«Жизнь и подвиг летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза полковника Амет-Хан Султана.» Последний полет героя. Урок -исследование. Автор: учитель русского языка и литературы
методическая разработка по краеведению (10 класс) на тему

 

            Этот урок мы посвящаем памяти летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза полковника Амет-Хан Султана. 95 лет со дня рождения великого человека. И сегодняшняя встреча - дань уважения погибшему воину.(слайд №1)

 

            Память, почитание своих героев – вот что необходимо возрождать и воспитывать в наших детях, чтобы они не выросли «Иванами», непомнящими родства.

 

            Главное – сам человек и то, что он ,действительно, сделал в жизни…

1 февраля 1971 года при проведении испытательного полета летающей лаборатории Ту-16 ЛЛ погиб летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза полковник Амет-Хан Султан.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc117.5 КБ
Файл amet-_han.pptx1.67 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №27"муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

«Жизнь и подвиг

летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза полковника Амет-Хан Султана.»

                                           Последний полет героя.

                                Урок -исследование.

          Автор:

 учитель русского языка и литературы                                                        Негуляева Марина Геннадьевна

                                                           

     10 класс

                           

г.Симферополь, 2015г.

Оглавление.

  1. Введение.
  2. Детство Амет-Хан Султана.
  3. Основная часть. Жизнь и подвиг  Амет-Хан Султана.
  4. Увековечение имени Героя Советского Союза  в мемориальных объектах.
  5. Формы увековечения памяти Героя Советского Союза Амет-Хан Султана.
  6. Амет-Хан  Султан в  воспоминаниях современников.
  7. Выводы.
  8. Приложения.

  1. Введение

                                                                        Амет-Хан Султан, ты с нами

                                                          Так же как вчера

                                                           Героизм бессмертных, люди

                                                                                       Помнят имена

                                                           Для тебя Стальная птица-

                                                                                      Словно дом родной…

                                                                                      И как лётчик испытатель

                                                                                     Вновь ты над землёй!

        Этот урок мы посвящаем памяти летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза полковника Амет-Хан Султана. 95 лет со дня рождения великого человека. И сегодняшняя встреча - дань уважения погибшему воину.(слайд №1)

        Память, почитание своих героев – вот что необходимо возрождать и воспитывать в наших детях, чтобы они не выросли «Иванами», непомнящими родства.

        Главное – сам человек и то, что он ,действительно, сделал в жизни…

1 февраля 1971 года при проведении испытательного полета летающей лаборатории Ту-16 ЛЛ погиб летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза полковник Амет-Хан Султан.

 

Чем же воздать храбрецу за содеянное? Издавна в мире существуют официальные, публично присуждаемые звания, титулы, которых удостаиваются те, кто совершил подвиги во славу своей Родины, кто проявил храбрость и мужество, смекалку и находчивость в битвах за ее свободу и независимость, честь и достоинство.

Суть героизма с необычной силой раскрывается в суровые годы войны, но есть место героизму и мирной жизни. Да и как иначе! Герой! Огромная человеческая нагрузка, огромные нравственные и физические затраты, высокое чувство патриотизма.  Биография любого Героя Советского Союза – солдата или маршала – живая страница истории, волнующий эпизод ратного пути, пройденного военнослужащими.

Священный долг каждого  – помнить заслуги своих защитников, внесших неоценимый вклад, в борьбу за свободу и независимость Родины. Служение Отечеству и патриотизм как «страстно до ярости чувство своей огромной Родины, за которую человек готов драться и отдать жизнь…» - понятия, которые для нашего Героя не были пустым звуком. Эти строки, принадлежащие перу замечательного писателя В. Пикуля, стали девизом и смыслом жизни доблестных сынов Отчизны.  

 

Цель занятия: приобщение учеников  к краеведческому  материалу    жизни и подвиг   летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза полковника Амет-Хан Султана. Увековечивание памяти героя.

  Задачи:

  1. Познакомиться с  биографией летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза полковника Амет-Хан Султана .
  2. Изучить боевой путь Героя.
  3. Ознакомиться с документами
  4. Систематизировать собранные материалы и написать работу, в которой наиболее полно будет отражена судьба летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза полковника Амет-Хан Султана Приобщить школьников к сохранению исторической памяти.
  5. Формирование у подрастающего поколения чувства национальной гордости и уважения к историческому наследию Крыма.
  6. Опубликовать материал в  школьном журнале «Диалог»,сайте школы.
  7. Провести экскурсии  в музей

Методами нашего исследования стали:

  • систематизация воспоминаний людей, знавших летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза полковника Амет-Хан Султана;
  • анализ публикаций в прессе, воспоминания его боевых товарищей;
  • обобщение собранных материалов.

