Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме

МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска

Рабочая программа учебного предмета «Биология»  для 10-11 классов  базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_10-11_klassy.doc405 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении»  города Магнитогорска

Согласовано.                                                                                       Утверждаю.                                                                                                                                                                      

научно-методический совет                                                               директор     Шакина И.И.

протокол  №1 от __27.08.2014 г                                                           ______01.09.2014 г

Рабочая программа учебного предмета

«Биология»  для 10-11 классов

базовый уровень

разработана Сыровой Н.М.,

учителем биологии высшей категории

Магнитогорск, 2014 г

Содержание.

1. Пояснительная записка

 1.1. нормативно-правовые документы;                                                                3…стр.

 1.2. общая характеристика предмета, его место в системе наук;                      4…стр.

 1.3. основные особенности  рабочей программы, в т.ч.  использования резервных часов;                                                                                                                       4…стр

1.4. цели и задачи учебного курса;                                                                       6…стр

1.5. базовые требования к преподаванию учебного курса, к формированию ОУУН;

1.6.  учебно-тематический план;                                                                           8…стр

1.7.  методические рекомендации и технологические подходы;                      10…стр

1.8.  специфика отражения национальных, региональных, этнокультурных особенностей (НРЭО)  и межпредметных связей;                             11…стр

2. Учебно-методическое обеспечение предмета.                                                        12...стр

3.  Календарно- поурочный план.                                                                                 13.стр

4.  Календарно-тематический план                                                                               8.стр

5. Характеристика контрольно-измерительных материалов.                               27.стр

             

6. Приложение:   .                                                                                                            28..стр

 6.1 единые требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей;  

6.2. нормы оценок;                                                      

6.3. литература;

6.4. перечень цифровых образовательных ресурсов и веб-сайтов Интернет;

6.5. лист коррекции;

.

1. Пояснительная записка.

1.1. При составлении рабочей программы использовались следующие нормативно-правовые документы:

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  1. Приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  2. Федеральный компонент  государственного стандарта общего образования по биологии (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089)
  3. Приказ МО и Н РФ от 09.03.2004г. №1312 «Перечень  Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
  4. Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по  биологии, рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005г. № 03-1263
  5.       Авторская программа среднего (полного) общего образования под редакцией 

     В.В.Пасечника М. Дрофа 2011г, рекомендованной МО и Н РФ

  1. Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2014-2015 учебном году» от 30.06.  14 №03-02/4959
  2.  Приказ  Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 года  № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных)  к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования  на 2014/2015 учебный год»
  3. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях» от 31.07.2009 г 103/3404
  4. Приказ МООУ «Санаторная школа-интернат № 2» г.Магнитогорска «О разработке рабочих программ учебных предметов» от 4.09.09 № 101 - ОС
  5. СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и          организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Министерстве юстиции России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 1999)
  6. Учебный план Учебный план МООУ «СШИ №2» на 2014-2015 учебный год.
  7. Учебный календарный график Учебный план МООУ «СШИ №2» на 2014-2015 учебный год.

1.2. Общая характеристика предмета, его место в системе наук.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны усвоить  знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира.

Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи отличительных способностей живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: «Биология как наука. Методы научного познания»,  «Клетка», «Организм», «Вид», «Экосистемы».

Программа предусматривает формирование  у  учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета Биология на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение обьектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках

1.3. Основные особенности  рабочей программы

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение курса биологии выделено 68 часов:  в 10 классе-34 часов (1 час в неделю) и в 11 классе 34 часов (1 час в неделю).                                                                           Согласно годовому учебному плану график рабочей программы скорректирован на 34 учебные недели.                                                                                                                                                     * Данная рабочая программа и поурочное планирование курса биологии для 10 и11 классов отражает практику работы школы-интерната №2 в классах старшей школы.               * Для итогового повторения и успешной подготовки к экзамену по биологии, организуется повторение всех тем, изученных на старшей ступени.                                             * Применение лекционно-семинарского метода и модульного обучения позволяют учителю изложить учебный материал и высвободить тем самым время для более эффективного повторения вопросов теории и практических заданий на последующих уроках в пределах отведенного учебного времени. Такая форма организации занятий позволяет усилить практическую и прикладную направленность преподавания, активнее приобщать учащихся к работе с учебником и другими учебными книгами и пособиями, обеспечив в результате более высокий уровень биологической подготовки школьников;                  * Рабочая программа В В Пасечника , как и данная программа, содержит большое количество лабораторных и практических работ, что позволяет самим учащимся экспериментально доказать свою точку зрения, ориентируясь на полученные результаты             * Данная рабочая программа отличается по распределению часовой нагрузки по темам от предложенной программой В. В. Пасечника:  

  Раздел

Количество часов  по программе Пасечника В.В.

Количество часов  по рабочей  прорамме

Разность часов

Обоснование

10 кл «Клетка»

10

13

+3

т.к. учебный материал тем «Химический состав клетки» и «Обмен веществ» являются сложными для изучения  и требует дополнительного времени для закрепления знаний

«Организм»

19 ч

15 ч

-4

содержание этого раздела содержит информацию, которая проходит через весь курс обучения биологии и легко запоминается учащимися. Дополнительный час используется на увеличение каникулярного времени.

11кл «Вид»

20

19

-1

основы эволюционного учения учащимся  знакомы по курсу 9-го класса  и усваивается учащимися без особых проблем Дополнительный час используется на увеличение каникулярного времени

«Основы экологии»

7

6

-1

типы экологических взаимосвязей изучаются за 1 урок т к они рассматривались при изучении форм борьбы за существование, 1 час используется для обобщения и систематизации знаний за курс 10-11 класса

 

   * Резервные часы  используются для проведения экскурсий,  повторения и обобщения пройденного материала – 7 часов (в 10 классе – 2 часа и в 11 классе – 5 часов).                               *На уроках используется комплект цифровых образовательных ресурсов по каждой программной теме.                                    

 * Обучение  «Общей биологии» осуществляется по учебнику  «Общая биология » 10-11 классы В. В. Пасечник М. Дрофа 2010-2014 г .                                                                                                

1.4. Цели и задачи учебного курса.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной картины мира; методах научного познания;        

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей при развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых обьектах;

- развитие познавательных интересов интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений в области биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных теорий в ходе работы с различными источниками информации;

- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента;

-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдение мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

1.5. Базовые требования к преподаванию учебного курса, к формированию ОУУН.

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать / понимать:

-основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина, учения  В. И. Вернадского о биосфере, сущность законов Г. Менделя, законов изменчивости);

-строение биологических обьектов: клетки, генов и хромосом; видов экосистем и их структур;

-сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отборов, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и в биосфере;

-вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

-биологическую терминологию и символы.

уметь:

- обьяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивость и смену экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

- описывать особи видов по морфологическому критерию;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающее среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать: биологические обьекты (химический состав тел живо и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения живых организмов и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- находить информацию о биологических обьектах в различных источниках (учебных тестах, справочниках,  научно-популярных изданиях,  Интернет-ресурсах) и критически ее оценивать.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

- оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии

( клонирование, искусственное оплодотворение).

