Главные вкладки

    Программа элективного курса "Холокост в отечественной и зарубежной литературе: сущность, причины, последствия"
    рабочая программа по литературе (11 класс) на тему

    Гончарова Оксана Петровна

    Программа элективного курса по литературе "Холокост в отечественной и зарубежной литературе: сущность, причины, последствия"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma.docx148.8 КБ

    Предварительный просмотр:


    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
    «Средняя общеобразовательная школа имени Карла Маркса»
    Брянская область, Почепский район

    Программа элективного курса по литературе

    «Холокост  в отечественной и зарубежной литературе: сущность, причины, последствия»

                                                                                               

                                                                                 

    C:\Users\User\Desktop\8.jpg

    учитель русского языка и литературы
    МБОУ «СОШ имени Карла Марка»
    г. Почеп, Брянской области

    Гончарова Оксана Петровна

    2016

    Долг писателя – рассказать страшную правду,                                                                   гражданский долг читателя – знать её.

    Василий Гроссман

    Пояснительная записка

    Тема Холокоста, являющегося одной из страшнейших трагедий XX века, не утрачивает своей актуальности и в веке XXI. Истребление нацистами шести миллионов евреев в годы Второй мировой войны оставило глубокий след в памяти нескольких поколений. Но Холокост – понятие, помогающее  осознать не только масштаб трагедии. По словам Марии Альтман, «Холокост свидетельствует о надломе в развитии человеческой цивилизации и о реальной угрозе её существованию в будущем. Социальное зло такого масштаба не проходит бесследно, оно неминуемо разлагает и общество, и человека».

    Историко-философское и нравственно-психологическое осмысление метафизики зла в мире и в душе человека, поиски ответов на «последние» вопросы «о человеческом в человеке» (Достоевский), трансформация идеи Бога – на эти непростые вопросы пытается ответить литература о Холокосте. Поэтому привлечение литературных произведений к изучению темы Холокоста очень важно  для осознания и этой конкретной темы, и для понимания исторических процессов в целом.  Литературе принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы  определяется её сущностью  как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Основная особенность и достоинство литературы (в том числе литературы о Холокосте) заключается в способности вызвать ощущение себя как части целого, всего мира, Вселенной, в осознании личной ответственности за всё происходящее на Земле. Это особенно актуально для поколения, вступающего во взрослую жизнь.

               Цель программы: изучение на произведениях литературы катастрофы еврейского народа как трагедии всего человечества.

    Задачи:

    - раскрытие сущности Холокоста, причин, истории  и последствий  его возникновения;

    - освоение текстов литературных произведений о Холокосте в единстве формы и содержания, расширение основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

    - закрепление умений чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;

    - воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, нетерпимого ко всякому проявлению зла и насилия.

               Место курса в учебном плане школы:

               Настоящая программа дополняет авторскую учебную программу по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ автор-составитель Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев, Москва «Русское слово», 2009 и рассчитана на 17 часов         в 11 классе (I полугодие – 1 час в неделю).

    Программа помогает подготовиться к Государственной итоговой аттестации по русскому языку (в формате ЕГЭ) и литературе (выпускное сочинение).

               Методологической основой программы является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, и текстоцентрический принцип, позволяющий решать проблему неформального понимания текста.

               На каждом занятии заполняется интерактивная карточка по изучаемому произведению, и из них постепенно составляется «Банк аргументов для написания сочинения».

              

     Курс «Холокост  в отечественной и зарубежной литературе  как глобальная проблема человечества   обеспечивает развитие личности на разных уровнях:

    личностном – это находит отражение в интерпретационной и оценочной деятельности читателя-одиннадцатиклассника, в формировании гражданской позиции, в формировании толерантной личности;

    метапредметном – что выражается в поиске и обработке разной информации, в умении продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

    предметном – что отражается в расширении круга чтения, в умении анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации, в способности выявлять в текстах художественные образы, темы и проблемы и выражать отношение к ним в развёрнутых аргументированных высказываниях.

    Содержание элективного курса

    Раздел I. Холокост в прозе (11 часов)

    Тема 1.  Введение. Холокост в отечественной и зарубежной литературе.

    Обсуждение заранее просмотренного фильма «Мальчик в полосатой пижаме». Понятие «Холокост». Просмотр документального фильма «8 тактов забытой музыки». Статья Бориса Дорфмана «Танго смерти».

    Теория литературы: экранизация художественного произведения, статья как публицистический жанр.

    Тема 2. Сергей Смирнов. «Брестская крепость».

