ЛИНЕЙКА ИЛИ КОНЦЕНТР?
статья по истории по теме

Горнаева Галина Яковлевна

Статья посвещена проблемам линейной  и концентрической систем обучения, точнее, недостаткам концентрической системы:  перегрузке учащихся большим объемом информации, потере интереса к истории, ухудшению качества знаний, проявлению жестокости, нездорового национализма. Выдвинуты предложения: вернуться к линейной системе или остаться в концентрической, снизив требования к стандарту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lineyka_ili_koncentr.docx17.1 КБ

Предварительный просмотр:

Линейка или концентр?

Автор: учитель истории и обществознания

                                                                 МОУ СОШ С. Котоврас  Балашоеского

             района Саратовской область, 2008г.

Проблема линейного или концентрического изучения истории меня волнует уже много лет. Я уверена, что не только меня, но и многих моих коллег. Зададимся вопросом: Как повлиял переход от линейной системы к концентрической на содержание и качество исторического образования в школе? Удалось ли на практике реализовать идеи изучения истории в основной и средней школе?

По моему мнению, решение перейти от линейной к концентрической системе обучения разрушает всю логику учебно-воспитательного процесса. Задумка была хорошей, а именно: в основной школе изучить историю России и мира с древнейших времен до наших дней. В 10-11 классах продолжить изучение истории России на более высоком уровне. Но ... как говорится, «было гладко на бумаге, да забыли про овраги». Или, как говорил В.С. Черномырдин: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». На самом деле, получилось сокращение часов, отведенных на изучение как истории России, так и Всемирной истории. В 68 часов втиснуты программы и по Всеобщей истории, и по истории России. Раньше историю средних веков изучали в течение года, теперь укладываемся за 3,5 месяца. Приходится объединять темы параграфов, увеличивается объем информации, которую не в силах переработать шестиклашки. Происходит путаница имен и событий, теряется интерес к истории, который проявляли дети в пятом классе при изучении истории Древнего мира. Начиная с шестого  класса,  школьники  в год проходят по два учебника, именно проходят, а не изучают.

Если раньше изучению Великой Отечественной войны была посвящена чуть ли не четверть, то в настоящее время в девятом классе ей отводится недопустимо мало времени (3-4 часа). Многие современные школьники (это видно из опросов телевидения) не знают дат начала и окончания войны, не знают полководцев, не имеют представления о фашизме. В результате мы получаем поколение не только слабо образованных людей. Молодежь вступает в профашистские партии, выдвигает позорные лозунги: «Россия — для русских», не зная, что Россия является родиной многих народов.

В 10-11 классах за 136 часов  надо изучить тоже два курса: «Историю России» с древнейших времен и до наших дней и «Всеобщую историю».  Материал большой по объему при двух часах в неделю, т.е.  ни в коем случае нельзя говорить о более глубоком изучении  курса.

В итоге реформ мы вместо того, чтобы на более высоком уровне изучать родную историю, вынуждены изучать два курса «галопом по Европам». В результате школьники не знают ни истории России, ни истории зарубежных стран.

В начале этой статьи  были поставлены вопросы:

- Как повлиял переход от линейной системы обучения к концентрической на содержание и качество исторического образования в школе? Удалось ли на практике реализовать идеи изучения истории в основной и средней школе?

Я считаю, что переход от линейной к концентрической системе обучения привел к следующему:

  1. снизился интерес школьников к истории;
  2. произошла перегрузка большим объемом информации (два учебника в год);
  3.  ухудшилось качество знаний (не знают дат Великой Отечественной войны);
  4. привел к проявлению не самых лучших качеств молодежи, а именно: жестокости, агрессии, нездорового национализма

Мои предложения:

1. Вернуться к линейной системе обучения. При всеобщем среднем образовании дети изучат все разделы  истории  неторопясь, осмысленно, если не в школе, то в ПТУ,  колледжах;  или

2. Остаться в концентрической системе, снизив требования к стандарту в основной школе.

3. В 10-11 классах отказаться от изучения истории зарубежных стран. (Желающим предложить изучение Всеобщей истории факультативно)

Котоврас, 2008 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий торжественной линейки, посвящённой началу учебного года

Данный сценарий был разработан для линейки 1 сентября 2009  для обучающихся 1, 11 классов....

Линейка открытия месячника патриотического воспитания в школе

В нашей школе стали традиционными месячники гражданско-патриотического воспитания. Начинается месячник с торжественной линейки открытия, на которой классы знакомятся с планом проведения месячника....

Торжественная линейка, посвящённая Дню знаний.

Развёрнутый сценарий торжественной линейки к 1 сентября....

Торжественная линейка "День знаний"

Сценарий общешкольной линейки, посвященной Дню знаний включает стихи, слова ведущих. Данная разработка подходит для проведения линейки в основной школе и  адаптирована для сельской школы....

Сценарий линейки на День Знаний

Авторский сценарий линейки, посвященной Дню Знаний...

Торжественная линейка, посвященная Дню Знаний и Празднику Первого звонка

В связи с небольшим объемом помещения в нашей школе мы проводили линейку 2 раза: сначала, в 10.00 - для самых главных виновников торжества: первоклассников и 11-классников (с ними объединили все старш...

" Посвящение"-линейка

Принятие 1 класса в СОТФи банк, вступление 5 на 2 ступень организации, вступление 8 на 3 ступень....