Доклад "Проблемное обучение на уроках истории"
материал по истории на тему
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
Тема: «Проблемное обучение на уроках истории».
Из опыта работы Молчанова А.Е.
Учителя истории и обществознания
первой квалификационной категории
МБОУ СОШ п.Солидарность.
2014 год.
Две-три мысли, два-три впечатления
поглубже выжитые в детстве, собственным
усилием (а если хотите, так и страданием),
проведут ребенка гораздо глубже в жизнь,
чем самая облегченная школа…
Ф.М. Достоевский.
СЛАЙД 1 (тема)
Перед современной школой ставится множество задач, среди которых, на мой взгляд, не меньшее значение, чем получение знаний, умений и навыков имеет развитие мышления обучающихся, их творческих способностей, а значит, правильно организованное обучение не может быть не проблемным.
Проблема – сложный теоретический или практический материал, требующий решения, исследования.
СЛАЙД 2
Проблемный метод обучения есть совокупность действий, приемов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно-познавательных вопросов и задач, содержащих противоречие. Технология разработки проблемного вопроса такова:
1 шаг. Берется важное историческое положение (факт, событие, идея), соответствующее программе курса и выносимое на обсуждение.
2 шаг. Поиск альтернативного решения, противопоставление его первому положению.
3 шаг. На основе проблемных положений формулируется проблемная задача или вопрос.
Проблемный метод обучения требует особого построения учебного процесса, содержания изучаемого материала, методов организации учебно-познавательной деятельности обучающихся и управления ею, структуры урока и форм контроля учителя за процессом и результатом деятельности учеников. Задачей школы является формирование гармонически развитой личности. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности - наличие высокого уровня мыслительных способностей.
СЛАЙД 3
Цель проблемного обучения заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. Умственный поиск - сложный процесс, он, как правило, начинается с проблемной ситуации, проблемы. Но не всякий поиск связан с возникновением проблемы. Если учитель дает задание ученикам, указав, как его выполнить, то даже самостоятельный поиск не будет решением проблемы.
Основное различие между проблемным и традиционным обучением заключено в следующих моментах: СЛАЙД 4
Объяснительно-иллюстративное обучение | Проблемное обучение |
1.Определение темы и основных вопросов изложения. 2.Сообщение знаний учителем объяснительно – иллюстративным методом. Обучающиеся воспринимают объяснение, участвуют в анализе фактов, следят за мыслью учителя. 3.Воспроизведение изложенного, тренировочные упражнения. 4.Рецептивное усвоение знаний. | 1.Создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи. 2.Активный мыслительно-познавательный поиск обучающихся под руководством учителя, самостоятельный подход к выводам. 3.Тренировочные упражнения, применение знаний в новых условиях с целью возбуждения мышления. 4.Творческое самостоятельное овладение знаниями, а также способами активной познавательной деятельности, интенсивное умственное развитие. |
Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей
Общие функции проблемного обучения:
- усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;
- развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей обучающихся;
- формирование диалектико-материалистического мышления школьников (как основы).
Кроме того, проблемное обучение имеет специальные функции:
- воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);
- воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;
- формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности).
Мыслительная деятельность обучающихся стимулируется постановкой вопросов. Вопрос учителя должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение, и в то же время посильным для самостоятельного нахождения ответа.
Особенностью преподавания истории является переход от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно – историческому анализу, а на этой основе - к развитию исторического мышления обучающихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению обучающимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории.
Свои уроки истории стараюсь строить с определения проблемы, по возможности самими учащимися. Затем предлагаю сформулировать рабочую гипотезу, т.е. то, что мы должны получить в ходе изучения темы. В ходе урока рабочая гипотеза и тема урока постоянно обращают на себя внимание, гипотеза корректируется. В конце урока, приходя к выводу, мы либо подтверждаем гипотезу, либо отрицаем её и формулируем окончательный вывод.
СЛАЙД 5
Модель урока-дискуссии по теме «Исторический портрет Николая II»
(История России 11 класс.)
Проблемный вопрос к уроку: Николай II – «Кровавый» или «Святой мученик?»
Проблемный вопрос переводится в проблемную ситуацию.
В России царь был больше чем монарх. Он был отцом народа, царем-батюшкой, миллионы людей с восторгом пели «Боже, царя храни», солдаты шли на фронтах первой мировой войны со словами «За веру, царя и Отечества». Однако в 1917 г. не нашлось никого, кто встал бы на защиту царя и его смахнули с престола, как пушинку».
Класс делится на две группы:
1 группа- поиск информации, доказывающий, что «Николай II-«Кровавый».
2 группа – поиск информации, доказывающий, что «Николай II – «Святой мученик».
СЛАЙД 6
1 группа.
Факты:
-Гибель людей на Ходынке во время коронации Николая II в 1996 году.
-«Кровавое воскресение», 1905 год.
-Людские жертвы во время русско –японской и первой мировой войны.
2 группа.
Факты:
-Рождение Николая II 6 мая, в день святого Иова Многострадального.
-Покушение на цесаревича Николая во время кругосветного путешествия в Японии.
-Неизлечимая болезнь долгожданного сына.
-Расстрел царской семьи.
СЛАЙД 7
Подведение итогов дискуссии, выводы.
Николай II – последний император из династии Романовых.
-Главная задача его внутренней политики: укрепление самодержавия;
-Многие считали его слабым правителем;
-Многие считали его идеальным семьянином;
-НО его можно назвать и «Кровавым» и «Святым мучеником».
СЛАЙД 8
На данном этапе развития человечества проблемное обучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремиться их разрешить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектный метод обучения на уроках истории.
В статье рассказывается о практическом применении проектного метода обучения на итоговых уроках истории в 6 и 7 классе....
«Технологии, методы и приёмы личностно – ориентированного подхода в обучении на уроках истории» (Из опыта работы).
В работе показаны основные технологии, методы и приемы личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках истории....
Статья "МЕТОД «ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ИСТОРИЯ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ".
Статья посвящена методу "проектного" обучения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и содержит личные разработки учителя, созданные на материале исследования "приморских" дач петровского време...
Статья "МЕТОД «ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ИСТОРИЯ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ".
Статья посвящена методу "проектного" обучения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и содержит личные разработки учителя, созданные на материале исследования "приморских" дач петровского време...
Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания Левашко Галины Анатольевны по теме: «Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»
Обобщение педагогического опытаучителя истории и обществознанияЛевашко Галины Анатольевныпо теме:«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»...
Теоретические основы темы по самообразованию учителя истории и обществознания МАОУ «СОШ № 7» города Кургана Корюкиной Т.М. (1 год). МОДУЛЬНО-РЕДУКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Краткие теоретические основы технологии....
Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.
Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...