Программа элективного курса по истории "История в лицах".
элективный курс (история, 9 класс) по теме

Варкова Eлена Викторовна

Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на гуманитарный и социально-экономический профили. Содержание учебного  материала программы соответствует целями предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся.Роль данного курса в образовательном процессе состоит в обеспечении условий для формирования умения исторического подхода к событиям.

    В ходе изучения данной программы учащимся предстоит сделать выводы о роли личности и народных масс в истории. Учащиеся должны сделать вывод о связи между неудачами реформ и социальными потрясениями в обществе. При  построении данного элективного курса была сделана попытка найти оптимальный для познавательных возможностей учащихся 9 класса подход к освещению проблем отечественной истории начала ХХ века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Элективный курс "Символы России".31.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Умётская средняя общеобразовательная школа имени Героя Социалистического Труда П.С. Плешакова

(Сулакский филиал)

Рассмотрено и рекомендовано

к утверждению МС школы

Протокол № 5 от «7» июня_2013г.

Утверждена приказом образовательного учреждения

№ от 330 _от  «23» августа _2013г.

Программа элективного  курса

по истории

9 класс

 «История в лицах»

на 2013-2014 уч.год.

Пояснительная записка

Цели и категории учащихся:                                          

   Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на гуманитарный и социально-экономический профили. Содержание учебного  материала программы соответствует целями предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся.

   Актуальность программы объясняется тем, что рассматриваются противоречия между высоким уровнем развития промышленности и отсталостью сельского хозяйства страны, характерным для России ХХ века.

Общими  принципами отбора содержания материала программы являются:

-системность;

-объективность;

-целостность;

-доступность для учащихся основной школы;

 -реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 8 часов (одна четверть учебного года).

Полнота содержания - программа содержит все сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.

Инвариантность содержания - программа применима для различных групп школьников, что достигается обобщённостью включенных в неё знаний, их отбором в соответствии с задачами предпрофильного обучения, модульным принципом построения.

Практическая направленность содержания-содержание обеспечивает гражданскую компетентность и зрелость в плане выбора профиля обучения.

Систематичность содержания обеспечивается логикой развёртывания учебного содержания.

Реалистичность программы выражается в том, что она может быть изучена за 8 часов

Место курса «История в лицах» -для учащихся 9-х классов с ориентацией на социально - экономический профиль в системе школьного исторического образования.

    Предлагается образовательный курс в объёме 8 часов, который изучается в первом полугодии 9 класса один раз в неделю. Данный образовательный курс является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый уровень, обеспечивает интеграцию необходимой информации исторического, экономического, политологического, социального характера.

Цели, задачи, образовательные результаты курса.

    Роль данного курса в образовательном процессе состоит в обеспечении условий для формирования умения исторического подхода к событиям.

    В ходе изучения данной программы учащимся предстоит сделать выводы о роли личности и народных масс в истории. Учащиеся должны сделать вывод о связи между неудачами реформ и социальными потрясениями в обществе. При  построении данного элективного курса была сделана попытка найти оптимальный для познавательных возможностей учащихся 9 класса подход к освещению проблем отечественной истории начала ХХ века.

Конкретные задачи курса.

Данный курс должен обеспечить реализацию следующих задач исторического образования учащихся основной школы:

-обеспечить учащихся соответствующей информацией о реформах России начала ХХ века;

-выявить более достоверную ситуацию в России  начала ХХ века, которая привела к революционным потрясениям;

-расширить представления учащихся о ходе исторического процесса и о роли личности в истории;

-продолжить привитие навыков и умений самостоятельно работать с историческими событиями, умений делать сравнительные таблицы, выдвигать свои версии и отстаивать позиции;

-способствовать формированию у школьников системы ценностей, базирующейся на гражданственности, чувстве сопричастности к судьбе Родины и ответственности за неё.

Предполагаемые результаты изучения курса

Данный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся по истории России, призван помочь учащимся усвоить исторические факты, события, термины, даты, расширяющие базовые знания учащихся основной школы. Данный курс также должен повысить интерес у учащихся к истории ХХ века.

Методы преподавания и обучения.

В основу выбора методов обучения по данному курсу положены цели и задачи курса.

  1. В области предметной компетенции используются  следующие методы:

   словесные, практические, аналитико-синтетические, индуктивного изложения и организации самостоятельной             учебной деятельности.

  1. В области коммуникативной компетенции учащимся необходимо овладеть формами проблемной коммуникации, умением давать личную оценку исторической личности и исторической ситуации эпохи начала ХХ века в России, умением выслушать и понять другую точку зрения, умением отстаивать свою позицию.
  2. В области социальной компетенции учащиеся овладевают основными типами социальных взаимодействий, хорошо продуманный план коллективной проектной деятельности и его частичная реализация способствуют более быстрой адаптации учащихся к проведению содержательного разговора на занятии.

