Элективный курс «Мир древнерусской истории»
элективный курс по истории по теме

Суркова Галина Владимировна

Программа создана с целью развития исследовательских умений обучающихся в процессе знакомства с историей Древней Руси. Элективный курс предназначен для профильной подготовки обучающихся 10-11 классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_mir_drevnerusskoy_istorii.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса «Мир древнерусской истории» (10-11 классы)

Пояснительная записка

     В настоящее время актуальна проблема нравственного воспитания молодежи, приобщение школьников к духовным ценностям общества. Современные тенденции образования, направленные на  модернизацию, профориентацию, развитие личности ребенка, диктуют необходимость глубокого изучения предметов гуманитарного цикла и в первую истории, выступающей фактором социализации личности ребенка.

     Программа элективного курса создана с целью создания условий для развития личности ребёнка, её индивидуальных возможностей, способностей, интересов. Предполагается работа  не только с интеллектуально одарёнными детьми, но и с теми, чьи способности на данный момент еще не проявились в полной мере, но в отношении которых, есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии их способностей. Общими принципами отбора содержания материала программы являются: системность, целостность, объективность, научность, доступность, реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы.

     Элективный курс предназначен для профильной подготовки обучающихся 10-11 классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Программа базируется на знаниях старшеклассников по истории Отечества, опирается на такие новообразования как высокий уровень интеллектуального развития, формирование научного мировоззрения, расширение интереса к общественной жизни и профессиональному самоопределению.

     Содержание учебного материала программы соответствует целям профильного обучения и обладает новизной для обучающихся, направлено на реализацию дифференцированного подхода через разнообразие форм развития творческой деятельности старшеклассников с учётом их личных достижений и профессиональной ориентации. Особенность элективного курса заключается в том, что он может быть рекомендован слушателям разных профилей. При этом в одном случае его содержание может максимально способствовать реализации углубленного содержания в выбранных, в соответствии с профилем предметов, а в другом нести общезначимую культурную направленность.

    Элективный курс предполагает через изучение истории Древней Руси приобщить обучающихся к российскому мировоззрению, сформировать целостное представление о древней истории Отечества, помочь школьникам правильно ориентироваться в исторических событиях и иметь свою точку зрения на них. На основе информации о культуре русского народа раскрывается внутреннее состояние людей в исторических событиях. Программа состоит из двух больших тем, взаимосвязанных между собой, и посвященных определенному аспекту древнерусской истории, раскрывает особенности и тенденции развития древнерусского государства.

     К разработке программы привлечены работы С. В. Перевезенцевой «Тайны русской веры. От язычества к империи», А.С. Кайсарова, Г.А. Глинка, Б.А. Рыбакова «Мифы древних славян. Велесова книга», программа А.И. Савенкова «Психологические основы исследовательского подхода к обучению», а также справочная литература по социологии, культурологи, философии.

     Цель курса: развитие исследовательских умений обучающихся в процессе знакомства с историей Древней Руси. 

     Задачи курса:

  1. Совершенствовать систему знаний по истории Древней Руси.
  2. Развить положительную мотивацию и исследовательские умения и навыки.
  3. Способствовать развитию коммуникативных навыков.

     Для эффективного освоения программы наиболее оптимальны следующие педагогические технологии: проектная технология, технология проблемного обучения, игровая технология, технология оценивания учебных достижений обучающихся, где знания выступают средством для общего развития личности ребенка.

     Отличительной особенностью содержания программы является то, что позволяет обучающимся «погрузиться» в самостоятельную исследовательскую практику, научиться выявлять проблемное поле, самостоятельно его исследовать и оценивать результаты исследовательской деятельности.

     Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что в результате изучения курса ребенок научится использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа, интерпретации и использования информации; изложения и аргументации собственных суждений; осуществления учебных исследований и проектов.

     Универсальные учебные действия, развиваемые в ходе реализации программы:

1. Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.

2. Применение полученных знаний для определения порядка действий в конкретных ситуациях.

3. Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.

4. Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках разного типа.

5. Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

6. Участие в проектной деятельности.

7. Овладение приёмами исследовательской деятельности.

8. Формулирование полученных результатов.

9. Пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями в работе.

10. Владение основными видами публичных выступлений.

     Методическое обеспечение

     Среди методов обучения приоритет отдается методам, стимулирующим активную самостоятельную познавательную и творческую деятельность обучающихся: проблемные лекции, дискуссии, семинары, защиты проектов, имитационные игры и др.

     Методами диагностики выступают: наблюдение учителя за состоянием и деятельностью детей; результативность деятельности ребенка согласно разработанным показателям; участие в интеллектуальных мероприятиях; «портфолио» и другие средства оценивания и учета достижений обучающихся; анализ продуктов деятельности (творческих работ).    

     При реализации программы соблюдается дифференцированный подход в обучении. Формы контроля и методы оценки знаний, умений и навыков обучающихся: различные виды тестов и заданий поискового и творческого характера.

     Ведущие формы работы: работа по исследовательским и творческим проектам; научно-практические конференции и семинары; творческие конкурсы и интеллектуальные игры.

     Результат деятельности позволяет обучающимся участвовать в олимпиадах по истории; проводить учебные исследования и представлять их на научно-практических конференциях; разрабатывать и участвовать в проектах; выполнять творческие задания исторических конкурсов, фестивалей и викторин (в том числе и телекоммуникационных). 

     Ресурсное обеспечение:

1. Техническое оснащение: компьютер, принтер, сканер, проекционная система, доступ к Интернету.

2. Программное обеспечение: мультимедийные энциклопедии и слайд-фильмы.

3. Материалы на печатной основе: учебники, методические пособия, справочники.

4. Дидактический материал: карточки и индивидуальные задания по темам курса.

     

Тематическое планирование

Тематика

разделов

Темы занятий

Содержание

Часы

Всего

Теория

Практика

Введение

Анкетирование и тестирование.

2

-

2

1. Государство Древняя Русь

16

8

8

1.1

Общество Древней Руси.

Структура  древнерусского общества и ее элементы.

2

1

1

1.2

Теории создании русского государства.

Анализ теорий происхождения русского государства.

2

1

1

1.3

Славянская община.

Переход славян от родовой к соседской общине.

2

1

1

1.4

Зарождение рыночных отношений в Древней Руси

Представители городского населения, их занятия. Значение торговли в Древней Руси.

2

1

1

1.5

Деньги и меры Древней Руси.

Счетно-денежная система и ее функции в древнерусском обществе. Торгово-мерные единицы Древней Руси.

2

1

1

1.6

Система управления Древней Руси.

Система управления славян. Взаимоотношения слоев общества и верховной власти.

2

1

1

1.7

Соседи Древней Руси.

Внешнеполитические отношения Древней Руси.

2

1

1

1.8

Феодализм на Руси.

Зарождение феодализма на Руси. Особенности феодализма.

2

1

1

2. Языческая культура Древней Руси

10

5

5

2.1

Мировоззрение славян.

Характеристика мировоззрения славян.

2

1

1

2.3

Мифология и религия славян.

Особенности  древнерусской мифологии и религии.

4

2

2

2.4

Языческая символика славян.

Значение символов в  религии славян.

2

1

1

2.5

Славянский календарь и праздники.

Праздники  и календарь славянского народа.

2

1

1

Заключение

Итоговое анкетирование и тестирование. Защита проектов и исследований.

6

1

5

Итого

34

14

20

Содержание программы

Введение: История в жизни людей. (2 часа)

Значимость исторических знаний. Вводное тестирование и анкетирование.

Раздел 1. Государство Древняя Русь. (17 часов)                                

Тема 1. Общество Древней Руси. (2 часа)

Структура  древнерусского общества и ее элементы. Критерии и этапы развития общества Древней Руси.

Тема 2. Теории создании русского государства. (2 часа)

Анализ теорий происхождения русского государства.

