Главные вкладки

    Урок истории в 9 классе "Российская экономика на пути к рынку"
    план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

    План-конспект урока истории в 9 классе для учащихся коррекционного общеобразовательного учреждения VII вида по учебнику «История России, XX — начало XXI века : Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vizitnaya_kartochka_uroka.doc591.5 КБ
    Microsoft Office document icon hod_uroka.doc102 КБ

    Предварительный просмотр:

    Леденева Евгения Александровна

    учитель истории и обществознания

    государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VII вида) №3 Петроградского района Санкт-Петербурга

    Визитная карточка урока истории

    для учащихся 9 класса

    Раздел: Новая Россия. 1991 – 2003 гг.

    Тема урока: Российская экономика на пути к рынку.

    Цель урока: показать роль государства в экономике в 1993 – 1998 гг., организовать работу по усвоению учащимися новых экономических понятий.

    Задачи урока:

    Образовательные:

    1. рассмотреть значимые моменты в становлении экономики Новой России;
    2. познакомить учащихся с определениями понятий «валютный коридор», «ваучер», «инфляция», «конвертируемая валюта», «либерализация цен», «приватизация» «рыночная экономика».

    Коррекционно-развивающие:

    создать условия для:

    1. развития мышления (навыков соотносительного анализа, группировки и классификации, комбинаторных способностей);
    2. развития навыков устной (монологической, диалогической) и письменной речи;
    3. развития зрительной памяти и внимания;
    4. расширения представлений об окружающем и обогащение словаря;
    5. коррекции нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

    Воспитательные:

    1. содействовать формированию активной жизненной позиции, уверенности в своих силах, уважения к труду и людям труда,
    2. создать условия для воспитания гуманизма и патриотизма.

    Новые понятия: валютный коридор, ваучер, инфляция, конвертируемая валюта, либерализация цен, приватизация, рыночная экономика.

    Форма урока: урок с использованием ИКТ.

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Используемые технологии: ИКТ, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве (групповая, парная работа).

    Оборудование урока:

    1. установка для мультимедийной презентации,
    2. тексты и задания для групповой работы,
    3. «словарное лото» для парной работы,
    4. Учебное пособие «История России, XX — начало XXI века : Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2008.

     Логика построения урока:

    1. Постановка перед учащимися учебной задачи
    2. Деятельность учащихся по выполнению заданий.
    3. Подведение итогов деятельности.
    4. Контроль уровня выполнения заданий.


    Предварительный просмотр:

    Ход урока

    Структура

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Презентация

    I. Организационный момент.

    Приветствие.
    Проверка готовности к уроку.

    Формирование рабочих групп.

    Создание положительного эмоционального настроя.

    Приветствие.

    Выбор лидера группы.

    II. Сообщение темы и постановка целей урока.

    Мотивация учебной деятельности.

    Объявление темы.
    Совместная постановка целей и задач урока.

    Я уверена, что вы справитесь со всеми задачами и получите только хорошие отметки

    Чтение темы урока. Запись в тетради.

    Чтение плана.

    Слайд 1

    Слайд 2

    III. Изучение нового материала.

    1. От советской экономической системы к рынку.  

     

     

    2. «Шоковая терапия».  

    3. Приватизация.

    Групповая работа.

       

    4. Корректировка курса реформ.

       

    5. Первые результаты экономических реформ.

    Групповая работа.

    Постановка проблемного вопроса:

    Чем объяснить противоречивый характер результатов экономических преобразований?

    Выборы Президента РСФСР и августовский политический кризис 1991 г. создали предпосылки для решительных действий в экономике. 28 октября 1991 г. на V съезде народных депутатов Б. Н Ельцин выступил с программой перехода к рынку. Президент предложил радикально изменить экономическую систему страны

    Он заявил о либерализации цен и торговли. Что стояло за этими словами? Государство должно было отказаться от реагирования цен, чтобы наполнить рынок товарами.

    Предлагалось начать структурную перестройку промышленности, приватизировать большинство объектов государственной собственности, начать земельную реформу и со временем разрешить куплю-продажу земли. Говорилось о необходимости активизировать внешнеэкономические связи России с другими странами, снять ограничения на внешнеторговые операции, ввести российскую национальную валюту (рубль) и обеспечить его конвертируемость.

    Самым болезненным было решение о либерализации цен.

    Ответственным за проведение реформ стал один из их разработчиков вице-премьер Правительства РСФСР Е.Т. Гайдар.

    Термин «шоковая терапия» был впервые использован в Польше в связи с переходом экономики к рынку в конце 80-х гг.  

    Правительство объявило о введении свободных, не регулируемых государством цен в январе 1992 г. Оно утверждало, что цены вырастут в 3 раза. Для компенсации потерь населения была на 70% увеличена зарплата бюджетников (учителей, врачей, работников государственных предприятий и учреждений — всех, кто получал зарплату от государства).

    Действительность оказалась более суровой. Цены на многие товары выросли сразу в 10 — 12 раз, а к концу 1992 г. —  в среднем в 25 раз. Инфляция обесценила денежные вклады и привела к серьезному снижению жизненного уровня населения.  

