«Посиделки в русской горнице».
классный час по истории (8 класс) по теме

Цели урока:

- развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей  школьников, сплочение  коллектива, активизация культурного досуга  школьников;

- воспитание духовно – нравственных качеств личности школьника, привитие интереса и любви к российской истории и народным традициям.

 

Оборудование к уроку:

- предметы декорации, напоминающие убранство избы, атрибуты крестьянского быта,  народные костюмы;

- березка;

- мультимедийный проектор  , музыкальные фонозаписи;

- наградной материал ( баранки, бублики, грамоты подписать ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posidelki_v_russkoy_gornice_tverdova_s.n.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     Твердова С.Н классный руководитель,

                                                                                учитель истории и обществознания

                                                                            МОУ СОШ №8 п.Комсомольский

                                                                                                 Гулькевисчкий район Краснодарский край

           Внеклассное мероприятие: «Посиделки в русской горнице».

 

Цели урока:

- развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей  школьников, сплочение  коллектива, активизация культурного досуга  школьников;

- воспитание духовно – нравственных качеств личности школьника, привитие интереса и любви к российской истории и народным традициям.

Оборудование к уроку:

- предметы декорации, напоминающие убранство избы, атрибуты крестьянского быта,  народные костюмы;

- березка;

- мультимедийный проектор  , музыкальные фонозаписи;

- наградной материал ( баранки, бублики, грамоты подписать ).

Ход мероприятия:

Здравствуйте гости дорогие, у нас в гостях на посиделках 6- 8 класс (входит хозяйка и помощницы в русских народных костюмах, ученики 9 класса помогают учителю в проведении мероприятия).

     

Хозяйка:    Здравствуйте, гости дорогие!

1 дев.          Веселья вам да радости!

2 дев.           Давно вас ждем – поджидаем, праздник не начинаем.

Хозяйка:     Поудобнее садитесь,

                     И с мыслями соберитесь,

                     Приглашает вас фольклор

                     На старинный русский двор!

1 дев:           В старину он вас отправит

                     Вспомнить многое заставит.

                     Поговорки, прибаутки,  

                     Сказки разные и шутки.

2 дев:            И гостей и всех ребят

                      приглашаем на обряд.

                      Как давненько наши предки

                      Собирали посиделки.

В посиделках участвуют  команды: 6 класс- «Берендеи», 7 класс- «Скоморохи»,

8 класс- «Сказочники».

Условия конкурса таковы: В старину на Руси

                                              Раздавали калачи.

                                              Вы старайтесь, отвечайте,

                                              И пряники получайте.

За каждый правильный ответ команда получает сладкий пряник.

Хозяйка: -  Если все готовы -  отправляемся в увлекательное путешествие с конкурсами, песнями, хороводами по волшебной стране «Устное народное творчество». ( Открывается тема урока,  заставка: слайд 1  «Гусляры»,

текст: «УНТ – это».

1. Итак, путешествие начинается.

-Ребята, поможет нам путешествовать по удивительной стране – русская матрешка.

Вы знаете, что фольклор включает в себя разнообразие жанров.

Мы сегодня совершим путешествие по нескольким из них.

Я беру 1 матрешку  - жанр народного творчества «Пословицы».

Заставка: Слайд 2   «Пословицы»

1дев. Пословицы недаром молвятся,

          Без них прожить никак нельзя!

          И наша речь красна пословицей

          Давайте вспомним их, друзья.

- Название конкурса – «Собери пословицу»

Начало пословицы есть, надо найти конец. Каждой команде вручается

конверт с пословицами.

(Помощницы вручают конверт с пословицами)

1 команда: «Делу время,…         Потехе час»

                 «Без труда не вытащишь …и рыбку из пруда»

- Ребята, о чем эти пословицы? ( о труде)

2 команда: «Не имей сто рублей, …имей сто друзей»

                   «Нет друга – ищи, …нашел – береги»

О чем эти пословицы? (о дружбе)

3 команда: «Ученье - свет, …     а неученье – тьма»

                   «Повторенье –         мать ученья»

О чем эти пословицы?  (Об учебе)

Хозяйка: Молодцы! С этим конкурсом вы справились. Но впереди нас ждет еще много интересного.

2. - Показываю следующую матрешку. Это загадки!

Вставка компьютера – «Загадки – это…»

2 помощница: Мешкать нечего, пора!

                         Продолжается игра.

                         Второй конкурс начинаем

                         И в загадки приглашаем.

Хозяйка: Не забывайте, за каждый правильный ответ – сладкий пряник. Загадки наши не сложны – это предметы, которые были в каждой избе на Руси.

1команда: В избе – изба, на избе – труба.

                  Зашумело в избе, загудело в избе,

                  Видит пламя народ,

                  А тушить не идет. (Печь)

2 команда: Стоит бычок,

                    Подбоченивши бочок,

                    Шипит и кипит,

                    Всем чай пить велит. (Самовар)

3 команда: Отгадать легко и быстро:

                    Мягкий, пушистый и душистый,

                    Он и черен, он и белый,

                    А бывает подгорелый. (Хлеб)

А сейчас  «Заморочки из бочки». Моя помощница читает вопрос, а на экране вы выбираете вариант ответа.

1 команда: Как называется предмет, которым мешают дрова в печке?

Компьютер: Три варианта ответа: веник, кочерга, полено. (Кочерга)

2 команда: Как называлась на Руси обувь, сплетенная из коры деревьев?