В процессе обучения у учащихся должны быть сформированы умения общеучебного характера, должны овладеть разнообразными способами деятельности:

  • планирования и осуществления учебной деятельности, самостоятельное выполнение заданий и творческих работ;
  • планирования и осуществления исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и проведения опытов, наблюдений;

      ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи,              использования схем, иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства при ответах на поставленные вопросы;

  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии;

1.6. Учебно-тематический план.

Название раздела

Количество часов по примерной программе

Количество часов по УМК В. Пасечника.

Количество часов по рабочей программе

Количество практичес ких работ и лаборатор      ных

Количество контроль-ных работ

10 класс

1 Введение. Биология как наука. Методы научного познания.

4

4

4

1 к.р

( нулевой срез)

2 Клетка (Основы цитологии)

8

10

13

3 л/р

3 теста

3. Организм

20

19

15

3.1 Размножение и индивидуальное развитие организмов (организм, обмен веществ, индивидуальное развитие, размножение)

10

10

6

1 л/р

1 тест,

3.2. Основы селекции, наследственность и изменчивость

10

9

9

1 л/р, 3 пр/р

1 Экскурсия

1 тест,

Резервное время

3

2

2

итоговая к.р

Итого

35

35

34

5 л/р, 3 пр/р

1 Экскурсия

4 теста,

2 к р

Резервное время используется для проведения экскурсии  на выставку  и для проведения обобщающего урока по курсу биологии 10 класс и итогового контроля

11 класс

4. Вид

20

20

19

4.1. Основы учения об эволюции

16

16

15

3 л/р, 1 пр/р

1 Экскурсия

2 к.р

1 тест,

4.2. Антропогенез

4

4

4

1 пр/р

1 тест,

5. Экосистемы

10

11

10

5.1. Основы экологии

7

7

6

3 пр/р

1 тест,

5.2. Эволюция биосферы и человек

4

4

4

3 пр/р

1 кр р

6 Повторение и обобщение

4

1 кр р

Резервное время

5

4

1

Итого

35

35

34

3 л/р, 8 пр/р

1 Экскурсия

3 тест,

 4 кр р

Всего

35

35

34

Всего

70

70

68

8 л/р, 11 пр/р

2 Экскурсия

7 тестов

6 к р

Резервное время используется для проведения обобщающего урока по курсу биологии 10-11 класс и итогового контроля.

1.7.Методические рекомендации и технологические подходы.

В ходе преподавания биологии в целях реализации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся школы-интерната используются следующие образовательные технологии: модульно-блочные, информационно-коммуникационные, интерактивные; тестовые; уровневой дифференциации и др.

При достижении поставленных образовательных, воспитательных и развивающих целей используются методы обучения: словесные; наглядные; практические; поисковые; исследовательские; репродуктивные.

Используются  различные формы обучения:  практикум, семинар, ИКТ-презентация, лекция, диктант, различные виды самостоятельных работ, тесты, зачеты.

  •      Уроки – лекции. Как правило, это два часа, в течение которых излагается весь теоретический материал. На основе фронтальной беседы с классом, привлечение учащихся к объяснению учитель выясняет, как усваиваются вопросы теории. Достижению более эффективного конечного результата способствуют, элементы первичного контроля (например, ответы на вопросы, диктанты, тесты и т. д.). На этих же уроках рассматриваются случаи применения вопросов теории к решению несложных упражнений. Образцы решений показывает учитель или наиболее подготовленный учителем учащийся. Учащиеся при этом конспектируют лекцию. Умение записывать лекции совершенствуются в течение учебы в 10-11 классах, ведь оно понадобится многим из них в дальнейшей учебе.
  •     Уроки - практикумы. Основная задача уроков практических занятий заключается в закреплении и углублении теоретического материала изложенного на лекции. На основе опроса учащихся и повторения вопросов теории на нескольких уроках учитель добивается того, чтобы все учащиеся усвоили основные вопросы теории на уровне программных требований. Здесь же ведется дифференцированная работа с учетом интереса каждого ученика, вырабатываются умения и навыки.
  •       Используя дидактический материал и другие пособия, проводится самостоятельная работа обучающего характера с последующим обсуждением результатов на этом же уроке, ведется исправление ошибок.
  •        Уроки – семинары. Семинары, посвященные повторению, углублению, обобщению пройденного материала. На подготовку дается две недели (сообщается тема, основные вопросы теории, по которым будет проведен опрос, указываются номера параграфов из учебника или дополнительные источники. Распределяются индивидуальные, групповые задания.
  •          Урок – зачет. При проведении зачета, вопросы теории к зачету и практические задания известны учащемуся заранее не менее, чем за три недели до него. Класс делится на группы по четыре человека в каждой. Для получения положительной оценки, учащемуся надо знать вопросы теории

Особенности ортопедического режима школы-интерната для больных сколиозом учащихся учитываются в выборе приемов обучения на уроках, в  проведении в течение урока  физкультминуток 

В качестве методической и информационной поддержки используются интерактивные наглядные пособия, ресурсы Интернет-сети, фонд цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) Центра повышения квалификации и информационно-методической работы г. Магнитогорска и школьной медиатеки.

1.8. Специфика отражения НРЭО и межпредметных связей.

  Рабочая программа включает реализацию национально – регионального компонента (НРК).  Темы НРК включены в календарно-тематический план, с выделением 10 % (300 мин.) учебного времени от общего количества часов инвариантной части ОБУП. В силу особенностей предложенных тем НРК распределено неравномерно.

№ п/п

Тема

НРЭО (160мин)

Количество минут

10 класс

1

Клетка

  НРЭО№1 Вирусные заболевания и их профилактика ( Экологическая роль вирусов в природе и жизни людей.)

32мин.

2

 Организм

НРЭО№2  Влияние промышленных мутагенов на онтогенез (Воздействие условий окружающей среды г. Магнитогорска на онтогенез организма)

32 мин.

3

Основы генетики и селекции

Генетика человека

НРЭО№3 Районированные сорта растений и домашних животных

НРЭО№4 Статистические данные заболеваний, передающихся половым путем и меры их профилактики;

НРЭО№5 Модифицированные продукты и их влияние на здоровье

32 мин.

32 мин.

32 мин.

11 класс НРЭО (160мин)

1

Происхождение человека

1.Стоянки древних людей на Южном Урале.

32 мин.

2

Экосистемы

1. Природные сообщества  Южного Урала (Характеристика местных биоценозов)

2. Составление пищевых цепей на примере сообществ Южного Урала

 

32 мин.

32 мин.

32 мин.

3

Биосфера и человек

3 Антропогенное влияние на биосферу

 4 Примеры рационального природопользования на Южном   Урале

32 мин.

Сформированные у учащихся ЗУН и ОУУН в результате обучения биологии в 10-11 классе тесно связаны со следующими предметами: физика, химия, география  др.

2.Учебно-методическое обеспечение предмета.

