Главные вкладки

    Программа элективного курса по историии в 9 классе "История отечественной культуры X-XVIII вв.
    методическая разработка по алгебре (9 класс) на тему

    В работе представлена программа элективного курса, ее цели и задачи, поурочное планирование.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kultura_rossii.doc111.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Средняя общеобразовательная школа №14 с углубленным изучением   английского языка» г. Рязани

    Программа

    элективного курса по истории

    для 9 класса

    по темам:

    «История отечественной культуры

    X- XVIII вв.»

    34 часа.

    Программа разработана на основе федерального компонента

    Государственного стандарта среднего общего образования.

                             

                                                                Разработчик:

                                                                Никитюк Л.В. – учитель истории

                                                                и обществознания.

    Рязань 2011г.

                      Содержание

    1. Паспорт программы учебной дисциплины.

    2. Структура и содержание учебной дисциплины.

    3. Условия реализации программы учебной дисциплины.

    4. Контроль и оценка результатов освоения модуля.

    1. Паспорт программы учебной дисциплины

    «История отечественной культуры

    X- XVIII вв.»

     1.1 Область применения программы

    Рабочая программа учебной дисциплины «История отечественной культуры X-XVIII вв.» - является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по истории для 8-9 классов средней общеобразовательной школы.

     1.2 Пояснительная записка:

    Культурное бытие человека неотделимо от его природного и общественного бытия. Возникшая на самых ранних стадиях развития общества культура неотделима от его истории. Каждая эпоха, каждый народ вносили и вносят свою лепту в фонд мировой культуры, образуя процесс исторической преемственности, сочетая традиции и новаторство, порождая богатство и многообразие этого социального феномена. Вместе с тем культура прошлого органически входит в жизнь современного человека. Таким образом, культура выступает и в качестве внешнего выражения коллективной памяти народа, и как способ человеческого бытия в мире, и как мир, творимый человеком

         История культуры, понимаемая как целостная система, предполагает комплексное изучение различных ее областей (науки, техники и образования, быта и фольклора, общественной мысли и литературы, искусства и др.) и выступает как синтезирующая дисциплина по отношению к многочисленным науках и отраслям наук, изучающим отдельные стороны историко-культурного процесса (искусствоведение, филология, этнология и др.)

    Данный элективный курс разработан для расширения знаний учащихся в изучении истории отечественной культуры, т.к. в курсе изучения истории часто не хватает времени более глубокого и тщательно остановиться на культурном наследии наших предков. Программа признана углубить и улучшить знания учащихся, помочь им сориентироваться в необозримом богатстве тысячелетней отечественной культуры, представив основные этапы, закономерности и особенности ее развития, пробудить глубокий интерес к каким-то явлениям культуры, творчеству отдельных ее представителей, и наконец, гораздо лучше подготовиться к сдаче ГИА по истории России в 9 классе.

    Цели и задачи учебной дисциплины:

    - развитие у учащихся 9-х классов способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, мира истории;

    - освоение систематизированных знаний об истории отечественной культуры

    - развитие творческого мышления учащихся, их умения самостоятельно анализировать исторические явления и процессы во времени и пространстве, сопоставлять события;

    - развитие у учащихся мировоззрения, соединяющего научность, культурный кругозор и духовный гуманистический потенциал;

    - развитие у учащихся умений оценивать достижения культуры на основе исторического контекста;

    - формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

    - воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству- многофункциональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами. В духе демократических ценностей современного общества;

    - развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию  событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловнности;

    - формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;

    - Сформировать у учащихся представление о  форме контрольно-измерительных материалов по истории, уровню их сложности, особенностях их выполнения, нацелить на обработку умений, проверяемых в рамках ГИА.

    -Научит учащихся грамотно организовывать свою работу для качественной подготовки и сдачи ГИА.

         

    В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

    - национальную специфику отечественной культуры.

    - социокультурное своеобразие киевской, московской,      петербургской культуры.

    - основные направления в истории русской культуры X- XVIII вв .

    - особенные черты русского православного сознания.

    - реальный вклад русского народа в сокровищницу мировой культуры.