Для сбора материала были изучены материалы, рассказывающие о летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза полковника Амет - Хан Султана:  фотографии, грамоты, документы, письма, телеграммы. Осуществляли поиск информации о герое .

2. Основная часть. Жизнь и подвиг летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза полковника Амет-Хан Султана. (Слайд №1)

Слово учителя

        Родился в Крыму (Алупка) в семье ремесленника. Отец по национальности лакец(дагестанец), мама — крымская татарка. Амет-Хана старшего уважали за трудолюбие, честность, приверженность к справедливости. Мать  была скромной, тихой, отзывчивой и очень доброй женщиной. Будущий лётчик-герой-первенец в семье был назван в честь деда.

        Чтец

«…На берегу у моря

Родился ты Герой.

Ласкало тебя море,

В тени укрывали лозы,

Манил к себе Чатыр-Даг.

Смотрел не зная страха,

Забравшись высоко,

На свой родной посёлок,

На свой родной очаг…»

         Дом, где прошло детство, был расположен на склоне горы Ай-Петри. Его овевали ветры, дующие с гор, то с моря, опалит летнее солнце или польют дожди. Этот каменный дом под черепичной крышей стоит за высокой оградой на краю старого сада, терраской спускающегося по склону Ай-Петри. В этом доме на окраине Алупки провёл Султан свои детские и отроческие годы. Еще в детстве, следя за взмывавшими над Ай-Петри орлами, Амет-Хан стал мечтать о небе. Впервые увидев самолёт в небе, Амет-Хан понял, что станет лётчиком.(Слайд № 2)

        Отсюда и ушёл он в самостоятельную жизнь.

Ученик  (подготовленный материал)

        Начальное образование получил в школе-семилетке. Окончил Симферопольское железнодорожное училище, работал в депо. Было трудно, он одновременно занимался в городском аэроклубе, основанном  в 1931году,далее образование продолжил  в Качинской школе военных лётчиков(1939-1940 гг), где курсанты проходили ускоренный курс обучению. Качинская школа –самое прославленное учебное заведение, созданная ещё в дореволюционные годы, была главной по подготовке пилотов России. Школа по тем временам имела хорошее оснащение. Султан учился с увлечением. Быстро освоил теорию полёта, материальная часть самолёта И-16, тактику, навыки воздушной стрельбы. Кроме лётной  были ещё и общевойсковая, строевая и физическая подготовка . С марта по декабрь 1939 года от совершил 270 полётов. Как отмечается в служебной характеристике, в воздух он поднимался «С большим желанием». (Слайд № 3)

        Истребительный полк Амет-Хана  встретил войну в Молдавии. В бои с фашистами молодой лётчик вступил с первого дня войны. Осенью 1941 года его полк дрался с немцами у Ростова-на-Дону. После тяжёлых потерь полк перевели на переформирование и переобучение. Теперь Амет-Хану предстояло сражаться на британском «харрикейне».

В марте 1942 года полк Амет-Хана Султана вошёл в состав ПВО Ярославля

Летчик воевал активно. Он участвовал в боях, бомбил находящиеся на земле вражеские войска, машины и танки, военные базы. Но  так и не сбил ни одного вражеского самолета. Но опыт приходил со временем. Пришел и успех.

Слово учителя

        31 мая 1942 года пара истребителей, управляемых Амет-Ханом и его ведомым Струковым, была поднята на перехват бомбардировщика «Ю-88», очевидно, выполнявшего разведывательный полет. У Струкова сразу после взлета выявилась неисправность двигателя,  и Амет-Хан пошел в бой один. На высоте 7300 м «Юнкерс» был им атакован, но в горячке боя истребитель выпустил весь боезапас мимо. Не желая упускать врага, Амет-Хан таранил вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88». Из неуправляемого самолета Амет-Хан выбросился на парашюте. Амет-Хан, за проявленную в небе над Ярославлем отвагу был награжден орденом Ленина и избран почётным гражданином   города.   На   часах  с  гравировкой,   подаренных лётчику городским комитетом обороны, значились такие слова: «Лейтенанту Красной армии товарищу Аметхану Султану, геройски сбившему немецко-фашистский самолет, от имени комитета обороны города Ярославль. 1942 год, 31 мая».(слайд №4 )

Ученик  (подготовленный материал)

