Программа элективного курса по истории для 9-х класса: История России в лицах.
рабочая программа по истории (9 класс) на тему

Ахпашева Лилия Олеговна

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса. Программа курса разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями Концепции профильного обучения, на основе социального заказа учащихся предпрофильного класса.

Актуальность:

Для понимания русской истории, как и любой другой, важен учет влияния на эту историю личностей. История населена людьми, личностями. Огромную роль в истории любого государства, в т. ч. и нашего, играют лидеры. Чем сильнее они вторгаются в жизнь общества, тем более сильное влияние они оказывают на судьбу страны. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей. Важно научить учащихся понимать, насколько личность, ее идеи, достоинства и недостатки влияют на формирование исторического процесса в государстве. Этому и способствует данный элективный курс. Кроме этого, он пополняет и расширяет запас знаний уч-ся по истории Отечества, заставляет размышлять о судьбах, воспитывает патриотизм и уважение к родной стране, продолжает формирование учебных навыков: участие в дискуссии, анализ исторических документов, работа с дополнительной литературой и т. п. Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации.

Место данной дисциплины в системе исторического и обществоведческого образования:

Данный элективный курс дополняет и углубляет программу по истории России. Данный элективный курс ориентирует уч-ся на социально-гуманитарный социально-экономический профиль обучения в дальнейшем. Вместе с тем содержание курса может представлять познавательный интерес и для учащихся, выбирающих другие профили обучения.

Межпредметные связи:

Содержание курса востребовано при изучении тем «Исторический процесс и его участники» в 10 классе, «Политический лидер» в 11 классе на уроках обществознания.

Цель курса:

Формирование исторического мышления учащихся через изучение роли личности в истории России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_ahpasheva1.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РХ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Хакасская национальная гимназия – интернат им. Н.Ф. Катанова»

«Утверждаю»

 Директор ГБОУ РХ

 «ХНГИ им. Н.Ф. Катанова»

_________ Чугунеков Р.Н.

«______» _____________2014 г.

Рабочая программа учебного курса

ИСТОРИЯ

9  класс

Составитель: учитель истории

и обществознания

ГБОУ РХ «Хакасская национальная

гимназия – интернат им. Н.Ф. Катанова»

Ахпашева Лилия Олеговна

2014-2015  учебный год

История России в лицах.

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «История России в лицах»   составлена на основе:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования на базовом уровне ( приказ МО РФ ОТ 5 марта 2004 года № 1089)
  • Примерная программа основного общего образования, допущенная Департаментом общеобразовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ 2004г
  • Учебного  плана  ГБОУ ХНГИ на 2015- 2016 учебный год.

Актуальность:

   Для понимания русской истории, как и любой другой, важен учет влияния на эту историю личностей. История населена людьми, личностями. Огромную роль в истории любого государства, в т. ч. и нашего, играют лидеры. Чем сильнее они вторгаются в жизнь общества, тем более сильное влияние они оказывают на судьбу страны. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей. Важно научить учащихся понимать, насколько личность, ее идеи, достоинства и недостатки влияют на формирование исторического процесса в государстве. Этому и способствует данный элективный курс. Кроме этого, он пополняет и расширяет запас знаний уч-ся по истории Отечества, заставляет размышлять о судьбах, воспитывает патриотизм и уважение к родной стране, продолжает формирование учебных навыков: участие в дискуссии, анализ исторических документов, работа с дополнительной литературой и т. п. Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации.

Место данной дисциплины в системе исторического и обществоведческого образования:

 Данный элективный курс дополняет и углубляет программу по истории России. Курс ориентирует уч-ся на социально-гуманитарный социально-экономический профиль обучения в дальнейшем. Вместе с тем содержание курса может представлять познавательный интерес и для учащихся, выбирающих другие профили обучения.

   Элективный курс «История России в лицах» рассчитан на 34 часа изучения в 9 классе предполагает изучение жизни и деятельности основных исторических личностей Отечества с X по XIX  век.

Цель:

  • Познакомить с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей;
  • Способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории;
  • Помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определённых этапах её развития через судьбы государственных деятелей.

Задачи:

  • Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки информации, формированию исследовательской компетенции.
  • Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся, а также приемов организации своей исследовательской деятельности и представления ее результатов.
  • Способствовать формированию и развитию умения формулировать цели и задачи исследования, делать обобщения и выводы исходя из поставленных целей и задач на основе собранного исторического материала.
  • Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.
  • Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.

  Данный курс способствует расширению и углублению базового курса истории России. Позволяет обучающимся 9 класса дополнить материал, который они изучали  в 6-8 классах  более  подробной информацией об исторических личностях X–XVII вв.  Реализация практической части элективного курса направлена на формирование и совершенствование навыков проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Данный курс способствует формированию как общеучебных умений и   навыков, а также предметных и метапредметных компетенций. Занятия по  программе данного элективного курса в рамках предпрофильной подготовки  позволят сделать правильный выбор в пользу дальнейшего обучения в 10-м профильном социально-  гуманитарном классе.

В процессе  обучения  учащиеся  приобретают   следующие   умения:

  • самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений;
  • анализ точек зрения современников и историков на жизнедеятельность исторических личностей, формулирование собственной позиции;
  • обсуждение результатов исследований, участие в семинарах, дискуссиях, деловых играх.
  • представление результатов своей исследовательской деятельности в виде выступлений на семинарах и конференциях различного уровня, написания эссе,  создания презентаций;

Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Межпредметные связи.

   Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе.

    Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

Основные методы работы:

анализ исторической литературы и исторических источников,

эвристическая беседа,

лекция,

дискуссия (дебаты),

«мозговой штурм» и др.

