Программа элективного курса по истории "Великая Отечественная война в лицах"
элективный курс по истории (9 класс)

Немцева Тамара Григорьевна

Данная программа предлагается для обучающихся 9 класса. В учебной программе часов на изучение Великой Отечественной войны отводится немного. Поэтому дополнительный материал в виде элективного курса дополнит знания обучающихся о войне. В программе элективного курса "Великая Отечественная война в лицах" более глубоко и объемно изучается деятельность великих исторических личностей, оставивших неизгладимый след в истории нашего государства. При изучении элективного курса дети понимают роль, значение партизанского движения, роль женщины в годы Великой Отечественной войны на примерах конкретных исторических личностей, трудовой подвиг советского народа и многие вопросы по истории войны изучаются более подробно.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon elektivnyy_kurs_velikaya_otech_voyna_v_litsah.zip112.3 КБ

Предварительный просмотр:

Из-за дефицита  учебных часов, предоставленных  на изучение истории Великой войны, не удалось прибегнуть к использованию  и анализу такого важного  и уникального исторического источника как документальная хроника.  А между тем именно историческая документальная хроника помогает представить  полную картину истории войны, виртуально перенестись на шестьдесят  с лишним лет назад и стать своеобразным очевидцем исторических событий.

Военная хроника предоставит  уникальную возможность « своими глазами» проследить за всем ходом войны, начиная с событий 1939 года и заканчивая войной с Японией  летом- осенью 1945 года.

Содержание  элективного курса строится на материале  курса всемирной истории и истории России ( СССР  40-х годов XX века).

Содержание курса отличается от базового тем, что история Великой Отечественной войны на занятиях элективного курса будет рассматриваться полно и крупномасштабно.

Учебный и вспомогательный материал:

  • CD- диск « от Москвы до Рейхстага»
  • История России. 20 век.: В 2 кн.Кн.1 А-М.- М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование,2004
  • Фотоальбом « Великая Отечественная война»
  • Учебник « История России. XXвек»
  • Плакаты времен Великой Отечественной войны
  • Карты по истории Второй мировой и Отечественной войны

Основные формы учебных занятий:

  • Учебные лекции с опорой на источник (документальную хронику, исторический/ текстовый  документ)
  • Беседы
  • Дискуссии;
  • Семинары;
  • Компьютерная слайдовая  презентация учащимися итоговой работы.

Виды деятельности:

  • Просмотр и анализ документальной хроники;
  • Работа с публицистическим материалом;
  • Анализ биографии исторических деятелей ( И.Сталин, А.Гитлер, Г.Жуков, К.Рокоссовский,  и др.)
  • Составление хронологических таблиц;
  • Коллективное обсуждение вопросов и заданий к документальным материалам.

Виды работ, которые могут выполнить учащиеся / на выбор/ :

  • Исследовательская работа;
  • Защита проекта
  • Компьютерная  слайдовая  презентация ( слайд- фильм)

Доля самостоятельности ученика:

Ученики могут выбрать:

  • Объект изучения ( кого из исторических личностей, какое ( какие) событие( события) они могут изучать)
  • Виды  итоговой / отчетной /  работы
  • Литературу, по которой они будут готовить  собственные работы

Критерии успешности:

Получение положительной оценки ( отметка не ниже «4») при условии:

  • презентации  итоговой  работы, выполненной  к  определенному сроку,  

     с соблюдением стандартных требований к  её  оформлению;

  • выполнения    тестов ( во время изучения определенных тем);
  • знания  изучаемого материала

Фиксирование динамики интереса:

Анкетирование на первом и последнем занятиях, собеседование  в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ.

Форма  итоговой  отчетности:

  • Реферат / проект
  • Исследовательская работа
  • Компьютерная презентация одной из тем истории ВОВ, выбранной самим учащимся.

                                                             Содержание курса

Тема 1. Роль личности в истории.

Понятие исторической личности. Влияние  личности на ход исторических событий.  Из кого состоит народ?

Тема 2. И.В. Сталин.

Председатель ГКО.  Генералиссимус. «За Родину! За Сталина!». Альтернативные взгляды на роль И.В. Сталина в Великой Отечественной войне.

Тема 3. Г.К. Жуков.

Великий полководец Великой войны. «Где Жуков – там победа».

Неизвестные страницы из военной биографии Г.К. Жукова.

Тема 4. Маршалы Победы.

Жизненный путь и военные биографии маршалов Советского Союза.

Тема 5. Герои Советского Союза.

