Рабочая программа элективного курса «Эволюция государственной власти» для 11 класса базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания высшей категории
рабочая программа (обществознание , 11 класс) по теме

МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска

Рабочая программа элективного курса «Эволюция государственной власти»  для 11 класса базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания высшей категории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_evolyutsiya_gosudarstvennoy_vlasti.docx79.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа

для детей, нуждающихся в длительном лечении

«Санаторная школа-интернат №2»

 

Рабочая программа элективного курса

«Эволюция государственной власти»  для 11 класса

базовый уровень

разработана   Ризатдиновой Р.И.,

учителем истории и обществознания.

                                                                                               Магнитогорск, 2013 г.

Содержание

1. Пояснительная записка                                                                                                                                                                          

 1.1.нормативно – правовые документы

1.2.общая  характеристика предмета

1.3. Основные особенности программы

1.3. цели и задачи учебного курса

1.5. базовые требования к преподаванию учебного курса, к формированию ОУУН

2. Учебно – тематический план

3. Календарно – тематический план                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

4. Приложение                                                                                                                                                                              

4.1 литература

4.2 перечень ЦОРов и веб – сайтов Интернет

4.3. лист коррекции

                       

 

Пояснительная записка

Элективный  курс  «Эволюция государственной власти» составлен на основе программы элективных курсов предпрофильной подготовки основной школы, Челябинск, Образование. 2005г.г.

  1. Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: 

  1.Федеральный закон «Об образовании»  №273 – Ф3 от 29.12.2012г

  2.Приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

3.Федеральный компонент  государственного стандарта общего образования по истории (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089)

4.Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по истории рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005г. № 03-1263

5. Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «история» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2010-2011 учебном году» от 28.06.2010г №103/3073

6.Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «история» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году» от 18.07.2011г №103/4275

7.Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «история» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году» от 10.07.2012г №24/5135

8.Приказ  Министерства образования и науки РФ от 27.12.2011 года  № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных)  к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования  на 2012/2013 учебный год»

  9.Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях» от 31.07.2009 г 103/3404

 10.Приказ МООУ «Санаторная школа-интернат № 2» г.Магнитогорска «О разработке рабочих программ учебных предметов» от 4.09.09 № 101 - ОС

11.Приказ УО г.Магнитогорска от 02.07.2012г №335 «О разработке годового календарного учебного графика на 2013-2014 учебный год»

 12.Календарный учебный график МООУ «СШИ №2» на 2013-2014 учебный год

 1.2. Общая характеристика предмета.

                Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной  реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях. Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его  общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.  

 Значимость, роль и место предлагаемого элективного курса определяется необходимостью дифференцировать и индивидуализировать процесс исторического образования в старших классах с целью сделать более интересным для учащихся и соответственно более результативным.

Функция данного курса – поддержка изучения основного для учащихся курса отечественной истории, а конкретно «эволюции государственной власти» на повышенном уровне в соответствии  со стандартом  профильного обучения. Предлагаемый курс имеет комплексный характер и обеспечивает интеграцию необходимой информации не только исторического, но и политического, экономического, культурологического характера.

                                                   1.3. Основные особенности программы

Особенность рабочей программы электива  заключается в том,  что  программа составлена с учетом календарного учебного графика МООУ «СШИ №2», рассчитанного на 34 учебные недели.

                                                   

1.4. Цели и задачи предмета

Элективный курс предполагает реализацию следующих задач исторического образования учащихся 11 класса:

  1. раскрыть эволюцию государственной власти в России с древнейших времен и по настоящее время

2.   обеспечить учащихся достоверной информацией об основных событиях и тенденциях общественно – политического развития России с древнейших времен   и до конца 20 века

  1.  раскрыть природу исторического знания с учетом специфики развития государственной власти в России с древнейших времен и до наших дней.
  2. обеспечить историко – педагогические условия для осознания учащимися многогранности, сложности  и противоречивости событий эволюции государственной власти России
  3. содействовать воспитанию у школьников исторического мышления, ответственного уважительного отношения к культуре и историческому прошлому своей страны, своего и других народов.
  4. формировать у школьников гражданственность, включая такие основополагающие черты личности, как чувство сопричастности к судьбе своей Родины и ответственности за нее, демократизма, общенационального достоинства и патриотизма.
  5. создать у учащихся историческую основу для становления гражданского самосознания личности,  осмысления причин перемен в мире и собственной стране, форм и механизмов их осуществления
  6. сформировать у учащихся историческую основу для становления социальной компетентности российского гражданина
  7. сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы с историческими источниками , умения сравнивать факты, версии и оценки, применять эти умения для ориентации в социально – политической и других сферах жизни общества, включая анализ информации, поступающей из СМИ.
  8. на основе формирования исторического мышления учащихся как молодых граждан своего Отечества способствовать стабилизации политических отношений в России.
  9. раскрыть роль народов России, их вклад в мировое развитие, значимость российского опыта решения глобальных  и региональных проблем
  10.  используется с целью подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по профилирующему предмету.