Учебные пособия:

1.Общая биология 10-11 классы В. В. Пасечник М. Дрофа 2010-2014 г

2.Рабочая тетрадь  (Пособия по проведению самостоятельных, практических и лабораторных работ.) В.В. Пасечник, Г. Г. Швецов М. Дрофа 2014 г

Методические и контрольно-измерительные пособия:

1 Тематическое и поурочное планирование к учебнику Биология 10-11 кл. В.В. Пасечник

Г. .Г Швецов М. Дрофа 2010 г                                                                                                          2.Тематические тесты 10-11 класс Тесты, рекомендованные  ЦПКИМР г. Магнитогорска, 2009г                                                                                                                                                                                                                          3 Уроки биологии 10 класс Электронное приложение. Издательство  « Планета» 3 Уроки биологии 10 класс Электронное приложение. Издательство  « Планета»2012г                                   4 Сборник заданий Биология ЕГЭ 2013Гм Эско 2012г                                                                                                                             5 Отличник ЕГЭ Биология Решение сложных задач. «ФИПИ М. Интелект-Центр» 2011г

3 Календарно-поурочный план. 10 класс

№п/п Дата

Раздел

Тема урока

Формируемые и развиваемые понятия

Практичес-

кая часть.

Наглядные пособия

1

1 Введение К 1.1- 1.2

1.1 Биология как наука Методы познания  и исследования  в биологии, история раз вития биологии.

Классическая биология. Эволюционная биология Физико-химическая биология

Клеточная теория Портреты ученых Схемы: системы биологических

 наук, связь биоло гии с другими науками, методы познания живой природы, основные этапы научного исследования.

2

1.2 Методы исследования в биологии

Научный факт. Научный метод. Методы исследова

ния: описательный, сравни тельный, исторический, экспериментальный

3

1.3 Сущность жизни и свойства живого

 

Жизнь - открытая  система. Уровни организации  живой материи

Уметь доказывать что живая природа это сложно организованная система, уметь показывать уровневую организацию живых систем , уметь работать с определителями  растений и животных, применять знания для доказательства единства органического мира

 

 контрольная работа №1 (нулевой срез)

4

 

1.4 Уровни организации живой материи

Видеоматериалы Схемы: биологические системы, уровни организации  живой природы, свойства живой материи

5

2 Клетка     К2.1-2.7                      2.1Методы цитологии. Клеточная теория

Клеточная теория

Видеоматериалы Клеточная теория

6

2.2 Особенности химического состава клетки

Макроэлементы. Микроэлементы

Ультромикроэлементы

Видеоматериалы Схемы и таблицы: Важней шие химические элементы клетки. Вещества в соста ве организмов.

7

2.3 Неорганические вещества. Роль воды и минеральных веществ в жизнедеятельности клетки

Вода. Минеральные вещества

Схема строения молекул воды, физические, хими ческие свойства, биологическая роль

8

2.4 Органические вещества. Роль углево дов, липидов, белков в жизнедеятельности клетки.

Углеводы, липиды, белки.

Схемы и таблицы: Строение молекул углево дов, липидов, белков

9

2.5 Нуклеиновые кислоты, АТФ, другие органические соединения клетки

Нуклеиновые кислоты Нуклеотид. ДНК, РНК, АТФ. Макроэнергетическая связь. Комплементарность. Витамины

Тест № 1 Химический состав клетки.

Схемы и таблицы:  Строение молекул ДНК, РНК, АТФ

10

2.6 Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их строение и функции

Клетка. Цитоплазматическая мембрана. Ядро, хромосомы, цитоплазма , клеточный центр, рибосомы,  ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы,  митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения.

Л/Р № 1 Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений

Таблица Строение клетки.

11

2.7 Эукариотические и прокариотические клетки. Строение и функции хромосом

Аэробы. Анаэробы

Л/Р № 2 Наблюдение клеток  растений и животных на готовых микропрепаратах их описание.

Таблицы. Строение клеток  эукарио и прокариот растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание. под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

12

2.8 Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов.

Сапрофиты, паразиты, симбионты.

Л/Р № 3 Таблицы. Сравнение строения клеток  растений и животных

Видеоматериалы Таблицы. Строение клеток  растений и животных.

13

2.9 Реализация наследственной информации в клетке.

Удвоение молекулы ДНК в клетке. Ген.

Таблицы. Строение хромосомы, биосинтез белка.

14

2.10 Питание клетки. Автотрофное питание

Фотосинтез, хемосинтез.

Автотрофы. Гетеротрофы Фотосинтез. Хемосинтез

Тест № 2 Строение клетки

Схемы размножения вирусов.

15

2.11 Организм – единое целое. Многообразие живых организмов Вирусы

Одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы. Вирусы. Бактериофаг.

НРЭО№ 1 Вирусные заболевания и их профила ктика                              

Таблица Многообразие организмов.

16

2.12 Обмен веществ и превращение энергии – свойства живых организмов

Гомеостаз. Пластический и энергетический обмен в клетке.

Схема процессов энергетического обмена.

17

2.13 Особенности обмена веществ у растений, животных и бактерий

Систематизировать знания об особенностях обмена веществ у растений, животных и бактерий

Тест №3 Обмен веществ

Схема фотосинтеза у растений.

18

3 Размножение.               3.1 Размножение - свойство организмов. Деление клетки как основа роста, развития, размножения организмов

Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз.

Схема редупликации ДНК. Схема митоза.

19

3.2 Бесполое размножение

Бесполое размножение.

Вегетативное размножение.

Таблицы. Виды бесполого размножения. Виды вегетативного размножения.

20

3.3 Половое размножение. Мейоз.

Полове размножение. Мейоз. Развитие половых клеток

Схемы: Мейоз. Гаметогенез  у человека.

21

3.4 Оплодотворение и его значение.

Оплодотворение. Двойное  оплодотворение.

Схема двойного оплодотворения

22

3.5 Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушения онтогенеза.

Онтогенез. Типы онтогенеза

Л/Р № 4 Выявление признаков сходства зародышей человека  и других млеко питающих как доказа тельство их родства

Видеоматериалы Схемы жизненных циклов насекомых, растений

23

3.6 Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье

Эмбриональный период и  постэмбриональный  

Тест № 4 Размножение и развитие НРЭО№2  Влияние промышлен                   ных мутагенов на онтогенез          

Таблица. Влияние алкаголя, курения, наркотиков на развитие зародыша человека.

24

4 Наследственность и изменчивость                     К 3.5- 3.7                              4.1 Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика как наука. Гибридологический метод.

Наследственность. Изменчивость. Генетика. Гибридологический метод. Чистые линии.

Л/Р № 5 Изучение модификационной изменчивости  у растений одного вида

Схемы скрещивания. Портрет Г Менделя.

25

4.2 Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

Аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы, правила единообразия правила расщепления, закон чистоты гамет.

Схемы: цитологические основы моногибридного скрещивания. Решение генетических задач на моногибридное скрещивание.

26

4.3 Множественные аллели. Анализируещее скрещивание

Множественный аллелизм Неполное доминирование. Генотип. Фенотип. Анализируещее скрещивание.

Схемы наследования признаков в случае неполного

доминирования. Решение элементарных  генетических задач

27

4.4 Дигибридное скрещивание

Закон независимого наследования признаков.

Схемы наследования признаков при дигибридном скрещивании Решение элементарных  генетических задач

28

4.5 Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование. Закон Т Моргана. Современные представления о гене и геноме.

Закон Т Моргана. Кроссинговер. Геном.

Пр/р № 1,2 Составление простейших схем скрещивания  Решение генетичес ких  задач

Схемы возможных вариантов кроссинговера.

29

4.6 Наследственная и ненаследственная изменчивость Значение генетики для медицины и селекции

Изменчивость. Модификационная изменчивость. Наследственная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Селекция.

Таблицы: Модификацион

ная изменчивость, мутационная изменчивость.

