Урок литературы в 11 классе. «И сдержанный говор печален». (Н.М.Рубцов) Сопоставительный анализ двух стихотворений С.Есенина и Н.Рубцова о родине. Автор: учитель русского языка и литературы высшей категории Богданова Татьяна Валерьевна. (hotnegi@mail.ru)
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Цели урока.

1.Научить элементам литературоведческого анализа поэтического текста (обучающая цель).

2. Развивать умение сравнивать, видеть аналогии и различия, проводить параллели, сопоставлять.

3. Воспитывать  «чувства добрые», любовь к поэзии. Прививать «вкус» к анализу поэтического текста.

Оборудование.

Справа (на экране или бумажном носителе)портреты С.Есенина и Н.Рубцова. Слева репродукции с картин И.Левитана «Над вечным покоем» и С. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли». На доске написана тема урока и названия стихотворений «Гой ты, Русь, моя родная» (1924г.), «Тихая моя родина!..»  (1965г.) На доске эпиграф к уроку: «Можно исповедовать одни и те же идеи, но восторгаться, чувствовать, сопереживать, возгораться и гаснуть  каждый обречен самостоятельно». На партах у каждого ученика отпечатанные тексты вышеуказанных стихотворений.

Ход урока и его содержание и структура.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Sopost_analiz_stihotv_Esenina_i_Rubcova.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе. «И сдержанный говор печален». (Н.М.Рубцов) Сопоставительный анализ двух стихотворений С.Есенина и Н.Рубцова о родине.

Учитель Богданова Т.В.

Цели урока.

1.Научить элементам литературоведческого анализа поэтического текста (обучающая цель).

2. Развивать умение сравнивать, видеть аналогии и различия, проводить параллели, сопоставлять.

3. Воспитывать  «чувства добрые», любовь к поэзии. Прививать «вкус» к анализу поэтического текста.

Оборудование.

Справа (на экране или бумажном носителе)портреты С.Есенина и Н.Рубцова. Слева репродукции с картин И.Левитана «Над вечным покоем» и С. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли». На доске написана тема урока и названия стихотворений «Гой ты, Русь, моя родная» (1924г.), «Тихая моя родина!..»  (1965г.) На доске эпиграф к уроку: «Можно исповедовать одни и те же идеи, но восторгаться, чувствовать, сопереживать, возгораться и гаснуть  каждый обречен самостоятельно». На партах у каждого ученика отпечатанные тексты вышеуказанных стихотворений.

Ход урока и его содержание и структура.

Этапы, примерный хронометраж

Дидактические задачи

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организа-

Ционный

(1 мин.)

Настроить на работу: на исследовательскую, сопоставительную деятельность

Взаимные приветствия,

Фиксация отсутствующих,

Переключение на предмет:

тема, цель, задачи. Показ практической значимости урока.

Здравствуйте, присаживайтесь.

Список отсутствующих староста положите, пожалуйста, на стол. Сегодня в соответствии с темой, которую вы видите на доске, мы будем продолжать учиться сопоставлять, сравнивать, проводить аналогии, видеть различия, наблюдая за художественными особенностями творчества двух поэтов Есенина и Рубцова. Делать это мы будем на примере двух стихотворений (называю)

2.Подготовка к основному этапу занятия

(4 мин.)

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация знаний и умений.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

1.Скажите, то, чем мы будем сегодня заниматься, имеет отношение только к предмету «литература» или к чему-то еще, связанному с интеллектуальными умениями? (играми разума)

2. Каким образом это будет связано с литературой, искусством слова?

3. Запишите в тетрадях тему урока и его цели, как вы их понимаете.

4.Прочитайте эпиграф к уроку. Что он помогает осознать человеку?

1.Это связано с мыслительными операциями (дети изучают предмет «Основы психологии» в школе) анализ и синтез, сходства и различия.

2. Мысли – это одна сторона человеческой личности, а чувства уникальны, у каждого они свои. Поэзия отражает не только реальную сущность жизни, но и идеальную (мечту например).

3. 2-3 человека читают сделанные записи. Кто-то (ученик) комментирует, оценивает. Совершенствуем написанное.

4. Эпиграф помогает осознать неповторимую индивидуальность каждого из поэтов. (К концу урока мы можем и должны подойти к этому осознанию). Запись эпиграфа в тетрадь.

3.Усвоение новых знаний.

(6 мин.)