                                 1.5. Базовые требования к преподаванию учебного курса

 Программа элективного курса  предусматривает формирование у учащихся общеучебных   умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, составлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, искать оригинальные решения.

Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, поисковое, просмотровое и др.), создавать письменные высказывания (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, формулировать выводы .Для решения познавательных и коммуникативных задач учащиеся могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии и словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности  учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

2. Учебно – тематический план

№п.п.

Раздел

кол.час.

Контр.

1.

Введение

3

2.

Формирование древнерусского государства

3

3.

Политическая раздробленность Руси

3

4.

Политическая развитие  Руси в 13 – 15 веках

7

5.

Политическая развитие  России в 16 – 17 веках

5

1

6.

Политическая развитие  России в 18 – 19 веках

7

1

7.

Политическая развитие  России в 20 веке.

5

8.

Итоговое обобщение

1

1

3. Календарно – тематическое планирование

№ занятия

Раздел, тема

Дата

Кол-во часов

Форма проведения занятия

(включая практические и лабораторные работы)

Требования к результатам обучения (компетенции, знания, умения, навыки, которыми должен овладеть ученик в границах темы)

Образовательный продукт

 (сообщение, опорный конспект, практ. работа, доклад, реферат, отчёт об  исследовании или экскурсии, решение проблемных задач, схемы, проекты, презентации, эссе, поделки т.д.)

Формы контроля

(конференция, зачёт, отчёт, итоговое тестирование, к/р, защита проектов, презентация образовательных достижений)

Примечания

(использование ЦОР)

1

Введение. Цели и задачи курса.

1

Вводный

Текущ.

2 - 3

Норманнская теория: правда и вымысел.

2

лекция

Норманнистыи антинорманнисты, викинги,Рюриковичи

сообщение

Текущ.

ЦОР

Формирование древнерусского государства

3

4

Формирование древнерусского государства 9 – 10век.

1

ИКТ

Первые князья, вече, Киевская Русь

Презентации

Текущ.

ЦОР

5

Русское государство в 10 – 11 веках. Принятие христианства. Политический кризис.

1

Лабор. работа

Христианство, раннефеодальное государство

Эссе

Текущ.

6

Формирование, расцвет и кризис древнерусского государства в исторических источниках.

1

Практическая работа

Управление государством при Ярославе Мудром, посадники, наместники

Отчет об исследовании

Текущ.

Политическая раздробленность Руси

3

7

Политическая раздробленность Руси: ее особенности. Княжение Владимира Мономаха.

1

Лекция

Любечский съезд князей, «Устав Владимира Мономаха»

Реферат

Текущ.

Презентация «Владимир Мономах»

8

Главные политические центры Руси: Владимиро – Суздальское княжество, Новгородская республика, Галицко – Волынское княжество.

1

Групповая работа

Характер княжеской власти в северо – восточных землях, республиканская форма правления

 Групповой отчет

Текущ.

9

Политическая раздробленность Руси в исторических источниках.

1

Практическая работа

Отчет об исследовании

Текущ.

Политическое развитие Руси в 13 – 15 веках.

7

10

Русь накануне монгольского нашествия.

1

Лекция

Половцы, сражение на Калке

Проекты

Текущ.

11

Борьба Руси против внешних вторжений в 13 веке. Нашествие монголов с востока.

1

Практическая работа

Держава Чингисхана, Батый

Опорный конспект

Текущ.

12

Нашествие с запада. А. Невский.

1

ИКТ

Походы крестоносцев

Презентации

Текущ.

Презентация «А.Невский»

13

Русь и Золотая Орда.

1

Семинар

Ордынское владычество

Схемы

Текущ.

14

Русь и Литва.

1

Лекция

Русско – Литовское государство

Конспект

Текущ.

15

Образование единого русского централизованного государства и конец ордынского ига.

1

Самост. работа

Возвышение Москвы, Куликовская битва, «Стояние на Угре»

Решение проблемных задач

Текущ.

16

Политическое развитие Руси в 13 – 15 веках.

1

Практическая работа

Образование народностей

Отчет об исследовании

Текущ.

Политическое развитие России в 16 – 17 веках: сословно – представительная монархия и абсолютизм.

5

17

Политическое развитие Московского государства в 16 веке.

1

Лекция

Завершение объединения русских земель

Опорный конспект

Текущ.

18

Политическое развитие России в период правления Ивана Грозного.

1

Самост. работа

Реформы Избранной Рады, опричнина

Решение проблемных задач

Текущ.

19

Смутное время.

1

Лабор. работа

Народные выступления, самозванцы

Эссе

Текущ.

20

Политическое развитие России в 17 веке: от сословно – представительской монархии к абсолютизму

1

Практическая работа

Первые Романовы, приказы, Соборное уложение

Сообщения

Текущ.

21

Политическое развитие России в 16 – 17 веках

1

ИКТ

Самодержавие, крепостничество

Презентации

Тестирование.

ЦОР

Политическое развитие России в 18 – 19 веках.