Основные формы отчетности:

1.тетрадь  с  конспектами  и  заданиями (эссе, решение проблемных заданий, исследования-миниатюры),

2.творческие работы (электронные презентации, исторические  портреты, тексты «Кто есть кто?», исследовательские работы и проекты, рефераты).

Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе;

возможность создания и демонстрации электронных презентаций;

наличие раздаточного материала.(тексты исторических документов)

ПРОГРАММА КУРСА

Введение (1 час).

Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей и средств их достижения.

Раздел  1. Древняя Русь ( 9 часов)

Тема 1. Рюрик (1 ч.)

Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории.

Тема 2. Первые Киевские князья (1 ч.)

   Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь – воин. Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава.

Тема 3. Владимир Святой (1 ч.)

Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича.

Тема 4. Носители идеалов православия (1 ч.)

Идеалы православия. Княгиня Ольга (890(?)–969). Принятие христианства. «Святая». Владимир Святославич: милосердие. Князья Борис и Глеб. ПВЛ о гибели братьев: смирение, покорность, мученическая смерть. Канонизация. Легенды о явлениях Бориса и Глеба. Иконография. Ярослав Мудрый: распространение христианства. Строительство храмов, монастырей. Канонизация Бориса и Глеба. Илларион(?). Первый митрополит из числа русских людей. Моления в «пещерке малой» в Киеве. «Слово о законе и благодати». Назначение митрополитом (1051). Версии о судьбе: Антоний Печерский. Феодосий Печерский (1036–1074). Происхождение, детство. Бегство в Киев и принятие пострига. Игумен Киево-Печерского монастыря: общинножитие, аскетизм. Канонизация. Нестор(?). Монах Киево-Печерского монастыря, автор «Житий» Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. ПВЛ. Политические взгляды Нестора.

Тема 5. Ярослав Мудрый (1 ч.)

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение. “Русская правда” – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц.

Тема 6. Владимир Мономах (1 ч.)

Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха, его образование, литературный дар, хозяйственные заботы и быт. Организация обороны южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах Европы.

Тема 7. Князья периода феодальной раздробленности (1 ч.)

Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств. Владимиро-Суздальская Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в Боголюбове. Всеволод Большое Гнездо. Галицко-Волынские земли. Владимир Галицкий в “Слове о полку Игореве” и в жизни. Даниил Галицкий. Господин Великий Новгород. Система “выкармливания” князя – особенность Новгородской государственности.

Тема 8. Александр Невский (1 ч.)

Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей.

Тема 9. Деятели русской церкви и культуры (1 ч.)

Первый русский митрополит Илларион. Церковь и просвещение. Нестор и другие летописцы. Даниил Заточник, Кирилл Туровский.

Раздел 2. Московская Русь (6 часов)

Тема 1. Иван Калита (1 ч.)

Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений.

Тема 2. Дмитрий Донской (1 ч.)

Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном.

Тема 3. Сергий Радонежский (1 ч.)

Сергий Радонежский.

Тема 4. Иван III (1 ч.)

Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.

Тема 5. Иван IV Грозный (1 ч.)

Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт.

Тема 6. Великие живописцы (1 ч.)

Иконопись и фрески. Андрей Рублев. “Троица”. Феофан Грек. Дионисий.

Раздел 3. Россия в XVII веке (6 часов)

Тема 1. Борис Годунов (1 ч.)

Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян.

Тема 2. Минин и Пожарский (1 ч.)

Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества.

Тема 3. Алексей Михайлович “Тишайший” (1 ч.)

Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства.

Тема 4. Степан Разин (1 ч.)

XVII век – “бунташное время”. Народные восстания. Личность Степана Разина. Каспийский поход. Поражение разинщины.

Тема 5. Церковный раскол (1 ч.)

Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше царства”. “Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы.

Тема 6. Деятели культуры (1 ч.)

Начало разделения культуры “верхов” и “низов”. “Обмирщение” культуры. Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись (парсуна). Симон Ушаков.

Раздел 4. Россия в XVIII веке (8 часов)

Тема 1. Петр Первый (1 ч.)

Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги экономического развития. Дело царевича Алексея. Публицистика.

Тема 2. Птенцы гнезда Петрова”(1 ч.)

Борис Петрович Шереметов. Петр Андреевич Толстой. Алексей Васильевич Макаров. Александр Данилович Меншиков.

Тема 3. Женщины на престоле (1 ч.)

Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов.

Тема 4. Елизавета Петровна (1 ч.)

Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета.

Тема 5. Екатерина Великая (1 ч.)

Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства.

Тема 6. Емельян Пугачев (1 ч.)

Крестьянская война. Пугачев и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева.

Тема 7. Великие полководцы и флотоводцы (1 ч.)

Победы на суше и на море. Русское военное искусство. Румянцев и Суворов. Спиридов и Ушаков.

Тема 8. Русское “просвещение” (1 ч.)

Расцвет русской культуры. Русское “просвещение”. Л.Магницкий,  Михайло Ломоносов, Новиков, Фонвизин. Проявление оппозиционной мысли. Великие живописцы и зодчие. Русский театр.

Раздел 5. Россия в XIX–XX веках – эпоха великих реформаторов (4 часа)

Тема 1. Александр I (1 ч.)

“Дней Александровых прекрасное начало”. Император и его “молодые друзья”. Проекты реформ. Негласный комитет. Военные поселения. Внешняя политика.

Тема 2. Сперанский М.М. (1 ч.)

Сперанский М.М. Деятельность в Александро-Невской семинарии. Государственный Совет. Стремительный взлет выдающегося государственного деятеля. В должности пензенского губернатора. Деятельность реформатора в Сибири. Отставка.

Тема 3. Витте С.Ю. (1 ч.)