            Знакомство с писателем. Повесть «Брестская крепость» - правда о легендарной обороне  Брестской  крепости  (1941г.), о драматических судьбах её героических защитников в боях, в плену и в застенках, уничтожении европейских евреев в лагерях смерти на территории Польши. Глава «Мальчик из Бреста». История Романа Левина и его спасительницы Флории Будишевской.

            Теория литературы: документальная повесть как жанр; очерк.

    Тема 3. Анатолий Рыбаков. «Тяжёлый песок».

            Краткая биография писателя. Роман «Тяжёлый песок» - история еврейской семьи как история всего народа, история поломанных судеб и несбывшихся мечтаний, история предательства и мужества. Тема Дома в литературе о Холокосте.

            Теория литературы: литературные реминисценции; центральная тема произведения; цензура.

    Тема 4. Василий Гроссман. «Жизнь и судьба».

    Краткая биография писателя. Роман «Жизнь и судьба» - одна из величайших книг двадцатого столетия. Геноцид евреев, Холокост как одна из главных тем романа. Противостояние природной доброты человека и внушаемой ему государством ненависти к врагам. Выбор между соучастием в уничтожении других людей и собственной смертью. Философский смысл названия произведения.

               Теория литературы: дилогия; роман-эпопея; проблематика, сюжет, композиция; тема, идея.

    Тема 5. Джек Майер. «Храброе сердце Ирены Сендлер».

    Удивительная история о подвиге, совершённом во время Холокоста, и о том, как этот подвиг изменил жизни трех школьниц в современном Канзасе. Праведники народов мира. Исторический подвиг.

               Теория литературы: историзм произведения и вымысел.


    Тема 6. Мария Рольникайте. «Я должна рассказать».

    Знакомство с писателем. Повесть как память о Вильнюсском гетто, о концлагерях, о массовой гибели еврейского народа, стойкости духа заключенных и жестокости нацистов.

              Теория литературы: документальная литература; биография, мемуары, дневниковые записи.

    Тема 7. Эли Визель. «Ночь. Рассвет. День».

    Знакомство с писателем. Повесть «Ночь». Восприятие, оценка, толкование произведения. Взаимоотношения человека и Бога. Философские мотивы произведения.

    Теория литературы: трилогия; мемуары.

    Тема 8. «Чёрная книга» (под редакцией И.Эренбурга и В.Гроссмана)

    «Чёрная книга» — сборник документов и свидетельств очевидцев о преступлениях против еврейского народа на территории СССР и Польши в годы Холокоста, а также об участии евреев в сопротивлении против нацистов во время Второй мировой войны. Композиция книги, авторский коллектив, история создания. Статья «Треблинский ад» как исторический документ.

    Теория литературы: письма, дневники, застенографированные рассказы и показания свидетелей и очевидцев, очерк.

    Тема 9. «Передайте об этом детям вашим…»

    «Передайте об этом детям вашим… История Холокоста в Европе 1933—1945» как исторический сборник материалов о Холокосте, созданный в рамках проекта «Живая история» по инициативе правительства Швеции. Философские размышления о связи времён и поколений. Библия, Ветхий Завет.

    Теория литературы:  литературные реминисценции, историческое произведение.

    Тема 10. Анатолий Кузнецов. «Бабий Яр»

    Краткая биография писателя. «Бабий Яр» А. Кузнецова как  документальный роман. "Все в этой книге - правда". Проблема исторической памяти и забвения, нравственной стойкости человека. Проблема выбора.  Государство и свобода личности.  Жизнь в оккупации.                                                                                                                                            

    Теория литературы: документальный роман.

    Тема 11. Сборник «Дети военной поры».

    Обзор сборника с изучением отдельных произведений. Очерк Э. Максимовой. «Песок Саласпилса». Открытое письмо Л. Очаковской «Не хочу, чтоб была война».

    Теория литературы: жанры публицистической и мемуарной литературы.

    Раздел II. Холокост в поэзии (4 часа)

    Тема 1. Наум Коржавин. «Дети в Освенциме», Анатолий Берлин. «Циклон «Б»». Десанка Максимович. «Кровавая сказка».

    Холокост и дети: «Всем погибшим и нерождённым детям посвящаю».  Литература и музыка: песня «Последний урок» (музыка: Я.А. Френкель, слова: В.Лифшиц).                                    

    Теория литературы: лиро-эпическое произведение.

    Тема 2. Пауль Целан. «Фуга смерти». Владислав Броневский. «Освенцим». Илья Сельвинский. «Я это видел».

    История создания произведений. Тема, идея, проблематика. Автор как очевидец описанных событий.