7

22

Политическое развитие России в период правления Петра Великого.

1

ИКТ

Реформы управления, коллегии, Синод, сенат,«Табель о рангах»

Презентации

Текущ.

ЦОР

23

Эпоха дворцовых переворотов.

1

Лекция

«Кондиции», гвардейцы

Проекты

Текущ.

24

Просвещенный абсолютизм Екатерины Второй.

1

Семинар

Просвещенный абсолютизм

Опорный конспект

Текущ.

Презентация «Екатерина Вторая»

25

Политическое развитие Российской империи в первой половине 19 века.

1

Лабор. работа

Реформы Сперанского,

Министерства, гос. совет

Отчет об исследовании

Текущ.

26

Политическое развитие Российской империи в период правления Александра Второго.

1

ИКТ

Либеральные реформы, земства

Презентации

Текущ.

ЦОР

27

Политическое развитие России в 18 – 19 веках.

1

Практическая работа

Консерватизм, либерализм, теория Уварова, социализм

Реферат

Текущ.

28

Политическое развитие Российской империи в конце 19 – нач 20 века.

1

Групповая работа

Контрреформы Александра 3, «Диктатура сердца Лорис – Меликова»

Групповые отчеты

Тестирование

Политическое развитие России в 20 веке.

5

29

Политический кризис в России в начале 20 века: революция 1905 – 1907 года.

1

Лекция

«Зубатовский социализм»

Доклады

Текущ.

Презентация «Николай Второй»

30

Февральская революция 1917 года. Октябрьское восстание в Петрограде и установление советской власти в стране. Распад Российской империи.

1

Работа с документами.

Временное правительство, Советы, двоевластие, штурм Зимнего, Всероссийский съезд советов

Отчет об исследовании

Текущ.

31

Формирование советской государственности. Образование СССР. Установление и кризис тоталитарной системы в СССР.

1

ИКТ

Конституция, совнарком, наркоматы, всероссийский съезд.

Презентации

Текущ.

32

Перестройка в СССР и формирование новой российской государственности.

1

Лекция

Перестройка, гласность, новое политическое мышление

Опорный конспект

Текущ.

33

Политическое развитие России в 20 веке.

1

Лаборат. работа

Российская Федерация, политический плюрализм.

Отчет об исследовании

Текущ.

34

Итоговое обобщение. Эволюция государственной власти в России.

1

Повторение и обобщение

Презентации

Итоговое тестирование

ЦОР

4.1. Литература для учителя.

1. А.Н.Сахаров, В.И.Буганов «История России с древнейших времен до конца 17 века», М, Просвещение, 2008.

2.В.И.Буганов, П.И. Зырянов «История России с конца 17 – 19 век», М, Просвещение, 2008.

Научная, научно-популярная, художественная, общественно-политическая и историческая  литература. Справочная литература (10 класс):

1. А.А.Данилов. История России с древнейших времен до наших дней. (В вопросах и ответах). -  М.: Проспект. 2006.

2. И.Н.Ионов. Российская цивилизация. 10-11. – М.: Просвещение, 2003

3. Энциклопедия русской истории. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000

4. Всеобщая история. Справочник студента. – М.: СЛОВО, 2002

5. Л.Н.Гумилев. Древняя Русь и Великая степь. – М.: АСТ, 2006

6. Н.М.Карамзин. Сочинения в двух томах. – ЛЕНИНГРАД: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, 1984

7. Р,П.Храпачевский. Военная держава Чингисхана. – М.: АСТ, 2004

8. А.В.Муравьев, А.М.Сахаров. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв. – М.: Просвещение, 1984

9. А.В.Островский. Универсальный справочник по истории России. – С-П.: Паритет, 2000

10. Всемирная история. Начало колониальных империй. – Мнск: ХАРВЕСТ, М.: АСТ, 2001

11. Г. Хафнер. Выдающиеся портреты античности. – М.: Прогресс, 1984

12. С.Ф.Платонов. Полный курс лекций по русской истории. – Петрозаводск: Фолиум, 1996

13. И.А.Заичкин, И.Н.Почкаев. Русская история от Екатерины Великой до Александра II.

Муниципальное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа

для детей, нуждающихся в длительном лечении

«Санаторная школа-интернат №2»

Согласовано                                                                                            Утверждаю

научно-методический совет                                                              директор __________ Шакина И.И.                                                                                                                                          протокол №1 от 29.08.2013                                                               _____30.08._______________2013г

Рабочая программа элективного курса

«История постсоветской России»  для 11 класса

разработана   Ризатдиновой Р.И.,

учителем истории и обществознания.

                                                                                                               г. Магнитогорск, 2013 г.