Витте С.Ю. Министр путей сообщения. Министр финансов. Денежная реформа. “Золотой червонец”. Винная монополия. Подписание Портсмудского мирного договора.

Тема 4. Столыпин П.А. (1 ч.)

Биография Петра Аркадьевича Столыпина. Начало служебной деятельности в министерстве внутренних дел. На посту Гродненского губернатора. Деятельность в Саратовской губернии. Новое назначение: П.А. Столыпин – министр внутренних дел. Аграрные преобразования. “Капитализация” деревни. Меры по разрушению общины. Переселенческая политика. Защита помещичьего землевладения. Противоречивость и незавершенность реформы. Трагический финал.

Итоговое повторение (1 час)

Литература

1. Васяева, М. Н. Смутное время – время упущенных возможностей // Преподавание истории в школе. – 2001. – № 6. – С. 22–29.

2. История Отечества в лицах: с древнейших времен до конца XVII века: биографическая энциклопедия. – М., 1993.

3. Ишимова, А. О. История России в рассказах для детей. Т. 1. – СПб., 1993.

4. Карамзин, Н. М. История государства Российского. Т. I–XII. – Калуга, 1993.

5. Ключевский, В. О. Русская история: полный курс лекций: в 3 кн. – М., 1993.

6. Ключевский, В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. – М., 1990.

7. Кирпичников, А. Н. Александр Невский: между Западом и Востоком // Вопросы истории. – 1996. – № 11–12.

8. Костомаров, Н. И. Господство дома святого Владимира: Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М., 1993.

9. Кучкин, В. А. Дмитрий Донской // Вопросы истории. – 1995. –
№ 5–6.

10. Кучкин, В. А. Сергий Радонежский // Вопросы истории. – 1992. – № 10.

11. Кучкин, В. А. Юрий Долгорукий // Вопросы истории. – 1996. – № 10.

12. Морозова, Л. Е.Гермоген, патриарх всея Руси  //  Вопросы  истории. – 1994. – № 2.

13. Найденова, Л. П. Священник Сильвестр // Преподавание истории в школе. – 2002. – № 3. – С. 24–27.

14. Романовы. Исторические портреты: кн. первая: Михаил Федорович – Петр III. – М., 1998.

15. Сорокин, Ю. А. Алексей Михайлович // Вопросы истории. – 1992. – № 4–5.

Календарно-тематическое планирование курса.

№ Урока

Дата

Название темы, раздела

Количество часов

1

Роль личности в истории.

Раздел 1. Древняя Русь

6

2

Призвание варягов. Рюрик.

1

3

Первые Киевские князья. Олег. Игорь. Княгиня Ольга. Святослав

1

4

Владимир Святой

1

5

Носители идеалов православия

1

6

Ярослав Мудрый

1

7

Владимир Мономах

1

Раздел 2. Князья периода феодальной раздробленности.

3

8

Князья периода феодальной раздробленности.

1

9

Александр Невский

1

10

Деятели русской церкви и культуры.

1

Раздел 3. Московская Русь.

7

11

Собиратели Руси.

1

12

Иван Калита.

1

13

Дмитрий Донской.

1

14

Сергий Радонежский.

1

15

Иван III.

1

16

Иван Грозный.

1

17

Великие живописцы.

1

Раздел 4. Россия периода СМУТЫ

4

18-19

Правители периода СМУТЫ.

2

20-21

Патриоты России.

2

Раздел 5 . Россия в XVII веке.

10

22

Первые  Романовы на российском престоле.

1

23

Петр I

1

24

Птенцы гнезда Петрова

1

25

Женщины на престоле

1

26

Елизавета Петровна

1

27

Екатерина Великая

1

28

Религиозные деятели.

1

29

Великие полководцы и флотоводцы.

1

30-31

Деятели науки, литературы, живописи. Архитектуры XVII-XVIII вв.

2

Раздел 5. Россия в XIX–XX веках

4

32

Александр I

1

33

Сперанский

1

34

Витте

1

35

Столыпин

1

36

Итоговое повторение


ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Введение (1 час).

Цели:

– познакомить учащихся со спецификой курса;

– вызвать интерес к изучению исторических личностей;

– совместно с учащимися выработать критерии отнесения человека к категории исторических личностей;

– способствовать размышлению учащихся о роли исторической личности, о целях и средствах их достижения.

Элементы содержания образования:

1. Роль личности в истории.

2. Критерии причисления к историческим личностям.

3. Соотношение целей и средств в историческом процессе.

Дидактические материалы:  черты  исторической  личности  по  
В. О. Ключевскому.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Методы работы: «мозговой штурм», мини-анкета «Историческая личность».

Формы контроля: анализ исторической личности по выработанным критериям.

Тема 1. ДРЕВНЯЯ РУСЬ
(7 часов)

Занятие 1 «Они были первыми ... (Реформаторы и законодатели Древней Руси)».

Цели:

– обобщить и расширить знания учащихся о первых князьях Древней Руси: людях и государственных деятелях;

– способствовать развитию навыков работы с историческими источниками;

– сравнить «Русскую правду» Ярослава, Ярославичей и Владимира Мономаха.

Элементы содержания образования:

1. Первые древнерусские князья: люди и государственные деятели.

2. Законодатели Древней Руси.

Дидактические материалы: ПВЛ о первых древнерусских князьях, Русская Правда.

Формы работы: индивидуальная.

Методы работы: эвристическая беседа, сообщения о первых древнерусских князьях (людях и государственных деятелях), работа с документами.

Формы контроля: эссе «Первые древнерусские князья: люди и государственные деятели»; эссе «Княгиня Ольга – хитрая, мудрая, святая».

Мини-исследование. Сравнительный анализ внутренней политики первых русских князей, определение общих и различных черты. Объяснить чем были вызваны сходства и различия.

Занятие 2 «Защитники Отечества».