    Теория литературы:  средства речевой выразительности, проблематика произведения.

    Тема 3. Евгений Евтушенко. «Бабий Яр». Илья Эренбург. «Бабий Яр». Лев Озеров. «Бабий Яр».

    Восприятие, оценка, толкование. Проблема исторической памяти. Гуманизм, обличение антисемитизма в его любом виде. Реакция властей, коллег, общественности на публикации произведений. «Космополитизм». Литература и музыка: симфония (№13) Шостаковича «Бабий Яр». Опыт сопоставительного анализа поэтических текстов.

     Теория литературы: поэма, стихотворение как жанр литературы, сравнительный анализ.

    Раздел III. Холокост в региональной литературе (1 час)

    Изучаются произведения о Холокосте региональных авторов – по выбору учителя и учащихся.

    Брянская область:

    Е.А.Иванова. «Вызывая огонь на себя: положение евреев при «новом порядке» гитлеровских оккупантов в 1941-1943 гг.»

    Свидетельства очевидцев: особенность восприятия. Биография Е.А. Ивановой как пример самоотверженного труда исследователя.

    «Память, говори… Евреи Брянщины в годы войны и мира (начало XX века – 60-е годы XX века). Очерки, статьи, воспоминания.

    Раздел IV. Обобщение изученного (1 час)

    Подведение итогов работы, защита коллективных и индивидуальных творческих проектов.

    Учебно-тематический план

    Наименование раздела, темы

    Всего часов

    Форма занятия

    Форма контроля результата

    I.

    Раздел I. Холокост в прозе                                            

    11

    1.

    Введение. Холокост в отечественной и зарубежной литературе

    1

    Лекция-диалог, эвристическая беседа

    Работа с текстом, написание статьи о фильме, возможный проект «Фильмы о Холокосте, которые я посоветовал бы посмотреть другу»

    2.

    Сергей Смирнов. «Брестская крепость»

    1

    Урок-практикум

    Работа с текстом, индивидуальные задания

    3.

    Анатолий Рыбаков. «Тяжёлый песок»

    1

    Урок-практикум

    Работа с текстом, возможный проект «Тема Дома в литературе о Холокосте»

    4.

    Василий Гроссман. «Жизнь и судьба»

    1

    Урок-практикум

    Работа с текстом, групповые задания

    5.

    Джек Майер. «Храброе сердце Ирены Сендлер»

    1

    Урок-практикум

    Работа с текстом, возможный проект «Праведники народов мира»

    6.

    Мария Рольникайте. «Я должна рассказать»

    1

    Урок-семинар

    Работа с текстом, возможный проект «Гетто в Почепе»

    7.

    Эли Визель. «Ночь. Рассвет. День»

    1

    Урок-практикум

    Работа с текстом, написание отзыва на произведение

    8.

    «Чёрная книга» (под редакцией И.Эренбурга и В.Гроссмана)

    1

    Урок-семинар

    Работа с текстом, групповые задания, возможный проект «Книги о Холокосте, которые я посоветовал бы прочитать другу»

    9.

    «Передайте об этом детям вашим…»

    1

    Урок-семинар

    Работа с текстом, написание рецензии на произведение

    10.

    Анатолий Кузнецов. «Бабий Яр»

    1

    Урок-практикум

    Работа с текстом, групповые задания

    11.

    Сборник «Дети военной поры»

    1

    Урок-семинар

    Работа с текстом, написание обращения к народам мира «Не хочу, чтобы была война!», возможный проект «Рецензия на сборник произведений о Холокосте «Опечатанный вагон»»

    II.

    Раздел II. Холокост в поэзии

    4

    1.

    Наум Коржавин. «Дети в Освенциме», Анатолий Берлин. «Циклон «Б»». Десанка Максимович. «Кровавая сказка»

    1

    Урок-исследование, творческая лаборатория

    Работа с текстом, написание стихотворения

    2.

    Пауль Целан. «Фуга смерти». Владислав Броневский. «Освенцим». Илья Сельвинский. «Я это видел»

    1

    Урок-исследование, творческая лаборатория

    Работа с текстом, письменный анализ стихотворения (по выбору)

    3.

    Евгений Евтушенко. «Бабий Яр». Илья Эренбург. «Бабий Яр». Лев Озеров. «Бабий Яр» - сопоставительный анализ

    2

    Урок-исследование, творческая лаборатория

    Работа с текстом, написание эссе «Забыть нельзя  помнить»

    III.

    Раздел III. Холокост в региональной литературе

    1

    Урок-семинар

    Работа с текстом, возможный проект «Мои земляки о Холокосте»

    IV.