Содержание

1. Пояснительная записка                                                                                                                                                                          

 1.1.нормативно – правовые документы

1.2.общая  характеристика предмета, его место в системе наук

1.3. основные особенности рабочей программы, в том числе использования резервных часов

1.4. цели и задачи учебного курса

1.5. базовые требования к преподаванию учебного курса, к формированию ОУУН

1.6. методические  рекомендации и технологические подходы                                                                                                                                                                                                                                                                            

2. Учебно – тематический план

3. Календарно – тематический план                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

4. Приложение                                                                                                                                                                              

4.1 литература

4.2 перечень ЦОРов и веб – сайтов Интернет

4.3. лист коррекции

                                                             

                                                           

Пояснительная записка

 Элективный курс «История постсоветской России составлен на основе программы элективных курсов «Изучение истории на профильном уровне в современной школе», Сборник «Учебно – методические материалы», М, Русское слово,  2006г. Программа электива детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории, которые определены стандартом.

1.1. Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: 

1.Федеральный закон «Об образовании»  №273 – Ф3 от 29.12.2012г

2..Приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

3.Федеральный компонент  государственного стандарта общего образования по истории (приказ Министерства образования и науки      Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089)

4.Письмо МО и Н РФ от 7.07.2005г. №03-1263 «О Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

5.Приказ МО и Н РФ от 09.03.2004г. №1312 «Перечень  Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

6.Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по истории рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005г. № 03-1263 

7. Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «история» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2010-2011 учебном году» от 28.06.2010г №103/3073

8.Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «история» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году» от 18.07.2011г №103/4275

9.Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «история» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году» от 10.07.2012г №24/5135

10.Приказ  Министерства образования и науки РФ от 27.12.2011 года  № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных)  к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования  на 2012/2013 учебный год»

11.Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях» от 31.07.2009 г 103/3404

12.Приказ МООУ «Санаторная школа-интернат № 2» г.Магнитогорска «О разработке рабочих программ учебных предметов» от 4.09.09 № 101 - ОС

13.Приказ УО г.Магнитогорска от 02.07.2012г №335 «О разработке годового календарного учебного графика на 2013-2014 учебный год»

14.Календарный учебный график МООУ «СШИ №2» на 2013-2014 учебный год

.

 1.2. Общая характеристика предмета.

                Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной  реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях. Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его  общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.  

. Значимость, роль и место предлагаемого элективного курса определяется необходимостью дифференцировать и индивидуализировать процесс исторического образования в старших классах с целью сделать более интересным для учащихся и соответственно более результативным.  

Функция данного курса – поддержка изучения основного для учащихся курса отечественной истории, а конкретно «истории постсоветской России» на повышенном уровне в соответствии  со стандартом  профильного обучения. Предлагаемый курс имеет комплексный характер и обеспечивает интеграцию необходимой информации не только исторического, но и политического, экономического, культурологического характера.

                                                 

1.3. Основные особенности программы

Особенность рабочей программы элективного курса  заключается в том,  что  программа составлена с учетом календарного учебного графика МООУ «СШИ №2», рассчитанного на 34 учебные недели.

1.4. Цели и задачи предмета

Элективный курс предполагает реализацию следующих задач исторического образования учащихся 11 класса: 

1.обеспечить учащихся достоверной информацией об основных событиях и тенденциях общественно – политического развития России в конце 20 – начале 21 века

2.раскрыть динамику  исторического развития на современном этапе и его возможные перспективы в 21 веке

3.обеспечить историко – педагогические условия для осознания учащимися многогранности, сложности  и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной  истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой

4.сформировать у учащихся целостное представление о месте истории России конца 20 – начала 21 века в контексте всемирно – исторического процесса

5.содействовать воспитанию у школьников исторического мышления, ответственного уважительного отношения к культуре и историческому прошлому своей страны, своего и других народов.

6.формировать у школьников гражданственность, включая такие основополагающие черты личности, как чувство сопричастности к судьбе своей Родины и ответственности за нее, демократизма, общенационального достоинства и патриотизма.

7.создать у учащихся историческую основу для становления гражданского самосознания личности,  осмысления причин перемен в мире и собственной стране, форм и механизмов их осуществления

8.сформировать у учащихся историческую основу для становления социальной компетентности российского гражданина

9.сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы с историческими источниками , умения сравнивать факты, версии и оценки, применять эти умения для ориентации в социально – политической и других сферах жизни общества, включая анализ информации, поступающей из СМИ.

10.на основе формирования исторического мышления учащихся как молодых граждан своего Отечества способствовать стабилизации политических отношений в России.

11.раскрыть роль народов России, их вклад в мировое развитие, значимость российского опыта решения глобальных  и региональных проблем.

12. используется с целью подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по профилирующему предмету

1.5. Базовые требования к преподаванию учебного курса

 Рабочая программа элективного курса  предусматривает формирование у учащихся общеучебных   умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, составлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, искать оригинальные решения.

Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, поисковое, просмотровое и др.), создавать письменные высказывания (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, формулировать выводы .Для решения познавательных и коммуникативных задач учащиеся могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии и словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности  учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. Этот элективный модуль должен помочь учащимся усвоить

1.основные исторические факты, события, явления, ключевые понятия, хронологические даты, расширяющие базовые для средней школы знания.