Учебно-тематический план

№ урока

Наименование

Всего часов

1

Введение. Россия на пороге ХХ века.

1

2

Трудности и противоречия развития России в начале ХХ века.

1

3

Реформаторы России начала ХХ века. Характеристика личностей.

1

4

Основные положения идей реформаторов начала ХХ века.

1

5

Реформаторы и власть.

1

6

Результаты реформ и отношение к ним общества.

1

7

Трагедия российского реформаторства.

1

8

Обобщение

1

Содержание программы «История  в лицах»

Урок 1.

Введение. Россия на пороге ХХ века.

Анализ тенденций социального, экономического и политического развития. Перспективы развития России и политические альтернативы.

Цель: сформировать представления об основных показателях развития страны в начале ХХ века, сравнить их с показателями ведущих государств мира, определить важнейшие задачи, стоявшие перед Россией в начале ХХ века.

Следует обратить внимание учащихся на преемственность и непрерывность развития русской истории в ХIХ и ХХ вв. На уроке учащиеся обобщают свои знания о геополитическом положении России, определяют этнический и сословный состав страны. Проанализировав экономическое, социальное, политическое развитие страны, учащиеся под руководством учителя делают вывод, что процесс реформ был необходим стране.

Вводный урок можно провести в форме лекции с элементами беседы, практикума. Просмотр CD  «Данилов А.А. История России в ХХ веке.»

Урок 2.

Трудности и противоречия развития России в начале ХХ века.

Цель: доказать противоречия между высоким уровнем развития промышленности и отсталостью сельского хозяйства страны, определить роль государства в процессе модернизации страны, выяснить важнейшие противоречия процесса модернизации политического строя России, показать влияние социальных изменений на рост социального недовольства. Определяя уровень социально-экономического развития, необходимо показать интерес России к привлечению иностранного капитала. Перед учащимися ставится проблемный вопрос:-Почему исторические изменения в России породили духовную дифференциацию российского общества?

Проводится сравнение по проблеме: Россия реформируемая и Россия, не желающая реформ, где в качестве консервативных взглядов приводятся политические взгляды К.П.Победоносцева.

Урок можно провести как урок – практикум «Рассмотрение различных версий перспектив развития России».

Урок 3.

Реформаторы России начала ХХ века. Характеристика личностей.

Цель: сформировать представления у учащихся о личностях Витте, Святополк-Мирского, Столыпина, показать их роль в исторической судьбе России.

- С.Ю.Витте. Жизненный путь.

-«Недолгая весна» Святополка-Мирского.

-П.А.Столыпин – человек, семьянин, политик, реформатор.

Личностные характеристики реформаторов.

Урок проводится как семинар-исследование с элементами сообщений. Составляется памятка для характеристики и оценки исторического деятеля.

Урок 4.

Основные положения идей реформаторов начала ХХ века.

Цель: показать наличие реформаторских сил России в начале века, дать подробную характеристику предполагаемых программ реформаторов.

С.Ю.Витте:

-денежная реформа;

-идеи «винной монополии»;

-сторонник привлечения иностранных капиталовложений.

П.Д. Святополк-Мирский:

-власть, общество, доверие;

-сотрудничество верховной власти с земствами;

-меры в области государственного переустройства.

П.А.Столыпин:

-курс «Порядок и реформы»

-основные реформы

-положения аграрной крестьянской реформы (хутор, отруб, Крестьянский банк).

Обобщая основные направления предлагаемых реформ, отметить их общие и особенные черты.

Урок 5.

Реформаторы и власть.

Цель: дать характеристику внутренней политики Николая II, показать её противоречивость, сформировать представления о связи первых шагов Николая II  как императора с его воспитанием и убеждениями.

На уроке прослушиваются сообщения о Николае II  как о личности и о государе.

На обсуждение в классе выносятся вопросы:

- Николай II и правительство;

-Император Всероссийский и отношение к нововведениям;

-проблемы русской действительности и необходимость реформ;

-непонимание им и окружением необходимости реформ.

Урок рекомендуется провести как урок-диспут с поставленным проблемным вопросом-Можно ли было ликвидировать или смягчить недостатки реальной жизни, реформируя государственный аппарат путём привлечения в него умелых, деятельных администраторов.

Урок 6.

Результаты реформ и отношение к ним общества.

Цель: подробно проследить проведение реформ, показать к ним отношение отдельных слоёв населения: дворян. Буржуазии, крестьянства, рабочих.