30

4.7 Наследование признаков у человека. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека

Генные заболевания. Наследование, сцепленное с полом.

Хромосомные болезни.

НРЭО№3 Статистика заболеваний передающихся половым путем и меры их профилак тики  

Пр/р №2 Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка последствий их влияния на организм Экскурсия №1 Влияние мутагенов на организм человека

Таблица. Некоторые доминантные и рецессивные признаки человека.

31

5 Селекция.  К 3.7-3.9                     5.1 Генетика-основа селекции. Селекция и ее методы

Селекция. Штамб. Порода Сорт. Гибридизация.

НРЭО№4 Районированные сорта растений и домашних животных

Схемы гибридизации

32

5.2 Учение Н И Вавилива о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Биотехнология.

Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Клеточная и генная инженерии, перспективы ее развития.

НРЭО№5 Модифицированные продукты и их влияние на здоровье           Пр/р №3 Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых  исследова       ний в био-технологии

Видеоматериалы Таблица Центры происхождения культурных растений

33

6 Повторно-обобщающие и контрольные уроки  

6.1 Повторно-обобщающий урок

,

34

6.2 Обобщающее-контрольный урок за курс 10-го класса

Итоговая контрольная работа № 2

3 Календарно-поурочный план. 11 класс

№п/п Дата

Раздел

Тема урока

Формируемые и развиваемые понятия

Практичес

кая часть.

Наглядные пособия

1

1 Вид К 6.2

1.1 История эволюционных идей. Значение работ

 К Линнея, учения

Ж  Б  Ламарка

Эволюция

 контрольная работа №1 (нулевой срез)

Портреты:

К Линнея

Ж  Б  Ламарка

2

1.2 Эволюционное учение Ч Дарвина.

Естественный отбор, искусственный отбор, борьба за существование.

Портрет:

Ч Дарвина Таблица: Результат естественного и искусственного отбора.

3

1.3 Борьба за существование и ее формы.

Формы борьбы за существование: межвидовая, внутривидовая, с неблагоприятными условиями среды

4

1.4 Естественный отбор и его формы.

Стабилизирующий, движущий, дизруптивный отбор Творческая роль отбора.

5

1.5 Вид и его критерии

Вид. Критерии вида: морфологический, генетический, физиологический, экологический, географический, исторический.

Л/Р № 1  Описание особей вида по морфологическому критерию.

Видеоматериалы Схема Критерии вида Таблица: Виды двойники

6

1.6 Популяция- структурная единица вида и единица эволюции.

Популяция. Генофонд

Л/Р № 2 Выявление приспособительной изменчивости у особей одного вида

Видеоматериалы: Популяция…..

7

1.7 Движущие силы эволюции и их влияние на генофонд популяции.

Генетическое равновесие. Дрейф генов. Волны жизни. Изоляция

Таблица: Движущие силы эволюции

8

1.8 Результат эволюции. Микроэволюция.

Макроэволюция

К 6.3- К 6.4

Микроэволюция. Видообразование.

Макроэволюция. Переходные формы. Филогенетические ряды

Л/Р № 3 Выявление приспособлений организ мов к среде обитания

Видеоматериалы Таблицы: Возникновение и многообразие приспособлений у организмов. Образование новых видов в природе.

9

1.9 Биологический прогресс и биологический регресс.

Ароморфоз и идиоадаптация. Дегенерация. Биологический прогресс. Биологический регресс.

Тест № 1 Эволюцион ное учение

Видеоматериалы Схема соотношений ароморфозов  идиоадаптаций и  дегенераций

10

1.10 Синтетическая теория эволюции

 Основные постулаты синтетической теории эволюции.

Видеоматериалы

11

1.11 Экскурсия №1 Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы)

Знакомство с видами организмов в окрестностях школы.

Экскурсия №1 Многообразие видов. Сезонные изменения в природе

Демонстрация приспособлений  видов к  условиям существования.

12

1.12 Многообразие видов

Биоразнообразие. Устойчивость экосистем. Дарвинизм. Естественная классификация.

контрольная работа № 2 тема « Вид »

Видеоматериалы Примеры причин вымирания видов.

13

2 Происхождение и развитие жизни на Земле К 6.4

2.1 Гипотезы  происхождения жизни на Земле

Креационизм Самопроизвольное зарождение жизни. Гипотезы панспермии и биохимической эволюции.

Пр/р №1 Анализ и оценка различных гипотез происхожде ния жизни на Земле

Видеоматериалы Схемы гипотез

14

2.2 Основные этапы развития жизни на Земле

Гилотеза биопоэза Химическая эволюция Предбиологическая эволюция Биологическая эволюция

Видеоматериалы Схема Основные этапы развития жизни.

15

2.3 Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции

Эры Периоды Ароморфозы

Видеоматериалы таблица Эволюция живых организмов на Земле

16

3 Происхождение человека К 6.5

3.1 Положение человека в системе животного мира

Антропология Человек разумный

Видеоматериалы таблица Доказательства происхождения человека от животных  

17

3.2 Основные стадии антропогенеза

Австралопитеки Человек умелый Питекантропы Неандертальцы Кроманьонцы

НРЭО№1 Стоянки древних людей на Южном Урале

Видеоматериалы Схемы, таблицы

18

3.3 Движущие силы  антропогенеза

Биологические и социальные факторы антропогенеза

Пр/р №2 Анализ и оценка различных гипотез происхож дения человека

Видеоматериалы таблица Движущие силы антропогенеза

19

2.4 Происхождение человеческих рас

Человеческие расы

Тест № 2  Эволюция человека

Видеоматериалы Схемы, таблицы

20

4 Экология 

К 7.1 - К 7.3

4.1 Экология как наука. Среда обитания организмов и ее факторы

Экология Среда обитания

Экологические факторы

Лимитирующие факторы Толерантность

Видеоматериалы Действие экологических факторов на организмы

21

4.2 Экологические ниши Типы экологических взаимодействий

Экологические ниши Экологические взаимодействия

Конкуренция Принцип Гаузе

Видеоматериалы Схема основных типов экологических взаимоотношений,примеры конкуренции

22

4.3 Экологические сообщества и их структура

Экосистема, биоценоз, биосфера, Искусственные экосистемы Видовая и пространственная структура экосистем

НРЭО№2 Природные сообщества  Южно го Урала

Видеоматериалы Примеры искусственных и естественных экосистем.Ярусность

23

4.4  Пищевые связи. Круговорот химических элементов и превращение энергии в экосистеме

Пищевая цепь, пищевая сеть. Продуценты, Консументы. Редуценты.

Круговорот веществ.

