Элективный курс 5 класс:"История моей семьи - в Истории моей страны"
календарно-тематическое планирование (5 класс) на тему

Евсеева Евгения Вячеславовна

I. Пояснительная записка

В программах школьного курса по истории Отечества вопросы персоналий изучаются вскользь, уделяется внимание лишь отдельным личностям. А история - это, прежде всего, наука о людях. Для актуализации учебного материала и углубления изучения Отечественной истории необходима личная заинтересованность ученика. Этот курс позволяет конкретизировать наиболее сложные исторические процессы, происходившие в нашей стране на примерах из жизни родственников самих учащихся. Такое специфическое изучение истории через призму генеалогии позволяет решить ряд очень важных задач: освоение очень сложных для пятиклассников идеологических вопросов, как особой составляющей истории в нашей стране.  А также позволяет овладеть основательными навыками архивной деятельности, пользования ПК, навыками составления родословных и работой над проектом. Курс рассчитан на 35 часов, что позволяет детально ознакомиться с различными генеалогическими методиками и на практике применить полученные знания. Программа определяет главный способ самоорганизации учащихся - поиск, научно-исследовательская работа, проект.

 

Цели курса:

•        Формирование гуманистического мировоззрения школьника;

•        Расширить мотивацию к изучению истории России.

•        Создание условий для формирования творческих способностей, исследовательских навыков;

•        Более глубокое изучение истории своей страны через историю своего рода;

•        Использовать невостребованные воспитательные возможности семьи, повысив ее роль, как социума, формирующего личность ребенка.

 

Задачи курса:

•        Изучение и освоение методов и способов поисковой, научной и проектной деятельности;

•        Организация поиска материалов для составления родословной;

Создание истории своего рода, как одной из составляющих истории нашей страны;

Совершенствование навыков работы с генеалогическими программами, библиографами, архивариусами (ПК).

II. Требования к уровню подготовки учащихся.

Должны уметь:

• сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

• уметь дискутировать, анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение;

Владеть компетенциями:

— информационно-поисковой;

— учебно-познавательной;

— коммуникативной;

— рефлексивной;

— смыслопоисковой.

Использовать знания об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_moey_semi.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

В программах школьного курса по истории Отечества вопросы персоналий изучаются вскользь, уделяется внимание лишь отдельным личностям. А история - это, прежде всего, наука о людях. Для актуализации учебного материала и углубления изучения Отечественной истории необходима личная заинтересованность ученика. Этот курс позволяет конкретизировать наиболее сложные исторические процессы, происходившие в нашей стране на примерах из жизни родственников самих учащихся. Такое специфическое изучение истории через призму генеалогии позволяет решить ряд очень важных задач: освоение очень сложных для пятиклассников идеологических вопросов, как особой составляющей истории в нашей стране.  А также позволяет овладеть основательными навыками архивной деятельности, пользования ПК, навыками составления родословных и работой над проектом. Курс рассчитан на 35 часов, что позволяет детально ознакомиться с различными генеалогическими методиками и на практике применить полученные знания. Программа определяет главный способ самоорганизации учащихся - поиск, научно-исследовательская работа, проект.

Цели курса:

  • Формирование гуманистического мировоззрения школьника;
  • Расширить мотивацию к изучению истории России.
  • Создание условий для формирования творческих способностей, исследовательских навыков;
  • Более глубокое изучение истории своей страны через историю своего рода;
  • Использовать невостребованные воспитательные возможности семьи, повысив ее роль, как социума, формирующего личность ребенка.

Задачи курса:

  • Изучение и освоение методов и способов поисковой, научной и проектной деятельности;
  • Организация поиска материалов для составления родословной;

Создание истории своего рода, как одной из составляющих истории нашей страны;

Совершенствование навыков работы с генеалогическими программами, библиографами, архивариусами (ПК).

II. Требования к уровню подготовки учащихся.

Должны уметь:

• сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

• уметь дискутировать, анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение;

Владеть компетенциями:

— информационно-поисковой;

— учебно-познавательной;

— коммуникативной;

— рефлексивной;

— смыслопоисковой.