        Военный публицист Н. Костин писал об Амет-Хане следующее : «Как-то Аметхана Султана вызывает к себе командир полка Шестаков и поручает прикрытие обороны переправы, имеющей важное стратегическое значение. На второй же день гвардии капитан Аметхан Султан с группой самолетов вылетает на место. Была ясная погода, видимость отличная. Они достигают высоты четырех тысяч пятисот метров. В одиннадцать часов были замечены три группы вражеских самолетов, летящих с Азовского моря к переправе. Впереди находилось двадцать «Хейнкелей-111», за ними следовали двадцать Ю-88 и ещё двадцать «Хейнкелей-111». Как только фашистские бомбардировщики стали приближаться к переправе, команда Аметхана начала атаку. Четыре «хейнкеля» были уничтожены сразу же. Когда враг стал уклоняться от атаки, командир третьей пары лётчик Сафонов доложил о неисправности своего самолета. «Вернуться на аэродром!» — скомандовал Аметхан. В это мгновение появилась ещё одна группа вражеских самолетов. Аметхан и Павел Головачев, атакуя то сверху, то снизу, сбили ещё два «юнкерса». Ещё один «юнкере» был обстрелян старшим лейтенантом Борисовым. Таким образом, Аметхан и пятеро его славных соколов — Борисов, Головачев, Мальков, Сафонов, Легкий уничтожили часть вражеских самолетов, по количеству превосходящих наши в десять раз. Ни один из шестидесяти немецких бомбардировщиков не попал в цель — переправу, а уцелевшие немецкие самолеты вынуждены были скрыться. В этом бою пострадал всего лишь один советский истребитель, но и тот вернулся на аэродром.

Вечером командующий военно-воздушными силами генерал Хрюкин в гвардейском полку лично поблагодарил Аметхана: (слайд №5 )

— Ты достоин звания Героя Советского Союза. Я уверен, что правительство отметит тебя этой высокой наградой. Спасибо, герой!

Спустя месяц, 24 августа 1943 года, Президиум Верховного Совета СССР издал Указ о присвоении Аметхану Султану звания Героя Советского Союза».

Слово учителя

        В августе 1943 года  полк получил новые истребители Р-39 "Аэрокобра". Но сразу же было обнаружено : самолёт легко впадал в штопор, из которого не сумели выйти лейтенант Климов и старший лейтенант Ершов.  Амет-Хан обратился к руководству  с просьбой: "Разрешите опробовать "Аэрокобру" на штопор, покорю - научу других"...

        Весь полк, замерев, следил за опасным вращением самолёта, падающего с высоты 7000 метров. Лишь в сотнях метров от земли машина перешла в крутое пикирование и вскоре покатилась по взлётно - посадочной полосе. А потом счастливый Амет-Хан объяснял всем, как вывести капризную машину из смертельно опасного вращения.(слайд №5 )

        Войну Амет-Хан Султан заканчивал летая на истребителе Ла-7. "Хороши американские "Аэрокобры", а всё же наш конёк "Лавочкин" лучше!" - резюмировал Амет-Хан, освоив новый самолёт. На этой машине он воевал в небе Латвии и Восточной Пруссии, где сбил ещё 6 вражеских самолётов. 

        Последнюю победу он одержал 25 апреля 1945 года над аэродромом Темпельхоф. Амет-Хан вёл шестёрку Ла-7 на перехват самолётов противника. Ожидая появления врага, Амет-Хан долго патрулировал над указанным ему участком города. Его время в полёте уже истекало, горючее было на пределе, когда из-за облаков выскочили "Фоккеры .  

        Командир полка дважды Герой Советского Союза гвардии майор В.Д. Лавриненков в апреле 1945 года, представляя Амет-Хана к самой высокой награде — званию дважды Героя Советского Союза, написал следующий рапорт: «Товарищ Аметхан Султан проявил на фронтах пример отваги и героизма. Этот высококлассный лётчик-истребитель, в полной мере овладевший искусством ведения воздушного боя, своими делами заслужил звание одного из лучших асов полка. Аметхан Султан, виртуозно управляющий самолетом, использующий его тактическое превосходство, хорошо знающий слабые стороны гитлеровских лётчиков и все преимущества вражеской техники, одержал победу в 30 воздушных боях. Товарищ Аметхан Султан, который проявил мужество и героизм в борьбе против немецких захватчиков, успешно провел 603 боевых вылета и одержал в них победу, лично сбил 30 самолетов противника и 19 — в групповых воздушных боях, достоин присуждения звания дважды Героя Советского Союза».

        29 июня 1945 года Амет-Хан Султан был удостоен звания дважды Героя Советского Союза.

Чтец. 

Война позади, всё: радость, и горе,

Утрата друзей и скупая слеза.

Но помнишь ли, милое, Чёрное море,

Где над домом твоим пронеслась гроза.

За эти скалистые, Крымские горы,

За жизнь, за любовь и за отчий свой дом

Ты встретил врага. Надрывались моторы

И первый таран твой, ты помнишь о нём.

Чтец. Помнишь, когда ты в мгновении боя

Снарядов уж нет, а фашист всё летит.

И чувства твои от друзей я не скрою,

Пришёл на таран, чтобы городу жить.

И стой поры, с этой минуты,

Тяжёлой годины, что знала страна,

От Качи к Берлину тянулись маршруты

И грудь украшала твои ордена.