П/Р№3Составление схем передачи веществ и энергии

Видеоматериалы Примеры пищевых цепей Круговорот веществ в экосистеме

24

4.5 Причины устойчивости и смены экосистем

Сукцессии Общее дыхание сообщества

П/Р № 4  Выявление антропоген

ных изменений в экосистемах своей мест

 ности

( наблюдения учащихся) НРЭО№3 Составление пищевых цепей на примере сообществ Южного Урала

Видеоматериалы Схемы, таблицы

25

4.6 Экскурсия №2 Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы)

Знакомство с естественными и искусственными экосистемами

П/Р №5 Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности

Видеоматериалы Схемы, таблицы

26

5 Биосфера                                            К 7.4-7.5                                        5.1 Биосфера - глобальная экосистема. Учение В И Вернадского о биосфере

Ноосфера Живое вещество Биогенное вещество Биокостное вещество Костное вещество

Тест № 3 Экосистемы

Видеоматериалы Портрет В И Вернадскогоо

27

5.2 Биологический круговорот Эволюция биосферы

Биологический круговорот Эволюция биосферы Функция живого вещества в биосфере

Видеоматериалы Схемы круговоротов в биосфере

28

5.3 Влияние человека на биосферу

Загрязнение Природные ресурсы Отходы Правила поведения в природе

НРЭО№4 Антропогенное влияние на биосферу

П/Р № 6 Выявление антропогенных измене

ний в экосис

 темах своей местности

Видеоматериалы Очистные сооружения, правила поведения в природе

29

5.4 Глобальные экологические проблемы и пути их решения

Парниковый эффект Очищение озонового слоя Кислотные дожди

НРЭО№5 Примеры рационального природо пользования на Южном   Урале

 П/Р № 7 Решение экологических задач

Видеоматериалы Схемы, таблицы

30

6 Повторение пройденного и  контроль знаний

6. 1 Повторно-обобщающий урок  

П/Р № 8 Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружаю щей среде  глобальные экологические проблемы и пути их решения

31

6.2 Контрольный урок  

контрольная работа № 3

32

6.3 Контрольный урок за курс 10 - 11-го класса

Итоговая контрольная работа № 4

33

6.4 Итоговый урок-конференция «Роль биологии в настоящем и будущем человеческой цивилизации»

34

Резервное время

Практическая часть

Класс

Четверть

Тема урока

Практическая часть

Контроль

НРЭО

10

Iполугодие

3 Сущность жизни и свойства живого

контрольная работа  №1  (нулевой срез)

9 Нуклеиновые кислоты, АТФ, другие органические соединения клетки

Тест № 1 Химический состав клетки

10 Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их строение и функции

Л/Р № 1 Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений

11Эукариотические и прокариотические клетки. Строение и функции хромосом

Л/Р № 2 Наблюдение клеток  растений и животных на готовых микропрепаратах их описание.

12 Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов.

Л/Р № 3 Таблицы. Сравнение строения клеток  растений и животных

14 Вирусы

.

Тест № 2 Строение клетки

НРЭО№ 1 Вирусные заболевания и их профилактика                              

17 Особенности обмена веществ у растений, животных и бактерий

Тест №3 Обмен веществ

22 Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушения онтогенеза.

Л/Р № 4 Выявление признаков сходства зародышей человека  и других млеко питающих как доказательство их родства

23 Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье

Тест № 4 Размножение и развитие 

НРЭО№2  Влияние промышленых мутагенов на онтогенез          

24Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика как наука. Гибридологический метод.

Л/Р № 5 Изучение модификационной изменчивости  у растений одного вида.

28 Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование. Закон Т Моргана. Современные представления о гене и геноме.

Пр/р № 1 Составление простейших схем скрещивания  Решение генетических  задач

.

30 Наследование признаков у человека. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека

Пр/р №2 Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка последствий их влияния на организм Экскурсия № 1 Влияние мутагенов на организм человека

НРЭО№3 Статистика заболеваний передающихся половым путем и меры их профилак тики  

5 Селекция.                       31 Генетика-основа селекции. Селекция и ее методы

НРЭО№4 Районированные сорта растений и домашних животных

32 Учение Н И Вавилива о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Биотехнология.

Пр/р №3 Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых  исследований в биотехнологии

НРЭО№5 Модифицированные продукты и их влияние на здоровье          

34 контрольный урок за курс 10-го класса

контрольный урок №2

Итого

Пр/р- 3, Л/Р- 5 Экскурсия 1

Тесты- 4 контрольные работы 2

НРЭО-5

11 класс

1 Вид                                 1 История эволюционных идей. Значение работ  К Линнея, учения Ж  Б  Ламарка

 контрольная работа №1 (нулевой срез)

5 Вид и его критерии

Л/Р № 1  Описание особей вида по морфологическому критерию.

6 Популяция- структурная единица вида и единица эволюции.

Л/Р № 2 Выявление приспособительной изменчивости у особей одного вида

8 Результат эволюции. Микроэволюция.

Макроэволюция

Л/Р № 3 Выявление приспособлений организмов к среде обитания

9 Биологический прогресс и биологический регресс.

Тест № 1 Эволюцион ное учение

11 Экскурсия №1 Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы)

Экскурсия №1 Многообразие видов. Сезонные изменения в природе

12 Многообразие видов

.

контрольная работа № 2 тема « Вид »

2 Происхождение и развитие жизни на Земле

13 Гипотезы  происхождения жизни на Земле

Пр/р №1 Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле

17 Основные стадии антропогенеза

НРЭО№1 Стоянки древних людей на Южном Урале

18 Движущие силы  антропогенеза

Пр/р №2 Анализ и оценка различных гипотез происхож дения человека

19Происхождение человеческих рас

Тест № 2  Эволюция человека

22Экологические сообщества и их структура

НРЭО№2 Природные сообщества  Южно го Урала

23 Пищевые связи. Круговорот химических элементов и превращение энергии в экосистеме

П/Р№3 Составление схем передачи веществ и энергии

24 Причины устойчивости и смены экосистем

П/Р № 4  Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

( наблюдения учащихся)

НРЭО№3 Составление пищевых цепей на примере сообществ Южного Урала

25 Экскурсия №2 Естественные и искусственные экосистемы (окрестнос ти школы)

П/Р №5 Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности

26 Биосфера - глобальная экосистема. Учение В И Вернадского о биосфере

Тест № 3 Экосистемы

28 Влияние человека на биосферу

П/Р № 6 Выявление антропогенных изменений в экосис

 темах своей местности

НРЭО№4 Антропогенное влияние на биосферу

29 Глобальные экологические проблемы и пути их решения

П/Р № 7 Решение экологических задач

НРК№5 Примеры рационального природопользования на Южном   Урале

30 Повторно-обобщающий урок  

П/Р № 8 Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде  глобальные экологические проблемы и пути их решения

31

6.2 Контрольный урок  

контрольная работа № 3

32 Контрольный урок за курс 10 - 11-го класса

Итоговая контрольная работа № 4

Итого

Пр/р-8, Л/Р- 3 Экскурсия 1

Тесты- 3 контрольных работ- 4

НРЭО-5

4.Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.

Для проведения контрольных работ используются Тематические тесты 10-11 класс Тесты, рекомендованные  ЦПКИМР г. Магнитогорска, 2009 г

Предложенная система контроля отвечает идеям уровневой дифференциации, принятой в программе  «Общая биология 10-11 класс» В В Пасечник. Главная цель такой дифференциации состоит в том, чтобы обеспечить достижение всеми школьниками уровня обязательной подготовки и одновременно создать условия для углубления и расширения знаний тех учащихся, которые имеют для этого способности, возможности и желание. В соответствии с этим система контроля предусматривает проверку достижения всеми школьниками обязательных результатов обучения, а также дает возможность каждому ученику проявить свои знания на более высоком уровне.

Контрольная работа состоит из двух частей: обязательной и дополнительной. Первая часть нацелена на проверку достижения обязательного уровня  усвоения темы. Задания этой части аналогичны тем, которые предоставлены по каждой теме в обязательных результатах обучения. По их выполнению определяется минимум знаний учащихся. Во вторую часть включены более сложные задания, позволяющие судить о возможности ученика работать на более высоком уровне.