На уроке обсуждаются вопросы:

-Менялся ли облик России в связи с началом реформ?

-Были ли  исторические перспективы предложенных начинаний?

-Почему реформы встретили много противников?

Урок проводится в форме семинара.

Урок 7.

Трагедия российского реформаторства.

Цель: сформировать представление у учащихся о соотношении «лидера-реформатора» и «масс», показать роль личности в истории.

Вопросы для обсуждения:

-Можно ли было избежать революции при результативном осуществлении реформ?

-Оппозиционные настроения. Переход к революционным выступлениям.

-Почему властям не удалось предотвратить революционный взрыв?

Рекомендуемая форма проведения урока - комбинированный урок с тестовыми заданиями и написанием эссе.

Урок 8.

Обобщение.

Причины неудач реформаторов.

Трагедия реформаторов - трагедия общества.

Переход к революционным выступлениям. Мораль власти и ответственность за реформы.

Кто виноват?

Цель: обобщить знания учащихся о результатах реформ в России в начале ХХ века, показать влияние их невозможности осуществления на революционные потрясения России, сравнить содержание реформ начала ХХ века с соответствующей политикой сегодняшнего руководства страны.

Обобщающее занятие целесообразно провести в форме круглого стола.

Литература

  1. Алфёрова И.В. Данилов А.А. История России в портретах политических и государственных деятелей.-Брянск: «Грани»,1995
  2. Польский М.П. Зырянов А.Н. «Пётр Столыпин: политический портрет». Журнал «История Отечества» №1, 1994-С 207-2013
  3. Справочник школьника. 5-11 классы. М.:АСТ-ПРЕСС, 2000
  4. Тимофеев А.С. История в таблицах и схемах. Изд-во «Виктория плюс», 2005

Календарно-тематическое планирование элективного курса, 9 класс


п/п

Тема урока

Тип урока

Количество часов

Элементы содержания

Вид контроля

Дата проведения план

Дата проведения факт

1

Введение. Россия на пороге  ХХ века.

Вводный урок-лекция

1

 Социальное ,экономическое и политическое развитие России в начале ХХ века.

Работа с документами

2

Трудности и противоречия развития России в начале ХХ века.

Лекция

1

Роль государства в процессе модернизации страны.

Сравнение политических взглядов

3

Реформаторы России начала ХХ века. Характеристика личностей.

Лекция

1

Знакомство с биографиями С.Ю.Витте, П.А. Столыпина, П.Д. Святополк-Мирского.

Вопросы

4

Основные положения  идей реформаторов начала  ХХ века.

Практикум

1

Характеристика программы С.Ю. Витте:-денежная реформа;-идеи   винной  монополии. П.Д.Святополк-Мирского-сотрудничество верховной власти с земствами-меры в области государственного переустройства. Основные реформы П.Д. Столыпина.

Сообщения  учащихся


5

Реформаторы и власть.

Диспут

1

Характеристика внутренней политики Николая II

Сообщения учащихся.

6

Результаты реформ и отношение к ним общества .

Семинар

1

Проведение реформ и отношение к ним отдельных слоёв общества.

Вопросы.

7

Трагедия российского реформаторства

Комбинированный

1

Почему властям не удалось предотвратить революционный взрыв?

Эссе

8

Обобщение.

Круглый стол

1

Тесты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа элективного курса "История России в лицах"

Элективный курс "История России в лицах X-XVIII вв." для 10 класса, расчитан на 35 часов в год.Курс освещает исторические персоналии российской истории и их роль в исторической судьбе нашей страны....

Элективный курс "История России в лицах. XX-начало XXI века".

Актуальность элективного курса «История России в лицах. XX-начало XXI века» состоит в том, что учащиеся должны понимать роль личности в истории. Учащиеся должны уметь описывать биографии обществ...

программа элективного курса по физике для 9 класса "История физики в лицах"

Данная программа рассчитана на 12 часов. По этой программе обучающиеся знакомятся с историей развития физики и вкладом ученых  в ее развитие, предназначена для расширения кругозора обучающихся, д...

Программа элективного курса по истории для 9-х класса: История России в лицах.

Пояснительная запискаРабочая программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса. Программа курса разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными поло...

Рабочая программа элективного курса "Экономика в лицах"

Рабочая программа элективного курса "Экономика в лицах...

Программа элективного курса по истории "Великая Отечественная война в лицах"

Данная программа предлагается для обучающихся 9 класса. В учебной программе часов на изучение Великой Отечественной войны отводится немного. Поэтому дополнительный материал в виде элективного курса до...

Программа элективного курса "История XX века в лицах"

Программа данного элективного курса рассчитана для учащихся 11 класса...