Но воевал, ведь , совсем не для славы,

Тебе были дороги счастье и мир.

И асов фашистских, надменных оравы

Вопили: « внимание! «Ахтунг!» в эфир…

Чтец.

Победы салют и земли ликованье,

Не нужно воздушных боёв тот рой.

Приехал домой и не на свидание,

Приехал домой работать ты- Дважды Герой.

Работать, работать -хорошее слово,

Но как его только понять, воспринять.

Пошёл в испытатели, значит всё снова,

Опять ты за счастье ушёл воевать…

Пусть помнят враги: ты не завоеватель.

Ты - труженик мира, трудяга войны.

Заслуженный летчик, ты – испытатель.

А мы Амет-Хан, для тебя, как сыны

Твою боевую и лётную хватку

Коллегам твоим не забыть и вовек

Интересна статистика побед Амет-Хана, летавшего на разных типах самолетов.

  1. Харрикейн, победы одержаны в период с 31.05.42 по 23.07.42. Бомбардировщики – 2 (Ю-88 тараном, первая победа, Ю-87 в группе), истребители (Ме-109) – 1 лично и 10 в группе, Хе-113 – 1 (в группе).
  2. Як-7, победы одержаны с 23.08.42 по 15.09.42. Бомбардировщики – 3 (Ю-88, в группе), разведчик – 1 (ФВ-189, в паре), истребители (Ме-109) – 5 лично и 3 в группе.
  3. Як-1, победы одержаны с 13.12.42 по 24.07.43.         Бомбардировщики – 4 (3 Хе-111, 1 Ю-87), истребители – 2 Ме-109.

4.         Аэрокобра, победы одержаны с 20.08.43 по 24.04.44. Бомбардировщики – 7 (3 Ю-87, 3 Ю-88, 1 Хе-111), транспортный – 1 Ю-52, истребители – 3 (2 Ме-109, 1 ФВ-190).

5.          Ла-7, победы одержаны с 14.01.45 по 29.04.45. Истребители – 6 (1 Ме-109, 5 ФВ-190). 

Ученик  (подготовленный материал)

        С августа 1945 года Амет-Хан — слушатель Военно-воздушной академии в Монино. Учёба шла очень трудно, давал знать о себе недостаток образования. И в начале 1946 года лётчик подаёт рапорт, в котором пишет: «Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учёбы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учёбы в академии». Его рапорт был удовлетворён, и в апреле 1946 года подполковник Амет-Хан Султан был уволен в запас.

17 мая 1948 года   Амет-Хан   был   официально   принят   на   новую   работу

        За короткий срок он выдвинулся в число лучших испытателей. В 1949 году ему присвоен третий класс лётчика-испытателя, в январе 1950 года — второй класс, а уже в сентябре 1952 года Амет-Хан Султан становится летчиком-испытателем 1 класса. Он с успехом выполняет самые различные испытания. 

        - Вначале работает на планерах, затем испытывает новые системы катапультирования на реактивных и истребительных самолетах

        - В июне 1949 года совместно с И. Шелестом на самолёте Ту-2 проводит первую в стране полностью автоматическую дозаправку в воздухе.

        - В начале 50-х годов XX века ему доверено испытывать... крылатую ракету класса «воздух-корабль».(слайд № 6)

Ученик  (подготовленный материал)

        12 ноября 1958 года на самолёте МиГ-15УТИ, в котором находились Султан и Головин, произошло несанкционированное срабатывание порохового патрона катапульты. В результате у самолёта оказался пробит бак, а Головин был зажат катапультным креслом. Разгерметизированную кабину заливал авиационный керосин, хлеставший так, что не видно было приборной доски. В любую секунду мог возникнуть пожар, и руководитель полётов отдал команду Амет-Хану покинуть самолёт.

        Однако оставить товарища лётчик не мог. В совершенно немыслимых условиях, при ежесекундной угрозе пожара и взрыва, Амет-Хан Султан посадил самолёт, сумев спасти и Валерия Головина, и машину.

        23 сентября 1961 года Амет-Хану Султану было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР»

         Амет-Хан начал проводить тренировки по подготовке к полету космонавтов. Он поднимал самолет на большую высоту и создавал для космонавтов условия невесомости. Таким образом, Амет-Хан проводил занятия с Юрием Гагариным, Андрияном Николаевым, Павлом Поповичем, Германом Титовым, Анатолием Карташовым, прокладывая дорогу в космос.

Слово учителя

        23 октября. 1970 года торжественно отмечали 50-летие Амет-Хана Торжественный юбилей стал одним из самых волнительных дней в жизни Амет-Хана Султана. Благодарил за тёплые слова. Говорили о наставничестве .И тогда  Амет-Хан ответил горской притчей: «Когда старый орёл предчувствует приближение смерти, он из последних сил рвётся ввысь, поднимается как можно выше. А потом складывает крылья и летит камнем на землю. Поэтому горные орлы умирают в небе — на землю они падают уже мёртвые…»(слайд №7 )

         Кто мог  предполагать, что притча эта окажется пророчеством.