    2. Структура и содержание учебной дисциплины.

    № урока

    Дата

    Содержание учетной дисциплины. Вид учетной работы.

    Домашнее задание

    Введение.

    Понятие, сущность и основные функции культуры.

    Конспект

    Тема I. Культура русского средневековья – 23г.

    Лекция «Географическая среда и язычество как факторы формирования русского культурного типа».

    Конспект

    Лекция «Православие и русский культурный тип. Смеховая культура Древней Руси.

    Конспект

    Особенности культуры русского средневековья.

    Подготовка к семинару по теме «Культура Древнего русского государства»

    Семинарское занятие: «Культура Руси Х – начала XII в.»

    • Письменность и просвещение
    • Общественно-политическая мысль и литература.
    • Фольклор

    Подготовка к семинару по теме «Культура Древнего русского государства»

    Принятие христианства.

    Семинарское занятие: «Культура Руси Х – начала XII в.»

    • Архитектура
    • Живопись

    Подготовка к семинару по теме «Культура Древнего русского государства»

    Семинарское занятие: «Культура Руси Х – начала XII в.»

    • Пение и музыка
    • Быт народа

    Расцвет культуры домонгольскй Руси (XII – 30e годы XIII в.)

    (ИКТ)

    Повторить §§7,8,16

    Л.А. Кацва §14

    Практическая работа: Решение заданий в форме ГИА по теме «Культура Руси X - XII» часть А, часть Б.

    Повторить §§7,8,16

    Л.А. Кацва §14

    Практическая работа: Решение заданий форме ГИА по теме «Культура Руси X - XII» часть С.

    Подготовка к семинарскому занятию по теме «Русская культура XIV – XV вв.»

    Практическая работа: Решение заданий в форме ГИА по теме «Культура Руси X-XIII» часть С.

    Подготовка и семинар зан. По теме «Русская культура» XIV – XV вв.

    Работа над ошибками.

    Лекция. «Религиозная и общественно – политическая мысль Руси в XIV-XV вв». Оформление идеологии самодержавия.

    Семинар занятие «Русская культура XIV-XV вв» Быт и нравы. Просвещение и литература.

    Подготовка.

    Семинар занятие с ИКТ. «Русская культура XIV-XV вв. Живопись. Зодчество.

    Повторить §§26, 27, 28

    Л.А. Кацва §§26, 27

    Практическая работа решение заданий в форме ГИА по теме «Русская культура XIV-XV вв» Часть А. Часть Б. Часть С.

    Особенности развития культуры в к. XV-XVI в. (формирование великорусской народности).

    Семинар занятия «Расцвет культуры Московского царства (конец XV-XVI в) «Домострой». Письменность. Публицистика. Книгопечатание.

    Подготовка к семинару по теме «культура московского царства»

    Семинар занятие. «Расцвет культуры Московского царства к. XV-XVI с икт. Архитектура. Живопись. Оружейное дело.

    Отличие шатровых храмов от хрестово-купольных.

    Русская церковь в к. XV- начало XVI вв. 1589 – учреждений патриаршество.

    Флорейтинская уния. Провозглашение автокефалии русской церкви. Иосифляне и нестяжатели.

    Практическая работа. Решение заданий в форме ГИА по теме «Расцвет культуры Московского царства».Часть А. Часть В. Часть С.

    Лекция. Особенности культуры XVII в. Нравы и мировоззрение.

    Подготовка к семинару «Просвещение, наука, литература».

    Семинар занятия. «Просвещение, наука, литература и общественная мысль. XVII в.

    Подготовка презентаций по теме «Архитектура живопись XVII в.»

    22.

    Три этапа в развитии архитектуры XVII в. Театр Живопись (ИКТ)

    §§10, 11. А.Л. Кацва §§17, 18.

    23.

    Раскол русской православной церкви.

    Церковные реформы Никона старообрядчество.

    24.

    Практическая работа. Решение заданий в форме ГИА по теме «Русская культура на пороге нового времени (XVII в.)

    Тема II. Культура России XVIII в. -10ч.

    25.