2. Он должен помочь школьникам овладеть способами исследовательской деятельности, стать фактором формирования творческого мышления.

3. Усвоенные знания должны стать основой для последующего профессионального обучения.

 4. Предполагается проведение 3 тестовых работ.

2. Учебно – тематический план

№п.п.

Раздел

кол.час.

Контр.

1.

Введение

2

2.

СССР в 1985 – 1991годах

10

1

3.

Россия в 1991 – 1993 годах.

10

1

4.

Российская Федерация в 1993 -2010 годах.

11

5.

Итоговое обобщение.

1

1

3.Календарно – тематическое планирование

№ занятия

Раздел, тема

Дата

Кол-во часов

Форма проведения занятия

(включая практические и лабораторные работы)

Требования к результатам обучения (компетенции, знания, умения, навыки, которыми должен овладеть ученик в границах темы)

Образовательный продукт

 (сообщение, опорный конспект, практ. работа, доклад, реферат, отчёт об  исследовании или экскурсии, решение проблемных задач, схемы, проекты, презентации, эссе, поделки т.д.)

Формы контроля

(конференция, зачёт, отчёт, итоговое тестирование, к/р, защита проектов, презентация образовательных достижений)

Примечания

(использование ЦОР)

1 – 2

Введение. Необходимость преобразований во всех сферах общественной жизни.

2

Вводный

«Застой», кризис

Конспект

Презентация

ЦОР

СССР в 1985  - 1991 годах.

10

3

Личность и эпоха: М.С.Горбачев, реформы Горбачева

1

ИКТ

Перестройка, гласность, демократия.

Сообщение

Презентации

ЦОР

4

Введение элементов рыночной экономики, реформы управления хозяйством.

1

Лекция

Конверсия, фермерство, Закон о гос. предприятии

Опорный конспект

Отчет

5

Реформа политической системы. «Больше демократии, больше социализма».

1

Лабор. работа

Новое политическое мышление, демократический социализм

Схемы

Текущ.

6

Противоречивый процесс демократизации общества.

1

Самост. работа

Политический плюрализм, правовое государство

Сообщения

Текущ.

7

Политика «гласности».

1

Семинар

Переосмысление прошлого опыта, альтернативные выборы.

Эссе

Текущ.

Презентация «Политика гласности»

8

Необратимые изменения общественного сознания.

1

ИКТ

Многопартийная система, 19 всесоюзная конференция

Презентации

Текущ.

ЦОР

9

«Новое политическое мышление» в международных отношениях.

1

Диспут

Приоритет общечеловеческих ценностей

Доклады

Текущ.

Презентация «Новое политическое мышление»

10

«Уход из Центральной и Восточной Европы».

1

Лекция

Объединение Германии

Опорный конспект

Текущ.

11

СССР на пути к новой федерации. Ново  - Огаревский процесс и его итоги.

1

Практическая работа

Распад СССР, Беловежские соглашения

Решение проблемных задач

Текущ.

12

Версии и оценки событий августа 1991 г. и их последствий.

1

ИКТ

Путч, ГКЧП

Презентации

Тестирование

ЦОР

Россия в 1991 – 1993 годах.

10

13

Личность и эпоха: Б.Н. Ельцин

1

Лекция

Презентации

Текущ.

Презентация «Б.Н.Ельцин»

14

Россия в составе СССР. Обретение суверенитета. Становление новой российской государственности.

1

Лабор.работа

Суверенитет, поляризация политических сил.

Проекты

Текущ.

15

Становление рыночной модели экономического развития. «Шоковая терапия» и начало передела собственности.

1

Групповая работа

«Шоковая терапия», ваучеры, приватизация, либерализация цен.

Групповой отчет

Текущ.

16

Е.Т. Гайдар, А. Б. Чубайс

1

Конференция

Сообщения

Текущ.

Презентация «Е.Т.Гайдар».

17

Борьба новой власти с Советами.

1

Диспут

Обострение противоречий в российском обществе

Доклады

Текущ.

18

Завершение демонтажа советской политической системы.

1

Беседа

Съезд народных депутатов, Верховный Совет

Рефераты

Текущ.

19

Версии и оценки событий 1993 года и их последствия.

1

Проблемный

Конституционный кризис, импичмент

Решение проблемных задач

Текущ.

20

Общество на распутье: между социализмом и капитализмом. Конфликт ценностей.

1

Диспут

Решение проблемных задач

Текущ.

21 – 22

Россия и внешний мир. Первые шаги российской дипломатии.

2

ИКТ

Новые подходы российской дипломатии

Презентации

Тестирование

ЦОР

Российская федерация в 1993 – 2009 годах.

12

23 – 24

Экономическая политика правительства. Итоги приватизации. Кризис производства.

2

Лекция

Модели стабильного развития, дефолт, стабилизация уровня жизни

Опорный конспект

Текуш.

25

Политическая жизнь в 1993 – 200годах.

1

Беседа

Федеральное собрание, Гос. дума

Рефераты

Текущ.

26

Конституция 1993 года – характеристика Российского государства.