Использовать знания об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

     

III. Календарно-тематическое планирование.

№, П/П

Тема занятия

Вид занятия

Количество часов.

Дата проведения

1.

Чему служит наука генеалогия.

Вводная лекция

1 час.

2.

Кто такие родственники? Особенности родства. Виды и степени родства.

Лекция.

1 час.

3.

Основные генеалогические термины и правила.

Лекция.

4.

Общие правила составления генеалогических древ.

Практическая работа по сбору материала и его систематизации.

1 час.

5.

Семейный архив, как источник для составления родословной семьи.

Лекция

6.

Ваши первые шаги по выявлению истории своей семьи.

Практическая работа с собранным материалом.

1 час.

7.

Твое имя, отчество и фамилия. История происхождения.

Лекция.

1 час.

8.

История моего имени.

Практическая работа с использованием архивного и библиографического материала.

1 час.

9.

Можно ли узнать свою родословную по фамилии.

Лекция с элементами практической работы.

1 час.

10.

Восходящее и нисходящее древо рода.

Лекция.

1 час.

11.

Как систематизировать информацию и строить генеалогические дерева.

Практическая работа по составлению родословных схем из собранного материала.

1 час.

12.

Архивы и правила работы в них. Печатные источники в генеалогическом поиске.

Лекция.

1 час.

13.

Как правильно составить архив документов семьи, и чем он ценен.

Практическая работа.

1 час.

14.

Как работать с

генеалогическими сайтами в

Поисковая работа по сбору информации о родственниках.

1 час.

Интернете.

15.

Что можно узнать в органах ЗАГС, что такое табель о рангах, ревизии и переписи.

Лекция.

1 час.

16.

События в стране и семье.

Лекция.

1 час.

17.

Графическое изображение жизненного пути родственников в истории нашей страны.

Практическая работа по составлению хронологических таблиц.

1 час.

18.

Поиск родственников за границей.

Практическая работа по дополнению родословных линий.

1 час.

19.

Составление семейной хроники.Варианты оформления результатов.

Лекция.

1 час.

20-22.

Составление своей семейной хроники с использованием исторического материала.

Практическая работа по составлению семейных хроник.

3 часа.

23.

Что такое герб рода? История происхождения гербов в русской истории.

Лекция.

1 час.

24.

Поиск информации для составления семейного герба. Принципы составления герба.

Практическая работа по составлению эскиза герба своего рода.

1 час.

25-27.

Пишем книгу « История моего рода»

Практическая работа по оформлению текста, поколенных росписей, приложений.

3 часа.

28-29.

Составление презентаций для защиты своего проекта.

Практическая работа.

2 часа.

30-35.

Защита индивидуальных проектов по генеалогии семьи.

6 часов.

IV. Формы и средства контроля.

Варианты индивидуальных генеалогических проектов

  • «История моей семьи в истории моей страны»;
  • «Географическая карта моей семьи»;
  • «Национальный вопрос в моей родословной»;
  • «Войны в истории моей семьи»;
  • «Откуда есть пошла моя фамилия»;
  • «История моего рода в истории моего города»;

  • «Моя трудовая династия».

V. Перечень учебно-методических средств обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса по истории "История страны в истории моей семьи"

Курс предназначен для более глубокого изучения истории России в 9-ом предпрофильном классе....

Программа элективного курса по историии в 9 классе "История отечественной культуры X-XVIII вв.

В работе представлена программа элективного курса, ее цели и задачи, поурочное планирование....

Элективный курс натему: "История моей семьи в истории моей страны"

Программа курса рассчитана на обучающихся 9 класса, как предпрофильная подготовка. Возможно использование и в 10-11 классах как факультатив. Программа рассчитана на 18 часов. Итогом работы должна стат...

Элективный курс по истории для 9 класса «История в лицах»

Элективный курс по истории для 9 класса...

История семьи в истории моей страны

В работе представлен жизненный путь семьи Когутовский. Подробно описываются события ВОВ и трудовой подвиг в послевоенное время....

Элективный курс по истории для 10 класса "История Отечества в лицах"

Электив для 10 класса. Был составлен во времена работы по концентрической системе....