Истории подвигов участников войны, получивших звания Героя Советского Союза. Биографии, характеристики личности. Туляки – Герои СССР.

Тема 6. Партизанскими тропами.

Карта партизанского движения. С,А. Ковпак, А.Н. Сабуров, Д.Н. Медведев. Партизаны – туляки.

Тема 7. У войны не женское лицо.

Роль женщины в годы Великой Отечественной войны на примерах конкретных исторических личностей. Летчицы, разведчицы, санитарки, врачи, зенитчицы и т.д.

Тема 8. Трудовой подвиг в годы Великой Отечественной войны.

Герой трудового фронта. Трудовой подвиг Ленинграда. Тульские оружейники в годы войны.

Тема 9. Искусство фронту.

Фронтовые бригады. Авторы и исполнители военных песен. Поэты. Военные корреспонденты.

Тема 10. Дети на войне.

Сыны полка. Разведчики. Вместо отца к станку.

Тема 11. «Помню и горжусь».

Близкие и родные на фронтах и в тылу Великой Отечественной войны. «Винтики» или герои войны?

                     

                                    Тематическое планирование курса

                   Тема курса

            Формы работ

    часы

1.

Роль личности в истории.

         Лекция учителя

     1ч.

2.

И.В. Сталин.

        Лекция, диспут.

      2ч.

3.

Г.К. Жуков

 Лекция,  сообщения учащихся

      2ч.

4.

Маршалы Победы

Лекция, сообщения учащихся

      4ч.

5.

Герои Советского Союза.

Сообщения учащихся.

      2ч.

6.

Партизанскими тропами.

Сообщения учащихся.

Лекция.

      4ч.

7.

У войны не женское лицо.

Лекция, сообщения учащихся.

      4ч.

8.

Трудовой подвиг

Сообщения учащихся

      2ч.

9.

Искусство фронту

Сообщения учащихся. Реферат

      3 ч            

10

Дети на войне.

Презентация. Сообщения учащихся

     4 ч

11

«Помню и горжусь».

 Круглый стол

      1 ч

В процессе обучения обучающиеся приобретают следующие умения:

· Составление характеристики исторической личности.

· Умение делать логически правильные выводы.

· Написание сочинения в жанре эссе.

· Обсуждать результаты своей работы, участвовать в дискуссиях.

· Составлять конспект лекций.

· Рассматривать личность в контексте конкретных исторических событий.

· Аргументировать свою точку зрения

. Умение составлять синхронистические таблицы

· Работать с использованием ИКТ

Литература

  1. А.М.Кучеров «Полководцы Великой Отечественной». М.: «Просвещение». 1988 г.
  2. Краткая история Второй мировой войны. М.  «Наука».1985 г.
  3. Биографический словарь - справочник «Деятели Отечественной истории» М.: АСТ 1997 г.
  4. Бодер Д.И.Все войны России.Справочное пособие.М.2001г.
  5. Великие государственные деятели России / Под редакцией Киселёва Д. - М., 1996
  6. Каргалов В.В., Сахаров А.Н. Полководцы Древней Руси (серия Ж.З.Л.). - М., 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа элективного курса "История России в лицах"

Элективный курс "История России в лицах X-XVIII вв." для 10 класса, расчитан на 35 часов в год.Курс освещает исторические персоналии российской истории и их роль в исторической судьбе нашей страны....

"Великая Отечественная война в лицах".

Презентация  содержит  большой иллюстративный материал по Великой Отечественной войне. Подспорье  при изучении Великой Отечественной войны и при проведении  внеклассных мероприятий...

Программа элективного курса по истории "История в лицах".

Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на гуманитарный и социально-экономический профили. Содержание учебного  материала программы соответствует ...

программа элективного курса по физике для 9 класса "История физики в лицах"

Данная программа рассчитана на 12 часов. По этой программе обучающиеся знакомятся с историей развития физики и вкладом ученых  в ее развитие, предназначена для расширения кругозора обучающихся, д...

Программа элективного курса по литературе "Великая Отечественная война и ее отражение в литературе"

рабочая программа элективного курса по литературе предназначена для учащихся 11 класса...

тест "Великая Отечественная война в лицах, событиях, датах"

Работу можно использовать на итоговых уроках, а также в качестве дополнительной подготовки к ЕГЭ по истории. Работа составлена по примеру одного из заданий КИМов по истории....

Программа элективного курса "Холокост в отечественной и зарубежной литературе: сущность, причины, последствия"

Программа элективного курса по литературе "Холокост в отечественной и зарубежной литературе: сущность, причины, последствия"...