Приёмы развития мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории
статья по истории по теме

Заворницына Ольга Васильевна

в данном материале рассказывается о некоторых приёмах развития мыслительной деятельности на уроках истории: сравнении, беседе, планировании, самостоятельных письменных работах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon развитие мышления 43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы развития мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории

Заворницына О.В.

учитель истории

МКОУ «Любимовская ООШ»

     Задачей образования является целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности. Указанная задача может быть успешно осуществлена лишь при умелом использовании всего комплекса методов и приемов обучения, имеющихся в арсенале учителя. В их числе особое место занимает процесс развития мышления. Актуальность развития мышления в школьном обучении очевидна. Развитие мышления, как это определено в современной дидактике, рассматривается как один из принципов обучения, ибо осуществление вытекает из необходимости успешной реализации принципов системности и последовательности в обучении, сознательности и активности, связи теории с практикой, доступности, прочности и др.

      Предмет “история” является универсальным, с точки зрения необходимости и возможности осуществления объединения в целое ряда школьных предметов, поскольку содержит сведения о развитии географических представлений, математических знаний, фрагменты произведений литературы определенных эпох, изображения и описания памятников культуры конкретно-исторического времени. Уроки истории должны успешно учить школьника не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений.

В качестве приемов позволяющих развивать мыслительную деятельность обучающихся я использую планирование, беседу, наглядный материал, письменные работы, сравнительный анализ, работы с таблицами и схемами, учебные игры. Остановлюсь на некоторых из них.

Планирование. При объяснении учебного материала целесообразно пользоваться записанным на доске планом, ставя перед учениками вопросы при переходе от одного пункта плана к другому, каждый раз решая новые мыслительные задачи. Использование плана при опросе учеников на уроках истории, помогает слабым ученикам более осмысленно учить заданный на дом учебный материал, улучшает их знания. Это можно подтвердить следующим примером. Ученикам 5-го класса, изучавшим Историю Древнего мира, было предложено составить рассказ об Олимпийских играх, которые проводились в Древней Греции. Рассказ нужно составить от имени ученика или зрителя игр, на основе текста параграфа “Олимпийские игры в древности” с использованием дополнительной литературы. В рассказе следует указать:

  1. Как возникли Олимпийские игры в Древней Греции?
  2. Кто участвовал в Олимпийских играх?
  3. Какие виды спорта существовали в Древней Греции?
  4. Как проходила подготовка к играм?
  5. Сколько дней проходили Олимпийские игры?

Что вам известно о великих древнегреческих спортсменах? Вот так выглядит план рассказа ученика:

  1. Все – в Олимпию!
  2. Храбрая гречанка и ее сын победитель.
  3. За год до начала Олимпийских игр.
  4. Олимпийские игры начались.
  5. Пятиборье – одно из главных состязаний.
  6. Гонки колесниц.
  7. Милон – прославленный среди борцов.
  8. Полидам и его подвиги.
  9. Феаген – великий бегун и кулачный боец.
  10. Слава, пережившая века

Беседа. Элементы беседы можно использовать и в ходе рассказа, и при разборе наглядных пособий, и при анализе отрывков из исторических документов или произведений художественной литературы. Беседа используется как при изучении нового материала, так и при его закреплении, и при последующем опросе учащихся. Особенно ценны вопросы, начинающиеся со слов “почему?”, “как вы думаете?”, “как вы считаете?”. Они нацеливают учащихся на раскрытие причин изучаемых исторических событий и выявлений между ними причинно-следственных связей.

Самостоятельные письменные работы. Самостоятельные письменные работы проводятся во всех классах. Их проводят как на уроках, так и дают их в качестве домашнего задания. Вопросы к заданиям учителя, как правило, берут из учебников, специальной литературы по истории или составляют сами. Приведу пример: (5 класс  “История древнего мира”) Какие правила приличия должен соблюдать воспитанный китаец? (Тема: “Чему учил мудрец Конфуций?”).

Ответ: “Воспитанный китаец, очень вежлив со всеми, не грубит тем, кто младше его по чину по возрасту, не преклоняется перед тем, кто занимает высокую должность. Со старшими он ведет себя почтительно, с младшими благосклонно. Китайцы аккуратно относятся к своему внешнему виду, к одежде, к прическе, нельзя ходить по циновкам в туфлях, нельзя сидеть, свесив ноги, а тем более вытянуть их вперед. При встрече, воспитанный китаец всегда улыбался и здоровался, низко склонив голову”.

Сравнение. Известно, какую большую роль в развитии мыслительной деятельности учащихся играют сравнения. Не случайно выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский считал, что “в дидактике сравнение должно быть основным приемом”. Приведу пример : на уроке в 5-м классе при изучении темы “Персидское царство в VI в. до н.э.” учитель задает при закреплении вопрос: “В чем было сходство между персидским, и египетским войском?”. Ученики ответили так:

  1. “В пехоте служили свободные общинники – крестьяне-земледельцы”.
  2. “Перед войском стояла задача завоевать чужие страны”.
  3. “Войско служило для завоевания и также, чтобы держать рабов в повиновении”.

В беседе использовался прием сравнения, при помощи которого ученики смогли выделить и обобщить сходные, существенные признаки изучаемых явлений. Сравнение при обучении истории находит широкое применение на всех этапах урока. Но особенно ценным является этот прием в заключительной части урока и при обобщающем повторении нескольких разделов на специальных повторительно-обобщающих уроках.

Формирование знаний на основе самостоятельной мыслительной деятельности лучше готовит учащихся к познанию жизненной действительности, к усвоению науки.

Уроки, основанные на приемах самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, сложнее уроков передачи готовых знаний, требуют более высокого методического уровня преподавания, но они очень эффективны и вполне оправдывают труд учителя.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение как способ активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории

Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личност...

Инновационный проект «Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории»

«Использование технологии развития критического мышлениядля формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории»...

Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Статья даёт описание  проблемно-диалогичесой педтехнологии, рассматривает её положительные и отрицательные стороны, характеризует различные виды проблемных заданий и приводит их примеры....

Активизация мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории посредством применения интерактивных методов обучения

В помощь молодым учителя  "Активизация мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории посредством применения интерактивных методов обучения "...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с приёмами развития мыслительной деятельности «Составление предложений по сюжетной картинке»

Развитие речи посредством программного материала по русскому языку на занятиях учителя-дефектолога с обучающимися 1-ого дополнительного класса...