    Раздел IV. Обобщение изученного

    1

    Литературная гостиная

    Защита проектов

               Итого:

    17

    Используемая литература:

    1. Сергей Смирнов. «Брестская крепость». Москва, «Раритет», 2000.
    2. Анатолий Рыбаков. «Тяжёлый песок». АСТ, Астрель, 2011.
    3. Василий Гроссман. «Жизнь и судьба». Части 1-2, «Директ-Медиа», «ИД Комсомольская правда», 2015 г.
    4. Джек Майер. Храброе сердце Ирены Сендлер.  «Издательство «Эксмо», 2014.
    5. Мария Рольникайте. «Я должна рассказать». Издательство Гонзо; 2013 г.
    6. Эли Визель. «Ночь. Рассвет. День». Издательство: М.: Олимп, 1993 г.
    7. «Чёрная книга» (под редакцией И.Эренбурга и В.Гроссмана). Издательство: Иерусалим: Тарбут, 1980 г.
    8. «Передайте об этом детям вашим…». Автор: Стефан Брухфельд, Пол Левин. Издательство: «ТЕКСТ», 2000 г.
    9. Анатолий Кузнецов. «Бабий Яр». Издательство: АСТ, 2014 г.
    10. Сборник «Дети военной поры». /Сост. Э. Максимова. - М. : Политиздат, 1984 г.
    11. Наум Коржавин. «Дети в Освенциме», Анатолий Берлин. «Циклон «Б»». Десанка Максимович. «Кровавая сказка» - http://rupoem.ru/korzhavin/muzhchiny-muchili-detej.aspx

    http://www.stihi.ru/2016/05/04/1821

    http://vetarsabalkana.com/glava_9_11

    1. Пауль Целан. «Фуга смерти». Владислав Броневский. «Освенцим». Илья Сельвинский. «Я это видел» -

    http://www.stihi.ru/2003/12/03-1060

    http://len-grib.narod.ru/bron.html

    http://rupoem.ru/selvinskij/mozhno-ne-slushat.aspx

    1. Евгений Евтушенко. «Бабий Яр». Илья Эренбург. «Бабий Яр». Лев Озеров. «Бабий Яр» -

    http://www.proza.ru/2012/08/17/363

    http://rupoem.ru/erenburg/k-chemu-slova.aspx

    http://abzac.org/?p=22807

    1. Елена Иванова. «Вызывая огонь на себя: положение евреев при «новом порядке» гитлеровских оккупантов в 1941-1943 гг.». Составители: И.А.Альтман, Л.Я.Терушкин, Е.В.Тестова, Москва, Центр «Холокост».
    2. Холокост в русской литературе: сборник уроков и методических рекомендаций. /Сост.: И.А. Альтман, А.Е.Гербер, Д.В.Прокудин, Москва, Центр и Фонд «Холокост», изд. «МИК», 2006.
    3. Русская литература о Холокосте. Хрестоматия для учащихся. /Редактор выпуска: И.А.Альтман. Научно-просветительный центр «Холокост», Москва, 1997
    4. «Память, говори… Евреи Брянщины в годы войны и мира (начало XX века – 60-е годы XX века). Очерки, статьи, воспоминания. Брянск, 2014


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа элективного курса "Современный отечественный литературный процесс" для 10 класса

    Рабочая программа составлена на основе  авторской программы Т.Г.Кучиной, канд. филол. наук, доцента, зав. кафедрой иностранных языков и литератур Ярославского ГПУ им. К.Д.Ушинского «Современный о...

    Программа элективного курса "Великая Отечественная война. Люди и судьбы"

    Элективный курс «Великая Отечественная война. Люди и судьбы.» включает материал, выходящий за рамки школьного учебника. Он содержит не только общие сведения о ходе войны, но и показывает, как эти собы...

    Рабочая программа элективного курса «Технология написания сочинения по литературе». 11 класс

    Рабочая программа рассчитана на 17 часов (по 1 часу в неделю), программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля. ...

    Рабочая программа по кружку "Курс страноведения и зарубежной литературы"

    По содержательной и тематической направленности программа является языковой, по функциональному предназначению – досуговой, учебно-познавательной; по форме организации —кружковой....

    Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по литературе»

    Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по литературе»...

    ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

    Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, Поскольку элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может...

    19.05, 22.05. ПК1, МЖКХ1. История. НЭП: сущность, причины, последствия

    Задание1. Изучить материал учебника, стр. 224-2312. Ответить на вопросы:   -    Причины новой экономической политики   -   Мероприятия НЭПа   -  ...