        После праздников вновь наступают трудовые будни. 1 февраля 1971 года Амет-Хан приступает к очередному испытательному полету.

        Евгений Бессчетнов, несколько лет назад написавший заме¬чательную повесть об Амет-Хане Султане и непосредственно изучавший причины трагедии, на основе документов так описал ту ужасную картину:

        «По воспоминаниям сына Сергея Анохина — Сергея, работавшего там же, на стоянке они встретились с Амет-Ханом и, пока заканчивалась подготовка машины к вылету, постояли в сторонке, поговорили.

— Никогда у меня не было такого паршивого настроения, — пожаловался Амет-Хан. — Отчего, и сам не пойму.

— А вы отмените полет, — посоветовал ему Анохин-младший. — Это же в ваших правах. Или поменяйтесь с кем-нибудь.

—  Не хочется затевать возню. Слетаю, потом пойду домой, отлежусь. Это мне помогает.

        Приняв самолет, Амет-Хан Султан, Евгений Венедиктов, штурман, бортрадист и ведущий инженер заняли свои рабочие места и вылетели. Все было как обычно... Тайна гибели самолета так и осталась нераскрытой. По одной из версий, взорвался опытный двигатель, по другой – неисправными оказались закрылки самолета и начались неуправляемые расходящиеся колебания, приведшие к разрушению самолета в воздухе.

Трагическая гибель Амет-Хана повергла всех в ужас. (слайд №8)

(Звучит песня « Амет-Хан» в исполнении Д.Сеитаблаева)

        8 февраля 1971 года Амет-Хан Султан с почестями был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Над могилой в граните высечен бюст, рядом на стеле надпись: «Дважды Герой Советского Союза, лауреат Государственной премии, заслуженный лётчик-испытатель СССР Амет-Хана  Султан».

Также поставлен памятник на Алее Героев в Киеве. Так же в городе Жуковском, на улице, названной его именем, установлен памятник — лётчик, стоящий на крыле. Бронзовый бюст прославленного лётчика установлен в его родном городе Алупке, а также в Махачкале. Именем Амет-Хана Султана названы улицы в Алупке, Волгограде, Жуковском, Махачкале, площадь и аэроклуб в Симферополе, горный пик в Дагестане.(слайд №9,10,11,12)

АМЕТ-ХАН СУЛТАН В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ

 А.Е. ГОЛОВАНОВ — маршал авиации:

— Дважды Герой Советского Союза Аметхан Султан испытывал двигатель, подвешенный под Ту-116. Двигатель в полете взорвался. Погиб легендарный лётчик-истребитель войны, крымский татарин. На родине, в Алупке, ему при жизни стоял памятник.

Первого Героя ему с трудом дали, второго тоже... За те испытания, которые он проводил, за каждое в отдельности, такие, как Галлай, получали Героя.

А ему не давали... Я думаю, что второго такого лётчика у нас в стране не было. Конечно, ни Покрышкин, при всем уважении к нему, ни кто другой с ним не сравнится.

 ФРАНСУА де ЖОФФР — французский лётчик добровольческого авиаполка «Нормандия — Неман»:

—  Я встретил своего старого друга Аметхана — дважды Героя Советского  Союза,   прославленного  «короля  тарана».  Знаете ли вы, что такое таран? Это наивысшая форма самопожертвования русского лётчика, который, израсходовав полностью боеприпасы, устремляется на вражеский самолет и ударяет его своей машиной. В девяноста случаях из ста это неминуемая гибель. Амет-Хану повезло, и он остался жив...

 Э.В. ЕЛЯН — Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР, командир первого сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144:

— Амет-Хану Султан был лётчиком, которому удавалось все, за что бы он ни брался. Второго такого испытателя ни я, ни кто другой не знают.

 С.Н. АНОХИН — Герои Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР:

— За всю свою летную жизнь я не встречал человека, столь щедро наделенного талантом. Аметхан не боялся никаких новых машин. Проведенная   Султаном   работа   имела   исключительно   большую научную ценность.

 А.В. ВОРОЖЕЙКИН — дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации:

—  Когда немцы слышали предупреждение: «Ахтунг! Ахтунг! В небе Аметхан Султан!» — терялись и по возможности старались избегать с ним встречи.

Много написано об Амет-Хану Султане и ещё многое о нем будет написано, поскольку его яркая жизнь, безграничный героизм сделали его имя легендой.

 В.Д. ЛАВРИНЕНКОВ — дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации, командир 9 гвардии авиаполка, где служил Амет-Хану Султан:

—  Никогда не робел Амет-Хану перед неприятелем, даже если он в несколько раз превосходил численностью отряд его самолетов. Он побеждал врага изобретательностью, хитростью, бесстрашием...