1

Практическая работа

Конституционный суд

Отчет об исследовании

Текущ.

27

Отставка президента Б.Н. Ельцина.

1

ИКТ

Презентации

Текущ.

ЦОР

28

Личность и эпоха: В.В. Путин.

1

Конференция

Рефераты

Текущ.

29

Многоликое российское общество.

1

Семинар

Углубление культурных связей, «Культура»

Отчеты о работе

Текущ.

30

Духовная жизнь современной России: поиск приоритетов.

1

Групповая работа

Информационная открытость

Сообщения

Текущ.

31

Внешняя политика. Ближнее и дальнее зарубежье. Россия и СНГ. Поиск новых союзников.

1

Лабораторная работа

Поиск новых подходов в российской дипломатии

Отчет об исследовании

Текущ.

32 -33

Молодежь в современной России.

2

Конференция

Сообщения

Текущ.

Презентация «Молодежь в современной России».

34

Итоговое обобщение. Твое место в современном мире.

1

Повторение и обобщение

Презентации

Итоговое тестирование

4.Приложение

4.1.Литература:

  1. О. С. Сороко – Цюпа, В. П. Смирнов «Мир в 20 веке», М, Дрофа, 2010г.
  2. Н. В. Загладин, С. И. Козленко «История Отечества. 20 – 21 века», М, Русское слово, 2010г.
  3. Е.Е. Вяземский «История Отечества 20 – начало 21 века», М, Просвещение, 2010.

4.2. Перечень цифровых образовательных ресурсов и веб - сайтов Интернет

 1С: Школа. История. 10 – 11 класс. Подготовка к ЕГЭ. [Электронный ресурс].  – М.: 1С, 2005

2. Россия на рубеже третьего тысячелетия. [Электронный ресурс]. – М.: 1С, 2002

                                         4.3. лист коррекции

Класс

Кол – во часов по программе

Фактически дано

Не пройденные темы

Коррекция (когда и как)

Муниципальное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа

для детей, нуждающихся в длительном лечении

«Санаторная школа-интернат №2»

Согласовано                                                                                       Утверждаю

научно-методический совет                                                              директор _____30.08.2013_______Шакина И.И.                                                                             протокол № 1 от  29.08.2013                                                            

Рабочая программа элективного курса

                                                «Правовые основы социально – экономической деятельности человека»  для 10 -11 класса

                                                                                                                                                                                                                   разработана:   МО учителей истории и обществознания

                                                                                                                               Магнитогорск, 2013 г.

Содержание

1.Пояснительная записка

1.1.нормативно-правовые документы

1.2. общая характеристика предмета

1.3.основные особенности рабочей программы

1.4. цели и задачи учебного курса

1.5. базовые требования учебного курса

1.6. методические рекомендации и технологические подходы

2. Учебно-методический комплекс

3. Учебно-тематический план. Место предмета в базисном учебном плане

4. Календарно-тематический план по праву

5. Приложение

5.1 список литературы для учителя

5.2  перечень цифровых образовательных ресурсов и веб-сайтов Интернет

5.3 лист коррекции

                                                                                           1.Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Правовые основы социально-экономической деятельности человека» для старшей школы (10-11 класс) составлена в соответствии с государственным стандартом среднего (полного) общего образования  2004 года (Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по праву, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1089 от 05.03.2004г.), примерной программой (Примерные программы среднего (полного) общего образования по праву, рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005г. № 03-1263), ориентируясь на рабочую программу учителя МОУ СОШ «Многопрофильный лицей №1» г. Магнитогорска Юрьевой И.А. (преподавателя права).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения права, которые определены стандартом.

1.1.Нормативно-правовые документы

1.Приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

2.Федеральный компонент  государственного стандарта общего образования по праву (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089)

3.Письмо МО и Н РФ от 7.07.2005г. №03-1263 «О Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

4.Приказ МО и Н РФ от 09.03.2004г. №1312 «Перечень  Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

5.Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по праву,  рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005г. № 03-1263

6.Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «право» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2010-2011 учебном году» от 28.06.2010г №103/3073

7.Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «право» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году» от 18.07.2011г №103/4275

8.Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «право» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году» от 10.07.2012г №24/5135

9.Приказ  Министерства образования и науки РФ от 27.12.2011 года  № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных)  к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования  на 2012/2013 учебный год»

10.Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях» от 31.07.2009 г 103/3404

11.Приказ МООУ «Санаторная школа-интернат № 2» г. Магнитогорска «О разработке рабочих программ учебных предметов» от 4.09.09 № 101 - ОС

12.Учебный план МООУ «СШИ №2» на 2013-2014 учебный год

1.2. Общая характеристика предмета

В старшей школе право, будучи важным компонентом, социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право,  как учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях.

Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности, а также содержания курса права в основной школе. К основным содержательным линиям примерной образовательной программы курса права для 10-1 1 классов общеобразовательной школы (базовый уровень) относятся следующие:

  • роль права в регулировании общественных отношений; законотворческий процесс в стране;
  • гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан в управлении государством, избирательная система в России;
  • вопросы семейного права, имущественные и неимущественные права личности и способы их защиты;
  •  правовые основы предпринимательской деятельности; основы трудового права и права социального обеспечения;
  • основы гражданского, уголовного, административного судопроизводства;
  • особенности конституционного судопроизводства; международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.

Условием решения образовательных задач правового обучения и воспитания на базовом уровне является образовательная среда, обеспечивающая участие обучающихся в выработке и реализации норм и правил, регулирующих отношения в конкретной школе.

1.3.Основные особенности рабочей программы

Особенность рабочей программы элективного курса «Правовые основы социально-экономической деятельности человека»  заключается в том,  что  программа составлена с учетом календарного учебного графика МООУ «СШИ №2», рассчитанного на 34 учебные недели.

1.4. Цели и задачи учебного курса

Предложенный курс направлен на достижение следующих целей:

  • развитие у учащихся представлений о себе, отношения к себе и сообществу людей,
  • усвоение общепринятых и выработку личных ценностных ориентаций, правил и норм поведения, способов действия в обществе,
  • развитие мышления и речи.

На протяжении реализации курса решаются задачи:

  • приобретения базовых навыков, обеспечивающих успешную деятельность подростка в реальных (не ограниченных рамками школы) правоотношениях и ситуациях;
  • передачи учащимся основ правовых знаний, в том числе о правовой системе России;
  • формирование способности к анализу ситуаций, регулируемых правовыми нормами, и способности к реальным действиям в таких ситуациях.

Наиболее эффективной для решения поставленных задач формами занятия являются практикум, обеспечивающий формирование практических навыков поведения в правовой сфере в реальной жизни, или лекции с элементами практикума.

1.5. Базовые требования учебного курса

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета Право на этапе среднего (полного) общего образования в области познавательной деятельности являются:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата);
  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования  (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если….».

В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается:

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках права;
  • извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график)
  • отделение основной информации от второстепенной;
  • критическое оценивание достоверности полученной информации;
  • передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • умения развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  • объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.

В области рефлексивной деятельности обеспечивается :

  • понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
  • объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении своей собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности.

Правовое образование в старшей школе на базовом уровне ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства, полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата и прокуратуры, порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом.

1.6. Методические рекомендации и технологические подходы

В целях реализации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся школы-интерната №2 используются следующие образовательные технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии
  • Проблемное обучение
  • Развитие исследовательских навыков
  • Лекционно-семинарско-зачетная система.
  • Технология игрового обучения

С учетом индивидуальных особенностей учащихся и спецификой школы-интернат №2 обучение организовано в ортопедическом режиме.

На уроках права, возможно, использование следующих форм учебных занятий

  • Лекции
  • Семинары
  • Урок-презентация.
  • Уроки с элементами лабораторной и практической работы
  • Проблемная лекция

                                               2. Учебно-методический комплекс

Для реализации целей и задач Рабочей программы выбран следующий учебно-методический комплекс:

Класс: 10-11 (базовый уровень)

Количество часов в неделю: 0,5-1

Программа

Учебники, ученые и методические пособия

И. А. Юрьева.

Правовые основы социально-экономической деятельности человека

Никитин А.Ф. Право (базовый уровень). 10-11. – М.: Просвещение, с 2006

3. Учебно-тематический план. Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает  изучение права в 10-11 классах – 34 часа в год  (1 раз в неделю)

4.Распределение учебных часов 11 класс

№п.п.

Тема

Кол.час.

1.

Трудовое право

6

2

Споры и порядок их рассмотрения

10

3

Защита прав граждан и юридических лиц

14

4

Итоговое повторение

4

Итого

34

5.Календарно-тематическое планирование 11 класс

№п.п.

Тема

Календ. сроки

Форма проведения занятия

Требования к результатам  обучения

Образовательный продукт

Форма контроля

Р.К.

Метод. обеспечение

  1. Трудовое право

6 час.

Источники трудового права в РФ. Необходимость регулирования трудовых отношений. Занятость и трудоустройство в РФ. Участники трудовых правоотношений. Порядок приема на работу и увольнения.

Понятие трудового договора. Содержание трудового договора. Техника работы с трудовыми нормативными документами.

Понятие профсоюза. Роль профсоюза в обеспечении трудовых прав работника. Современные тенденции в профсоюзном движении.

1-2

Основы трудовых правоотношений в РФ. Занятость и трудоустройство.

Занятость в г.Магнитогорске

лекция с элементами практикума

текущий

РК

ТК РФ

3-4

Трудовой договор.

практикум

текущий

ТК РФ

5-6

Правовые основы профсоюзной деятельности в РФ

лекция с элементами практикума

текущий

ТК РФ

  1. Споры и порядок их рассмотрения

10 часов

Понятие правового спора, его разновидности. Экономический спор: участники, разновидности, способы разрешения спора. Гражданский спор: участники, разновидности, способы разрешения спора. Досудебный и судебный порядок разрешения споров. Подсудность спора. Исковая давность. Судебные расходы. Стадии судебного разбирательства.