Цели:

– обобщить и расширить знания учащихся о деятельности первых древнерусских князей, направленной на обеспечение безопасности Отечества;

– сравнить мероприятия и результаты деятельности князей.

Элементы содержания образования:

1. Святослав – князь-воин.

2. Владимир Святославич – защитник от печенегов.

3. Гроза печенегов Ярослав Мудрый.

4. Борец с половцами Владимир Мономах.

Формы работы: индивидуальная.

Методы работы: эвристическая беседа.

Формы контроля: эссе «Святослав – Александр Македонский нашей древней истории»; Мини-исследование. «Прав ли Н. М. Карамзин, считая Святослава образцом великих Полководцев, но не примером Государя Великого (характером своим, пленяя воображение Стихотворца, заслуживает укоризну Историка)?».( подобрать аргументы за и против высказывания Н.М. Карамзина)

Занятие 3 «Носители идеалов православия».

Цели:

– показать роль христианства в формировании древнерусского общества, государства;

– показать роль отдельных князей в распространении христианства на Руси;

– познакомить с жизнедеятельностью лиц, канонизированных церковью;

– определить роль канонизации Бориса и Глеба в процессе укрепления княжеской власти.

Элементы содержания образования:

1. Идеалы православия.

2. Крещение княгини Ольги.

3. Милосердие Владимира Святославича.

4. Канонизация Бориса и Глеба.

5. Распространение христианства при Ярославе Мудром.

6. Деятели церкви: Илларион, Антоний и Феодосий Печерские, Нестор.

Дидактические материалы:

Проблемное задание: Почему летопись не осудила Владимира Святославича, убившего брата Ярополка, Ярослава, задумавшего мятеж против отца, а Святополка прозвала Окаянным?

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Методы работы: эвристическая беседа, индивидуальные сообщения, групповое обсуждение проблемного задания.

Формы контроля: рефераты - рассуждения,  первые русские святые (Ольга, Владимир, Ярослав, Борис, Глеб) «Канонизация Бориса и Глеба – случайность или закономерность?». « Почему Ольгу и Владимира именуют равноапостольными ?»

Проблемное задание: Кого историк А. В. Карташев назвал «самым образованным человеком своего времени, который мог понимать и букву канонов и свободно толковать их с полным знанием дела»? (Илларион.)

Тема 2. РУСЬ УДЕЛЬНАЯ
(2 часа)

Занятие 1. «Обособление Северо-Восточной Руси».

Цели:

– показать роль князей в процессе обособления Северо-Восточной Руси;

– дать характеристику деятельности Владимиро-Суздальских князей;

– показать драматизм и трагичность судеб первых князей Северо-Восточной Руси.

Элементы содержания образования:

1. Роль Ю. Долгорукого в «гражданском образовании восточного края Древней Руси».

2. А. Боголюбский: триумф и трагедия.

3. Благоразумный Всеволод Большое Гнездо.

Дидактические материалы:

Проблемное задание: Н. М. Карамзин называл Ю. Долгорукого властолюбивым и беспечным, Ю. А. Лимонов – хорошим администратором, дипломатом, умным и энергичным человеком с некоторыми чертами непостоянства и капризности в характере. Кто прав?

Проблемное задание: Об А. Боголюбском в исторической литературе существуют противоположные мнения. Так, В. Т. Георгиевский указывает, что «поражая всех своей беззаветной храбростью, Андрей вместе с тем удивлял всех и своим великодушием и миролюбием». «Одаренный огромными способностями, он в то же время отличался превосходными нравственными качествами. Его благочестие, искренняя вера, молитвы и посты, широкая благотворительность – несомненны. При редкой храбрости и военных талантах, он приобрел много военной славы, но не дорожил ею и не любил войны» (Л. А. Тихомиров). В. О. Ключевский писал, что «в трудные минуты этот князь способен был развить громадные силы и разменялся на пустяки и ошибки в спокойные, досужие годы». Н. И. Костомаров же полагал, что «Андрей не установил ничего прочного в русских землях. Единственным побуждением его деятельности было властолюбие». Чем вызвана такая разноголосица взглядов? Выберите наиболее близкое вам высказавание, подберите аргументы подтверждающие его и сделайте выводы.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Методы работы: сообщения учащихся, решение проблемных заданий (групповое).

Формы контроля:составление исторического портрета (мини-исследование)

Занятие 2 «Защитники Отечества».

Цели:

– показать роль А. Невского в защите Отечества от нашествия с Запада и ордынского ига (полководец и политик);

– на примере героев Невской битвы и обороны от ордынского нашествия показать мужество и патриотизм жителей Руси.

Элементы содержания образования:

1. Герои Невской битвы.

2. Герои борьбы с ордынским нашествием.

3. А. Невский: полководец и политик.

Дидактические материалы:

Проблемное задание: Кто из деятелей заслужил следующую оценку историка В. Т. Пашуто: «Своей осторожной осмотрительной политикой он уберег Русь от окончательного разорения ратями кочевников. Вооруженной борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избегал новых войн на Севере и Западе, возможного, но гибельного для Руси союза с папством и сближения курии и крестоносцев с Ордой. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения. Он – родоначальник политики Московских князей, политики возрождения Руси»? (А. Невский.) Согласны ли вы с такой оценкой? Свою позицию обоснуйте.

Проблемное задание: О ком писали современники и потомки: «Нет князя, ему равного. Это враг опасный, сильный, умный»; «дабы сохранить религиозную свободу, пожертвовал свободой политической, и два подвига... – его борьба с Западом и его смирение перед Востоком – имели единственную цель – сбережение православия как источника нравственной и политической силы русского народа»? Объясните, какие заслуги князя позволили дать ему подобные оценки.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Методы работы: сообщения учащихся, групповое решение проблемного задания.