    Социальная цена первого года радикальных экономических реформ оказалась высокой.  

    Проанализируйте данные и ответьте на вопросы.

    План приватизации на 1992 г.

    Разгосударствление государственных предприятий в промышленности – 20%

    Разгосударствление предприятий торговли и сферы услуг – 70%

    1 группа. Что такое приватизация? Проводилась ли политика приватизации при М.С. Горбачёве? Почему темпы приватизации торговли и сферы услуг были более высокими, чем в промышленности?

    2 группа. Что вы можете сказать о приватизации в сфере сельского хозяйства? Подлежала ли земля купле-продаже? Почему этот вопрос был самым болезненным и вызывал наибольшие дискуссии?

    3 группа. В чём существенно различались подходы к приватизации Е. Гайдара и Г. Явлинского? Чей подход к этой проблеме, на ваш взгляд, был более рациональным и почему?

    В результате первого года реформ правительству не удалось решить основную задачу — стабилизировать экономику страны.

    В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов РСФСР отправил в отставку исполняющего обязанности председателя правительства Е. Т. Гайдара и утвердил в должности премьер-министра В. С. Черномырдина.

    Новый глава правительства сделал основную ставку на усиление государственного регулирования. Особое внимание уделялось топливно-энергетическому и оборонному комплексам, которым государство выделило большие финансовые средства.

    Кредиты выделили Международный валютный фонд и Всемирный банк. Правительство приступило также к выпуску государственных краткосрочных облигаций. Продавая облигации ГКО, которые погашались через несколько месяцев, государство обеспечивало их держателям возможность получения огромных доходов — до 170% годовых.  

    Всеми этими мерами правительству Черномырдина удалось снизить темпы инфляции, обеспечить относительную стабильность цен и курса рубля.  

    Задолженность страны по внутренним и внешним обязательствам нарастала с каждым днем. Продавая ГКО, государство должно было выплачивать их владельцам огромные денежные суммы. Постепенно вызревали предпосылки для мощного финансового кризиса.

    Проанализируйте данные о социальной цене первого года реформ и ответьте на поставленные вопросы.

    Потребление продуктов питания в 1992 г. от уровня 1991 г.

    Мясо – 81%

    Молоко – 56%

    Овощи – 84%

    Рыба – 56%

    1 группа. Чем вы можете объяснить резкое падение потребления основных видов продуктов питания в первый год реформ? Существовал ли иной вариант развития событий?

    2 группа. В учебнике найдите другие данные о положении основных слоёв российского населения в 1992 г. Каким именно категориям населения труднее всего пришлось в первый год реформ?

    3 группа. Чем вы можете объяснить превышение смертности над рождаемостью и неуклонное сокращение численности населения?

    Запись в тетради:

    Либерализация цен — отказ от государственного регулирования цен в условиях перехода к рыночной экономике.

    Запись в тетради:

    Конвертируемая валюта — денежная единица, подлежащая свободному обмену на валюту другого государства.

    Запись в тетради:

    Шоковая терапия – экономические реформы начала 90-х гг. в России

    Запись в тетради:

    Инфляция — рост цен, связанный с чрезмерным увеличением находящихся в обороте бумажных денег по сравнению с реальным предложением товаров.

     Запись в тетради: 

    Приватизация — передача государственного или муниципального имущества за плату или безвозмездно в собственность трудовых коллективов или отдельных лиц.

    Ваучер — в России в 1992 – 1994 гг. ценная бумага целевого назначения, предназначенная для бесплатной передачи гражданам объектов государственной собственности.

    Выполнение задания в группах.

    Выполнение задания в группах.

    Слайд 3

    Слайды 4 – 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд 12

    Слайд 13

    Слайд 14

    IV. Релаксационная пауза.

    Вверх-вниз, влево-вправо.

    Круг.

     

    Квадрат.

    Рисование носом.

    Расширение поля зрения.

     

    Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

    Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.

    Представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

    Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д.

    Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым пальцем следит свой глаз. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места, но каждый глаз следит за своим пальчиком. Вернуться на свои места.

    6. Финансовый кризис 1998 г. и его последствия.    

    7. Россия в мировой экономике.    

     

     В начале 1998 г Черномырдин был отправлен Ельциным в отставку Его преемником стал С. В. Кириенко.  Выплаты по процентам от ГКО достигли сумм, превосходивших возможности бюджета.

    17 августа 1998 г правительство объявило о прекращении выплат по ГКО. Одновременно был отменен «валютный коридор», удерживавший в 1995 — 1998 гг. более или менее стабильный курс рубля по отношению к доллару. Уже к осени 1998 г он снизился в четыре раза. Денежные вклады населения второй раз за семь лет обесценились, доверие к банкам и правительству было утрачено. МВФ и Всемирный банк объявили о замораживании всех программ помощи России Правительство Кириенко было отправлено в отставку

    Новым главой Кабинета министров был утвержден Е М Примаков, провозгласивший курс «опоры на собственные силы» и достижение общественного согласия. Рубль «подешевел», импорт сократился, и это объективно усиливало позиции отечественных производителей Вдвое удалось снизить государственные расходы, в результате чего на смену бюджетному дефициту пришел профицит. Была ликвидирована денежная задолженность правительства бюджетникам и пенсионерам. В мае 1999 г главой правительства был назначен С. В Степашин, сохранивший преемственность курса.