Осуществление и защита прав силами самого субъекта и обращение в государственные органы. Обращения в государственные органы. Формы и виды обращений. Техника составления документа.

Трудовые споры. Причины трудовых споров. Индивидуальные и коллективные трудовые споры, порядок их разрешения.

7-8

Понятие правового спора. Разновидности споров

лекция с элементами практикума

текущий

учебник

9-10

Досудебный и судебный порядок рассмотрения споров

лекция с элементами практикума

текущий

учебник

11-12

Обращения в государственные органы. Формы и виды обращений

лекция

текущий

учебник

13-14

Обращение в государственные надзорные и судебные органы

практикум

текущий

Учебник, ЦОР

15-16

Подсудность споров. Судебный процесс

практикум

текущий

ЦОР

  1. Защита прав граждан и юридических лиц

14 часов

Осуществление и защита прав собственности силами самого собственника. Защита чести и достоинства. Особенности уголовно-правовой и гражданско-правовой защиты. Порядок опровержения. Моральный вред.

Защита прав акционеров со стороны акционерного общества, директоров и управляющих, наемных работников, государственных органов.

Защита прав потребителя. Понятие информации. Понятие товара и услуги. Гарантийный срок, срок эксплуатации. Надлежащее и ненадлежащее качество товара и услуги. Органы защиты прав потребителя.

Защита трудовых прав граждан. Особенности защиты трудовых прав несовершеннолетних.

17-18

Осуществление и защита права собственности

лекция с элементами практикума

текущий

ГК РФ

19-20

Защита части, достоинства и деловой репутации

лекция с элементами практикума

текущий

ГК РФ

21-22

Защита прав акционеров

лекция с элементами практикума

текущий

ГК РФ

23-24

Защита прав потребителя

Защита прав потребителя в г. Магнитогорске.

лекция с элементами практикума

текущий

РК

учебник

25-26

Защита трудовых прав. Трудовые права несовершеннолетних работников.

лекция с элементами практикума

текущий

ТК РФ

27-28

Защита прав граждан и юридических лиц

практикум

текущий

ГК РФ

29-30

Урок-игра «Адвокатская контора»

обобщение и закрепление знаний

игра

31-32

Итоговое повторение.

урок - зачет

повторение и обобщение знаний по

курсу

33-34

Итоговое повторение.

урок - зачет

повторение и обобщение знаний по

курсу

5. Приложение

5.1 Список литературы для учителя

  1. Гражданский кодекс РФ (любая редакция)
  2. Трудовой кодекс РФ (любая редакция)
  3. Жилищный кодекс РФ (любая редакция)
  4. Гражданско-процессуальный кодекс РФ (любая редакция)
  5. ФЗ «О рекламе»
  6. ФЗ «Об антимонопольной деятельности в РФ»
  7. ФЗ «О защите прав потребителя»
  8. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика в 2х ч. – М., «Вита-пресс» 2000г.
  9. Никитин А.Ф. Основы права – М.: «Дрофа», 2005г.
  10. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Хрестоматия по курсу «Право и экономика» – РФПР., «Вита-пресс», М., 2002г.
  11. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Методическое пособие по курсу «Право и экономика» – РФПР., «Вита – пресс», 2000г.
  12. Салыгин Е.Н., Певцова Е.А. Основы правоведения. Методическое пособие – М.: Новый учебник, 2003г.
  13. Оценивание достижений учащихся в области правового образования / под ред. Н.Г. Суворовой и Т.В. Петровой – РФПР., «Моск. город. фонд», 2002г.

5.2 Перечень цифровых образовательных ресурсов и веб-сайтов Интернет

  • http://www.peoples.ru (информация о юристах)
  • http://www.lawdir.ru (законы, законодательства о)
  • httр://www.гusеtskij.гu(правовой ресурс Алесксандра Русецкого: статьи по различным отраслям права, ежедневные новости законодательства, большой юридический словарь, тексты законов, обзоры судебной практики)
  •  httр://www. е-ргаvо.гu(каталог лучших юридических ресурсов: законодательство России, зарубежные право вые ресурсы, информация об известных адвокатах и юристах)
  • http://www.al1pIavo.ru(все о праве, электронная библиотека, юридические словари, рекомендации обзоры судебной практики)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Биология»  для 10-11 классов  базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета «История» для 5 - 9 класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «История»  для 5 - 9  класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания...

Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 - 11 класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 - 11  класса. базовый уровень,  Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 8 – 9 классов базовый уровень, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Химия»  для 8 – 9 классов базовый уровень, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 10-11 классов (базовый уровень), Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Химия»   для 10-11 классов (базовый уровень), Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории...

Рабочая программа элективного курса «Деловой английский» 10-11 класс (базовый уровень)

        Данная программа является модифицированной и основывается на программе элективного курса «Деловой английский. Английский язык. 10-11 классы» / авт.-сост....