Амет-Хану умел каждый вылет совершать с максимальной пользой для дела. И не случайно лётчики любили ходить с ним на задание, они знали: он обязательно найдет противника.

 П. ГОЛОВАЧЕВ — дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации, боевой товарищ Амет-Хану:

— Аметхан был бесстрашен в бою, безгранично храбрый и смелый. В то же время этот расчетливый боец обладал трезвым умом и молниеносно мог находить самое правильное решение для успешного завершения сражения.

 Ю.А. ГАРНАЕВ — Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР:

Амет-Хану было поручено одному из первых в стране испыты¬вать катапультное сиденье для спасения лётчика при аварийных ситуациях в воздухе. На определенной высоте неожиданно раздался сильный взрыв, корпус самолета содрогнулся. В следующий момент из пробитого бака в кабину хлестнули струи керосина — прежде¬временно   изорвался   пороховой   патрон   стреляющего   механизма катапультного  устройства.  Достаточно  было малейшей   искры, чтобы машина вспыхнула горящим факелом. Но Амет-Хану удалось благополучно  посадить  на  землю  самолет   и  спасти  от  гибели товарища.

 В.П. ВАСИН — Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР:

—    Амет-Хану —   лётчик   милостью   божьей.   Его   биография неповторима. Говорят, все познается в сравнении. Не подходит он для сравнения ни с кем. В нем все было свое: и стиль работы, и летная хватка.

 Г.М. ШИЯНОВ — Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР:

—  Это лётчик редчайшего, огромного дарования. 23 года я был рядом с ним. Того, что сделал Амет-Хану хватило бы на несколько человек. Говорил мне, что после пятидесяти уйдет на пенсию. Не ушел, не смог. Любовь к работе — единственное,  что оказалось сильнее его собственной воли.

Домашнее задание: посещение музея Амет-Хана в Алупке.

         

 

 

 

 

 

 

 

   

  1. Увековечение имени Героя Советского Союза  в мемориальных объектах.
  1. Поселок Быково . Назван в честь Героя Советского Союза помощника начальника разведывательного отделения штаба 17-ой мотострелковой дивизии 13-ой армии лейтенанта Михаила Ивановича Быкова (1903-27. II .1940).
  2. Улица в селе Дмитриева Слобода.
  3. Улица в Муроме.
  4. Мемориальная доска на доме, где он жил в Нижнем Новгороде.
  5. Мемориальная доска и обелиск в селе Дмитриева Слобода.
  6. Мемориальная доска у обелиска Неизвестному солдату на площади Победы.
  7. МОУ «Якиманско-Слободская средняя общеобразовательная школа» носит имя М.И. Быкова.
  8. Мемориальная доска на МОУ «Якиманско-Слободской средней общеобразовательной школе».

4. Формы увековечения памяти Героя Советского Союза М.И. Быкова активистами комнаты трудовой и боевой славы.

26 апреля 2007 года Якиманско-Слободской средней общеобразовательной школе присвоили имя Героя Советского Союза М.И. Быкова. По этому поводу прошла линейка, на которой присутствовали школьники, гости, жители Дмитриевско-Слободского сельского округа. На этой линейке прошло торжественное открытие мемориальной доски, посвященной М.И. Быкову.

В МОУ «Якиманско-Слободской СОШ» нас накоплен материал, связанный с жизнью и подвигом М.И. Быкова. В школьной «Комнате трудовой и боевой славы» есть экспозиция, посвященная герою. Для учащихся школы и жителей сельского округа проводятся экскурсии по «Комнате трудовой и боевой славы», с целью познакомить с жизнью и подвигом Героя Советского Союза М.И. Быкова.

Школьники нашей школы перезваниваются с двоюродной сестрой М.И.         Быкова с Тамарой Алексеевной Быковой. 24 апреля 2007 года она прислала в школу телеграмму с поздравлением, что Якиманско-Слободской школе присвоено имя Героя Советского Союза М.И. Быкова.

Активисты школы написали письмо в программу «Жди меня» в 2008 году с целью найти родственников М.И. Быкова и узнать как можно больше информации о герое, но пока ответа не получили.

          Ежегодно в феврале, мае  проводятся торжественные линейки в память о М.И. Быкове. В день его смерти в школе выставляется почетный караул, несут вахту памяти учащиеся старших классов.

 Копии фотографий, документов героя-земляка М.И. Быкова, накопленные в «Комнате трудовой и боевой славы» МОУ «Якиманско-Слободской СОШ».

У нас накоплен материал по М.И. Быкову: фотографии, ксерокопии наградных листов, переписка с однокурсником по техникуму Миргородским, письма М.И. Быкову от брата на фронт, извещение о гибели, вырезки о из газет о герое, телеграмма от двоюродной сестры Быковой Тамары Алексеевны с поздравлением коллектива школы с присвоением звания Героя Советского Союза.