Формы контроля:Мини-исследование «Прав ли Н. М. Карамзин, полагая, что имя Святого, данное А. Невскому «гораздо выразительнее Великого, так как Александр мог добродетелями своими только облегчать жестокую судьбу России»?». (определение цели, постановка задач, составление плана мини-исследования, формулировка вывода)

Тема 3. ОБЪЕДИНЕНИЕ РУСИ ВОКРУГ МОСКВЫ
(7 часов)

Занятие 1 «Суд над Иваном Калитой».

Цели:

– показать двойственность политики Ивана Калиты;

– способствовать развитию навыка участия в ролевой игре;

– способствовать развитию умения самостоятельного поиска и отбора материалов, формулирования и отстаивания собственной позиции.

Элементы содержания образования:

1. Собиратель Руси.

2. Отношения с Ордой. «Тишина великая на Руси».

3. Подавление тверского восстания.

4. Значение деятельности И. Калиты.

Формы работы: ролевая игра.

Формы контроля: групповое исследование

1 группа  Подобрать аргументы в подтверждение высказыванияпоэта Н. Коржавин, об Иване Калите: «Был ты видом довольно противен, сердцем подл... Но не в этом суть: исторически прогрессивен оказался твой жизненный путь»?»;

2. группа Подобрать аргументы в подтверждение высказыванияД. Иловайского, считавшего Ивана Калиту «образцом северных князей – собирателей Руси» на оснований необыкновенной расчетливости и осторожности?».

Дидактические материалы:

Проблемное задание: Прав ли Н. Борисов, утверждая, что «между двух гигантов-бойцов – Александром Невским и Дмитрием Донским – мрачной тенью стоит Иван Калита»?

Проблемное задание: Согласны ли вы с утверждением В. О. Ключевского: «Московское государство родилось на поле Куликовом, а не в скопидомском сундуке Ивана Калиты»?

Занятие 2 «Деятели Руси XIV–XV вв.».

Цели:

– дать развернутую характеристику личности и деятельности Д. Донского и Ивана III, показать их роль в процессе объединения Руси вокруг Москвы;

– сравнить личностные качества и деятельность Ивана I Калиты и Ивана III.

Элементы содержания образования:

1. Д. Донской: великий князь и полководец.

2. Иван III: собиратель земель, политик, законодатель, человек. Дидактические материалы:

Проблемное задание: Почему Д. Донской «победил Мамая, но видел пепел столицы и раболепствовал Тохтамышу»?

Проблемное задание: Кому из государственных деятелей С. М. Соловьев дал следующую характеристику: «расчетливость, медлительность, осторожность, сильное отвращение от мер решительных, которыми было можно много выиграть, но и потерять, и при этом стойкость в доведении до конца начатого, хладнокровие»? (Иван III.)

Проблемное задание: Он «как человек не имел любезных свойств ни Мономаха, ни Донского, но стоит как Государь на высшей степени величия. Он казался иногда боязливым, нерешительным, ибо хотел всегда действовать осторожно. Сия осторожность есть вообще благоразумие». Он «оставил государство, удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее умом правление» (Н. М. Карамзин). «Он должен быть причислен к замечательнейшим государям не только XV столетия, но и всех времен» (Н. Чечулин). «Он умел расширять пределы своего государства и скреплять его части под своею единою властью, жертвуя даже своими отеческими чувствами, умел наполнять свою великокняжескую сокровищницу всеми правдами и неправдами, но эпоха его мало оказала хорошего влияния на благоустроение подвластной ему страны. Сила его власти переходила в азиатский деспотизм, превращающий всех подчиненных в боязливых и безгласных рабов. Его варварские казни развивали в народе жестокость и грубость. Его безмерная алчность способствовала не обогащению, а обнищанию русского края» (Н. И. Костомаров). «Он был, прежде всего, «разумный самодержец»... Не романтическое вдохновение, а твердый расчет, не сердечные влечения, а работа ума руководили им в главном деле его жизни – возрождении единства и независимости Русской земля. В психологическом облике первого государя всея Руси на первый план выступают такие черты, как осмотрительность, проницательность и дальновидность в сочетании с широким кругозором, стратегической масштабностью мышления и исключительной твердостью и последовательностью в достижении поставленных целей. Он не поражал воображения современников ни личной воинской доблестью, как его прославленный прадед, ни кровавыми театральными эффектами, как печально знаменитый внук... Его можно назвать неутомимым тружеником» (Ю. Г. Алексеев). Кто из россиян заслужил подобные оценки? (Иван III.) Какая из позиций, на ваш взгляд, более соответствует исторической реальности?

Формы работы: индивидуальная.

Методы работы: выступления на семинаре, решение проблемных задач.

Формы контроля:составление исторического портрета, сравнительная характеристика Ивана I и Ивана III.

Занятие 3 «Роль церковных иерархов в объединении Руси».

Цели:

– показать роль христианской церкви и ее иерархов в процессе объединения Руси вокруг Москвы, ослаблении зависимости от Орды.

Элементы содержания образования:

1. Митрополит Петр: превращение Москвы в религиозный центр Руси.

2. Митрополит Алексей: политик, дипломат, церковный иерарх.

3. Власть и церковь в XIV–XV вв.

Методы работы: семинар.

Формы контроля:сравнительная-характеристика исторического портрета с выводами о причинах сходства и различия деятельности и ее результатов.

Занятие 4 «С. Радонежский и А. Рублев – выразители идеи объединения Руси».

Цели:

– показать роль С. Радонежского в формировании идеи национального объединения Руси, в патриотическом подъеме накануне Куликовской битвы;

– определить роль А. Рублева в формировании национального самосознания россиян.