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Активные интеллектуальные действия учащихся с предметом изучения. Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

1. Как вы думаете, почему я  предложила для сопоставления эти два стихотворения?

2. Но есенинское стихотворение - из раннего творчества (Сборник «Радуница».1914г.), написанное за одиннадцать лет до смерти поэта. Стихотворение Рубцова написано в 1965 г, за 6 лет до смерти. Можно ли сравнивать раннее и позднее творчество?

1. Они на одну тему: тему родины. Оба поэта принадлежат ХХ веку.

2. Если вчитаться еще раз в эпиграф, то можно сделать вывод о том, что сравнивать можно все. И разве время может помешать этому?

Кроме того, цель урока сопоставление, размышление о том, есть ли общие точки соприкосновения, которые объединяют, а, может, разъединяют этих больших поэтов.

4. Проверка выполнения домашнего задания

(4 мин.)

Установление осознанности того факта, что данное д/з помогает провести сопоставительный анализ предложенных стихотворений.

Оптимальность сочетания нужности выполнения д/з для хода урока и полезности для личного понимания ценности мотивов написания стихов на эту тему.

1. Вернемся к домашнему заданию. Я просила подобрать высказывания Есенина и Рубцова относительно любимых тем в их творчестве. Что вам удалось найти? (комментируем и оцениваем ответы)

1.Д/з заранее собрано учащимися самостоятельно в одну электронную папку. Один ученик через мультимедийный проектор выводит на экран несколько высказываний. Мы выбираем два.  Например, у Есенина это: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве». У Рубцова:

«Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали, истории и современности».

5. Первичная проверка понимания.

(4 мин.)

Установление правильности и осознанности наполовину нового учебного материала. Выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция.

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация ошибок и неверных представлений. Их коррекция.

Давайте погрузимся в чтение стихотворений. (Можно читать вслух учителю). По мере прочтения запишите в тетради ваши ассоциации, которые возникают в душе.

На столе у каждого ученика тексты. (Можно ученикам читать самостоятельно про себя или наизусть вслух, если было задано на дом).

Учащиеся делят лист тетради пополам (можно взять отдельный лист А4, если написанное будет сдано на проверку). Слева записывают ассоциации, связанные с есенинским стихотворением, справа – с рубцовским.

Ст.Есенина: устное народное творчество, ясный день, чистое небо, купол церкви, лечу на самолете и вижу этот край: поля, леса, деревни, удаль, задор.

Ст. Рубцова: тишина, воспоминания детства, деревенская школа, странствие в прошлое, грусть, теплота, щемящая боль, память сердца.

6. Закрепление знаний и способов действий.

(7 мин.)

Обеспечение усвоения новых  или забытых (повторение) знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в несколько измененной ситуации (не ассоциативные, а литературоведческие сходства и различия) на основе беседы и записям на доске.

Спасибо Вам за чуткость. Некоторые ассоциации помогают нам ответить на следующие вопросы: «Что делает стихи такими разными? Что их роднит?» делим тетрадный лист пополам. Вызванные учащиеся делят пространство доски пополам.

Я вызываю к доске 4-рех учеников. Класс в ходе фронтальной беседы делает записи самостоятельно. Позже они сверяются с записями на доске и взаимо- корректируются.

На одной доске, все , что говорят учащиеся с места о лирике Есенина, записывается  двумя учениками( чтобы было быстрее, они пишут поочередно с разных сторон доски). Аналогично на второй доске кратко записывается все, что говорят учащиеся о лирике Рубцова.

Вопросы на понимание лексического значения слова: например,

лехи – полевые полосы, погост – сельское кладбище.

( С удивлением выяснила, что дети не знают значения этого слова) и т.п.

Кроме того, подумайте над тем, почему мы вернулись к этому стихотворению «Тихая моя родина!»  в 11 классе. Ведь оно изучалось в программе 4 класса начальной школы?

Запишите свой ответ.

Суть ответов ребят: оба стихотворения проникнуты любовью к родине.