.

5. Приложение

  5.1.Единые требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей.

 Требования к речи учащихся:

Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме следует оценивать, учитывая содержание, логическое построение и речевое оформление.

Учащиеся должны уметь:

  • Говорить или писать на тему, соблюдая ее границы;
  • Отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;
  • Излагать материал логично и последовательно;
  • Отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз, правильной интонации;
  • Оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно;

Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умения слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относится к высказываниям других, умение поставить вопрос, принимать участие в обсуждении проблемы и т.д.

Работа учителя по осуществлению
единых требований к устной и письменной речи учащегося
.

1. При подготовке к уроку тщательно продумывать ход изложения материала,  правильность и точность всех формулировок; грамотно оформлять все виды записей.

  1. Больше внимания уделять на каждом уроке формированию общеучебных  умений и навыков. Шире использовать  работу с учебником, справочной литературой.
  2. Следить, за аккуратным ведением тетрадей. Не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки.
  3. Основными видами письменных работ являются:  текущие работы, самостоятельные и контрольные работы, практические и лабораторные работы,  итоговые контрольные работы и т.п.
  4. Количество и назначение ученических тетрадей:
  5. Для выполнения всех видов обучающих работ, а также текущих лабораторных и практических работ  по биологии ученики 10 и 11классах  должны иметь 1 рабочую общую тетрадь   Контрольные работы выполняются на отдельных листочках.
  6. Требования к оформлению и ведению тетрадей:

-используются стандартные  общие тетради;

-писать аккуратным, разборчивым почерком.

-на обложке делается запись:

Тетрадь

Для     письменных_работ

по___Общей биологии__

ученика (цы)_10-11__класса

МОУ «СШИ №2»

фамилия______________________

имя_______________

-указывать дату выполнения цифрами на полях (например, 14.09.11)

-записать  тему урока.

- указывать номер упражнения, задачи или указывать вид выполняемой работы (классная, домашняя, самостоятельная, диктант).

-соблюдать между заключительной строкой текста одной работы и датой другой работы 4 клеточки.

-между разными заданиями пропускать 2 клеточки, между датой и заголовком работы – 2 клеточки.

-аккуратно выполнять необходимые иллюстрации, схемы, таблицы, чертежи, рисунки.

-записи ведутся синей или фиолетовой пастой. Цветную пасту можно использовать при подчеркивании, составлении чертежей, каких либо выделений. Запрещается писать  в тетрадях красной пастой.

Порядок проверки письменных работ учителем:

-тетради в 10-11 классах по биологии проверяются после выполнения лабораторных, практических или самостоятельных работ ;

-контрольные работы и проверочные тесты проверяются к следующему уроку биологии;

 Ошибки подчеркиваются и выносятся на поля. Оценка за работу заносится в журнал.

-за самостоятельные обучающие  работы оценки в журнал выставляются по усмотрению учителя;

-после проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.

      Работа над ошибками проводится там же, где выполнялась сама работа

5.2.Нормы оценок.

НОРМЫ ОЦЕНОК

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка "4": 
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
 Отметка "3" ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;                                                                                                                                                           4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. 
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
 Письменная работа (самостоятельная работа, контрольная работа, тесты

Контрольно -  измерительные материалы

для проведения итогового контроля знаний учащихся

по биологии 10 класс (по авторской линии Пасечника В.В.)

время проведения 40 минут

  1. Структура итоговой работы по биологии 10 класс.

Работа состоит из трех частей.

Часть 1 содержит 13 заданий  с выбором одного верного ответа из четырех предложенных, из них 9 – базового и 4 – повышенного уровня.

Часть 2 включает 3 задания повышенного уровня сложности: 1 с выбором нескольких верных ответов из шести,  1 на соответствие между биологическими процессами и явлениями,  1 на определение последовательности процессов.

Часть 3 включает 2 задания высокого уровня сложности: одно – на нахождение ошибок в тексте, второе -  решение генетической задачи.

Верное выполнение каждого задания базового и повышенного уровня части 1 оценивается одним баллом. Задания части 2 оценивается от нуля до двух баллов в зависимости от правильности ответа. Задания части 3 высокого уровня сложности – от нуля до трех баллов в зависимости от полноты и правильности ответа.

  1. Распределение заданий итоговой работы по частям

Часть работы

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю роботу

Тип заданий

1

1

13

13

52

С выбором ответа

2

2

3

6

24

С кратким ответом

3

3

2

6

24

С развернутым ответом

итого

18

25

  1. Распределение заданий по основным содержательным блокам курса биологии 10 класса.

Содержательные блоки

Число заданий

Максимальный первичный балл

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Биология как наука. Методы научного познания.

1

0

0

1

Клетка как биологическая система

6

2

1

13

Организм как биологическая система

6

1

1

11

итого

13

3

2

25

Первый блок «Биология как наука. Методы научного познания» включает материал об общих признаках биологической системы.

Второй блок «Клетка как биологическая система» содержит задания, проверяющие знания о строении и функциях клетки, ее химической организации, гене и генетическом коде, метаболизме, их многообразии, делении клеток; умения устанавливать взаимосвязь строения и функции органоидов клетки; распознавать и сравнивать клетки разных организмов и процессов протекающих в них.

Третий блок «Организм как биологическая система» контролирует усвоение знаний о вирусах, об организменном уровне организации жизни, присущих ему закономерностях, о вредном влиянии мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки, защите среды от загрязнения мутагенами, наследственных болезнях человека, их причинах и профилактике, селекции организмов и биотехнологии; овладениями умениями сравнивать биологические объекты, процессы, явления, применять знания биологической терминологии и символики при решении задач по генетике.

  1. Распределение заданий по видам умений и способам деятельности

Основные умения и способы действий

Число заданий \число баллов за выполнение заданий (процент от максимального балла за выполнение заданий)

Вся работа

Часть 1

Часть 2

Часть 3

1. Требования  «Знать \ понимать»

10/10 (40%)

10/10 (40%)

0

0

2. Требования: « Уметь»

8/15 (60%)

3/3 (12%)

3/6 (24%)

2/6 (24%)

3. Требования: «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни»

итого

18/25(100%)

13/13 (52%)

3/6 (24%)

2/6 (24%)

  1. Распределение заданий по уровням сложности

Уровень сложности

Число заданий

Максимальный первичный балл (% первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу)

всего

Часть 1

Часть 2

Часть3

Базовый

9

9

0

0

9 (36%)

Повышенный

7

4

3

0

10 (40%)

Высокий

2

0

0

2

6 (24%)

итого

18

13

3

2

25 (100%)

А1. Связи между растениями, животными, грибами и неживой природой изучает наука:

1) генетика

2) экология

3) гигиена

4) физиология

А2. Какая теория обобщила знания о сходстве строения и функций клеток растений, животных, человека, бактерий и грибов?

1) эволюции

2) клеточная

3) происхождения человека

4) индивидуального развития организма.

А3. В состав какого органического вещества клетки входит азот?

1) клетчатки

2) жира

3) крахмала

4) белка

А4. Клетки каких организмов не имеют ядра, отграниченного от цитоплазмы оболочкой?

1) бактерий

2) растений

3) грибов

4) животных

А5.  Какой органоид клетки является энергетической станцией клетки?