Тема 3. Славянская община. (2 часа)

Переход славян от родовой к соседской общине. Отношение славян к своей родословной.

Тема 4. Зарождение рыночных отношений в Древней Руси. (2 часа) 

Представители городского населения, их занятия. Значение торговли для Древней Руси.

Тема 5. Деньги и меры Древней Руси. (2 часа)

Счетно-денежная система и ее функции в древнерусском обществе. Торгово-мерные единицы Древней Руси.

Тема 6. Система управления Древней Руси. (2 часа)

Система управления славян. Усиление княжеской власти. Структура княжеской дружины. Взаимоотношения слоев общества и верховной власти.

Тема 7. Соседи Древней Руси. (2 часа)

Внешнеполитические отношения Древней Руси. Характеристика государств-соседей.

Тема 8. Феодализм на Руси. (2 часа)

Зарождение феодализма на Руси. Характеристика феодальных отношений в русских княжествах. Особенности русского феодализма.

Тема 9. Итоги раздела. (1 час)

Форма подведения итогов: игра «Рассказ по одному слову».

Раздел 2. Языческая культура Древней Руси. (11 часов)

Тема 1. Мировоззрение древних славян. Религия и мифология славян.(2 часа)

Характеристика мировоззрения славян. Особенности  древнерусской мифологии и религии. Отражение в религии у славян перехода от матриархата к патриархату. Женское и мужское начало в язычестве.

Тема 2. Пантеон славянских богов. (4 часа)

Знакомство с языческими богами славян, их  особенностями. Высшие боги славян,  их значение. Земные боги – покровители людей и их занятий. Божества смерти и судьи над людьми. Божества водной стихии и властители вод. Особая категория божеств, стоящая между богами и людьми, их значение.

Тема 4. Языческая символика славян. (2 часа)

Значение символов в  религии славян (кодирование информации о богах).

Тема 5. Славянский календарь и праздники. (2 часа)

Праздники и календарь славянского народа, их значение.

Тема 6. Итоги раздела. (1 час)

Форма подведения итогов: игра «Реставрация».

Заключение: мир древнерусской истории (4 часа)

Итоговое тестирование и анкетирование.

Форма подведения итогов: защита коллективных проектов и индивидуальных исследований, игра «Древняя Русь».

Результативность программы

Критерии

Показатели

Способ отслеживания

Сформированность системы исторических знаний.

Владение: понятиями,  датами, фактами, законами, закономерностями развития человечества.

Умение работать с документами, научно-популярной и справочной литературой.

Умение применять знания в нестандартных ситуациях.

Тестовые задания.

Проверочные работы.

Творческие и исследовательские проекты.

Развитие мыслительной деятельности.

Сформированность логических операций:

анализа, синтеза, систематизации, классификации,

абстрагирования.

Задания на логику мышления.

Методика «Выделение существенного признака».

Методика определения способности самоуправления деятельностью.

Развитие  творческого мышления.

Развитие: гибкости, беглости, оригинальности, детальной разработки.

Творческие задания.

Развитие

воображения.

Развитие видов воображения: воссоздающего, творческого, произвольного (непроизвольного).

Моделирование нестандартных ситуаций.

Организованная дискуссия.

«Я - концепция».

Сформированность: самооценки, саморегуляции, самовоспитания.

Диагностика уровня субъективного контроля.

Наблюдение.

Мотивация.

Развитие внутренней мотивации.

Анкета, беседа, наблюдение.

Участие в мероприятиях.

Рефлексивные задания.

Коммуникация.

Общение в группе (коммуникативные навыки).

Выполнение групповых творческих заданий и проектов.

Наблюдение.

Методика выявления коммуникативных склонностей.

Социализация.

Участие в групповой деятельности.

Социометрия.

Наблюдение.