    Лекция. Особенности развития русской культуры XVIII в. Государственная политика в области культуры.

    Подготовка к семинару «Культура России в Iп. XVIII

    26.

    Общественная мысль и публицистика. Литература.

    Конспект подготовка к семинару «Культура России в Iп. XVIII.

    27.

    Семинарское занятие с ИКТ. «Архитектура, живопись, скульптура.»

    §§30, 31, 32.

    28.

    Семинарское занятие «Образование и наука. Книжное дело и печать».

    Конспект.

    29.

    Особенности и характерные черты русской культуры во II половине XVIII в.

    Подготовка к семинару по теме «Русская культура II половине XVIIIв.

    30.

    Семинарское занятие «Образование и наука. Литература.»

    Подготовка к семинару с ИКТ. «Русская культура II половине XVIIIв.

        31.

    Семинарское занятие с ИКТ «Архитектура. Живопись. Скульптура. Театр»

     §30,31,32,33

    Л.А. Кацва §37,38,41

    32.

    Лекция «Эпоха Просвещения и русское общество XVIIIв.»

    Н.И. новиков и его сатирические журналы.

    А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

    33.

    Русская православная церковь в XVIIIв.

    Повторить

    Материал по культуре России XVIIIв.

    34.

    Практическая работа. Решение заданий в форме ГИА по теме «Культура России XVIIIв.»

    3. Условия реализации программы учебной дисциплины.

      3.1. Информационное обеспечение обучения:

          1.  Балакина Т.И., Бадаева Н.Н., Гегель Л.А. История России:              Учебное пособие для вузов (под ред. Васильева А.Ф., Потатурова В.А.) Изд. 3-е, доп., испр. Москва 2009г.

           2.  Балакина Т.И. «История отечественной культуры» Москва «Новая школа» 1994г.

    3.  Владимирова О.В. «История России с древности до конца XVIв.» экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. Москва «Астрель» 2010г.

    4. Владимирова О.В. «История России XVII-XVIII вв.» экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. Москва. «Астрель» 2010г.

    5. Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVIв. 6 класс» Москва «Просвещение» 2008г.

    6. Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России XVI-XVIIIвв. 7 класс» Москва «Просвещение» 2008г.

    7. Жукова Л.В 2История России с древнейших времен до настоящего времени» учебное пособие, Москва «Экзамен» 2007г.

    8. Кацва Л.А., Юрганов А.Л. «История России VIII-XVвв.» Москва «Мирос - аргус» 1996г.

    9. Кацва Л.А., Юрганов А.Л. «История России XVI-XVIIIвв.» Москва «Мирос» 1998г.

    10. Паршукова Н.П. «История отечественной культуры X-XVIIвв.»

          Москва «Астрель» 2007г.

    4. Контроль и оценка результатов освоения модуля

    Контроль и оценка результатов освоения дисциплин осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирование по материалам ГИА, а также выполнения обучающимся индивидуальных занятий, проектов, исследований.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    программа элективного курса по истории "История страны в истории моей семьи"

    Курс предназначен для более глубокого изучения истории России в 9-ом предпрофильном классе....

    Программа элективного курса по истории "История в лицах".

    Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на гуманитарный и социально-экономический профили. Содержание учебного  материала программы соответствует ...

    Программа элективного курса по истории «Страницы многовековой истории России»

    Данная программа создана для учащихся 11 класса общеобразовательных школ.  Программа рассчитана на один год обучения.  Учащиеся получают задания для самостоятельной работы по контрольно-изме...

    Программа элективного курса по истории для 9-х класса: История России в лицах.

    Пояснительная запискаРабочая программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса. Программа курса разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными поло...

    Программа элективного курса по истории "Увлекательная история" (8 кл.)

    Программа элективного курса содержит материал трудных при изучении школьных вопросов отечественной истории....

    Программа элективного курса по истории "Великая Отечественная война в лицах"

    Данная программа предлагается для обучающихся 9 класса. В учебной программе часов на изучение Великой Отечественной войны отводится немного. Поэтому дополнительный материал в виде элективного курса до...