1) митохондрия

2) хлоропласт

3) рибосома

4) комплекс Гольджи

А6. Какой процесс деления клетки лежит в основе образования половых клеток?

1) митоз

2) амитоз

3) мейоз

4) партеногенез

А7. Сохранение постоянного числа хромосом в клетках при вегетативном размножении обеспечивается

1) мейотическим делением

2) движением цитоплазмы

3) митотическим делением

4) сперматогенезом  

А8.  Белки, ускоряющие реакции обмена веществ в клетке, называют

1) гормонами

2) витаминами

3) ферментами

4) полимерами

А9. Отрезок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре молекулы белка, называют

1) органоидом

2) геном

3) хромосомой

4) мембраной

А10. Одну кольцевую хромосому, расположенную в цитоплазме, имеют

1) одноклеточные водоросли

2) вирусы

3) одноклеточные животные

4) бактерии

А11. У большинства млекопитающих в постэмбриональном развитии происходит

1) полное превращение

2) прямое развитие  

3) непрямое развитие

4) неполное превращение

А12.  Признаки, не проявляющиеся у гибридов первого поколения,

Г. Мендель назвал

1) доминантными

2) гетерозиготными

3) гомозиготными

4) рецессивными

А13. При скрещивании гетерозиготы с гомозиготой доля гомозигот в потомстве составит

1) 0%

2) 25 %

3) 50 %

4) 100%

В1. Выберите три процесса, происходящие в темновую фазу фотосинтеза:

1) фотолиз воды

2) синтез углеводов

3) фиксация углекислого газа

4) синтез АТФ

5) выделение кислорода

6) гидролиз АТФ.

В2.  Установите соответствие между особенностью питания организма и группой организмов:

ОСОБЕННОСТЬ ПИТАНИЯ
1. Захватывает пищу путем фагоцитоза
2. Используют энергию, освобождающуюся при окислении неорганических веществ
3. Получает пищу путем фильтрации воды
4. Синтезируют органические вещества из неорганических на свету
5. Используют энергию солнечного света
6. Используют энергию, заключенную в пище.

ГРУППА ОРГАНИЗМОВ

А. Автотрофы
Б. Гетеротрофы

В3.  Укажите последовательность явлений и процессов, происходящих при подготовке к митозу и во время него:

1) расхождение дочерних хроматид к полюсам клетки

2) спирализация хромосом

3) деспирализация хромосом

4) удвоение клеточной ДНК

5) формирование интерфазных ядер дочерних клеток

6) присоединение хромосом к нитям веретена деления.

С1. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

  1. Белки – это биологические полимеры. 2. Мономерами белков являются аминокислоты. 3. В состав белков входит 30 разных аминокислот. 4. Все аминокислоты могут синтезироваться в организме человека и животных. 5. Аминокислоты соединяются в молекуле белка нековалентными пептидными связями.

С2. У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым (а), карий цвет глаз (В) над голубым (в). Запишите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и светловолосой гетерозиготной кареглазой женщины.

Ответы к заданиям

Часть 1 (А)

№ задания

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

Ответ

2

2

4

1

1

3

3

3

2

4

2

4

3

 Часть 2 (В)

№ задания

Ответ

В1

236

В2

А – 245, Б - 136

В3

426135

Часть 3 (С)

С1

  1. 3 – в состав белков входит 20 различных аминокислот;
  2. 4 – некоторые аминокислоты не синтезируются в организме животных и человека, они называются незаменимыми;
  3. 5 – пептидная связь является ковалентной.

С2

Элементы ответа:

  1. Генотипы родителей: ааВв, аавв;
  2. Генотипы детей: аавв, ааВв;
  3. Фенотипы детей: светловолосые с голубыми глазами; светловолосый с карими глазами.

Контрольно -  измерительные материалы

для проведения итогового контроля знаний учащихся

по биологии 11 класс (по авторской линии Пасечника В.В.)

время проведения 40 минут

  1. Структура итоговой работы по биологии 11 класс.

Работа состоит из трех частей.

Часть 1 содержит 6 заданий  с выбором одного верного ответа из четырех предложенных, из них 6 – базового уровня.

Часть 2 включает 3 задания повышенного уровня сложности: 1 с выбором нескольких верных ответов из шести,  1 на соответствие между биологическими процессами и явлениями,  1 на определение последовательности процессов.

Часть 3 включает 2 задания со свободным развернутым ответом высокого уровня сложности.

Верное выполнение каждого задания базового и повышенного уровня части 1 оценивается одним баллом. Задания части 2 оценивается от нуля до двух баллов в зависимости от правильности ответа. Задания части 3 высокого уровня сложности – от нуля до пяти баллов в зависимости от полноты и правильности ответа.

  1. Распределение заданий итоговой работы по частям

Часть работы

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю роботу

Тип заданий

1

1

6

6

30

С выбором ответа

2

2

3

6

30

С кратким ответом

3

3

2

8

40

С развернутым ответом

итого

11

20

100

  1. Распределение заданий по основным содержательным блокам курса биологии 11 класса.

Содержательные блоки

Число заданий

Максимальный первичный балл

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Эволюция живой природы.

3

1

0

5

Экосистемы и присущие им закономерности.

1

1

1

6

Организм как биологическая система.

2

1

1

9

итого

6

3

2

20

Первый блок «Эволюция живой природы» включает задания, направленные на контроль знаний о виде и его структуре, движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира, о биосоциальной природе человека, причины этапы эволюции, объяснять основные ароморфозы.

Второй блок «Экосистемы и присущие им закономерности» составляют задания, направленные на проверку знаний об экологических закономерностях, цепях питания, круговороте веществ в биосфере.

Третий блок «Организм как биологическая система» контролирует усвоение знаний об организменном уровне организации жизни, присущих ему закономерностях, о вредном влиянии мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки, защите среды от загрязнения мутагенами, наследственных болезнях человека, их причинах и профилактике, овладениями умениями сравнивать биологические объекты, процессы, явления, применять знания биологической терминологии и символики при решении задач по генетике.

  1. Распределение заданий по видам умений и способам деятельности

Основные умения и способы действий

Число заданий \число баллов за выполнение заданий (процент от максимального балла за выполнение заданий)

Вся работа

Часть 1

Часть 2

Часть 3

1. Требования  «Знать \ понимать»

1/1 (5%)

1/1 (5%)

0

0

2. Требования: « Уметь»

8/11 (55%)

5/5(25%)

3/6 (30%)

0

3. Требования: «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни»

2/8 (40%)

0

0

2/8 (40%)

итого

11/20(100%)

6/6 (30%)

3/6 (30%)

2/6 (40%)

  1. Распределение заданий по уровням сложности

Уровень сложности

Число заданий

Максимальный первичный балл (% первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу)

всего

Часть 1

Часть 2

Часть3

Базовый

6

6

0

0

6 (30%)

Повышенный

3

0

3

0

6 (30%)

Высокий

2

0

0

2

8 (40%)

итого

11

6

3

2

20 (100%)

Желаем удачи!

Часть 1 (А).

