Проблемное обучение на уроках Отечественной истории
статья по истории по теме

Использование элементов проблемного обучения при изучении Отечественной истории в педагогическом колледже.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnoe_obuchenie_na_urokah_otechestvennoy_istorii.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемное обучение на уроках Отечественной истории

В настоящее время актуальной  проблемой образования является воспитание личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Курс Отечественной истории призван способствовать становлению таких гражданских качеств, как патриотизм, преданность своему профессиональному долгу, нравственных и культурных качеств; позволяет студенту самостоятельно использовать полученные знания для анализа и оценки событий и явлений общественно-политической и экономической жизни.

Одним из средств, обеспечивающих высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности при изучении Отечественной истории, как нам представляется, является проблемное обучение. Рост самостоятельности и ответственности обучающихся за результаты обучения, осознанность и согласованность целей обучения с индивидуальными потребностями студентов, приобретение ими не только актуальных предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств, уважительное отношение всех участников процесса друг к другу – это те важные эффекты проблемного обучения, которые обеспечивают достижение целей современного образования.

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетается самостоятельная поисковая деятельность обучающихся с усвоением ими готовых выводов науки.

В ходе проблемного обучения формируются 2 вида мыслительной деятельности:

1) эвристический, когда обучающиеся осознают затруднения, анализируют проблемную ситуацию и формулируют проблему, затем ее решают путем выдвижения гипотез, проверяя в итоге правильность гипотез;

2) аналитический, когда обучающиеся осознают затруднения, анализируют проблемную ситуацию, формулируют проблему, но ищут поиск решения путем применения известных алгоритмов решения.

Начальным моментом мыслительного процесса обычно служит проблемная ситуация. Каким же образом создается проблемная ситуация при изучении Отечественной истории? Это может быть противоречие, содержащееся в учебном материале, или документ противоречивого характера, или нетипичный взгляд на, казалось бы, общеизвестный вопрос.

Используются факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью. Например: Существует мнение, что с  определённого времени правители России чередуются по принципу «лысый-волосатый». Это так?

Создаются ситуации конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися представлениями. Например: Когда и где красногвардейцы и белогвардейцы сражались на одной стороне?

Также создаются ситуации предположения, которые основаны на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий. Можно создать ситуацию выбора, когда предлагается из нескольких представленных  взглядов на исторические события и факты выбрать и обосновать один, наиболее на их взгляд убедительный.

Формами решения проблемных ситуаций могут быть: проблемные задачи и задания, проблемная лекция, задачи исследовательского характера, дискуссии, работа с историческими документами.

Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания.

При использовании проблемной технологии принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся, растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся.