Доклад "Проблемное обучение на уроках истории"
материал по истории на тему

Доклад на тему:"Проблемное обучение на уроках истории".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

              Выступление на педагогическом совете

Тема: «Проблемное обучение на уроках истории».

                                                                    Из опыта работы  Молчанова А.Е.

                                                                    Учителя  истории и обществознания

                                                                    первой квалификационной категории

                                                                    МБОУ СОШ п.Солидарность.

                                                

                                                                          2014 год.

                                                                          Две-три мысли, два-три впечатления

поглубже выжитые в детстве, собственным

усилием (а если хотите, так и страданием),

проведут ребенка гораздо глубже в жизнь,

чем самая облегченная школа…

Ф.М. Достоевский.

СЛАЙД 1 (тема)

  Перед современной школой ставится множество задач, среди которых, на мой взгляд, не меньшее значение, чем получение знаний, умений и навыков имеет развитие мышления обучающихся, их творческих способностей, а значит, правильно организованное обучение не может быть не проблемным.

Проблема – сложный теоретический или практический материал, требующий решения, исследования.

СЛАЙД 2

Проблемный метод обучения есть совокупность действий, приемов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно-познавательных вопросов и задач, содержащих противоречие. Технология разработки проблемного вопроса такова:

 1 шаг. Берется важное историческое положение (факт, событие, идея), соответствующее программе курса и выносимое на обсуждение.

 2 шаг. Поиск альтернативного решения, противопоставление его первому положению.

 3 шаг. На основе проблемных положений формулируется проблемная задача или вопрос.  

Проблемный метод обучения требует особого построения учебного процесса, содержания изучаемого материала, методов организации учебно-познавательной деятельности обучающихся и управления ею, структуры урока и форм контроля учителя за процессом и результатом деятельности учеников.         Задачей  школы  является формирование гармонически развитой личности. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности - наличие высокого уровня мыслительных способностей.

СЛАЙД 3

   Цель проблемного обучения  заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает  из него новую информацию. Умственный поиск - сложный процесс, он, как правило, начинается с проблемной ситуации, проблемы. Но не всякий поиск связан с возникновением проблемы.  Если учитель дает задание ученикам, указав, как его выполнить, то даже самостоятельный поиск не будет решением проблемы.

Основное различие между проблемным и традиционным обучением заключено  в следующих  моментах:   СЛАЙД 4

Объяснительно-иллюстративное обучение

Проблемное обучение

1.Определение темы и основных вопросов изложения.

2.Сообщение знаний учителем объяснительно – иллюстративным методом. Обучающиеся воспринимают объяснение, участвуют в анализе фактов, следят за мыслью учителя.

3.Воспроизведение изложенного, тренировочные упражнения.

4.Рецептивное усвоение знаний.

1.Создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи.

2.Активный мыслительно-познавательный поиск обучающихся под руководством учителя, самостоятельный подход к выводам.

3.Тренировочные упражнения, применение знаний в новых условиях с целью возбуждения мышления.

4.Творческое самостоятельное овладение знаниями, а также способами активной познавательной деятельности, интенсивное умственное развитие.

Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей

Общие функции проблемного обучения:

- усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;

- развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей обучающихся;

- формирование диалектико-материалистического мышления школьников (как основы).

Кроме того, проблемное обучение имеет специальные функции:

- воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);

- воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;

- формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности).

Мыслительная деятельность обучающихся стимулируется постановкой вопросов. Вопрос учителя должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение, и в то же время посильным для самостоятельного нахождения ответа.

    Особенностью преподавания истории  является  переход от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно – историческому анализу, а на этой основе  - к развитию исторического мышления обучающихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению обучающимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории.

   Свои уроки истории стараюсь строить  с определения проблемы, по возможности самими учащимися. Затем предлагаю сформулировать рабочую гипотезу, т.е. то, что мы должны получить в ходе изучения темы. В ходе урока рабочая гипотеза и тема урока постоянно обращают на себя внимание, гипотеза корректируется. В конце урока, приходя к выводу, мы либо подтверждаем гипотезу, либо отрицаем её и формулируем окончательный вывод.

   СЛАЙД 5

Модель урока-дискуссии по теме «Исторический портрет Николая II»

(История России 11 класс.)

            Проблемный вопрос к уроку: Николай II – «Кровавый» или «Святой мученик?»

Проблемный вопрос переводится в проблемную ситуацию.

В России царь был больше чем монарх. Он был отцом народа, царем-батюшкой, миллионы людей с восторгом пели «Боже, царя храни», солдаты шли на фронтах первой мировой войны со словами «За веру, царя и Отечества». Однако в 1917  г. не нашлось никого, кто встал бы на защиту царя и его смахнули с престола, как пушинку».

Класс делится на две группы:

1 группа- поиск информации, доказывающий, что «Николай II-«Кровавый».

2 группа – поиск информации, доказывающий, что «Николай II – «Святой мученик».

    СЛАЙД 6

1 группа.

Факты:

-Гибель людей на Ходынке во время коронации Николая II в 1996 году.

-«Кровавое воскресение», 1905 год.

-Людские жертвы во время русско –японской и первой мировой войны.

2 группа.

Факты:

-Рождение Николая II 6 мая, в день святого Иова Многострадального.

-Покушение на цесаревича Николая во время кругосветного путешествия в Японии.

-Неизлечимая болезнь долгожданного сына.

-Расстрел царской семьи.

          СЛАЙД 7

Подведение итогов дискуссии, выводы.

Николай II – последний император из династии Романовых.

-Главная задача его внутренней политики: укрепление самодержавия;

-Многие считали его слабым правителем;

-Многие считали его идеальным семьянином;

-НО его можно назвать и «Кровавым» и «Святым мучеником».

         СЛАЙД 8    

    На данном этапе развития человечества проблемное обучение  просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремиться их разрешить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод обучения на уроках истории.

В статье рассказывается о практическом применении проектного метода обучения на итоговых уроках истории в 6 и 7 классе....

«Технологии, методы и приёмы личностно – ориентированного подхода в обучении на уроках истории» (Из опыта работы).

В работе показаны основные технологии, методы и приемы личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках истории....

Статья "МЕТОД «ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ИСТОРИЯ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ".

Статья посвящена методу "проектного" обучения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и содержит личные разработки учителя, созданные на материале исследования "приморских" дач петровского време...

Статья "МЕТОД «ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ИСТОРИЯ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ".

Статья посвящена методу "проектного" обучения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и содержит личные разработки учителя, созданные на материале исследования "приморских" дач петровского време...

Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания Левашко Галины Анатольевны по теме: «Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»

Обобщение педагогического опытаучителя истории и обществознанияЛевашко Галины Анатольевныпо теме:«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»...

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...