Фото 1 – Фото М.И. Быкова до войны.

Фото 2 – Родители М.И. Быкова. Отец – Иван Иванович, мать – Екатерина Федоровна.

Фото 3 – М.И. Быков с братом и сестрами.

Фото 4 – М.И. Быков с родителями, братьями и сестрами

Фото 5 – Дом, в котором родился и вырос М.И. Быков.

Фото 6 – М.И. Быков на поле.

Фото 7 – Футбольная команда, которой руководил М.И. Быков.

Фото 8 – До войны М.И. Быков работал агрономом-зоотехником. Проверка спелости колоса.

Фото 9 – Жена М.И. Быкова  Вишнякова А.А. (справа на лево).

Фото 10 – Сын М.И. Быкова в гостях у Якиманских школьников.

Фото 11 – Сын М.И. Быкова с семьей.

Фото 12 – Алексея Михайловича Быкова принимают школьники Якиманско-Слободской школы в почетные пионеры.

Фото 13 – встреча сестер М.И. Быкова на 30-летие Победы.

Фото 14 – Укрепленный дот, который был взят М.И. Быковым.

Фото 15 – Извещение о гибели М.И. Быкова.

Фото 16 – Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза М.И. Быкову.

Фото 17 – Извещение о гибели М.И. Быкова с указанием места захоронения.

Фото 18, 18а, 18б, 18в – описание подвига М.И. Быкова.

Фото 19, 19а – наградной лист М.И. Быкова.

Фото 20 – из писем Героя Советского Союза М.И. Быкова.

Фото 21 – письма сына.

Фото 22 – Мемориальная доска в Нижнем Новгороде, посвященная М.И. Быкову.

Фото 23 – Мемориальная доска на Якиманско-Слободской средней общеобразовательной школе, посвященная М.И. Быкову.

Фото 24 – Вырезка из газеты «Муромский край»  10 февраля 2004 года о М.И. Быкове.

Фото 25 – Вырезка из газеты «Горьковский рабочий», 11 января 1961 года о М.И. Быкове.

Фото 26 – Телеграмма от сестры М.И. Быкова Быковой Т.А.

Фото 27 – Письма и открытки Вишняковой А.А. ученикам школы.

Фото 28 – Школьники Якиманско-Слободской школы около дома М.И. Быкова.

Фото 29 – Вахта памяти в МОУ «Якиманско-Слободской СОШ», посвященная М.И. Быкову.

Фото 30 – Линейка в МОУ «Якиманско-Слободской СОШ», посвященная присвоению школе имени Героя Советского Союза М.И. Быкова.

Фото 31 – Экскурсия по «Комнате трудовой и боевой славы» в МОУ «Якиманско-Слободской СОШ». Экспозиция посвящена М.И. Быкову.

  1. Выводы

Жизнь и подвиг, мы часто слышим эти слова. Наша исследовательская работа помогла этим словам обрести реальный смысл. Простой молодой человек из Нижегородской области, которому было 37 лет оказался настоящим героем войны, участником кровопролитных сражений. М.И. Быков стал Героем не просто так, он был настоящим человеком, воспитанным семьей, школой, обществом в предвоенные годы. Его отличала честность, порядочность, самоотверженность. М.И. Быков умел ценить дружбу, умел подчиняться, но в то же время был готов взять инициативу на себя.

Работа над материалами  о Герое Советского Союза М.И. Быкова способствовала определению духовных ориентиров, нравственных ценностей, общечеловеческих приоритов,  формирование патриотического сознания, как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства.

Пройдет время, мы закончим школу, получим профессию, приобретем жизненный опыт, усвоим нравственные принципы, но судьба М.И. Быкова, его подвиг оставить добрую память там в наших сердцах.  

Данный исследовательский материал будет основой для издания брошюры «Жизнь и подвиг Героя Советского Союза М.И. Быкова», будет опубликован в школьной газете «Вести Слободы», а также предложен для публикации в местной прессе. 

Материал может быть использован для проведения внеклассных мероприятий с целью формирования духовно-нравственных, гражданских качеств личности, которые воспитывают чувство гордости за свой Дмитриевско-Слободской сельский округ, за его героев, за свою школу, стремление беречь и преумножать традиции и ценности, заложенные в образовательном учреждении.

Медаль имени Амет-Хана Султана будет учреждена в Дагестане. 

Распоряжением Главы Дагестана Рамазана Абдулатипова в честь 95-летия со дня рождения заслуженного летчика-испытателя СССР, дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана Правительству республики поручено внести в Народное Собрание проект закона об учреждении государственной награды – медали имени Амет-Хана Султана за вклад в патриотическое воспитание молодежи.

