями 29 апреля 1944 года в белорусском городе Калинковичи. Погибшему герою на могиле поставлен памятник, могила обнесена оградой.

          Не забывает народ героев, погибших смертью храбрых во имя Родины.

В конце 20-го века Малмыжский поэт Н.И.Налимов написал стихотворение

«Штурм Днепра», которое посвящено Герою Советского Союза Борису Суровцеву.

             То утро было им страшнее ада,

             Вода в Днепре черна и холодна.

             От взрывов встала огненной громадой

             В реке непроходимая стена.

             

    Стекли стальные вихри в перегонку,

    Над головами ливень пуль навис.

    С друзьями на истерзанной лодчонке

    Врага штурмует Суровцев Борис.

            Взъяренная река то смертью брызнет,

            То грозный вал обрушит свысока.

            Проплыть ее - не всем им хватит жизни,

            Дойти до дно - секунда велика.

   Свой путь они избрали без возврата,

   Не зная философии иной.

   Победа любит смелого солдата,

   Спасения ждет Отчизна за спиной.

            И страх изгнав, и мужество утроив,

            Выходят грозно парни из Днепра.

            И покатилось звонкое, родное,

            Победой озаренное «Ура!»

                                              (Н.И.Налимов)

Имя Суровцева носит теплоход Кременчугского речного порта, совершающий рейсы по Днепру; улица в Малмыже, школа в Самарканде. На здании дома в Малмыже, где жил Б.Н.Суровцев, и на здании Вятского педагогического университета установлены мемориальные доски. На примере его подвига воспитано не одно поколение. Я верю, что в сердцах моих учеников найдется уголок для светлой памяти о герое – земляке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Козлов,П.Е. Сотворение Победы /П.Е.Козлов.- К.: Администрация Кировской области, 1995.-477с.
  2. Энциклопедия Земли Вятской. Том шестой. Областная писательская организация. Администрация Кировской области. 1996.-430с.

 

  1.   Энциклопедия Земли Вятской. Том четвертый. Областная писательская организация. Администрация Кировской области. 1995.-407с.

  1. Материалы музейного фонда г. Малмыжа

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Жизнь и подвиг Героя Советского Союза М.И. Быкова»

К своей исследовательской работе «Жизнь и подвиг Героя Советского Союза М.И. Быкова» мы обратились не случайно. Это дань уважения погибшему воину. Знакомство с историей своего села, своих героев – вот...

Презентация к классному часу, посвящённому подвигу Героя Советского Союза Николая Гастелло

Материал к классному часу, посвящённому  70-летию Победы  в Великой Отечественной войне.  Яркая презентация, кратко рассказывающая о подвиге летчика, Героя Советского Союза  Никола...

Сценарий мероприятия, посвященного 70-ию подвига Героя Советского Союза Г.М.Лазарева

Представлена разработка общешкольного мероприятия, посвященного 70-ю подвига Героя Советского Союза Г.М.Лазарева. В разработке указана биография Г.М.Лазарева, описан его подвиг....

«Жизнь и подвиг летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза полковника Амет-Хан Султана.» Последний полет героя. Урок -исследование. Автор: учитель русского языка и литературы

Этот урок мы посвящаем памяти летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза полковника Амет-Хан Султана. 95 лет со дня рожд...

Торжественная линейка, посвященная подвигу Героя Советского Союза Николая Васильевича Грибанова

Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах подвигов наших  земляков в период  Великой Отечественной войны. Привить учащимся любовь к  прошлом...