Элементы содержания образования:

1. С. Радонежский: человек, монах, игумен.

2. Отношения С. Радонежского с Д. Донским и митрополитом Алексеем.

3. А. Рублев – человек, художник, представитель русского Возрождения. «Троица».

Демонстрационный   материал:   репродукция    картины   «Троица»  А. Рублева.

Дидактический материал:

Проблемное задание: О ком писал В. О. Ключевский: «самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло»? (С. Радонежский.) Свой ответ обоснуйте.

Формы работы: индивидуальная.

Методы работы: семинар, анализ проблемного задания.

Формы контроля:историческое сочинение «Поэт русского Возрождения» (М. В. Алпатов об А. Рублеве).

Занятие 5 «Основатели Соловецкого монастыря».

Цель:

– познакомить учащихся с историей основания и развития Соловецкого монастыря.

Элементы содержания образования:

1. Часовни на севере Руси.

2. Герман, Савватий, Зосима – основатели монастыря.

3. Борьба с Новгородом за земли.

4. Канонизация основателей Соловецкого монастыря.

5. Судьба монастыря.

Форма работы: индивидуальная.

Методы работы: лекция.

Формы контроля: конспект.

Занятие 6 «Иосифляне и нестяжатели».

Цели:

– познакомить с жизнью и деятельностью Нила Сорского и Иосифа Волоцкого;

– раскрыть сущность спора иосифлян и нестяжателей;

– показать роль церковных споров в развитии взаимоотношений церкви и светской власти.

Элементы содержания образования:

1. Нил Сорский, Иосиф Волоцкий: биографические очерки.

2. Отношение к церковному землевладению.

3. Отношения со светской властью.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Методы работы: дебаты.

Дидактический материал:

Проблемное задание: Прав ли Н. Бердяев, называя Нила Сорского предшественником вольнолюбивого течения русской интеллигенции

Тема 4. РОССИЯ В XVI ВЕКЕ
(5 часов)

Занятие 1 «Избранная рада».

Цели:

– показать роль Избранной рады и ее руководителей в начале правления Ивана Грозного;

– выявить основные направления реформ Избранной рады;

– дать оценку реформаторской деятельности Ивана IV;

– показать точки зрения на власть А. Курбского и Ивана IV;

– развивать навык работы с историческим документом.

Элементы содержания образования:

1. Избранная Рада: сущность, причины создания, участники.

2. Программа реформ Избранной рады, ее осуществление.

3. А. Адашев – сподвижник и жертва Ивана IV.

4. Сильвестр – духовник царя, писатель, редактор «Домостроя».

5. Переписка А. Курбского и Ивана IV.

Дидактические материалы: переписка А. Курбского и Ивана Грозного.

Форма работы: индивидуальная.

Методы работы: семинар, работа с историческими источниками.

Занятие 2 «Опричники и жертвы».

Цели:

– на примере М. Скуратова и Ф. Колычева рассмотреть сущность опричнины;

– показать, что опричнина является трагедией для страны.

Элементы содержания образования:

1. М. Скуратов – палач, государственный деятель, воин, дипломат.

2. Ф. Колычев – борец с опричниной и ее жертва.

3. Опричнина – трагедия Руси.

Форма работы: индивидуальная.

Методы работы: семинар.

Формы контроля: эссе «Палач, государственный деятель, воин, дипломат» (В. Б. Кобрин о М. Скуратове), составление текстов «Кто есть кто?». Исследование –сравнение: сравнить деятельность Ивана Грозного и ПетраI, почему один грозный, а другой Великий.

Занятие 3 «Суд над Иваном Грозным».

Цели:

– рассмотреть личность и деятельность Ивана Грозного как человека, политика, реформатора, деспота;

– способствовать развитию познавательной и творческой активности учащихся, навыка ведения дискуссий.

Элементы содержания образования:

1. Заслуги Ивана Грозного.

2. Деспот на российском престоле.

Дидактические материалы: карта «Россия в XVI в.».

Проблемное задание: Кому В. О. Ключевский дал характеристику: «От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, человеческий ум. Но обстоятельства... рано испортили этот ум, дали ему неестественное, болезненное развитие... В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранялось чувство сиротства, брошенности, одиночества... Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям»? (Иван Грозный.) О каких обстоятельствах идет речь?

Формы работы: ролевая игра.

Формы контроля: написание речей от имени исторических персонажей, современников Ивана Грозного:

В. О. Ключевский об Иване IV: «Его можно сравнить с тем ветхозаветным слепым богатырем, который, чтобы погубить своих врагов, на самого себя повалил здание, на крыше коего эти враги сидели».

Занятие 4 «Начало освоения Сибири».

Цели:

– познакомить учащихся с причинами и началом процесса освоения Сибири;

– показать роль династии Строгановых в освоении Сибири, развитии хозяйства и культуры России;

– показать роль казачества во главе с Ермаком в начале освоения Сибири;

– сравнить деятельность Ермака с процессом колонизации, осуществляемым европейцами.

Элементы содержания образования:

1. Россия и Сибирское ханство.

2. Ермак Тимофеевич и начало освоения Сибири.

Дидактические материалы: карта «Россия в XVI в.».

Проблемное задание: Можно ли сравнить Ермака с Колумбом? Западные историки утверждают, что покорение Сибири Ермаком ничем не отличалось от экспедиций европейцев в Азию, Африку, Америку.

Форма работы: индивидуальная.

Методы работы: семинар.

Формы контроля: составление презентаций: эссе «Кому и за что
Н. М. Карамзин посвятил строки: «сей герой погиб безвременно, но совершив главное дело»? (
Ермак.) индивидуальная.

(4 часа)

Занятие 1 «Правители эпохи».