Компьютер: Сапоги, валенки, лапти. (Лапти)

3 команда: Веду я внучка по всем комнатам за ручку?

Компьютер:  Утюг, пылесос, веник. (Веник)

Хозяйка: Молодцы! И с этим конкурсом вы справились.

3.  А наше путешествие продолжается. Открываем матрешку и попадаем в былины.

Заставка: слайд 3   «Былины – это…»

Задание:

Заставка компьютера: 1 команда: Назовите трех русских богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

Заставка компьютера: 2 команда: С каким богатырем был бой у Соловья – разбойника?

(Илья Муромец)

Заставка компьютера: 3 команда: Какой  былинный герой победил Змея – Горыныча? (Добрыня Никитич)

4. Умницы! Путешествие продолжается. Следующая матрешка – песни.

Заставка: слайд 4 «Русские народные песни…»

- Да, всегда на Руси любили петь песни, водить хороводы. Мы сейчас тоже будем водить хоровод и петь известную вам песню «Во поле березка стояла»

Эту песню мы проинсценируем: хоровод будем водить около русской березки, … будет Иваном, который играет на балалайке, рядом Аленушка машет платочком.

              Не сидите, не скучайте

              В хоровод быстрей вставайте.

Встанем  вкруг и поведем хоровод. (Исполняется песня «Во поле березка стояла»)

5. - Продолжаем наше путешествие. Открываем матрешку и попадаем в страну сказок.

Заставка  слайд 5 – «Гусляры …»

Я уверена, что сказки вы любите все. А хорошо ли вы их знаете?

Я вам предлагаю конкурс - «По страницам сказок».

 Задание 1: По фрагменту сказки вы должны узнать ее и сказать, как она называется.

Компьютер. Фрагменты сказок для каждой команды.

«Аленушка и братец Иванушка», «Царевна – лягушка», «Гуси – лебеди».

Задание 2:

1 команда: Кто из героев русской сказки просил: «Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь» (щука) «По щучьему веленью»

2 команда: Кто так говорил: «Давай делить: тебе вершки, а мне корешки»

(мужик)  «Мужик и медведь»

3 команда: Чья это песенка «Битый небитого везет! Битый небитого везет!»  (Лиса) «Лисичка – сестричка и волк»

Задание 3: На ком или на чем совершили путешествие герои сказок?

1команда: Емеля к царю?  (на печи) «По щучьему веленью».

2 команда: Иван – царевич  за Жар – птицей?  (на волке) «Иван – царевич и серый волк».

3 команда: Баба – Яга по воздуху ?  ( ступа)

Молодцы! Вы хорошо справились с этим конкурсом.

Страницы любимых сказок закрываются.

 

Заставка слайд 6 – Окошко закрывается.

6. И у нас осталась последняя матрешка. Открываем ее. Еще один жанр народного творчества – Танец.

К нам на посиделки приехали гости, которые исполнят русский народный танец «Подпляска».

(Исполняется народный танец - 5 класс)

Ну, вот и все, ребята, наше путешествие по стране «Устное народное творчество» подходит к концу.

Так по каким же жанрам «Устного народного творчества» мы путешествовали? (Пословицы, загадки, былины, песни, сказки, танцы).

Я, надеюсь, в дальнейшем вы будете продолжать знакомство с этой увлекательной страной.

ИТОГ

Подведем итоги путешествия,  посмотрим, как справилась каждая команда с конкурсами. (Подсчет пряников)

Вот команда – победитель! Слайд 7  Салют.

В старину на Руси победителей одаривали калачами да баранками. Мы тоже будем придерживаться этой традиции. Команде – победителю – вязанка баранок.

Но и остальным командам  получаю грамоты.

Хозяйка:        Жаль, друзья, мне расставаться,

                        Всем «спасибо» говорю.

                        Путь счастливый вам, ребята,

                        До свидания!

                        До новых встреч!

Ставни экрана закрываются.

 

 Источники, используемые при составлении плана-конспекта

1. Р.П. Юхняк, Н.Ю. Ожеред.  Организация воспитательной работы. Краснодар 2000 г.

2. Н.С. Кочетов. Нестандартные уроки в школе. Волгоград 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Посиделки в русской горнице» для 5-9 классов

Цели урока:- развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей  школьников, сплочение  коллектива, активизация культурного досуга  школьников;- воспитание духовно – нравственных ...

Мини-музей"Русская горница"

Создание выставки в своем учереждении....

Мини-музей "Русская горница"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5348124","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"155","width":"160"}}]]Проектная деятельность "Русская горница"Актуальность проблемы: ...

Праздник "Русская горница"

Сценарий фольклорного праздника "Русская горница" для учреждений ДОД. Педагог дополнительного образования Огаркова Светлана Владимировна. МОУ ДОД ЦДТ г. Подольск....

Занятия в комнате-музее "Русская горница"

Описание занятий в комнате-музее "Русская горница" МБОУ ДОД ДЮЦ "Русинка" г. Волжский...

проект " В Русской горнице" основан на русских народных играх

Проект основан на русских народных играх, праздниках и обрядах.  Проект долгосрочный, познавательно-развивающий.Цель: сохранение традиций русского народа и знакомство с русской культурой....

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская горница»

В нашей школе активно действует творческое объединение «Русская забава», где мы поем народные песни, проводим фольклорные праздники и, конечно же, наряжаемся в русские народные костюмы. Но для проведе...