    В августе 1999 г новым Председателем Правительства был утвержден В В. Путин. С его приходом к руководству исполнительной властью началась разработка новых подходов к экономическому развитию страны.

    Начало перехода экономики России к рынку обусловило изменение ее места и роли в мировой экономике. Основа российской экономики осталась прежней — производство и продажа сырья, особенно нефти и природного газа.  

    Увеличилось отставание России от ведущих мировых держав. В начале XX в валовой национальный продукт на душу населения для Европейской России составлял 22% от уровня США, а в 1994 г — 18%. Позиции России оказались серьезно потесненными и новыми промышленно-развитыми странами. Если в начале XX в. Россия входила в число первой пятерки промышленно развитых держав, а в середине XX в. находилась на втором месте, то к концу века по совокупным показателям экономического развития она переместилась во вторую десятку мировых держав, а по ряду показателей в расчете на душу населения занимала 55-е место в мире.

    Другая проблема состоит в том, что, не завершив индустриализации, страна столкнулась с необходимостью ускоренного продвижения к информационному обществу. От успеха в решении этой задачи зависит, сумеет ли Россия сохранить подобающее ей положение в мире.

    Запись в тетради: 

    Валютный коридор — в России в 1995 – 1998 гг. установленные государством пределы колебания курса рубля по отношению к доллару.

    Запись в тетради: 

    Рыночная экономика — социально-экономическая система, развивающаяся на основе частной собственности и товарно-денежных отношений; опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора.

    Слайд 15

    Слайд 16

    Слайд 17

    Слайд 18

    V. Закрепление изученного материала.
    1. Групповая работа.

    2. Работа в парах.

    1. Работа в группах.

    По материалам учебника ответьте письменно на поставленные вопросы:

    1 группа. Какие государственные посты занимали к концу 1991 г. Е.Т. Гайдар и Г.А. Явлинский?

    2 группа. Что объединяло их экономические программы?

    3 группа. В чём заключалась разница их подходов к решению проблемы перехода России к рынку?

    2. Работа с терминами. Словарное лото.

    ВАЛЮТНЫЙ КОРИДОР — в России в 1995 – 1998 гг. установленные государством пределы колебания курса рубля по отношению к доллару.
    ВАУЧЕР — в России в 1992 – 1994 гг. ценная бумага целевого назначения, предназначенная для бесплатной передачи гражданам объектов государственной собственности.
    ИНФЛЯЦИЯ — рост цен, связанный с чрезмерным увеличением находящихся в обороте бумажных денег по сравнению с реальным предложением товаров.
    КОНВЕРТИРУЕМАЯ ВАЛЮТА — денежная единица, подлежащая свободному обмену на валюту другого государства.
    ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН — отказ от государственного регулирования цен в условиях перехода к рыночной экономике.
    ПРИВАТИЗАЦИЯ — передача государственного или муниципального имущества за плату или безвозмездно в собственность трудовых коллективов или отдельных лиц.
    РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА — социально-экономическая система, развивающаяся на основе частной собственности и товарно-денежных отношений; опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора.

    3. Проблемный вопрос:

    Чем объяснить противоречивый характер результатов экономических преобразований?

    Выполнение задания в группах.

    Выполняется работа в парах.

    Ответы учащихся.

    VI Домашнее задание.

    Записать задание в дневник.
    Объяснение задания.

    Запись в дневниках.

    Слайд 19

    VII. Итог урока.

    Рефлексия.

    Выставление оценок в дневники.

    Продолжить предложение…

     

    Слайд 20


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Российская экономика на пути к рынку"

    Презентация к уроку истории в 9 классе для учащихся коррекционного общеобразовательного учреждения VII вида по учебнику «История России, XX — начало XXI века : Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учре...

    Эффективность использования межпредметных связей на уроках истории, обществознания и экономики

    Библиографическое описание: Сарбалаева А. Д. Эффективность использования межпредметных связей на уроках истории, обществознания и экономики [Текст] / А. Д. Сарбалаева // Молодой ученый. — 2013. — №4. ...

    Россия на пути к рынку

    Презентацию на тему Реформы Б.Н.Ельцина...

    Урок по экономике "Конкуренция и структура рынка"

    1.Предпосылки  Учащиеся знают/умеют:- что такое собственность, виды собственности ее сущность и место в экономической системе;- о проблеме ограниченности ресурсов-умеют работать в группе, высказы...

    Презентация "Российская экономика на пути к рынку" - 9 класс

    Презентация "Российская экономика на пути к рынку" - 9 класс - история России...

    Российская экономика на пути к рынку.

    Урок проводился 31.01.2019 в 9 классе.Цель урока: показать роль государства в экономике в 1993 — 1998 гг., организовать работу по усвоению учащимися новых экономических понятий.Задачи урока:Обра...