Цели:

– выявить причины и особенности Смутного времени в России начала XVII века;

– показать особенности правления первого избранного царя России Б. Годунова;

– выявить причины и сущность самозванства на Руси;

– проанализировать деятельность Лжедмитрия I и В. Шуйского;

– способствовать развитию умения работать с исторической литературой, анализа высказываний, формулирования и отстаивания собственной позиции по проблемам Смутного времени.

Элементы содержания образования:

1. Династический кризис. Смута.

2. Борис Годунов.

3. Лжедмитрий I.

4. Василий Шуйский.

5. Последствия и уроки Смуты.

Дидактический материал:

Проблемное задание: С. Ф. Платонов писал: «Без всякого сомнения, Борис обладал крупным умом и правительственным талантом и своими качествами превосходил всех своих соперников». Докажите или опровергните это мнение конкретными примерами.

Проблемное задание: Прав ли герой А. С. Пушкина, осудивший режим и образ правления Б. Годунова:

Он правит нами,

Как царь Иван (не к ночи будь помянут).

Что пользы в том, что явных казней нет...

Уверены ль мы в бедной жизни нашей?

Нас каждый день опала ожидает,

Тюрьма, Сибирь, клобук иль кандалы,

А там – в глуши голодна смерть иль петля.

Свой ответ аргументируйте. Представитель какого слоя населения мог высказать подобные мысли?

Проблемное задание: Даже враги, отдавая должное Годунову, писали, что он мог бы совершить много великих дел, если бы не помешали ему неблагоприятные обстоятельства. Какие неблагоприятные обстоятельства имеет в виду Р. Г. Скрынников?

Проблемное задание: О ком из деятелей Смуты писал историк Г. В. Абрамович: «Великий мастер политической интриги и артист преобладал над государственным деятелем, что и отразилось на всем его неудачном царствовании»? (В. Шуйский.)

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Методы работы: семинар, решение проблемных заданий.

Формы контроля: составление презентаций, составление текстов «Кто есть кто?»; эссе «Прав ли был А. С. Пушкин, вкладывая в уста своего героя В. Шуйского слова, характеризующие Б. Годунова: «вчерашний раб, татарин, зять Малюты»?»; «Прав ли В. О. Ключевский, полагая, что Лжедмитрий I «был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве»?».Групповые исследовательские проекты.

Занятие 2 «Патриоты».

Цели:

– показать особенности интервенции в России начала XVII века, выявить их связь со Смутным временем;

– на примерах деятелей периода Смуты показать образцы патриотизма;

– способствовать формированию гордости за прошлое России, самоотверженность россиян.

Элементы содержания образования:

1. Интервенция в России начала XVII века: причины, участники, цели.

2. Патриарх Гермоген.

3. К. Минин, Д. Пожарский.

4. Иван Сусанин.

Дидактический материал:

Проблемное задание: О ком писал Н. И. Костомаров: «Человек чрезвычайно упрямый, жестокий, грубый, неуживчивый, притом слушал наушников и доверял им. Подчиненные его не любили: он был человек чересчур строгий. Но при всем том это был человек прямой, честный, непоколебимый, свято служивший своим убеждениям, а не личным видам»? Какую роль сыграл этот человек в истории России? (Гермоген.)

Форма работы: индивидуальная.

Методы работы: семинар, решение проблемных заданий.

Формы контроля:составление исторических портретов или текстов «Кто есть кто?».групповые исследовательские проекты

Тема 6. РОССИЯ В XVII ВЕКЕ
(6 часов)

Занятие 1 «Первые Романовы на Российском престоле».

Цели:

– представить образы первых российских царей династии Романовых как представителей своего времени и правителей страны;

– проанализировать оценки, данные первым царям династии Романовых современниками и историками.

Элементы содержания образования:

1. Михаил Федорович Романов: первый представитель династии Романовых (человек и правитель).

2. «Тишайший» царь Алексей Михайлович.

Форма работы: индивидуальная.

Методы работы: лекция с элементами эвристической беседы.

Формы контроля: составление презентации; написание эссе «Прав ли С. М. Соловьев, называя Алексея Михайловича «самым привлекательным явлением, когда-либо виданным на престоле царей Московских»?»; эссе «Тишайший царь Алексей Михайлович», мини-исследование:сравнение реформационной деятельности Алексея Михайловича и ПетраI. Определите общие черты и различия сделайте выводы о причинах различия и сходства.

Занятие 2 «Предтеча преобразователя».

Цели:

– познакомить учащихся с жизнью и деятельностью Ордин-Нащокина;

– проанализировать программу реформ, предложенную Ордин-Нащокиным;

– выявить предпосылки и причины преобразований в России первой четверти XVIII века.

Элементы содержания образования:

1. А. Л. Ордин-Нащокин: биографический очерк.

2. Программа реформ.

3. Предтеча преобразователя.

Дидактические материалы:

Проблемное задание: О ком писал В. О. Ключевский: «Главным его поприщем была дипломатия, и это был дипломат первой величины, по признанию современников, даже иностранцев; по крайней мере, он едва ли не первый из государственных людей заставил иностранцев уважать себя»? (Ордин-Нащокин.)

Проблемное задание: Кому В. О. Ключевский посвятил строки: «Это был смелый, самоуверенный бюрократ, знавший себе цену, но при этом заботливый и доброжелательный к управляемым, с деятельным и деловым умом; во всем и, прежде всего, он имел в виду государственный интерес, общее благо. Он не успокаивался на рутине, всюду зорко подмечал недостатки существующего порядка, верно соображал средства для их устранения, чутко угадывал задачи, стоявшие на очереди. Обладая сильным практическим смыслом, он не ставил далеких целей, слишком широких задач... Твердя без умолку о недостатках действующего порядка, он не касался его оснований, думал поправить его по частям... Его преобразовательная программа сводилась к трем основным требованиям: к улучшению правительственных учреждений и служебной дисциплины, к выбору добросовестных и умелых управителей и к увеличению казенной прибыли, государственных доходов посредством подъема народного богатства путем развития промышленности и торговли»? Свой ответ обоснуйте. (Ордин-Нащокин.)