А1. Какое животное может занимать уровень консументов 1 порядка:

1) тигр

2) олень

3) лиса

4) пантера

А2. В результате какого направления эволюции наблюдается большое разнообразие видов галапагосских вьюрков:

1) араморфоза

2) идиоадаптации

3) дегенерации

4) биологического регресса

А3. «При скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по двум и более парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются не зависимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях». Формулировкой какого закона является это положение:

1) 1 закона Менделя

2) 2 закона Менделя  

3) 3 закона Менделя

4) закона Моргана

А4. Какой метод генетики человека позволил проследить наследование гемофилии:

1) цитогенетический

2) генеалогический

3) близнецовый

4) биохимический

А5. В основе какого видообразования лежит приспособление к питанию различной пищей разных видов синиц, обитающих в пределах одного ареала:

1) географического

2) экологического

3) этологического

4) физиологического

А6. Появление каких особенностей у человека нельзя объяснить действием только биологических факторов эволюции:

1) S-образного позвоночника

2) свода стопы

3) прямохождения

4) мышления

ЧАСТЬ 2(В).

В1. Укажите виды наследственной изменчивости

А) мутационная

Б) модификационная

В) комбинативная

Г) цитоплазматическая

Д) групповая

Е) определенная

В2. Установите соответствие между функцией организма и группой, к которой они относятся:

Функция

Группа организмов

  1. Автотрофные организмы
  2. Производят первичную органику в процессе фотосинтеза
  3. Гетеротрофные организмы
  4. Обеспечивают аэробное дыхание
  5. Потребляют органические вещества в цепях питания и цепях разложения
  6. Усваивают энергию, заключенную в потребляемых питательных веществах

А) продуценты

Б) консументы

1

2

3

4

5

6

В3.  Установите последовательность возникновения изменений у растений в процессе эволюции

А) появление семенного размножения

Б) появление цветка и плода

В) возникновение фотосинтеза

Г) появление проводящих тканей

Д) появление многоклеточности

ЧАСТЬ 3 (С).

 С1. Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота

веществ и превращения энергии в экосистеме?

С2. У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген

цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с

Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой

имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за

голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения

задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства,

вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и

их пол.

5.3.литература.

Дополнительная литература для учителя и учащихся:

1. Готовимся к ЕГЭ. Общая биология М Дрофа 2012 г

2 ЕГЭ. Общая биология. Контрольные  измерительные материалы М Просвещение 2012 г

3. И.Р. Мухамеджанов. Мастерская учителя « Тесты, зачеты, блицопросы 10-11 класс» М «ВАКО» 2007 г

4. Т А Ловкова.  Подготовка к олимпиадам по биологии 8-11 классов. М Айрис-пресс 2011

5. ЕГЭ 2012 г. Биология.  М. Астрель 2012г

6. Г. И. Лернер. Биология. Полный справочник для подготовки к Е Г Э.  М. Астрель 2012 г

7.А.Ю.Ионцева. А.В.Торгалов. Биология в схемах и таблицах ЭКСМО Москва. 2012 г

5.4.перечень цифровых образовательных ресурсов и веб-сайтов Интернет.

Широкий выбор электронных пособий представлен в единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.

1.Лабораторный практикум Биология 6-11 класс (учебное электронное издание),  Республиканский мультимедиа центр Москва. Республиканский мультимедиа центр 2004г

 2.Электронная библиотека. Просвещение. Мультимедийное учебное пособие М Просвещение МЕДИА 2003г

3.Эйдос-центр дистанционного образования WWW. Km. ru /education

4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронное учебное издание),2009

-Тренинг курс ЕГЭ  (электронное учебное издание),2009

5. Адреса сайтов в Интернете

http://edu.1c.ru 

www.som.sio.ru

единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.

www.bio.1 september. ru – Газета «Биология» «Первое сентября»;

www.nature.ru - научные новости биологии;

www.herba.msu.ru - ботанический сервер МГУ;

www.zooland.ru - фотографии и доступные сведения о животных на сайте «Кирилл и Мефодий. Животный мир»;

www.protein.bio.msu.ru - кафедра молекулярной биологии МГУ;

www.zin.ru/animalia/coleoptera/rus - самый лучший сайт о жуках;

www.georgetown.edu/cball/animals - сайт с голосами животных, информация об интерпретировании разными народами песен животных;

www.mnr.gov.ru - сайт с государственной информацией Министерства природных ресурсов РФ;

www.zoo.ru/moscow - сайт московского зоопарка;

 www.nature.ok.ru - «Редкие и исчезающие животные России» - проект экологического центра МГУ им. М.В. Ломоносова. Содержит профессионально подготовленную информацию обо всех редких и исчезающих животных России для организации их защиты и защиты среды обитания. Имеется библиотека, фотоальбом, видеосюжеты, голоса животных. Приведены различные типы классификаций, в том числе по биотопам;

www.zooclub.ru - самая разнообразная иллюстрированная информация как о жизни диких животных, так и о домашних любимцах. Возможно получение бесплатной консультации по их содержанию и ветеринарии. Открыто большое количество тематических форумов;

www.entomology.narod.ru - информационно–поисковый сайт по энтомологии. Большое количество качественных ссылок на русскоязычные сайты, посвященные всем сторонам жизни различных групп членистоногих, а больше всего – насекомых. Есть уникальное фото и текстовые материалы о пауках;

www.res.krasu.ru - очень разная информация, связанная с птицами, в том числе список видов (со статьями и голосами), библиотека, определитель, фотогалерея, фото от СОПР, Книга рекордов Гиннеса, коллекция ссылок на другие тематические сайты о животных;

www.darwin.museum.ru - сайт позволяет знакомиться с экспозицией государственного Дарвиновского музея, расписанием его работы, содержанием работы выставок;

www.darwin.museum.ru/ expos / dino/ - представляется возможность  совершить виртуальную познавательно-увлекательную экскурсию по теме: «Мезозой - эпоха динозавров»;

www.center.fio.ru/method - сетевое объединение учителей-методистов Московского центра Федерации Интернет образования содержит нормативные документы, программы, сетевые ресурсы, учительские находки и разработки уроков;

www.kozlenkoa.narod.ru- сайт Соровского учителя Александра Григорьевича Козленко, посвящённый проблеме применения компьютера на уроках биологии. Этот сайт преподавателя для преподавателей, тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам с помощью Интернета;

www.nrc.edu.ru/est/r4/ - Биологическая картина мира.

5.5. лист коррекции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета « География» для 6 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии

Рабочая программа учебного предмета « География»  для 6 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии...

Рабочая программа учебного предмета « География» для 7 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии

Рабочая программа учебного предмета « География»  для 7 класса базовый уровень,  Бажурова Н. И. - учитель географии...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Литература»  5 - 9 класс базовый уровень,   МО учителей  русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 класса. Профильный уровень, Яшников Д. В. учитель истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 класса. Профильный уровень,  Яшников Д. В. учитель истории и обществознания...

Рабочая программа учебного предмета «Математика» 10-11 класс (базовый уровень). Разработана Галимовой Н.В., учителем математики

Рабочая программа учебного предмета «Математика» 10-11 класс (базовый уровень). Разработана  Галимовой Н.В.,  учителем математики...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень)  Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания...

Рабочая программа учебного предмета «Экономика» для 10 класса. Профильный уровень. Разработана Ризатдиновой Р.И., учителем истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Экономика»  для 10 класса. Профильный уровень. Разработана Ризатдиновой Р.И., учителем истории и обществознания...