У Есенина это восторженное восприятие (Гой), связанное с юным молодым задором. «Синь сосет глаза», т.е. как бы впивается в глаза, полностью поглощает взгляд. Праздничное состояние души у героя и у крестьян(«гудит веселый пляс», «прозвенит девичий смех»). Даже тополя «чахнут», но «звонно». (Оксюморон) Лирический герой ощущает себя в ладу с окружающими: девичий смех звенит ему «навстречу». Интересна цветопись. Для Есенина, как и для древнерусской иконописи, характерны три главных цвета: голубой/синий – символ устремленности к небу, как к чему-то недосягаемому, идеальному, высокому и чистому. Золотой цвет, который присутствует скрытно. Ведь это картина ранней осени(яблочный и медовый спас, осенние карогоды ит .п. Красный цвет – любви, горения, страсти. В этом ст. его нет. Но хороводы(корогоды), кот. водят крестьянки, могут отливать пестротой красного сарафана. Приводятся примеры звукописи., церковной лексики. , кот. Не явл. Самоцелью, а способом достижения худож. Выразительности. (Говорят об этом дети легко, потому что уже изучали лирику Есенина.  Для них эта работа на узнавание того, что прошли и подзабыли,  доставляет радость. Пополняется долговременная память.)

 У Рубцова,  несмотря на обилие восклицательных  знаков, основной тон – это тон грусти, трагич. судьбы («Мать моя здесь похоронена в детские годы мои») Воспоминания детства и юности( а стихотворение это , как и есенинское , - путешествие в прошлое) не приносят облегчения.

Есенин, судя по впечатлениям от прочтения первых трех строф,  смотрит на родные места как бы с высоты птичьего полета, а герой Рубцова странствует по земле. И простор он видит с высоты школьного забора, и удаль выражается как-то неуверенно и странно, с оттенками черного(если говорить о цветописи): «Словно ворона веселая, сяду опять на забор!» Тема памяти звучит в том и другом стихотв. У Рубцова с оттенком непринятия, сожаления об изменениях, которые увидел его лирич. герой(«Купол церковной обители яркой травою зарос», «Между речными изгибами вырыли люди канал», «Тина теперь и болотина там, где купаться любил…»). И, хотя напрямую, вроде,  не выражено осуждения, косвенно - очень красноречиво выглядит умолчание в виде многоточия после глагола  прошедшего времени «любил». Ди и вообще назывные предложения и глаголы прош. времени в стихотв. Рубцова говорят о глубоко потаенной мятежной грусти и сожалении по невозвратимому. Лексические антонимы «забор» - «простор» передают всю нелепость наивных ожиданий счастья при возвращении на родину. Он чувствует  «жгучую»  «смертную связь» с тем, чего не вернешь, не потому, что это закон времени, а потому, что время это было наполнено не тем содержанием, которое способствует сохранению, а не забвению. Поэтому образы тихих «жителей» производят впечатление нереальных, неузнаваемых, фантастических  людей. Поэтому почти угрожающе звучит фраза: «Я ничего не забыл». Фраза, которая разъединяет поэта с тем, что он видит у себя на родине.  

В лексике стих-я  Есенина использ-ны. только глаголы настоящего и будущего времени, что примиряет лирич героя поэта с родиной, расстилающейся перед его взором, что позволяет ему с верой смотреть в будущее.

Музыка стихотворений наших авторов различна. В стих-ии «Гой ты ,Русь, моя родная» - это двусложный хорей, звучащий экспрессивно и динамично, а в стихотв  Рубцова  это «рыдающий» дактиль.

Осмысление стихотворения Рубцова  В 11 классе глубже и серьезнее. Тогда мы обращали внимание на изображение природы. Сегодня мы говорим о смысле человеческой жизни в том числе.

7.Обобщение и систематизация знаний.

(3 мин.)

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме; выделение мировоззренческих идей.

Деятельность учащихся по включению части в целое, классификация тем лирики, выявление межпредметных связей

Если посмотрим на предложенные  репродукции, какой пейзаж ближе стихотворению Рубцова? Какой стихотворению Есенина?

-Как странно и прекрасно: элегическая интонация не делает это стихотворение нежеланным слуху и душе. Мотивы смерти, любви, памяти, родины слились и переплавились в прозрачную светлую, тихую – пушкинскую -грусть:«Люблю тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновения»(«Деревня»). Или  «Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных». Вот не распалась связь времен! Посмотрите, как от Пушкина к Есенину, а от него к Рубцову великолепная, на первый взгляд,  пейзажная лирика перерастает в философскую.

Запишите, в чем отличие философской лирики от пейзажной? Встречали ли вы пейзажную лирику в чистом виде?

«Над вечным покоем» ближе лирике Рубцова.

Объясняют, почему.

Делают краткую запись, отвечая на вопрос.

8. Контроль и самопроверка знаний.

(5 мин.)