Проблемное задание: На каком основании В. О. Ключевский утверждал, что «со времен Ордина-Нащокина у российского престола не становился другой такой сильный ум; после Сперанского, не знаю, появится ли третий. Это была воплощенная система»?

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Методы работы: семинар, решение проблемных заданий.

Формы контроля: написание эссе «Ордин-Нащокин – предтеча преобразователя»; «Самый замечательный из Московских государственных деятелей XVII века» (В. О. Ключевский об Ордин-Нащокине).

Занятие 3 «Церковный раскол».

Цели:

– показать причины, сущность и последствия церковного раскола;

– сравнить точки зрения Никона и Аввакума на развитие церкви;

– дать оценку деятельности Аввакума;

– показать трагедию церковного раскола, которая приобрела национальные масштабы;

– выявить последствия церковного раскола и отношения к старообрядчеству в Российском государстве и обществе в XVIII–XX веках.

Элементы содержания образования:

1. Никон, Аввакум: биографические очерки.

2. Причины, сущность, значение церковной реформы Никона.

3. Никониане и старообрядцы: обряды, мировоззрение.

4. Последствия церковного раскола: старообрядчество в XVIII–ХХ веках.

Дидактический материал:

Проблемное задание: Д. С. Лихачев писал: «XVII век в российской истории – век постепенного освобождения человеческой личности, разрушившего старые средневековые представления о человеке только как члене корпорации – церковной, государственной или сословной. Сознание ценности человеческой индивидуальности, развитие интереса к внутренней жизни человека – таковы были те первые проблески освобожденного сознания, которые явились знамением нового времени». Кто из деятелей России XVII века, на ваш взгляд, являлся наиболее ярким доказательством этого утверждения? (Аввакум.)

Формы работы: деловая игра – дебаты.

Методы работы: деловая игра, решение проблемных заданий.

Формы контроля: составление исторического портрета.Мини-исследование: сравнение деятельности патриарха Никона и деятелей  европейской реформации (общее и различное, причины общего и различного)

Занятие 4 «Добрые люди Древней Руси».

Цели:

– показать на примере жизни и деятельности У. Осорьиной и Ф. М. Ртищева реализацию идеалов милосердия и сострадания в России XVII века;

– способствовать формированию чувства сострадания к нуждающимся людям.

Элементы содержания образования:

1. УльянияОсорьина: судьба и служение людям.

2. Ф. М. Ртищев: министр двора и добрый человек.

Форма работы: индивидуальная.

Методы работы: семинар.

Формы контроля: составление текстов «Кто есть кто?»; эссе «Этот человек – одно из лучших воспоминаний, завещанных нам древнерусской стариной» (В. О. Ключевский о Ф. М. Ртищеве).

ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ
(2 часа)

Цели:

– обобщить и активизировать знания, полученные при изучении курса;

– способствовать развитию творческой активности учащихся, навыка работы в группе, анализа текста документов.

Форма работы:

Интеллектуальная игра (играют 3 команды)

1-й т у р «Разминка». За 30 секунд команда должна написать имена и фамилии исторических деятелей, расположив их в хронологической последовательности.

2-й т у р «Кто есть кто?». Команда определяет по предложенной цитате, о каком историческом деятеле идет речь.

3-й т у р «Исторический портрет». Учащиеся определяют человека по описанию его внешнего облика или по портрету.

4-й т у р «Современники». Учащиеся выбирают из предложенного списка лиц современников или перечисляют исторические личности, которые являются современниками.

5-й т у р «Представление к награждению». Учащиеся составляют представление к награждению исторического лица, защитника Отечества, аргументируя основания для награждения.

6-й т у р «Эссе». Учащиеся пишут письмо историческому деятелю из XXI века, или письмо от имени исторического деятеля в XXI век.

7-й т у р «Ты мне, я тебе». Команды задают соперникам по одному заранее подготовленному вопросу.

8-й т у р «Презентация». Конкурсные работы учащихся в виде электронных презентаций по тематике курса и исследовательских работ.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку в 8 классе «Русские языковые афоризмы (пословицы, поговорки и крылатые выражения)»

Знание особенностей происхождения русских пословиц, поговорок и крылатых выражений, внимание к их стилистическим оттенкам поможет учащимся не только правильно употреблять эту категорию языковых ...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 6 класс, 2 курс

Данная программа элективного курса объемом 35 часов адресована учащимся 6 класса.Развитие у учащихся правильных представлений о природе математики и отражении математической наукой явлений и про...

Учебная программа элективного курса по русскому языку 9-11 класс «От истории края к словесности»

Курс «От истории края к словесности» призван обеспечить освоение регионального компонента базисного учебного плана. Для Сибирского федерального округа изучение регионального компонента определено в тр...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 7 класс, 3 курс

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«КАЗАНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕМИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»  УТВЕРЖДАЮНачальник Казанского суворо...

Рабочая программа элективного курса «Эволюция государственной власти» для 11 класса базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания высшей категории

Рабочая программа элективного курса «Эволюция государственной власти»  для 11 класса базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания высшей категории...

Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Систематизируем курс математики: от простого к сложному "

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и будет способствовать повышению эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основн...

Программа элективного курса по английскому языку для 10 класса «О России с любовью» (34 часа)

Данная программа рассчитана на учащихся 10, 11 классов. Для лучшего освоения содержания курса используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения (урок-лекция, урок-викторина, ...