                                                                                                                                                             

Список литературы

            для учителя:

  1. Бахмутский А. Мониторинг обученности, развитие мышления и комфортности учебного процесса//Директор школы. - 2004. - № 1.
  2. Ворожищева Н.Н. Воспитательный потенциал форм учебной работы: Методическое пособие. - Омск, 2004.
  3. Ворожищева Н.Н. Диагностика учения, воспитания и развития школьников. Методическое пособие. - Омск, 2000.
  4. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность как модель педагогической технологии//Народное образование. - 1999. - № 10.
  5. Одаренность. Рабочая концепция/Под ред. Д.Б.Богоявленской и др. - М., 1998.
  6. Организация исследовательской деятельности учащихся. - Омск, 2004.
  7. Организация исследовательской деятельности учащихся. - Омск, 2005.
  8. Организация исследовательской деятельности учащихся. - Омск, 2006.
  9. Путь к успеху. Сборник программ по работе с одаренными детьми. - Омск, 2008.
  10. Путь к успеху. Сборник программ по работе с одаренными детьми. Выпуск 2. - Омск, 2009.
  11. Путь к успеху. Сборник программ по работе с одаренными детьми. Выпуск 3. - Омск, 2010.
  12. Путь к успеху. Сборник программ по работе с одаренными детьми. Выпуск 4. - Омск, 2011.
  13. Рабочая концепция одарённости//Одарённый ребёнок.- 2003. - № 4.
  14. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. - М., 2001.
  15. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. Учебное пособие. - М., 2006.
  1. Савенков А. Игры, дающие старт исследовательской практике//Директор школы. - 2004. -  № 1.
  2. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. - Ярославль, 1996.
  3. Фридман Л.П., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М., 1991.

            для обучающихся:

  1. Алексеев В. Что? Где? Когда? Ваш путь к успеху//Алексеев В., Белкин В. и др. - М., 2000.
  2. Волкова Т. Н. Развитие памяти и внимания. - М., 2006.
  3. Гатанов Ю. Б. Курс развития творческого мышления. – СПб., 2006.
  4. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1995.
  5. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. - М., 1987.
  6. Изосимов Ю.Ю., Меламед С.М. Отечественная история в кратком изложении. - М., 1998.
  7. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. - Саратов, 1993.
  8. Лурье Ф.М. Российская и мировая история в таблицах. - СПб., 1995.
  9. Мальшевский А.Ф. и др. Введение в философию. - М., 1995.
  10. Марков В.Д.Социология – практическое применение. - М., 1996.
  11. Миркина З., Померанц Г. Великие религии мира. - М., 1995.
  12. Перевезенцева С.В. Тайны русской веры. От язычества к империи. - М., 2001.
  13. Рябцев Ю.С. История русской культуры. - М., 1997.
  14. Хоруженко К.М. Культурология. Структурно-логические схемы. - М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективные курсы "Великая Отечественная история в лицах"

Материал содержит разработку элективного курса по истории России для 9 класса. Курс знакомит учащихся с историей Великой Отечественной войны через биографии конкретных исторических личностей и близких...

Элективные курсы "Великая Отечественная история в лицах"

Материал содержит разработку элективного курса по истории России для 9 класса. Курс знакомит учащихся с историей Великой Отечественной войны через биографии конкретных исторических личностей и близких...

Учебная программа элективного курса: География религий: история и современность

Курс «География религий: история и современность»  решает следующие мировоззренческие и культурные задачи:Систематизация знаний учащихся о распространении религий, о современной религиозно-...

Учебная программа элективного курса: География религий: история и современность

Курс «География религий: история и современность»  решает следующие мировоззренческие и культурные задачи:Систематизация знаний учащихся о распространении религий, о современной религиозно-...

Элективный курс "Женщины в истории Бурятии"

Элективный курс носит исследовательский характер...

Элективный курс 5 класс:"История моей семьи - в Истории моей страны"

I. Пояснительная запискаВ программах школьного курса по истории Отечества вопросы персоналий изучаются вскользь, уделяется внимание лишь отдельным личностям. А история - это, прежде всего, наука о люд...