Выявление качества и уровня  овладения знаниями и способами действий, коррекция.

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов

Прочитайте ваши записи, касающиеся двух последних вопросов, и дайте устное( письменно все уже написано в тетради в соответствующей таблице) краткое определение того, что вы можете сказать о лирике двух талантливейших поэтов ХХ века.

Чтение выводов урока. Учащиеся предварительно сами оценивают свое выступление.

9. Подведение итогов урока.

(3 мин.)

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу следующей работы

Адекватность самооценки учащихся оценке учителя.

Учитель подтверждает или опровергает оценивание учащимися друг друга.

Учитель сам оценивает выступления учащихся

Выставление отметок. Отметки комментируются.

 В идеале, если дети приучены это делать, они сами предлагают поставить друзьям те или иные отметки. В доброжелательной форме комментируют их.

10. Рефлексия

(1 мин.)

Мобилизация учащихся на рефлексию своих действий на уроке(мотивации способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции  и сотрудничества.

Открытость учащихся в  осмыслении своих действий и самооценке.

Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

Как вы думаете, урок достиг поставленных в его начале целей? Вспомним эти цели.

Учащиеся формулируют ранее поставленные цели и говорят, почему они считают, что урок целей достиг.

11. Информация о домашнем задании.

(2 мин.)

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з. Проверка соответствующих записей.

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения д/з всеми учениками в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Какое д/з, по-вашему, было бы логичным получить всему классу?

Для отличников и желающих: прошу принести два музыкальных произведения из «Времен года» Чайковского, которые характеризовали бы или иллюстрировали бы эти два стихотворения Есенина и Рубцова. После прослушивания буду ждать от вас объяснений, почему вы сочли, что они более всего подходят к выбранным стихотворениям.

Выучить стихотворение Рубцова наизусть (или Есенина)

Примечания.

Дорогие коллеги! Чтобы дети не впадали в ступор при проведении открытого урока, необходимо выработать систему, которой надо придерживаться на каждом уроке и постоянно. Она(система) может заключаться в следующем:

  1. На каждом уроке дежурный или староста передает учителю список отсутствующих.
  2. После прочтения темы учащиеся сами определяют цели урока.
  3. Учитель проверяет домашнее задание.
  4. Комментировать и определять отметки за урок нужно научить самих учащихся. Для этого нужно в начале года учащимся дать критерии оценивания устного ответа.
  5. Вывод урока (рефлексия) должны научиться делать сами учащиеся. (Выбрать можно не все, но, как бы ни пошел урок, придерживаться выбранного в течение года неукоснительно.)

При отборе учебного материала учителю необходимо уметь «наступать на горло собственной песне». Говорить самим надо меньше, предоставляя в этом смысле свободу учащимся, помня, что задачи перед детьми надо ставить посильные: в зависимости от подготовленности и статуса класса (гуманитарный, математический, естественнонаучный или какой-либо другой). Понимаю: рамки программы сковывают свободу выбора учителя. Но все-таки главным стремиться делать на уроке не себя, а ученика, необходимо. Наша педагогическая задача – умело держать нити урока в своих руках, быть тьютером (сопровождающим) в лучшем смысле слова. Успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Работа в сменных группах как способ формирования УУД в ФГОС Основного Общего Образования. Автор учитель русского языка и литературы Магир Татьяна Васильевна

В статье описаны УУД, формирование которых происходит при работе в группах сменного состава по индивидуальным рабочим листам. Приведены примеры рабочих листов....

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса Составитель: методист МО словесников, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Быкарева Лариса Николаевна

Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе- Федерального государственного стандарта общего образования-  Примерной учебной  программы основного общего образо...

«Жизнь и подвиг летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза полковника Амет-Хан Султана.» Последний полет героя. Урок -исследование. Автор: учитель русского языка и литературы

Этот урок мы посвящаем памяти летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза полковника Амет-Хан Султана. 95 лет со дня рожд...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории Ильдархановой Гульсины Мисбаховны

Современной школе требуется учитель, владеющий новыми образовательными технологиями обучения и воспитания. Самообразование учителя является необходимым условием профессиональной деятельности педагога....

Схема-алгоритм правописания суффиксов причастий и деепричастий и проверочный тест по теме (5 вариантов), 6 класс. Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна

В разработке представлена удобная схема для практической работы по формированию навыков правописания причастий и деепричастий, а также 5 вариантов самостоятельной работы ( теста)  по данной теме....