Амет-Хан Султан. Летчик родом из славного крымского города Алупка получил звание Героя СССР за то, что, буквальным образом, посвятил себя и свою жизнь военной авиации. В Алупке сейчас имеется одноименный музей героя-летчика, кому-то знакомого, кому-то совершенно нет, но навсегда оставившего свой след в истории Великой Отечественной войны.

Заключение.

Я хочу закончить наш урок словами Юрия Бекировича Османова из повести-воспоминании об Амет-Хане «Три встречи».

«Жизнь Аметхана - это целая эпоха, в которой запечатлены героическая борьба и победа над фашизмом и выход нашей Родины от стартов на деревянных ястребках на передние рубежи реактивной техники. Аметхан - герой этой эпохи, её творец как борец передового края, сын своего народа»

Приложение:

1. Юрий Бекирович Османов в повести-воспоминании об Амет-Хане «Три встречи».

2. Листовка Политотдела 8 воздушной армии (Х-Х1. 1943г.),

посвященная Герою Советского Союза гвардии капитану Амет-Хану Султану

3. Дм. Зильманович. «Созвездие героев» (Документальная повесть).

Издательство ЦК ВЛКСМ Узбекистана «Ёш гвардия». Ташкент, 1986, с 166-167

          4. Книга : «Дважды Герои Советского Союза», Москва, «Воениздат», 1973г. с.10

        5. «Герои Советского союза» Историко-статистический очерк М., Воениздат. 1984 г. с.81


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Амет-Хан Султан

Слайд 2

Кача . 1939 год. Где-то здесь есть курсант Амет-Хан Султан.

Слайд 3

С этого момента счет летчика начал расти.

Слайд 6

крылатую ракету класса «воз­дух-корабль».

Слайд 7

23 октября. 1970 год . 50-летие Амет-Хана .

Слайд 8

«Дважды Герой Советского Союза, лауреат Государственной премии, заслужен­ный лётчик-испытатель СССР Амет-Хана Султан».

Слайд 9

Бюст в Алупке на бульваре Амет-Хана

Слайд 10

Памятник на Алее Героев в Киеве

Слайд 11

Музей в Алупке

Слайд 12

Памятник в Ярославле


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе. «И сдержанный говор печален». (Н.М.Рубцов) Сопоставительный анализ двух стихотворений С.Есенина и Н.Рубцова о родине. Автор: учитель русского языка и литературы высшей категории Богданова Татьяна Валерьевна. (hotnegi@mail.ru)

Цели урока. 1.Научить элементам литературоведческого анализа поэтического текста (обучающая цель).2. Развивать умение сравнивать, видеть аналогии и различия, проводить параллели, сопоставлять.3. Воспи...

Выступление учителя истории Фролочкиной Р.Л. на Межрегиональной конференции,посвященной 110-ой годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза,маршала Советского Союза В.И.Чуйкова "Роль поискового отряда в пополнении школьного музея экспонатами"

Выступление на Межрегиональной конференции, посвященной 110 годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза, маршала Советского Союза В.И.Чуйкова " Роль поискового отряда в пополнении школьног...

Статья Работа в сменных группах как способ формирования УУД в ФГОС Основного Общего Образования. Автор учитель русского языка и литературы Магир Татьяна Васильевна

В статье описаны УУД, формирование которых происходит при работе в группах сменного состава по индивидуальным рабочим листам. Приведены примеры рабочих листов....

СЦЕНАРИЙ Юбилею дважды Героя Советского Союза гвардии генерал-майора авиации Полбина Ивана Семёновича посвящается!

Материал к юбилею дважды Героя Советского Союза гвардии генерал - майора авиации И.С. Полбина...

Сценарий мероприятия, посвященного 90-летию со дня рождения легендарного летчика, Дважды Героя Советского Союза Аметхану Султану «Вся жизнь – подвиг»

Сценарий мероприятия, посвященного 90-летию со дня рождения легендарного летчика, Дважды Героя Советского Союза Аметхану Султану «Вся жизнь – подвиг»...

Открытый урок «Рассказ И.А. Бунина «Темные аллеи». Время и судьба в жизни героев». Евдокимов О.В., учитель русского языка и литературы Лицея № 387 им. Н.В. Белоусова, С-Пб.

В своей методической разработке «Тема времени в жизни героев рассказа И.А. Бунина "Темные аллеи"» автор обращается к одному из самых известных рассказов гениального русского писа...

Сценарий мероприятия, посвященного 90-летию со дня рождения легендарного летчика, Дважды Героя Советского Союза Аметхану Султану «Вся жизнь – подвиг»

Сценарий мероприятия, посвященного 90-летию со дня рождения легендарного летчика, Дважды Героя Советского Союза Аметхану Султану «Вся жизнь – подвиг»...